Глава 19. Оценка результатов исправления осуждённых
Воспитательная работа в ИУ является одним из основных средств исправления осуждённых (ст. 9 УИК РФ). Под её эффективностью следует понимать её действенность, результативность, способность обеспечить достижение главной цели уголовно-исполнительного законодательства – исправление осуждённых (ст. 1 УИК РФ).
Говоря об эффективности воспитательной работы в ИУ, необходимо рассматривать достигнутые результаты, которые характеризуют личность в её отношениях к обществу, к коллективу сотрудников и осуждённых, к труду, к самому себе, к проводимым воспитательным мероприятиям. По этим отношениям можно судить об уровне сформированности важнейших личностных качеств осуждённого[147].
Поскольку целью воспитательного процесса в местах лишения свободы является устранение, переориентация негативных качеств личности осуждённого и привитие ему положительных, необходимых для полезной трудовой деятельности на свободе, эту цель следует рассматривать как ожидаемый идеальный результат воспитательной работы с лицами, отбывающими срок наказания. Этот результат находит своё выражение в воспитанности осуждённых.
Воспитанность в педагогическом смысле – комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у неё общественно значимых качеств: патриотизма, интернационализма, коллективизма, целеустремлённости, дисциплинированности, честности, добросовестного отношения к труду, ответственности, принципиальности, активности, гуманности, стремления к физическому совершенству, уровня общей культуры[148].
Воспитанность осуждённого проявляется в его поведении, в поступках и делах, в высказываниях, в отношении к окружающей действительности. Это качество во многом представляет выражение результатов воспитательной работы, что и позволяет судить об её эффективности.
В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством определены три группы мер поощрения осуждённых, каждая из которых соответствует определённой степени их исправления:«положительно характеризующиеся»; «осуждённые, которые для своего исправления не нуждаются в полном отбывании назначенного судом срока наказания»; «признаются злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания»[149].
При определении названных степеней исправления осуждённых необходим критерий оценки их поведения.
Критерий (от греч. «средство для суждений», «отличительный признак») – признак, на основании которого производится оценка чего-либо; мерило; условная принятая мера, позволяющая произвести изменение предмета и на основании этого дать ему оценку[150]. Критерий оценки выступает в роли нормы, служит как бы идеальным образцом, эталоном и выражает высший, наиболее совершенный уровень изучаемого явления. Сравнивая с ним реальные явления, устанавливается степень их соответствия, приближение к норме, к идеалу. Следовательно, чтобы судить об эффективности воспитательной работы в ИУ, необходимо определить основные критерии исправления осуждённых, которые должны отвечать таким требованиям, как непротиворечивость (согласованность), сравнимость, объективность, оперативность, комплексность, нормативное закрепление[151].
Критерий исправления – это мерило, при помощи которого решается вопрос о признании осуждённого полностью или частично исправленным[152]. Система критериев исправления осуждённых включает в себя систему отношения осуждённых: к окружающей действительности; общественно полезному труду; коллективу осуждённых, персоналу; законам, требованиям режима отбывания наказания; совершённому преступлению и назначенной судом мере наказания; обучению; воспитательным мероприятиям; самому себе, своим личным качествам, своему настоящему и будущему.
Таким образом, критерии исправления представляют собой единство качественных и количественных показателей воспитательной работы в ИУ.
При оценке эффективности воспитательной работы с осуждёнными необходимо определение двух самостоятельных групп обобщающих показателей: одна должна отражать деятельность администрации, сотрудников ИУ, направленную на достижение намеченной цели; другая – характеризовать уровень и качество отношения осуждённых к определённому виду деятельности во время отбывания наказания[153].
Группа показателей, раскрывающих организационную работу администрации, сотрудников ИУ по воспитательной работе с осуждёнными, должна включать коэффициенты выполнения организационных мероприятий, связанных с правовым воспитанием, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работой, индивидуальной воспитательной работой, привлечением общественности к воспитательной работе в ИУ, закреплением результатов исправления осуждённых, подготовкой осуждённых к освобождению, их трудовым и бытовым устройством и др. Оценочные показатели этой группы должны объективно отражать количество (в сравнении с планом работы) и качество проводимых мероприятий в отряде и в масштабе учреждения[154].
Вторая группа оценочных показателей отражает поведение, отношение осуждённого, коллектива осуждённых, отряда, колонии к направлениям, формам, методам, средствам, принципам, комплексу мероприятий воспитательной работы в учреждении.
Важнейшим показателем результативности воспитательной работы в ИУ является уровень рецидивной преступности лиц, освобождённых из мест лишения свободы. Безусловно, на уровень рецидивной преступности иногда влияют факторы, не зависящие от деятельности ИУ. Тем не менее, воспитательный процесс в местах лишения свободы должен быть организован так, чтобы осуждённые могли преодолеть любые трудности, встречающиеся на свободе, в период их ресоциализации.
Рассмотренные критерии оценки эффективности воспитательной работы с осуждёнными в ИУ в определённой мере составляют своеобразную программу изучения уровня исправления осуждённых, уровня формирования и развития у них важнейших положительных качеств личности. Вместе с тем, критерии служат конкретным задачам повышения эффективности воспитательной работы в ИУ, реализация которых содействует решению главной задачи, стоящей перед органами, исполняющими наказание[155].
Глава 20. Закрепление результатов исправления осуждённых
Добиться положительных результатов по исправлению педагогически запущенной личности осуждённого возможно лишь при целенаправленном, непрерывном воспитательном воздействии на него как в местах лишения свободы, так и после освобождения.
Всестороннее знание личности освобождаемых из ИУ позволяет администрации, сотрудникам мест лишения свободы организовать эффективную работу по подготовке осуждённых к освобождению.
