Пути повышения педагогической культуры
ПОНЯТИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.
Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности роди-телей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей. Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).
Эти компоненты складывались на протяжении долгой истории человечества, но в настоящее время приобретают новое звучание. Так, на международном уровне ставится вопрос об ответственном родительстве (Конвенция о правах ребенка, 1989). В законодательных актах многих стран, в том числе и в Конституции Российской Федерации, закреплено перво-очередное право родителей на воспитание своих детей. Учитывая многие распространенные в настоящее время явления, негативные для развития и воспитания ребенка (рост внебрачной рождаемости, увеличение числа несовершеннолетних матерей, разводы, миграция населения, безработица и другие социально-экономические факторы), воспитание ответственного родительства осуществляется на всех уровнях общественной жизни, включая образование, религию, юриспруденцию, искусство. Поэтому содержание современной педагогической культуры немыслимо без знаний из области этики, эстетики, права, психологии и других наук.
Как уже отмечалось ранее, XX век ознаменовался большими достижениями в области человековедческих наук. Современным родителям уже недостаточно элементарных знаний о воспитании. Необходимо просвещение в области педагогики, психологии, физиологии, генети-ки, коррекционной педагогики и др. Эти знания, которые обеспечат понимание закономерно-стей развития ребенка, помогут учитывать его индивидуальность, особенно важны в настоящее время, когда, с одной стороны, многие семьи по-настоящему озабочены качественным воспитанием детей, с другой стороны, в мир приходит все больше новорожденных, отягощенных теми или иными дефектами. Современные семьи испытывают нужду в знаниях о целях, средствах и методах воспитания детей, а часто - и коррекции и компенсации их развития. Таким образом, в содержание современной педагогической культуры включаются знания из многих человековедческих наук, которые помогают постижению психолого-педагогических и естественнонаучных основ современной семьи и домашнего воспитания.
Рассматривая в предыдущих главах проблемы домашнего воспитания, мы отмечали многие его типичные ошибки. Они коренятся в недостаточном понимании родителями самого ребенка, особенностей и тенденций его развития, а отсюда - неумение педагогически грамотно организовать процесс домашнего воспитания. Поэтому в содержании педагогической культуры актуальными на современном этапе являются знания о разумной организации жизнедеятельности детей в семье, о специфике различных видов их деятельности и роли в формировании личности. Знание родителями задач, основных направлений образовательной работы в дошкольном учреждении, школе поможет осуществлять преемственность в воспитании ребенка, что отвечает интересам его развития.
Воспитательная деятельность в семье носит сугубо прикладной характер, поэтому важно помочь родителям приобрести практические умения самого разнообразного характера: от умения организовать семейное хозяйство до умения грамотно руководить развитием ребенка. Для этого вводятся новые формы педагогического просвещения современных родителей (практикумы, тренинга и др.).
Первоначальное приобщение к педагогической культуре начинается в детские годы, когда ребенок получает первые уроки воспитания в своей семье, в детском саду, школе. Уже в эти годы ребенок на подсознательном уровне усваивает многие приемы педагогического воздействия, которые, став взрослым, использует в воспитании собственных детей. В многодетных семьях ребенок приобретает и практику воспитания и обучения сестер и братьев. Но решающее значение для формирования педагогической культуры имеет собственная деятельность родителей по воспитанию детей. Именно в этот период обнаруживаются те или иные пробелы в знаниях, появляется потребность в их приобретении, углублении. Родители интересуются педагогической литературой, опытом воспитания детей у друзей, родственников. Как показывают результаты социологических исследований, особенно «открыты» к педагогическому просвещению молодые родители, имеющие среднее или высшее образование.
Человечество давно пришло к пониманию необходимости специальной подготовки ро-дителей к воспитанию детей. Об этом есть записи в некоторых священных книгах, а разверну-тое обоснование подобные мысли получили в трудах великих педагогов и мыслителей. Первую программу подготовки матерей к воспитанию и обучению маленьких детей дал Я.А. Коменский в книге «Материнская школа».Аналогичные мысли о зависимости семейного воспитания от подготовленности родителей высказывали Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, наши соотечествен-ники А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Капте-рев и другие (см. первую главу данного пособия). Попытку осуществить практическую подго-товку матерей к воспитательной деятельности сделал Ф. Фребель. С этой целью он создал дет-ские сады, чтобы путем показа приемов правильного воспитания детей повысить педагогичес-кую культуру матерей. Эстафету великих педагогов в XIX в. подхватили многочисленные педа-гогические журналы, педагогические общества, которые занимались просвещением населения.
