Сущностная характеристика этнокультурного воспитания
1.В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры. Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства [20].Важным компонентом этнокультурного воспитания выступает этнокультурное воспитание в семье. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного этнокультурного воспитания ребенка и развития его творческих способностей. Содержание этнокультурного воспитания ориентирует развитие личности ребенка на формирование так называемых базовых социокультурных идентичностей, которые, как правило, являются пожизненными и задают расположение, самовосприятие человека в мире. К базовым относятся гражданская (общенациональная) принадлежность, конфессиональная, цивилизационнная принадлежность. В массовом сознании совокупность базовых идентичностей образует обычно целостный образ родной страны, Родины, который включён в образ остального мира.[21; 389] Благодаря использованию в современной образовательной системе “этнокультурного компонента содержания образования”, его богатейшим и уникальным учебно-воспитательным возможностям, думается, можно решить актуальнейшие проблемы нашего времени: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия — природного мира. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Основные задачи этнокультурного воспитания:
- воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур. Ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;
- формирование многоязычного индивида: подготовка патриотических граждан. Реализация тем самым модели «двух лояльностей»: по отношению к собственной этнонациональной группе и по отношению к другим нациям.[8; 168] Так же целью является развитие терпимости по отношению к людям независимо от их национальности, вероисповеданий, воспитание чувства интернационализма. Для педагогики проблема этнокультурного воспитания не является новой. В разное время к ней обращались такие исследователи, как В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Т.А. Костюкова, И.А. Закирова, JI.A. Волович, Г.Н. Волков, А.С. Каргин, рассматривающие этнокультурное воспитание как помощь школьникам в овладении культурой своего народа и взаимодействии с представителями других национальностей. В работах Н.А.Бондаревой, Е.Ю. Волчегорской, Н.А. Хренова, Г.М. Науменко, И.П.Сахарова, М.Д. Маханевой, О.А. Абрамовой освещена эмоциональная привлекательность, общедоступность и универсальность средств национальной культуры. К вопросам национального образования обращались Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, В.Н. Сорока-Россинский, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Волков и др. К теме воспитания этнокультурной идентичности обращаются многие педагоги и исследователи, но в каждом таком исследовании обычно внимание обращается только на одну сторону, например, в работе Барковой А.М. рассмотрен фольклор в качестве основного инструмента. Эффективность этнокультурного воспитания младших школьников с помощью фольклора обеспечивается специально организованными психолого-педагогическими условиями, направленными на освоение системы национально-культурных ценностей, развитие национального самосознания и творческой активности и самореализации в поликультурном пространстве современного общества. [17; 70]В качестве таких условий определены: ориентация на структурно-содержательную характеристику этнокультурного воспитания, интегрирование знаний об особенностях традиционной и современной культуры, усвоение национальных идеалов и норм поведения и преодоление стереотипного восприятия этнокультурных образов, использование в качестве содержания занятий произведений русского народного творчества, использование наглядность народных игр, основанных на принципах единства сознания и деятельности, единства эмоционального и психофизического начала. Итак, и общество в целом, и семья, и система образования как общественные институты наследования культурного опыта, обеспечивающие жизнеспособность общества, имеют сейчас двуединую общую цель. В этой связи внедрение этнокультурного воспитания в воспитательно-образовательный процесс имеет возможность не только удовлетворить запросы общества и помочь воспитанию детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре своего народа и, как следствие, истории и культуре других народов, но и способствует единению российского государства. Цель такова — правильное и здоровое этнокультурное развитие детей младшего школьного возраста и становление национального сознания, обеспечивающих жизнеспособность общества и сохранность народных ценностей. Суть решения этих проблем состоит в следующем . В системе образования, особенно на ее базовых, начальных, ступенях, когда закладывается фундамент самосознания личности, в том числе осознание своей национальной и этнической принадлежности, необходимо средствами комплексного освоения традиционного наследия донести неповторимое своеобразие определенной этнической культуры. При этом принципиально важно не абсолютизировать это своеобразие как некую замкнутую в себе систему свойств и качеств народа, его культуры, истории, его психического, интеллектуального, нравственного, эстетического облика, а показать на конкретном примере, что культура каждого народа является особой ; что эта истина складывается в процессе сложного, многоступенчатого развития человечества.. Так же для решения сформулированной задачи необходимо такое построение содержания и методов образования на определенном этническом материале, которое бы обеспечивало принципиальную соотносимость, принципиальную возможность сравнения с содержанием и методами этнопедагогической работы на материале других культур. Следовательно, необходимо выбрать общее основание для сравнения содержания разных культур. Эти проблемы остро стоят и перед естественнонаучным и гуманитарным циклами общего образования. Они решаются средствами