Лекция 5. Развитие общения ребенка со сверстниками

Интерес к другим детям появляется у ребенка достаточно
рано — уже на первом году жизни. Малыши с любопытст-
вом разглядывают своих сверстников во время прогулок,
улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки, одеж-
ды. Если они оказываются рядом, то часто обращаются друге
другом как с неодушевленным предметом. Младенец исследу-
ет ровесника (ощупывает, дергает за волосы, теребит ухо); пыта-
ясь дотянуться до игрушки, может наступить на него, не реаги-
руя на плач. Случайные эпизоды взаимодействия быстро

прерываются из-за неумения детей общаться друг с другом.
На первом году жизни контакты между детьми не являются
истинным общением, я побуждаются не специфическими для
коммуникативной деятельности потребностями.

Полноценное общение между детьми начинает склады-
ваться в раннем возрасте, когда они все чаще оказываются
рядом друг с другом на детской площадке, в яслях. Это сти-
мулирует усиление интереса к сверстникам, возникновение
первых контактов с ними. Однако общение возникает не
сразу, дети поначалу играют не вместе, а рядом, каждый со
своей игрушкой. Интерес к действиям сверстника часто пере-
растает в конфликт из-за игрушки: дети стремятся завладеть
именно той игрушкой, котоухая находится в руках у другого.
Общение со сверстником складывается постепенно и прохо-
дит в своем развитии путь, отличиый от развития общения со
взрослым.

Становление потребности в общении СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Процесс становления общения ребенка со сверстниками
проходит ряд этапов, связанных со спецификой содержания
потребности, которая побуждает детей к взаимодействию.
Первоначально контакты ребенка с другими детьми побуж-
даются потребностями во впечатлениях, активном функцио-
нировании и общении со взрослым. Собственно потребность в
общении со сверстниками складывается на их основе и фор-
мируется постепенно.

М.И. Лисина выдвинула четыре критерия для выявления
наличия у ребенка потребности в общении.

Первым является интерес и внимание ребенка к другому
человеку. В этом критерии обнаруживается направленность
его на познание другого, который становится объектом осо-
бой активности ребенка.

Вторым критерием выступает его эмоциональное отно-
шение к другому человеку, свидетельствующие о неравно-
душном, пристрастном отношении к нему-.

Третий критерий включает инициативные действия,
направленные на привлечение к себе внимания партнера.
Они имеют своей целью проявить себя, вовлечь партнера

в совместные действия и в то же время увидеть свои возмож-
ности через реакцию другого человека.

Четвертым критерием служит чувствительность ребен-
ка к отношению другого, в которой обнаруживается готов-
ность принять инициативу другого и ответить на нее.
Этот критерий выявляет также способность ребенка воспри-
нять оценку и отношение к себе партнера по общению, согла-
совать (или перестроить) свои действия в соответствии с ними.

Выделенные критерии являются общими для общения ребенка
как со взрослыми, так и со сверстниками, поскольку это две стороны единого процесса обп^ния, имеющие социальную природу.

О наличии у ребенка потребности в общении можно
утверждать только в том случае, когда в его поведении при
сутствуют действия, соотносимые со всеми четырьмя кри-
териями коммуникативной потребности.

Потребность в общении с ровесниками складывается на
протяжении раннего возраста постепенно.

Вначале, на втором году жизни, дети проявляют только
интерес и внимание друг к другу, окрашенные положитель-
ными эмоциями, а контакты между ними эпизодичны и
кратковременны. Их поведение по отношению к сверстникам
отвечает лишь первому и второму критериям потребности в
общении. Инициативные обращения к ровесникам встреча-
ются редко, так же редко дети отзываются и на их инициати-
ву. В их взаимодействии нет синхронности. Слабые попытки
привлечь к себе внимание другого часто остаются без ответа
или просто не замечаются.

В конце второго года жизни на фоне усиливающегося ин-
тереса к сверстникам растут инициативность и чувствитель-
ность к обращениям ровесника. Эти два параметра потребно-
сти в общении бурно нарастают на третьем году жизни.
В этом возрасте уже все четыре параметра коммуникативной
потребности оказываются сформированными и о детских
контактах можно говорить как о полноценном общении.

Содержание и специфика общения ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ

Отличительной особенностью контактов детей в начале второ
го года жизни является двойственное отношение к сверстникам.

С одной стороны, малыши адресуются к сверстнику так
же, как и ко взрослому: смотрят в глаза друг другу, улыбают-
ся, смеются, лепечут, показывают свои игрушки. Эти дейст-
вия ребенок переносит на ровесника из сферы общения со
взрослым, они являются обпщми для обеих коммуникатив-
ных сфер. Характерной особенностью этих действий является
то, что они выражают отношение ребенка к другому человеку
как к субъекту, как к потенциальному партнеру по взаимо-
действию, предполагающее ответную реакцию, обмен актив-
ностью. Однако специфического содержания, характерного
именно для отношения детей к ровеснику, в таких действиях
нет. Первые коммуникативные контакты свидетельствуют
лишь о том, что субъектностъ сверстника воспринимается
ребенком.