В каждой стране сложилась своя система повышения педагогической культуры населения. В нашей стране в XX в. в течение нескольких десятилетий существовала специальная система повышения педагогической культуры населения - педагогический всеобуч. Его целью было ознакомление всего взрослого населения с основами воспитания. Педагогический всеобуч имел научно-методическое обеспечение в виде программ, учебной литературы, предназначенных для разных категорий населения. В рамках всеобуча функционировали народные университеты, включающие несколько факультетов, в том числе и педагогический (для руководителей, педагогов школ, дошкольных учреждений, родителей). В систему народных университетов входили так называемые родительские университеты, которые создавались органами народного образования и организациями общества «Знание». Они работали при дворцах и домах культуры, клубах, школах, дошкольных учреждениях. В программы родительских университетов, рассчитанных на один или два года обучения, входил минимум знаний о содержании всестороннего развития ребенка, о методах семейного воспитания. Работа дифференцировалась по возрастным этапам развития ребенка: воспитание в семье детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подростков, старшеклассников. Педагогическое просвещение юношей и девушек велось в школах, средних специальных учебных заведениях. В женских и детских консультациях осуществлялась подготовка молодоженов к материнству и отцовству. Молодые родители приобретали педагогические знания и умения в клубах молодых семей. В учебных планах и программах учебных дисциплин педагогических вузов и училищ предусматривалась подготовка будущих педагогов к работе с семьей. Повышению педагогической культуры населения служили лектории, различные курсы, семинары.
Таким образом, в нашей стране была создана система повышения педагогической культуры всего населения, которая сама по себе заслуживает положительной оценки. Недостатками этой системы были излишняя политизация содержания, а подчас и его оторванность от реальных проблем семейного воспитания, обязательность, а иногда принудительность посещения той или иной формы педагогического просвещения.
В настоящее время разрабатываются иные системы повышения педагогической культуры населения. Особый интерес представляет система, предложенная И.В. Бестужевым-Ладой. Ученый выделяет несколько взаимосвязанных уровней подготовки населения к воспитательной деятельности. Первоначально соответствующее образование, включая и «половой ликбез», получают дети и школьники, затем они обучаются в «Университете будущих родителей», далее переходят в «Университет молодого родителя», а по прошествии лет обучаются в «Университете родителя родителей» (начинающих бабушек и дедушек). Предлагаемая система пожизненного повышения педагогической культуры имеет перспективный характер, отличается комплексностью содержания, но пока может рассматриваться только как идеальная, нацеленная на будущее. (Подробнее с этой системой можно познакомиться в статье И.В. Бестужева-Лады «Идеальные представления о системе народного образования» // Педагогика. - 1998. - № 6.)
РОЛЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. В настоящее время им охватываются не только семьи воспитанников дошкольного учреждения, но и все живущее в данном микрорайоне население.
Организатором деятельности дошкольного учреждения, направленной на повышение педагогической культуры населения, является заведующая (руководитель учреждения). К этой деятельности привлекается весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и секций дополнительного образования). Участие в повышении педагогической культуры населения -профессиональная обязанность каждого педагога.
Приходится с сожалением констатировать, что в последнее десятилетие дошкольные учреждения не выполняют в полной мере стоящую перед ними задачу повышения педагогической культуры населения. И это тем удивительнее, чем более распространяется среди педагогов дошкольных учреждений представление о некомпетентности родителей в области воспитания, об их нежелании заниматься этой деятельностью. Казалось бы, наоборот, необходимо усилить влияние детского сада на воспитательную деятельность семьи, но на практике получается иная картина. Социологические опросы показывают, что значительная часть современных педагогов объясняют свое недостаточное внимание педагогическому про-свещению родителей тем, что в последние годы появилось много популярной литературы соот-ветствующей тематики. Известную конкурентность дошкольным учреждениям в педагогичес-ком просвещении составляет радио, телевидение и другие средства массовой информации. Так, например, за последние годы стали издаваться новые педагогические журналы, часть из которых адресованы семье («Наш малыш», «Няня», «Домашнее воспитание» и др.).
