Билет № 30. Педагогические чтения, коллективные просмотры педагогического процесса в ДОУ (открытые занятия, взаимопосещения)
Педагогические чтения– это периодически проводимые совещания педагогов - преподавателей, воспитателей, мастеров производственного обучения, имеющие целью обобщение и распространение передового педагогического опыта. Цель педагогических чтений, посвященных данной теме, состоит в следующем: создать условия для профессионального общения по проблемам современного образования и выявления инновационного педагогического опыта.
Педагогические чтения как форма коллективного сотворчества и сотрудничества отличаются от традиционной научно-практической конференции тем, что позволяют в более свободной форме обсудить актуальные проблемы по заявленной тематике.
Коллективный просмотр педагогического процесса – одна из самых эффективных форм методической работы. Коллективный просмотр – показ конкретных, наиболее эффективных форм, методов организации пед. процесса для ознакомления и обучения им других воспитателей. Для просмотра выбираются не только занятия, но и другие виды деятельности (игра, труд и др.), а также отдельные режимные моменты (утренняя гимнастика, организация прогулки и т.д.). Коллективные просмотры организуются не чаще одного раза в три месяца. Важно правильно организовать обсуждение коллективного просмотра:
Первое слово предоставляется воспитателю, показывающему свою работу, он знакомит с целью, программными задачами вида деятельности, проводит самоанализ. Участникам коллективного просмотра предлагается задать вопросы воспитателю, который даёт необходимые пояснения. Старший воспитатель организует обсуждение увиденного всеми участниками: обращает внимание на то, что любое высказывание должно начинаться с положительного момента, замечания делаются в конструктивной форме, высказаны корректно, как правило, в форме пожелания («Не лучше ли было…», «Хорошо бы…», «Было бы эффективнее…» и т.д.). Воспитатель отвечает на высказанные замечания, объясняет причины своих действий, педагогических приёмов и т.д.
Итог обсуждения подводит старший воспитатель, обращает внимание на использование удачных методов, приёмов, даёт конкретные рекомендации участникам просмотра, что из увиденного можно внедрить в практику их работы. Коллективные просмотры организуются не реже одного раза в три месяца.
Цель проведения коллективных просмотров – показ конкретных, наиболее эффективных форм, методов организации педагогического процесса для ознакомления и обучения им других воспитателей.
Коллективные просмотры направлены на:
- развитие стремления педагогов к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, повышению продуктивности педагогической деятельности;
- поиск и использование в воспитательно-образовательном процессе современных методик, форм, средств, новых педагогических, образовательных технологий;
- стимулирование инициативы и активизация творчества педагогов;
- обновление и развитие воспитательно-образовательного процесса в дошкольном отделении;
- умение анализировать результаты профессиональной деятельности согласно постановленной цели;
- распространение ППО.
Содержание коллективных просмотров определяется целями и задачами годового плана дошкольного отделения.Для просмотра выбираются не только занятия, но и другие виды деятельности (игра, труд и др.), а также отдельные режимные моменты (утренняя гимнастика, организация прогулки, подъем детей после дневного сна и т. д.)
Разновидностью коллективных просмотров являются открытые просмотры и занятия – приглашения. Документация:
Коллективные просмотры включаются в годовой план работы ДОУ.Анализ коллективных просмотров фиксируется в протоколе и подписывается старшим воспитателем ДОУ.Материалы коллективных просмотров собираются и хранятся в методическом кабинете, в папке с материалами по реализации годового плана соответствующего учебного года в течение 5 лет.
Открытые занятия – это демонстрация уровня профессионализма педагогов, часто используется как форма проведения аттестации. Для открытого просмотра, наряду с занятиями, могут выбираться другие виды деятельности (игра, труд), отдельные режимные моменты (утренняя гимнастика, организация прогулки и др.)
При подготовке к открытому занятию необходимо:
1. Тщательно продумать подбор наглядного материала, необходимого оборудования, раздаточного материала, рациональное размещение
( наглядность – на уровне глаз детей, раздаточный материал –доступность, эстетичность)
2. Провести предварительную работу с детьми ( заучивание потешки, текста физминутки , подобные задания и т.д.), но не проводить репетицию занятия, так как теряется элемент новизны, интерес детей падает.
3. Учитывать удовлетворенность двигательной активности детей – смена поз детей ( занятие в виде путешествия), организация физминуток, длительность занятия( допускается дополнительно -5-10 минут , если дети не утомлены)
4. Использовать разнообразные формы организации детей на занятии - подгруппа, пара, индивидуальная, коллективная работа детей.
5. Использовать различные приемы для активизации детей - сюрпризные моменты ( игрушка, «письмо», сказочный персонаж, «волшебный сундучок», др.), проблемная ситуация, элементарное экспериментирование.
6. Продумать размещение участников просмотра, чтобы не нарушать педагогический процесс.
Не допускается опоздание участников просмотра и задержка демонстрационного отрезка педагогического процесса. После просмотра занятия организуется обсуждение: самоанализ педагога; анализ занятия участниками просмотра, вопросы участников просмотра к педагогу, рекомендации (начинать обязательно с положительной оценки, высказывать рекомендации корректно).
Взаимопосещение– это один из наиболее эффективных способов повышения педагогического мастерства. Данная форма методической работы вполне приемлема как для молодого педагога, так и для опытного. Для молодого педагога представляет сложность овладение методическими приемами объяснения материала и управления детским коллективом. Посещая занятия опытного педагога, молодой получает представление о содержании и методике ведения занятий, а опытный педагог, посещая занятия молодого, оказывает направленную методическую помощь.
Взаимопосещение педагогов в детском саду позволяетповышать уровень профессиональных умений педагогов и добиваться хороших результатов в профессиональной деятельности как каждого педагога, так и всего коллектива в целом.
Целью взаимопосещения занятий является изучение опыта работы преподавателей для его обобщения и внедрения эффективных приемов в собственную практику преподавательской и воспитательной работы. Грамотный и тщательный анализ посещенного занятия является одним из условий повышению педагогического мастерства, так как, только научившись анализировать работу другого, можно отдать себе отчет в собственной деятельности, подойти к ней критически и сделать необходимые выводы. Порядок или периодичность взаимопосещений занятий определяется стажем преподавательской работы в Учреждении:преподаватель, имеющий стаж преподавательской работы в Учреждении до трех лет обязан посетить не менее десяти занятий в течение учебного года. Преподаватель, имеющий стаж преподавательской работы вучреждении более 3 лет обязан посетить не менее пяти занятий в течение учебного года.