С другой стороны, в поведении самых маленьких детей
наблюдается совершенно особый вид действий, который
редко встречается в общении их со взрослыми. Эти дейст-
вия побуждаются потребностью ребенка во впечатлениях
и активном функционировании. Они выражаются в том,
что малыши на втором году жизни часто обращаются друг
с другом как с интересным предметом, игрушкой. Если ря-
дом с годовалым ребенком посадить сверстника и положить
куклу, можно увидеть, что малыш ведет себя по отношению
к ним практически одинаково. Например, потрогает паль-
чиком глаз у куклы и попытается проделать то же самое
с ровесником; похлопает куклу по голове и повторит то же
самое с ребенком; поднимет и опустит ногу куклы — и сра-
зу же попробует произвести это действие с «живой игруш-
кой». Экспериментируя подобным образом с одушевленны-
ми и неодушевленными объектами, ребенок исследует,
сравнивает их свойства.

Одновременно малыш сравнивает сверстника с самим собой:
потрогает свою ногу, затем — ногу сверстника, рассмотрит и
потеребит свои пальчики, затем проделает то же с пальчиками
соседа. Подобными способами малыш изучает собственные фи-
зические свойства и свойства сверстника, обнаруживает сход-
ство между ними.

Такое поведение характерно для детей в возрасте от
1 года до 1,5 лет и свидетельствует о том, что в их контак-
тах на первый план выдвигается знакомство со сверстни-
ком как с интересным объектом. Объектные качества другого ребенка заслоняют его субъектные свойства.
Этим и объясняется особая бесцеремонность в обращениях
детей с ровесниками: они дергают друг друга за уши, за
нос, хлопают рукой или игрушкой по голове, отталкивают
другого, если тот метает пройти и пр. Иногда можно на-
блюдать, как ребенок, стремясь достать какой-то предмет,
наступает на ноги сидящего рядом, не обращая внимания
на его протесты. В данном случае ровесник является просто
помехой на пути к цели. Как правило, в общении со взрос-
лым такие действия встречаются крайне редко, а в контак-
тах с ровесниками — постоянно, заслоняя собой субъект-
ную составляющую общения.

Так, на протяжении первого полугодия второго года
жизни в контактах детей переплетаются субъектное и
объектное отношение к сверстнику, затрудняющее полно-
ценное общение. Контакты детей неустойчивы еще и по-
тому, что они пока еще мало чувствительны к инициативе
сверстника, к его переживаниям, эмоциональным состоя-
ниям.

После полутора лет происходит заметный перелом в от-
ношениях детей. Идут на убыль действия с ровесниками как
с неодушевленными предметами, нарастает доля инициатив-
ных актов, рассчитанных на то, чтобы заинтересовать собой
сверстника. Обостряется чувствительность малышей к отно-
шению других детей: их обращение друг с другом становится
более деликатным, внимательным. Все больший интерес на-
чинают у них вызывать не объектные, а субъектные качества
ровесников — способность отвечать на инициативу, выра-
жать согласие и одобрение, умение сопрягать свои действия
с поведением другого. Сверстник становится все более при-
влекательным как партнер по общению, а не как объект ма-
нипулирования. Взаимодействие детей приобретает характер
субъектно-ориентированного общения.

К концу второго года жизни и на третьем году между де-
тьми разворачивается особый вид общения — эмоциональ-
но-практическая игра, у которой есть ряд отличительных
признаков.

Во-первых, она включает особую категорию действий,
характерных только для детских контактов. Эта игра выте-
кает из стремления ребенка продемонстрировать себя ровес-
нику самым непосредственным образом: дети прыгают друг

перед другом, падают, кричат, визжат, дразнятся, внима-
тельно наблюдая за реакцией партнера. Как правило, такое
взаимодействие представляет собой «цепную реакцию»:
действие одного вызывает подражание другого, которое,
в свою очередь создает череду новых подражательных дей-
ствий.

Во-вторых, совместная игра разворачивается и бесконф-
ликтно протекает, когда дети общаются непосредственно, без
каких-либо предметов.

Вот характерный пример такого взаимодействия.

В большом манеже находятся Дима (2 года) и Катя
(1 год 9 мес.). Дима с интересом наблюдает за Катей, ко-
торая ковыряет пальчиком клеенку. Мальчик подполза-
ет к Кате и тоже начинает ковырять клеенку, с улыбкой
заглядывая ей в лицо. Катя не замечает интереса к ней
Димы, увлеченно хлопает ладошкой по клеенке и что-то
лепечет. Тот смеется и тоже начинает хлопать но клеен-
ке. Катя, наконец, замечает его, улыбается ему и быстро
бьет перед ним ногами по полу. Дима, смеясь, повторяет
ее действие. Оба синхронно бьют ногами по полу, внима-
тельно глядя друг другу в лицо. Дима начинает щелкать
языком перед Катей, девочка, смеясь, тоже щелкает язы-
ком. Игра продолжается 10 мин.

Из этого примера видно, как подражание действиям свер-
стника становится средством привлечения к себе его внима-
ния и основой для совместной игры.