В связи с этим необходимо напомнить о специфике психолого-педагогического просвещения, которое призвано осуществлять современное дошкольное учреждение. Прежде всего следует отметить целевую направленность этой работы. Определяя содержание и формы психолого-педагогического просвещения, коллективу дошкольного учреждения необходимо исходить из уровня подготовленности родителей к воспитательной деятельности и конкретных потребностей в повышении педагогической культуры той или иной семьи. Важно иметь в виду прагматическую направленность родителей, когда они, испытывая нехватку знаний и практических умений, обращаются за помощью к педагогам дошкольного учреждения. Педагогам, чтобы удовлетворить возникшую потребность родителей, необходимо представлять себе их уровень образования, культуры, в том числе и педагогической, отношение к воспитательной деятельности и многое другое. Другими словами, результативность педагогического просвещения зависит от знания педагогами конкретной семьи и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями.
Преимущество психолого-педагогического просвещения родителей в дошкольном учреждении (по сравнению с тем, что осуществляют средства массовой информации) заключается в оперативной обратной связи. Педагог имеет возможность вовлечь родителей в диалог, выявить степень осознания ими тех или иных психолого-педагогических знаний, в случае надобности - скорректировать отдельные представления, в чем-то убедить и т.д. В ходе такого диалога возникает возможность повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности, побудить к педагогической рефлексии, к позитивным изменениям педагогической позиции в целом.
Ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения. Педагог помогает родителям использовать эти знания как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Например, научные знания об особенностях развития ребенка на протяжении дошкольного детства помогут педагогически грамотно решить многие практические вопросы воспитания, как-то: организация режима дня, рационального питания, полноценного сна, игровой деятельности, приучение детей к труду и др. Задача педагога - придать теоретическим знаниям прикладной характер. Здесь немаловажное значение имеет привлечение родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, к обмену опытом с другими семьями, изучению публикаций и др., что, в свою очередь, требует поиска новых форм организации педагогического просвещения.
В передовых дошкольных учреждениях в этом отношении эффективными оказались встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, заседания дискуссионных клубов, соб-рания в форме «Давайте знакомится», «Порадуем друг друга», тренинговые занятия и др. В ос-нове этих форм лежит работа с малыми группами, когда вовлекаются 3-6 семей, имеющих сход-ный опыт воспитания детей и расположенных друг к другу. В последние годы подчеркивается необходимость одновременно привлекать к различным формам педагогического просвещения не отдельных представителей от семей воспитанников дошкольного учреждения, а обоих родителей (желательно и других взрослых, занимающихся воспитанием ребенка).
Практикуются и такие формы повышения педагогической культуры родителей, в кото-рых, кроме них, принимают участие дети, педагоги и сотрудники дошкольного учреждения. Это совместные праздники, развлечения, спортивные мероприятия, спектакли, концерты, труд по благоустройству помещения дошкольного учреждения и прилегающих территорий и др. Ценность таких форм повышения педагогической культуры заключается в том, что они ока-зывают непосредственное влияние на содержание досуга семьи, помогают родителям глубже понять образовательную работу педагогов дошкольного учреждения с детьми, перенять некото-рые методы и приемы этой работы, увидеть собственного ребенка в иной, чем домашняя, среде, системе взаимоотношений. Наконец, психологи предлагают включать малые группы родителей в различные тренинга, которые помогают овладеть многими полезными практическими умениями, выработать свою позицию на те или иные проблемы воспитания и семейной жизни в целом. (Подробнее материал о тренингах дается в главе 8 данного пособия.)
Однако не потеряли свое педагогическое значение и традиционные формы повышения педагогической культуры родителей. О многих из них вы знаете из курса дошкольной педагогики: родительские собрания, семинары-практикумы, дни открытых дверей, консультации, родительские конференции и др. Важно только продумать их содержание таким образом, чтобы оно было созвучно опыту и потребностям родителей, привлекаемых дошкольным учреждением. Далее особое внимание следует уделить форме преподнесения психолого-педагогической и иной специализированной информации (например, правовые основы воспитания, современные подходы к сбалансированному питанию детей). Иногда возникает потребность в предварительной подготовке к мероприятию: предложить прочитать статьи, побеседовать, выявить опыт семейного воспитания по вопросам, вынесенным на коллективное или групповое обсуждение. В ходе предварительной работы определяется мера участия родителей в самом мероприятии (выступление с сообщением о своем опыте воспитания, оппонирование, членство в секретариате, готовящем информацию о мероприятии, решения по обсуждаемым вопросам). Чем больше родителей будет привлечено к активному участию в обсуждении проблемы, тем результативнее оно пройдет.