естественных и гуманитарных наук, разными видами искусства (анонимного, фольклорного и профессионального, авторского), разными по форме и содержанию идеологическими и философскими системами осмысления мира. Поэтому эти проблемы, поставленные и решенные на материале традиционной народной культуры, могут стать прочным фундаментом целостного учебно-воспитательного процесса, дают возможность с ориентацией на личность ребенка организовать и содержание всех других дисциплин базового общего образования. Результативность процесса этнокультурного воспитания младших школьников определяется через уровни этнокультурной воспитанности (высокий, средний, низкий), которые выявляются в соответствии с выделенными критериями и показателями, отражающими изменения в познавательной, ценностной, эмоциональной, коммуникативной и творческой сферах личности. В качестве критериев оценки этнокультурной воспитанности детей выделены: ценностно-смысловое отношение к национально-культурным традициям (этническая осведомлённость - знание истории, традиций, норм, правил поведения и общения своего народа; интерес к этнической принадлежности, система личностных ценностных ориентации, в соответствии с иерархией групповых ценностей, принятых в этническом сообществе);[9; 424]
1. положительное эмоционально-оценочное восприятие национально-культурных особенностей (положительное восприятие образа своего народа, восприятие этнокультурных ценностей, положительная этническая идентичность); 2.Коммуникативно-поведенческие навыки, соответствующие принимаемым и одобряемым национальным образцам (ориентация на лучшие черты национального характера, действия, направленные на сохранение традиций, норм и правил, сложившихся в национальной культуре, использование этих традиций в собственной жизнедеятельности); 3.Креативность (целостность восприятия этнокультурного пространства своего народа (способность анализировать и обобщать национальный опыт и традиции, способность увидеть новое в стандартной этнокультурной ситуации); 4.Оригинальность мышления (умение сравнивать этнокультурные традиции разных народов, видеть противоречия между ними, выявлять лучшие образцы национальной культуры и определять их соответствие условиям современной культуры), способность адаптировать национально-культурные традиции к современным условиям жизни и действовать в соответствии с данными образцами). Ключевым моментом оценки успешности развития младшего школьника становится понятие сохранения идеалов национальной культуры и языка, что является базисом этнической психологии и этнической педагогики, ее структурной составляющей, гуманистической направленностью через традиции воспитания современного поколения. Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей младшего школьного возраста, на воспитание культуры межнационального общения. Решению поставленных задач способствуют программы этнокультурного содержания. Опыт многих педагогов позволяет нам определить ряд значимых положений:
смыслообразующими компонентами этнокультурного содержания являются основные компоненты этноса;
в образовательном процессе необходим учет этнокультурной специфики социального окружения;
важна гармонизация национальных и общечеловеческих моментов в образовательном процессе;
необходима взаимосвязь семейного и общественного воспитания;
важно учитывать особенности детского мышления, специфику становления «образа мира» у школьников;
этнокультурное воспитание строится с учетом цикличности народного календаря;
в процессе ознакомления с народными культурами целесообразно использовать принцип сравнительного обобщения (отмечая специфическое, характерное лишь для культуры одного народа, важно подчеркнуть то общее, что объединяет все этносы).
Уровень социальной компетентности младших школьников оказывается под воздействием этнокультурного фактора. Это подтверждается тем, что у школьников, проживающих в этнокультурных условиях своего народа, реже встречается самый низкий уровень сформированности социальной компетентности, в то время, как низкий уровень чаще отмечается в выборке детей, менее подверженных этнокультурным методам воспитания. В проявлениях адекватного уровня различий в выборках школьников, проживающих как в условиях монокультурного, так и поликультурного сообщества не обнаружено. Следует отметить, что высокий уровень социальной компетентности чаще отмечается среди школьников, проживающих в условиях относительно монокультурных сообществ. Однако это связано со сформированностью социальной компетентности применительно к конкретным этнокультурным условиям. Влияние этнокультурного фактора отмечается в показателях межличностной толерантности у детей. Чем больше контактов осуществляется детьми на уровне межнационального общения, тем выше показатели толерантности (особенно межэтнической) и ниже уровень конфликтности. Подходы в этнокультурном воспитании: личностно-ориентированный, деятельностно-творческий, индивидуальный, дифференцированный. Этапы этнокультурного воспитания: подготовительный, развивающий интерес детей к фольклорной художественно-творческой деятельности
активного освоения и изучения регионального фольклора, формирующий этнокультурные ценностные ориентации. Ожидаемые результаты этнокультурного воспитания младшего школьника на период окончания им начальной школы: Становление личности с ответственным отношением к родному языку, знающему его основы, способной создавать национальные и общечеловеческие ценности. Расширение кругозора, повышение познавательных интересов, творческого и интеллектуального потенциала.[3;26]Создание этнокультурной среды. Рост эстетической культуры, навыков и умений в различных видах искусства. Повышение национального самосознания обучающихся, признание национально – культурной идентичности. Становление толерантной личности, понимающей и уважающей людей других культур, национальностей и вероисповеданий.