Становление идей дошкольной дидактики
Дошкольная дидактика – это отрасль общей дидактики. Она является теорией образования и обучения детей дошкольного возраста. Определяет цели, разрабатывает содержание, методы и формы организации обучения, обеспечивающие всестороннее развитие дошкольников и подготовку их к обучению в школе.
Основы дошкольной дидактики заложены в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.П. Усовой и др.
- В системе дидактики Я.А. Коменский выделяет программу материнской школы, как начало воспитательной и образовательной работы с ребенком.
Впервые обоснование идей последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я.А. Коменского «Материнская школа». Цель дошкольного обучения он видел в освоении ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке к школе. Дидактические задачи при воспитании детей дошкольного возраста должны, по Коменскому, заключаться в расширении непосредственного опыта ребенка, в обогащении его чисто эмпирическими знаниями о предметах и явлениях природы, в обучении умению различать сходные предметы и явления и правильно их называть. Он разработал, впервые в педагогике, программу знаний для обучения маленьких детей в семье. Программу «полезные науки» составляют знания по темам: оптика, география, физика, экономика, геометрия, астрономия и др. Приобщение ребенка к этим знаниям, по мнению Я.А. Коменского, закладывает основы общего научного образования. В этой книге определены пути овладения этими знаниями, предпочтение отдается организации чувственного познания.
Я.А. Коменский считал, что обучение детей дошкольного возраста должно проводиться в виде бесед родителей с детьми. В этих беседах взрослые объясняют детям явления окружающего мира в понятной для них форме. Развитие речи детей он также считал задачей родителей. Он выделяет возрастные ступени детства как известное мерило детских возможностей, с которыми необходимо считаться в обучении. Отмечает возможное и практически встречающееся отставание детей в развитии от своих сверстников и дает совет постепенно преодолевать это отставание путем обучения. В материнской школе Коменский рекомендует игры и развлечения, дающие детям знания, и вместе с тем беседы с детьми, упражнения.
Я.А. Коменским были поставлены следующие существенные вопросы:
- о воспитании и обучении как едином процессе на всех возрастных ступенях;
- о программе и методах воспитания и обучения на ступени дошкольного возраста.
2. Дальнейшая разработка дидактики дошкольного воспитания связана с именем И.Г. Песталоцци. По И.Г.Песталоцци, познание окружающего мира детьми с самого раннего возраста должно происходить посредством обучения. Он считает, что, «уже начиная с колыбели, нужно вырвать из рук слепой природы руководство над человеческим родом и передать его в руки лучшей силы, получать которую нас научает тысячелетний опыт». Этой силой является сознательное обучение со стороны взрослых. Цель обучения – гармоническое развитие сил и способностей. Первое – это выработка ясных понятий. Обучение постепенно должно вносить порядок в те хаотичные представления, которые получает ребенок от внешнего мира. Он советует обучать так, чтобы уже в раннем детстве в сознании ребенка фиксировался определенный круг представлений, чтобы дети овладевали навыками, которые станут основой для последующего развития. В его работах достаточно ярко выступает характер обучения ребенка дошкольного возраста. Ставя общую цель в обучении – всестороннее развитие ребенка путем упражнений, наблюдений, образования правильных, ясных понятий, он подчеркивает необходимость организованного обучения ребенка. Первым шагом в обучении детей И.Г.Песталоцци считает организацию наблюдения предметов и явлений. Наблюдения необходимы для приобретения знаний. Он подчеркивает при этом роль языка, органическую связь между языком и мышлением, которая и обеспечивает закрепление впечатлений. Содержание дошкольного обучения у него включает три элемента: форму, число и язык. В соответствии с этими положениями путь обучения должен быть следующим. Наблюдая, дети должны определить: а) сколько различных предметов находится у них перед глазами, т.е. число; б) какой они имеют вид, т.е. форму; в) как они называются. В дидактике дошкольного воспитания Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци раскрывается содержание дошкольного обучения, принцип природосообразности обучения, учитывающего возрастные ступени развития детей.
В дидактике Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци еще не определены формы дидактического воздействия; дидактические идеи соотносятся только с возможностями воспитания в семье и отражают формы семейных отношений.
- Весомый вклад в создание дошкольной дидактики внес Ф. Фребель.
Он разработал систему обучения в детском саду, основу ее составляют:
- программа, сочетающая знания и способы деятельности:
- организация обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.
В трудах Ф. Фребеля расписана методика обучения («садовницы» - воспитательницы).
Характерной чертой фребелевской дидактики является непосредственное обучение, которое ведет воспитательница в виде занятий с целой группой детей. Всем фребелевским работам – плетению, выкладыванию, рисованию – детей должна была обучать воспитательница. Занятия с «дарами» он облек в игровую форму. Педагогика Фребеля отвечала на вопрос о том, как сделать, чтобы знания приобретались детьми деятельным путем. Фребель создал занятия – игры, в которых серьезное содержание давалось в игровой форме. Содержание фребелевских игр-занятий составляют – развитие языка, развитие представлений о форме, величине, цвете.
Идея соединения обучения и игры не оправдало себя. Оказалось, что если взрослые все время учат детей через игру, то игра, как свободная деятельность детей, исчезает. Игра становится навязанной детям. Критика в адрес фребелевской системы указывает на этот недостаток. Положительным результатом этого опыта явилось укрепление идеи дидактических игр, в которых обучение связывалось с игрой. Дидактические игры прочно вошли в практику детских садов.