В зоне особого внимания педагогического коллектива дошкольного учреждения должно быть руководство самообразованием родителей. Поэтому в библиотеке дошкольного учреждения следует иметь литературу по разным вопросам семейного воспитания, включая и журнальные статьи. К комплектованию библиотечного фонда целесообразно привлечь самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности педагогов дошкольного учреждения. Важны разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т.д. Задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных издании надежные в теоретическом отношении источники.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Ученые и общественность многих стран обеспокоены тем, что современное семейное воспитание не столь эффективно и полноценно, как должно быть. В связи с этим разраба-тываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи: программы воспитания родителей, программы педагогического образования родителей.
Появление понятия «воспитание родителей» относится к концу прошлого века, когда в Америке и Европе возникли ассоциации, призванные оказывать помощь в семейном воспитании. Ныне понятие «воспитание родителей» стало очень распространенным и поистине международным. Суть воспитания родителей - это квалифицированная помощь семье в выполнении ею воспитательной функции. На протяжении текущего столетия усилиями ученых многих стран сделана попытка создать теорию воспитания родителей. Основными понятиями этой теории являются «психолого-педагогические основы взаимодействия в семье», «содержание и формы воспитания родителей».
Первоначально воспитание родителей ограничивалось формальным сообщением родителям знаний, необходимых для воспитания детей. В настоящее время содержание воспитания родителей претерпело значительные изменения: оно включает широкий круг знаний, необходимых для нормального функционирования семьи (педагогические, психологические, экономические, медицинские, правовые, этнографические, этические и др.). Для реализации программы знаний предусматриваются различные формальные и неформальные мероприятия (консультации, беседы, инструктажи, тренинга, курсы и семинары, услуги видеотехники, деятельность в церковных общинах и др.). Воспитание родителей рассматривается как постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознательном их стремлении к совершенствованию своей личности.
Программы воспитания родителей в европейских странах реализуются в разных моделях: адлеровской, учебно-теоретической, модели чувственной коммуникации, модели, основанной на трансакциональном анализе, модели групповых консультаций, христианского воспитания родителей и др. Все модели имеют свою историю, базируются на определенных теоретических положениях, а следовательно, дают родителям различные установки в воспитательной деятельности и ориентируют на ту или иную практику воспитания детей. Общим для указанных выше моделей является исходное положение, согласно которому общество и сами родители могут помочь себе стать лучше, а это - важнейшая предпосылка успешного домашнего воспитания.
В США разрабатываются и реализуются многочисленные программы помощи семейно-му воспитанию, которые часто называются программами педагогического образования родите-лей. Для них характерно комплексное содержание, поскольку они созданы объединенными уси-лиями педагогов, психологов, социологов, психотерапевтов и других специалистов. Программы направлены на укрепление всех звеньев семейного воспитания, но в первую очередь - на повы-шение педагогической компетентности родителей. Учитываются особенности разных групп семей, поэтому создаются программы дифференцированной педагогической помощи семьям. Например, для семей с детьми, имеющими нарушения психофизиологического развития; с приемными детьми; для семей, «находящихся в невыгодных социальных условиях», и др. Примером таких программ может служить проект «Хэд Старт» (Head Start), в переводе - «Опережающий старт». Он был задуман с целью оказания всесторонних образовательных, оздоровительных и социальных услуг детям из малообеспеченных семей. При этом учиты-ваются особенности семьи ребенка и обращается особое внимание на всестороннее участие семьи ребенка в предлагаемой программе. С 1965 г. более 5 млн. детей было охвачено системой обучения «Хэд Старт». Ежегодно в 1400 Хэд Старт-центрах (дошкольных учреждениях) обучается около 400 000 детей и почти такое же количество родителей. Работа с родителями имеет целый ряд аспектов, как-то: участие родителей в планировании работы дошкольных учреждений и реализации их планов; информирование и обучение родителей современным методам образования детей, применимым в домашних условиях; индивидуальное консультиро-вание родителей с целью помощи в решении их проблем и т.д. Родители привлекаются к участию в различных образовательных мероприятиях с детьми (проведение уроков, посещение музея, библиотеки, подготовка спектакля и др.) в качестве добровольных помощников или оплачиваемых сотрудников. Организуется работа родителей с собственными детьми под руководством специалистов. Например, обучение матерей способам формирования у ребенка навыков личной гигиены, методике чтения книги и др.
