Общая и профессиональная культура педагога
Как известно, культура это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики.
Выделяют следующие компоненты культуры:
1. Объективные результаты деятельности (машины, сооружения, книги и пр.), они отражаются в формах общественного сознания – язык, мораль, наука, искусство, право, философия, религия, политическая идеология;
2. Субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (ощущения, знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение и пр.).
Сам человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Т.е. человек – продукт культуры, ее представитель и носитель.
Общая культура педагога есть результат его личностного развития, степень освоения им культурного опыта человечества, это развитие его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм деятельности и поведения. Встает вопрос: может ли учитель быть человеком с ограниченным кругозором, бедностью эмоционального опыта, догматическим мышлением, вредными привычками? Отрицательный ответ очевиден. Ибо в сфере педагогического общения именно человеческие качества учителя, воспитателя выступают на первый план, становятся источником духовного становления или предметом подражания дурному примеру.
В содержание общей культуры педагога входят его жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - Истины, Добра, Свободы и т.д. Культурным называется человек с широким спектром потребностей, как в духовной, так и физической сфере; обладающий достаточным кругозором в различных областях жизнедеятельности; соблюдающий общепринятые нормы поведения в обществе, производственной, бытовой обстановке.
Как видим, ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их единстве. Если основу образованности составляет накопленный человеком фонд теоретических и конкретных знаний, то сущность воспитанности заключается в гуманном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта.
Показателем общего развития педагога является также уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения.
Профессионально-педагогическая культура является частью общей культуры, она на ней базируется. Профессиональная культура – это системное образование в сфере профессиональной деятельности.
Системные компоненты и показатели уровня сформированности профессиональной культуры являются:
1) уровень интеллектуального развития (развитие педагогического мышления: способность к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких качеств как: критичность, самостоятельность, гибкость, активность мышления, наблюдательность, память, творческое воображение);
2) уровень организации деятельности педагога (развитие педагогических способностей);
3) уровень овладения основами профессионально-педагогической этики, уровень и характер нравственной и мировоззренческой культуры;
4) культура общения (умение слушать и слышать, задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, готовность и желание общаться и др.);
5) культура речи;
6) культура внешнего вида.
Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т. е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Человеку, обладающему эмоциональной культурой, присущи душевная чуткость, эмпатия, что часто бывает необходимо в различных учебно-воспитательных ситуациях. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач. Напротив, апатия, замкнутость, склонность к негативному восприятию жизни - предпосылки профнепригодности педагогического работника.
Таким образом, педагогическая культура личности не рождается в вакууме, вне общего развития субъекта деятельности, а вырастает из общей культуры, являясь ее своеобразным продолжением и надстройкой.
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика.
3.5. Педагогическая этика – это часть общей этики, которая изучает нравственные проблемы жизни человека, вопросы межчеловеческих отношений, формирует их нормы и правила. Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет те нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Она отражает специфику функционирования морали в условиях педагогического процесса. Ее цель - формирование нравственной культуры личности учителя.
В гуманистической педагогике в качестве исходной этической нормы называется любовь к детям. При этом эмоционально-ценностное отношение к ребенку проявлялось по-разному в разные исторические эпохи, разными учеными.
Требование гуманного, т. е. чуткого, заботливого, бережного отношения к детям актуально и сегодня, когда в условиях экономической нестабильности, экспансии антикультуры, неустойчивого мира подрастающее поколение нуждается в особой защите.
Быть гуманным к воспитаннику детского учреждения - значит укреплять его здоровье, создавать условия для его полноценного физического и духовного развития с учетом особенностей пола, возраста, индивидуальности, соблюдать его права и свободы. Недопустимость любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний, ограничения свободы и пр.
К основным категориям педагогической этики относятся: педагогическая справедливость, педагогический долг, профессиональная честь. Кратко охарактеризуем их. Так, педагогическая справедливость включает соотношение между достоинством всех участников педагогического процесса, их правами и обязанностями.
Профессиональный долг это ориентация на уважение человеческого достоинства всех участников процесса, утверждение гуманности, единства уважения и требовательности к личности воспитанника.
Профессиональная честь предписывает требования к поведению и ту меру уважения, которую человек заслужил со стороны всех участников процесса.
Профессиональная совесть это субъективное осознание долга и ответственности перед учениками и обществом за результаты своей деятельности.
Важным регулятором сложных ситуаций, создающих опасность нарушения нормальных контактов между учителем и учеником является педагогический такт. Т.е. педагогический такт – это форма реализации педагогической морали.