Тело, телесность и формирование телесности
За всю историю изучения и осмысления феномена тела представителями разных научных дисциплин накоплено достаточно материала для возникновения уверенности в том, что телесность – предмет глубоко и детально изученный, прочитанный, истолкованный. Однако в полной мере это может касаться только естественнонаучной парадигмы (анатомия, физиология, антропология, биомеханика, сексология, гигиена и др.) Тело как материальный субстрат, значимый для изучения и понимания психических процессов, развития человеческого сознания, все более широко изучается психосоматикой, психофизиологией. В. Мухина объясняет данный интерес тем, что реальное пространство, в котором развертывается и функционирует наша психика и реально представлено наше «Я», есть пространство человеческого тела [4].
Тысячелетия насчитывает практическая «работа» с телом в области медицины, оздоровительных технологий и т.д. Словом, для «наук о природе» человеческое тело, по вполне понятным причинам, – предмет давнего и пристального внимания.
Помимо употребления понятия «тело», в последние годы широко используется понятие «телесность». В связи с этим возникает вопрос: тело и телесность - это одно и то же или это разные понятия? Что же собой представляет телесность в отличие от тела?
И. М. Быховская по этому поводу считает, что под термином «телесность» подразумевается не естественное само по себе тело, а его преображение, «благоприобретенное» состояние, которое возникает не взамен, а в дополнении к естественному.
«Телесность» - это в той или иной степени культивированное тело, приобретшее в дополнение к своим изначальным данным, естественным характеристикам те свойства и модификации, которые продуцированы особенностями бытия человека телесного в конкретном социально-культурном контексте [1].
То есть, телесность-это новообразования тела, которые с первых этапов развития и становления человека обеспечивали выживание через адаптацию тела к природной, а затем к материальной искусственной (техногенной и социальной) среде. Она есть результат программы социализации, развернутой в историческом плане.
К. Хейнеманн телесность называет «социальной структурой» тела. С его точки зрения, общества сделали из тела как физической (биологической) структуры различные вещи. То есть, потребность есть и пить, способность плакать и смеяться, необходимость переносить боль и болезни остаются постоянными. Однако их биологические предпосылки в различных культурах окрашены различными социальными оттенками. Наше тело всегда представляет собой «социальную структуру» и является выражением действующих социальных условий, как мы воспринимаем и контролируем наше физическое «Я», как используем наше тело в качестве экспрессивного средства выражения, как мы обращаемся с нашим телом и контролируем его, как пользуемся нашим телом, располагаем им и относимся к нему [6].
Если говорить о теле как социальной структуре, то он выделяет четыре аспекта: «технику тела», «экспрессивные движения тела», «этос тела» или отношение к собственному телу, контроль инстинктов и потребностей.
Анализ литературы по вопросам телесности позволяет выделить внешние и внутренние составляющие телесности.
Внешниепроявления телесности:
• форма тела;
• украшения тела (татуировка, перья, костюмы и т.д.);
• экспрессивные движения тела, т.е. положения тела, жесты, выражения лица;
• « техника тела» (социальное нормирование движений - способы ходьбы и бега, ритм шагов, движение рук и ног, способы основных двигательных действий);
• телесная дистанция (проксемика).
Внутренние проявления телесности:
• отношение к собственному телу (принятие - непринятие);
• физическая подготовленность и физические качества;
• состояние внутренних органов и систем;
• контроль над проявлением биологических программ (инстинктов и потребностей).
Различие трех пространств – природного, социального и культурного,- в которых пребывает человек, позволяет ставить вопрос и о соответствующих уровнях существования, проявления, использования человеческого тела. И.М.Быховская, помимо природного и социального тела («социальная структура» по К.Хайземанну), выделяет и культурное тело
Под “природным телом” понимается биологическое тело индивида, подчиняющееся законам существования, функционирования, развития живого организма.
“Социальное тело” — результат взаимодействия природного тела с социальной средой:
- с одной стороны, это проявление его объективных, спонтанных влияний, стимулирующих реактивные и адаптивные “ответы” тела;
- с другой, оно производно от целенаправленных воздействий на него, от сознательной адаптации к целям социального функционирования, инструмент использования в различных видах деятельности.
Под “культурным телом” подразумевается продукт культуросообразного формирования и использования человеком своего телесного начала. Под культурным телом мы понимаем такую телесность, которая формируется у спортсмена, пожарного, спасателя, манекенщицы, актера и т.д. в процессе осознанного формирования в процессе подготовки к специализированной деятельности [1].
Рис.2 Структура телесности
В обществе существует феномен преобразования человеческого тела. Данный феномен изучается рядом гуманитарных наук: философией, антропологией, социологией, психологией и др. Всесторонняя культивация тела с целью приспособления человека для тех или иных общественных функций осуществлялось еще с древности, и развитие человека в обществе перестало быть чисто природным стихийно социализируемым процессом - оно стало относительно управляемым.