4. Проблема дошкольного обучения получила свое развитие в трудах русского педагога В.Ф. Одоевского. Он занимался вопросами обучения детей от 4 до 10 лет. Он выявил основную особенность начального обучения – его содержание представляет собой руководство «наука до науки», где в форме вопросов происходит первоначальное обучение. Вопросы должны помогать ребенку в следующем: а) сосредоточить внимание, на каком-либо предмете, обозначая его для облегчения словами «он», «это»; б) заметить качества или признаки предмета и отличия его от другого; в) обозначить место, где находится предмет; в) показать главные, видимые части в предмете. Главная задача дошкольного обучения – научить детей учиться, развить их умственные способности, не стремясь при этом к обилию знаний. По мысли В.Ф.Одоевского, развивать у ребенка умение учиться – вот путь, по которому должна идти педагогика. В книгах «Азбука для употребления в детских приютах», «Наука до науки» В.Ф. Одоевский предлагает методику обучения детей, упражнения для развития умения наблюдать, сравнивать, анализировать, называть предметы и определять их назначение. Его идеи считались прогрессивными.
5. В работах великого русского педагога К.Д. Ушинского вопросам дошкольного обучения отведено значительное место. В программе курса педагогики, составленной К.Д. Ушинским, он называет обучение средством воспитания. Курс дидактики должен быть разделен на общую и частную. В курсе общей дидактики К.Д.Ушинский рассматривает «правила учения чему бы то ни было, основанные на психологических законах; правила учения до приобретения грамотности (докнижное учение). К.Д. Ушинский рассматривал вопросы обучения в период дошкольного детства в тесной связи с вопросами обучения на других возрастных ступенях. Задачи дошкольного («докнижного обучения») он видел в развитии умственных сил и речи ребенка, в формировании умения управлять своими психическими процессами и поведением. Ушинский считал необходимым воспитывать у детей привычку к умственному труду, любовь к нему и осознанное отношение. Учебные пособия «Родное слово», «Детский мир» не потеряли своей педагогической ценности и в настоящее время.
6. Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли Е.Н. Водовозова, П.Ф. Лесгафт, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина. Они тесно связывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружающим, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. В качестве средств образования предлагались народные игры, сказки, песни, художественная деятельность детей.
. В отечественной дошкольной педагогике Е. И.Тихеева (1867—1943) одной из первых выдвинула идею о необходимости планомерного проведения с детьми-дошкольниками работы по их умственному воспитанию. Она писала, что в том широком плане, который имеет перед собой всякий, кто приступает к занятиям в детском саду, неизбежно должна присутствовать программа, понимаемая как определенный, заранее начертанный, приноровленный к интересам детей и условиям среды цикл знаний и представлений. При распределении занятий в детском саду следует заботиться о том, чтобы не раздроблять внимание детей, не представлять перед ними материал, с которым необходимо их познакомить, в разрозненном, бессвязном, несистематизированном виде. В плане занятий, по мнению Е. И.Тихеевой, должна быть заложена возможная последовательность: каждое новое представление, новый входящий в сознание ребенка предмет должен связываться каким-нибудь ассоциативным звеном с предшествовавшими представлениями.
Дидактическая система Е.И. Тихеевой основана на ведении занятий посредством дидактического материала и дидактических игр ( словесных, печатных, с предметами и игрушками). Она высказывает – обучение ребенка начинается задолго до того, когда его засаживают за букварь и перо. Создавая свою программу знаний, Е.И. Тихеева включила в нее знания о социальных явлениях, природе, объектах и явлениях. Она подчеркнула необходимость систематизации: объединение разрозненных объектов по сходству в группы (насекомые, домашние животные, транспорт) и др. Руководить обучением – есть главная задача детского сада. Ее опыт долго оставался не признанным.
7. Некоторые теоретические и практические вопросы дошкольного обучения рассматриваются в трудах Н.К. Крупской. Ей были высказаны предложения к созданию программы для детского сада. Н.К.Крупская утверждала, что знания для дошкольников должны отражать реальный мир, характеризоваться политехнической направленностью (знания о труде, материалах, машинах), а также отражать объективные связи явлений.
8. А.П. Усова возглавила исследования по разработке теоретических основ, содержания, методики дошкольного обучения. Дошкольная дидактика обогатилась концепцией о дошкольном обучении. Дана характеристика учебной деятельности и направления ее развития в условиях специально организованного обучения. Были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, разработаны эффективные методы и приемы обучения. Предлагалось обучение на обязательных коллективных занятиях, за которыми закреплялись определенное место и время в режиме дня. Введение в практику дошкольных учреждений систематического обучения привело к разработке частных методик. Музыкальное воспитание – Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина; формирование элементарных математических представлений – А.М. Леушина; ознакомление с природой – П.Г. Саморукова и др.
А.П. Усова выдвинула идею о том, что программа для дошкольников должна включать научные знания. Известно, что научные знания содержатся в понятиях. Из этого необходимо было выяснить, доступно ли для дошкольников усвоение понятий и каких.
На эти вопросы ответили в своих работах А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков, которые доказали, что дети старшего дошкольного возраста способны устанавливать существенные связи, свойственные научному знанию, если они представлены наглядно. Это подтвердилось в ряде работ других исследователей (А.М. Леушина, С.Н.Николаева, В.И. Логинова, П.Г.Саморукова и т.д.)
. 9. Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается, прежде всего, за счет психологического обоснования содержания, форм и методов обучения. В современную дошкольную дидактику внесли большой вклад А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов – они проводили психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний;
Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков – осуществляли исследования путей реализации развивающей функции дошкольного обучения;
С.А. Новоселова, С.А. Козлова – изучали проблемы содержания дошкольного обучения и использование новых средств обучения;
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – предложили новые формы обучения в детском саду и др.