В проекте «Хэд Старт», как и в других программах педагогического образования родителей США, много внимания уделяется психологическим основам взаимодействия в семье на принципе равенства взрослых и детей. Так, родители учатся заинтересованно выслушивать мнение детей (метод «активного слушания»), обращаться к гуманным приемам коррекции их поведения т.д.
Во многих штатах США разрабатываются программы привлечения мужчин к воспитанию детей, включающие создание курсов, где мужчины обучаются уходу за детьми, поощряющие работу мужчин в качестве учителей школ и воспитателей детских садов.
Задания
1. Познакомьтесь с одним из журналов, адресованных современной семье, и подготовьте его рекламу, с защитой которой выступите на практическом занятии.
2. Изучите книгу В.П. Дубровой «Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи» (Минск, 1997) и дайте анализ приведенного сценария встречи с родителями «Давайте познакомимся», примерного плана проведения круглого стола «Воспитание добром». Предложите свой вариант сценария аналогичного мероприятия и составьте свой план проведения круглого стола на выбранную вами тематику.
3. Познакомьтесь с книгой Ю. Хямяляйнен «Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы (М., 1993). Изучите одну из приведенных в книге моделей воспитания родителей и дайте ее анализ.
4. Подберите два-три источника (книги, журнальные статьи) по какому-либо вопросу воспитания и предложите свою форму ознакомления с ними родителей группы, где вы проходите практику.
5. Объясните, почему во многих странах помощь родителям в воспитании детей рассматривается не только в педагогическом, но и в социальном аспектах.
6. Выскажите свои предложения для улучшения педагогического просвещения родителей в том дошкольном учреждении, где вы проходите практику.
7. Оцените свои возможности участия в педагогическом просвещении родителей, имеющих детей дошкольного возраста.
Глава 9
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
ПЕДАГОГ В СЕМЬЕ
ДОМАШНИЙ ПЕДАГОГ
Возникновение и становление института домашнего педагога имеют свою историю, уходящую в глубь веков. Первые домашние воспитатели появились в Древней Греции. В их обязанности входили охрана жизни и здоровья подопечного, уход за ним, присмотр за поведением, а позже - оказание помощи в учебе. Основную нагрузку по обучению детей состоятельных родителей несли учителя школы, в которую они ходили.
Со временем богатые семьи в разных странах, в том числе и в России, стали нанимать нескольких домашних педагогов, каждый из которых выполнял свои специфические обязанности: одни преимущественно воспитывали (гувернер, гувернантка, бонна), другие (учителя, репетиторы) занимались обучением, давали уроки, готовили к поступлению в то или иное образовательное учреждение (например, в гимназию). Нередко первые надзирали за работой вторых: гувернантки присутствовали на уроках учителей, следили, чему и как учат их воспитанников, осведомляли хозяев о состоянии обучения. В некоторых случаях гувернер (гувернантка) давали своим подопечным уроки, сами готовили их к поступлению в учебное заведение. Так, например, француз-учитель Дефорж, описанный А.С. Пушкиным в повести «Дубровский», должен был «ходить за Сашей и учить грамматике и географии».
Обычно бонну (гувернантку, гувернера) приглашали к маленьким детям (5-7 лет), поэтому в ее задачи входило первоначальное обучение, преимущественно иностранному языку. Но основные усилия направлялись на воспитание, привитие норм приличия, формирование соответствующих манер поведения. Находясь бок о бок со своими воспитанниками, домашний воспитатель оказывал на них влияние в естественных жизненных ситуациях, направляя и регулируя поведение, предупреждая возможные ошибки. Часто такое влияние было многолетним, особенно это касалось девочек, которым «держали» гувернантку до замужества (Вспомните, например, мисс Жаксон, гувернантку Лизы Муромской в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»). Предусматривалась дифференциация воспитания в зависимости от пола ребенка: к мальчикам приглашали гувернеров, к девочкам - гувернанток.