Подготовку осуждённых к освобождению следует понимать в широком и узком смысле слова. В широком смысле подготовка к освобождению – это комплекс мер, проводимых в период отбывания наказания и направленных на облегчение адаптации осуждённых в условиях жизни на свободе в целях предупреждения с их стороны новых преступлений и приобщения к честной трудовой жизни. Подготовка к освобождению в узком смысле выступает как непосредственная работа с конкретным лицом, предусматривающая психологическую подготовку осуждённого к освобождению, оказание ему помощи в восстановлении полезных социальных связей, решение вопросов бытового и трудового устройства, пополнение знаний освобождаемого о действующем законодательстве, особенно тех нормативных актов, которые регламентируют порядок оформления прописки, устройства на работу, а также изменения в условиях общественной жизни, которые произошли в период его изоляции от общества[156].
Подготовка осуждённых к освобождению предусматривает три этапа. Первый этап – проведение занятий в школе подготовки к освобождению. Занятия в школе способствуют получению освобождаемыми правовых знаний, необходимых при решении вопросов бытового и трудового устройства и т. д. Обеспечивают психологический настрой к предстоящей резкой перемене окружения, переходу к условиям жизни на свободе. Такая школа создаётся в ИУ и утверждается приказом начальника учреждения. Школа комплектуется осуждёнными, которым до отбытия срока наказания остаётся шесть месяцев. Группы формируются по 25-30 человек в каждой. При формировании групп учитывается характер совершённых преступлений, степень исправленности, устойчивость социально полезных связей. Занятия проводятся не реже 1-2 раз в месяц наиболее подготовленными сотрудниками частей и служб учреждения, которые по роду своей профессиональной деятельности и компетентности имеют отношение к изучаемой проблеме.
Формой учётной документации занятий в школе является специальный журнал, в котором указываются: фамилия, имя, отчество учащегося, оставшийся срок наказания, дата зачисления в школу, какие темы изучены, посещаемость, активность на занятиях. Посещение школы освобождающимися является обязательным, активность учащихся отражается в характеристиках, составляемых на каждого освобождаемого. Примерная тематика занятий школ подготовки осуждённых к освобождению предусматривает темы, освещающие вопросы правовых и моральных норм граждан, а также специфические вопросы, которые приходится решать лицам, освобождённым из мест лишения свободы[157].
Занятия в школе направлены на формирование у лиц, отбывающих наказание, установки на закрепление результатов исправления, готовности к преодолению трудностей, которые могут встретиться на свободе.
Второй этап – групповая и индивидуальная подготовка осуждённых к освобождению, которая проводится в отрядном звене непосредственно начальником отряда. На данном этапе начальник отряда проводит индивидуальные беседы с осуждёнными, уточняет их планы на будущее, выясняет взаимоотношения с родителями и близкими родственниками (по возможности встречается с ними или пишет письма); контролирует посещаемость и активность учащихся в школе подготовки освобождающихся; привлекает к работе членов совета воспитателей; решает вопросы, касающиеся труда и быта подопечного на свободе; для психологической подготовки осуждённых привлекает к работе психолога. За один-два дня до освобождения начальник отряда проводит индивидуальную беседу с каждым из освобождающихся, даёт наказ[158].
Третий этап – организация работы в течение первого года после освобождения по закреплению результатов воспитательного воздействия на осуждённого в ИУ. Этот этап по-разному называют и учёные, и практики: период социальной адаптации; реадаптации, реабилитации; ресоциализации. В этот период оказывается материальная помощь освободившимся из ИУ, даются практические советы по вопросам жизненного устройства.
Действенное воспитательное воздействие на лиц, освободившихся из мест лишения свободы, определяется в первую очередь преемственностью процесса воспитания, знанием личности воспитуемого. Закрепление результатов исправления возможно лишь тогда, когда бывший осуждённый подготовлен к восприятию комплекса воспитательных мероприятий в новых условиях.
Преемственность воспитательного воздействия важна на всех этапах отбывания наказания осуждёнными. Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе преемственность означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации, а также всю совокупность действия традиций. Преемственность в организации воспитательного процесса с осуждёнными – это система взаимосвязанных воспитательных воздействий на лиц, отбывающих наказание, осуществляемая личным составом, коллективами сотрудников уголовно-исполнительной системы на основе знания личности воспитуемого, опыта воспитательной работы с ним с целью закрепления достигнутых результатов исправления и дальнейшей ресоциализации[159].
Решение задачи преемственности повышает результативность воспитательного воздействия, предупреждает возвращение бывших осуждённых в ИУ. Преемственность обеспечивает непрерывность воспитательного процесса, закрепляет уже достигнутые результаты исправления.
В ходе реализации преемственности и непрерывности воспитательного процесса, закрепления его результатов возникает множество проблем. Важнейшей из них является проблема ресоциализации молодых людей, отбывших наказания в виде лишения свободы. Для решения обозначенной проблемы следует отметить, что ресоциализация– это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие изменения социального статуса, например, освободившихся из мест лишения свободы. Однако дело в том, что у большинства молодых преступников до осуждения не существовало социально полезных связей. Они ограничивались связями внутри девиантных групп и общностей. В этом случае восстанавливать нечего, надо создавать новое. Данный процесс далеко не всегда протекает гладко и безконфликтно. Освобождённому приходится преодолевать многочисленные препятствия, как внутренние, субъективные, так и внешние, от него не зависящие. Таким образом, следует обратить внимание на решение проблем социального характера, таких как трудоустройство, обеспечение жильём, установление нормальных отношений с семьёй, трудовым коллективом. Для этого необходимо принимать новые законы, переподготавливать кадры для уголовно-исполнительной системы, изменять общественное сознание, направляя его в позитивную сторону[160].
Список использованной литературы