Помимо весьма специфического содержания подобные
контакты имеют еще одну отличительную особенность — они
почти всегда сопровождаются яркими положительными эмо-
циями. Дети с восторгом повторяют один перед другим одно-
типные действия, как бы зеркально отражаясь друг в друге.

Ире и Роме по 2,5 года. Они играют рядом каждый
своей игрушкой. Наконец, Ира откладывает свою иг-
рушку в сторону, закрывает лицо руками и, полуобер-
нувшись к Роме, напряженно ждет. Тот, смеясь, загля-
дывает ей в лицо. Ира открывает лицо и с улыбкой на-
чинает раскачиваться перед мальчиком. Он оживленно,
с веселой улыбкой повторяет ее действия. Некоторое
время дети раскачиваются, внимательно наблюдая друг
за другом. Неожиданно Рома хлопает в ладоши и с вы-
жидательной улыбкой смотрит в глаза Ире. Девочка с удовольствием повторяет его движения, оба, смеясь,
хлопают в ладоши. Вдруг Ира вскакивает, весело пада-
ет перед мальчиком, вопросительно смотрит на него,
взглядом приглашая к продолжению игры. Рома с вос-
торгом подражает ей. Дети по очереди падают и встают,
громко смеются. Эмоциональный накал игры возраста-
ет. Ира радостно визжит, глядя Роме в глаза. Тот тоже
визжит. Вдруг оба одновременно замолкают, останав-
ливаются, замерев, смотрят друг на друга, затем одно-
временно визжат и падают на пол. Такая игра повторя-
ется несколько раз.

Анализ подобных игр с точки зрения критериев наличия
потребности в общении показывает, что поведение детей
удовлетворяет всем четырем критериям. Малыши проявля-
ют друг к другу выраженный интерес, окрашенный положи-
тельными эмоциями, инициативу во взаимодействии, адек-
ватно отвечают на инициативу ровесника, подхватывают и
развивают ее. Такое общение можно охарактеризовать как
эмоционально практическое взаимодействие. Оно позволяет
ребенку свободно и во всей полноте выразить свою самобыт-
ность, пережить состояние общности и сходства с другим,
равным ему существом.

Эмоционально-практическое взаимодействие детей рож-
дается стихийно, без участия взрослого. Несмотря на боль-
шую привлекательность для малышей такого взаимодейст-
вия, потребность в общении с ровесниками в этом возрасте
выражена слабее потребности в общении со взрослыми и
в действиях с предметами. Важную роль в дальнейшем раз-
витии общения детей со сверстниками, в обогащении его со-
держания играют окружающие взрослые.

РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ
ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ

Исследования показывают, что потребность в общении со
сверстниками строится на базе ранее сформированных по-
требностей — в общении со взрослым, во впечатлениях н
активном функционировании. Поскольку потребность во
впечатлениях и действиях с предметами первоначально за-
слоняет собой потребность в общении со сверстниками и ма-
лыш достаточно долго воспринимает ровесника как объект,

«открыть» его субъектность ребенку помогает взрослый.
Опираясь на ведущую в раннем возрасте предметную дея-
тельность, он может организовать такое взаимодействие
между детьми, которое открывает возможность для возник-
новения субъектного отношения к другому ребенку и одно-
временно обогащает опыт общения малышей друг с другом
новым содержанием.

Этот путь влияния взрослого на развитие общения детей
со сверстниками был апробирован в экспериментах. В них
участвовали дети полутора лет, у которых потребность в
общении с ровесниками еще не сложилась. С одной группой
организовывалась ситуация, где они могли играть с игруш-
ками, находясь рядом друг с другом. Таким образом создава-
лась возможность спонтанного возникновения совместной
игры детей с предметами.

В другой группе взрослый старался организовать совмест-
ную игру детей с предметами и установить личностные кон-
такты между ними. Он поддерживал и усиливал все иници-
ативные проявления ребенка по отношению к сверстнику в
ходе их свободной игры рядом; вовлекал их в предметную дея-
тельность, предлагая поочередно совершать одинаковые дей-
ствия (складывать кубики в общее ведерко, ставить их один на
другой, чтобы вместе построить башенку). При этом взрослый
старался установить между детьми доброжелательные отно-
шения: побуждал называть друг друга по имени, хвалить,
привлекал внимание к достоинствам и успехам сверстника
и др. Такие занятия проводились в течение полутора меся-
цев.

В результате по истечении этого срока у детей второй груп-
пы сложилась потребность в общении, расширилось содер-
жанке взаимодействия, установились избирательные отно-
шения с партнерами по совместным играм. Дети стали
не только охотно вступать в эмоциональные контакты друг
с другом, но и вместе играть с игрушками. У малышей из пер-
вой группы, хотя и усилился интерес друг к другу; но обще-
ния не возникло.

Таким образом было установлено, что организация взрос-
лым субъектного взаимодействия детей в процессе совмест-
ной предметной деятельности является эффективным спо
собом формирования общения со сверстниками.

Наши рекомендации