На долю наемных педагогов выпадала повседневная, достаточно монотонная воспитательная работа, посредством которой они настойчиво приучали своих питомцев к порядку, этикету. На них ложилась «черновая» работа по обучению детей иностранному языку, что было сопряжено с многократными упражнениями, исправлением ошибок. Педагоги прибегали к замечаниям, порицаниям, нотациям, наказаниям, т.е. таким методам воспитания, которые вряд ли вызывали у детей приятные чувства. Естественно, что это подчас омрачало взаимоотношения между воспитателем и воспитанниками. Дети частенько подшучивали, подтрунивали над гувернерами, гувернантками. Зато перед родителями они благоговели, что вполне объяснимо. Ведь ситуация общения с ними была совсем иной, чем с наемным педагогом: в редкие часы, проведенные с детьми, родители одаривали их вниманием, лаской, вызывали яркие положительные эмоции, благодаря которым образ маменьки или папеньки запечатлевался в сердце ребенка на всю жизнь.
В дореволюционной России на протяжении нескольких столетий институт гувернерства претерпевал значительные изменения, что объясняется повышением роли образования как национальной ценности. Известно, что реформы Петра I способствовали притоку иностранцев в Россию, в том числе подвизавшихся в роли домашних педагогов (учителей и гувернеров). Многие домашние педагоги-иноземцы решили попробовать себя на поприще, далеком от того, чем они занимались на родине. В перечень услуг, предлагаемых иностранцами, входило обучение манерам поведения, танцам, пению, игре на музыкальных инструментах. Обязательным было усвоения правил светской беседы, соблюдение этикета. Среди иноземных учителей было немало таких, кто и с этими премудростями воспитания не мог справиться, поскольку на родине они были поварами, парикмахерами, разорившимися лавочниками и т.д. Например, упомянутый выше француз Дефорж готовился стать кондитером. Приехав в Россию из любопытства или для решения своих материальных и финансовых проблем, эти так называемые домашние воспитатели и учителя редко соответствовали нравственным идеалам и слабо разбирались в предметах, которым им предстояло учить русских детей, поэтому не в состоянии были привить своим питомцам интерес и любовь к наукам.
Но мода на заграничное, царившая в России, распространилась и на домашнее воспи-тание. Считалось престижным приглашать гувернеров-иностранцев: этим демонстрировали свой достаток, упрочивали свое место в свете. Следует учесть, что многие дворянские семьи искренне считали, что иностранные педагоги обеспечат более высокий уровень воспитания и образования их детям, чем русские няньки и дядьки.
В XIX в., несмотря на повсеместное открытие образовательных учреждений (гимназий, лицеев, училищ, пансионов и др.), потребность дворянских семей в домашнем воспитании, осу-ществляемом приглашенными лицами, оставалась достаточно высокой. При этом существенно росли требования к профессиональным и личностным качествам наставника. Примечательно, что требования шли не только от «заказчиков» - семей, прибегавших к помощи домашних педагогов, но и от государства, которое пыталось взять под контроль институт гувернерства и поднять качество его деятельности. Свидетельством тому является Положение о домашних наставниках и учителях (1834), содержащее перечень обязательных характеристик, которым должен соответствовать домашний педагог, а именно: быть христианином, российским подданным, отличаться добродетельным поведением, иметь образовательную подготовку и опыт. Уровень образования выявлялся по результатам экзаменов, которые сдавал претендент на звание домашнего наставника, а о его нравственных качествах судили по удостоверениям, которые он получал по месту учебы и жительства. Претенденту, отвечающему всем требованиям, содержавшимся в Положении, вручалось свидетельство на звание домашнего наставника или учителя. Отныне он числился служащим Министерства народного образования.