Б.В.Марков определяет телесность как особое дисциплинированное тело, а способ формирования телесности (дисциплинированных тел) как создание специальных дисциплинирующих (дисциплинарных) пространств, в рамках которых происходит замена прежней системы стимулов и реакций на новые желания и стремления. К таким дисциплинарным пространствам он относит: семью, школу, религию, медицину, искусство …, которые в виде разного рода моделей и рекомендаций способствуют формированию новообразований тела.
С первых этапов развития и становления человека выживание обеспечивалось адаптацией тела к природной, а затем к материальной «искусственной» (техногенной и социальной) среде. Тело раба и господина, рыцаря и священника, ученого и рабочего значительно отличаются друг от друга и при этом не столько внешне, сколько внутренне по типу реакций, влечений, способности самоконтроля и самоуправления. Игры и танцы, раскраска и татуировка, выработка манер и жестов, контроль над эффектами – все это способствует управлению телом, его потребностями и влечениями [3].
Формирование наружности, внешнего вида и манер осуществляется сначала на основе жестких регламентаций, а затем становится делом вкуса и внутреннего такта отдельного человека. В различные исторические периоды тело контролировалось по-разному. В традиционных обществах власть регламентирует внешнее тело. Форма одежды, маска, поза, жесты, манеры и церемонии - все это жестко определяет поведение и является подлинным документом, удостоверяющим социальную принадлежность….
По мере развития общественных отношений внешний контроль переносится на внутренний. В современном обществе, казалось бы, отсутствуют жесткие запреты и каноны, регламентирующие внешний вид, манеры, одежду и т.п., однако, существуют неявные коммуникативные нормы, организующие как форму, так и внутренние аффекты тела. Сначала религия, а затем и художественная литература искусством словесного портрета и описания душевных переживаний выработали образцы для подражания, в соответствии с которым организуется внешность, манеры, чувства, и переживания людей.
В ходе истории формируются различные типы телесности, и каждый общественный уклад вносит свою лепту в общецивилизационный процесс контроля и управления телом. В современной цивилизации наблюдается особенно интенсивный процесс производства новых и экзотических форм телесности, который радикализируется искусством, кино, рекламой, фотографией, компьютерной техникой.
В последние годы модификации тела привлекают к себе повышенный интерес общества в качестве новых экстравагантных тенденций современной моды. В наиболее общем виде модификации тела представляют собой различные формы и способы видоизменения тела через повреждение кожи (нанесение порезов, шрамирование, клеймение, прокалывание, татуировку, ампутации и другие хирургические вмешательства), осуществляемые добровольно, самостоятельно или с помощью специалистов по модификации тела ради достижения психологических, эстетических, духовных, идеологических целей.
Выделенные формы модификации тела отражают трудности социальной адаптации и совладения со стрессорами и выступают признаком проблемного поведения с высоким риском развития аутодеструктивных форм поведения. Исследователи приходят к выводам, что наличие модификаций тела коррелирует со злоупотреблением алкоголем и наркотическими веществами, сексуальными отклонениями, фактами насилия и школьными проблемами.
Освоение человеком своей телесностипроисходит, прежде всего, на обыденном уровне через действия, которые предпринимаются им под влиянием намерений и желаний, связанных с повседневностью. Это великое множество обыденных движений нашего поведения, образующих мир «обыденной культуры», в сферу которой входят также навыки гигиены, косметики, украшения, парикмахерское искусство, парфюмерия, «сокрытие» и «раскрытие» тела в одеждах с помощью переменчивой моды.
Процесс освоения обыденной культуры называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности. Традиционная культура предъявляет к телу сложившиеся требования: ребенок должен освоить «правильные» позы, осанку, посадку головы - все то, что создает этнический, национальный тип физической представленности человека среди других людей. К концу детства у ребенка складывается представление образа тела как представителя определенного пола и определенной культуры. Телесная стать, осанка и пластика начинают играть принципиальную роль для половой идентификации в подростковом и юношеском возрасте. Стать – общий склад телосложения, осанка человека, манера держаться, так же, как и пластика – согласованность, соразмерность движений и жестов, имеют культурное содержание [4].
В «обыденной культуре» происходит осознание и осмысление собственной телесности, воздействие на нее, управление ею, максимальное использование ее возможностей. Особой областью обыденной культуры, имеющей дело с человеческой телесностью, является медицина, точнее ее валеологические разделы. Часть физической культуры также можно отнести к сфере обыденной культуры.
Литература
• Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.1996.№2.С.19-27.
• Евстафьев Б.В. О сущности физической культуры и ее компонентном составе.// Теория и практика физ. культуры. 1980.№ 6.С.45-49
• Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997. 384с.
• Мухина В. Плоть и дух. //Развитие личности. 2000. №3. С. 65-94.
• Наталов Г.Г Эволюция научных представлений об объекте и кризисе общей теории физической культуры // Теория практика физ. культуры.1998. № 9. С.40-42.
• Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / Сост.: В.И.Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В.Стопчикова .М.: Физическая культура, 2005.-Ч.1.448с.