Растущая потребность в подготовке детских воспитательниц для состоятельных семей побудила В.Ф. Одоевского написать книгу «Руководство для гувернанток». По замыслу автора, книга должна была содержать теоретические главы о воспитании и практическую методику ведения работы с детьми. Удалось ли В.Ф. Одоевскому полностью воплотить свой замысел, неизвестно: до нашего времени дошли лишь отдельные главы. Одна из них - «Разговоры с детьми» - дает представление о том, насколько высоки были требования к домашним педагогам, особенно к их личностным качествам. Не зря лучшие из домашних наставниц того времени руководствовались в своей деятельности принципом «сначала любить ребенка, а потом воспитывать».
Подготовка домашнего педагога осуществлялась а различных учебных заведениях. В женских гимназиях открывался дополнительный педагогический 8-й класс. Ученицам, окончившим этот класс с золотой или серебряной медалью, присваивалось звание домашней наставницы, а имеющие положительные оценки в аттестате получали право быть домашними учительницами. Подготовка домашних воспитательниц, учительниц, наставниц осуществлялась в религиозных учебных заведениях, на Высших женских курсах, в учительских семинариях, в институтах. Таким образом, в предреволюционные годы в России сложилась разноуровневая система подготовки кадров для домашнего воспитания и образования.
После революции 1917 г. домашнее образование и деятельность домашнего педагога, воспитателя, гувернера были запрещены и соответственно приостановлена подготовка отечественных кадров данной специализации. Однако в семьях государственной и партийной элиты, как показывает мемуарная литература, прибегали к услугам домашних педагогов.
Возможность пригласить для своих детей домашнего педагога всегда была и, видимо, останется привилегией состоятельных семей. Социально-экономические перемены в России последнего десятилетия привели к расслоению общества, формированию среднего класса, что создало предпосылки для возрождения института гувернерства как общественно необходимого социально-педагогического явления.
Немаловажным фактором, который вызвал к жизни идею домашнего воспитания силами педагога-профессионала, явилось негативное отношение части населения, особенно состоятель-ной, к единообразной системе общественного воспитания, медленно перестраивающейся на личностно-ориентированную модель. Многие семьи отказываются от общественных образо-вательных учреждений из-за достаточно высокого уровня заболеваемости детей в них. Другие родители хотели бы давать детям более качественное образование того или иного содержания. Наконец, сегодня достаточно много детей, нуждающихся в особых условиях обучения и инди-видуального развития: плохо адаптирующихся, с трудом преодолевающих жесткую регламен-тацию их поведения, деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения. Особая атмосфера развития и специального обучения требуется для детей с хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями, а также одаренных детей. Таким образом, многие современные семьи отказываются от традиционного общественного воспитания и ищут альтернативную образовательно-воспитательную систему для своих детей.
Все указанные выше причины неприятия общественной системы воспитания и обучения привели к появлению спроса на гувернанток, домашних воспитателей. Назначение современ-ного института гувернерства заключается в том, чтобы удовлетворить образовательные и воспитательные потребности, которые возникли на современном этапе в отдельных семьях, но являются весьма значимыми для общества в целом (А.Н. Ганичева, С.В. Куприянов).
С принятием Закона РФ «Об образовании» (1992) возникла потребность в домашних учителях (а не только в репетиторах, как это было ранее). Впервые узаконено образование в семье, которое представляет собой одну из форм получения всех трех ступеней образования: начального, основного и общего. Перейти на семейную форму получения образования или предпочесть школьную учебу можно на любой ступени по договору родителей со школой. Естественно, что не всякая семья сумеет своими силами обеспечить образование своему ребенку. Привлечение домашних учителей позволит справиться с этим.
Обязанности домашнего педагога во многом зависят от особенностей семьи (в частно-сти, от количества детей, занятости родителей), ее представлений о воспитании и образовании ребенка. Очень часто педагог сочетает функции ухода за ребенком, воспитания, образования, но бывает готов к различным дополнительным поручениям, не оговоренным первоначальным договором (выйти на работу в выходной или праздничный день, вывезти ребенка на отдых в другой город и т.д.). Специфична деятельность домашнего педагога, если его воспитанник - ребенок с хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями (инвалид). Помимо доброго, отзывчивого сердца, особой выдержки потребуется высокая работоспособность, уравновешенность, медицинская осведомленность, практические навыки ухода за больным ребенком.
Работа домашнего педагога предъявляет свои требования и к его профессиональному уровню и личностным качествам. Необходимость войти в семью, не нарушив ее внутренней жизни, внушить доверие, рас