Структура процесса обучения, ее содержательное наполнение
Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед. процесса. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся. В обучении как и в любом другом виде деятельности можно выделить следующие структурные компоненты: 1) целевой; 2) потребностно-мотивационный; 3) содержательный; 4) операционно-деятельностный (процессуальный); 5) эмоционально-волевой; 6) контрольно-регулировочный; 7) оценочно-результативный;
Целевой компонент обучения – организация обучения связана, прежде всего, с четким определением его цели учителем, принятием и осмысление этих целей учащихся.
Цель обучения – идеальное (мысленное) предвосхищение (прогнозирование) его конечных результатов, т.е. того к чему должны стремиться и педагог, и учащиеся. В процессе обучения вообще и при проведении каждого учебного занятия учитель ставит и реализует 3 группы взаимосвязанных целей:
I. образовательные цели – овладение знаниями, выработка умений и навыков
II. развивающие цели – развитие памяти, внимания, речи и других познавательных, а также творческих способностей у учащихся.
III. воспитательные цели – это формирование у учащихся мировоззренческих и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
В соответствии с этими целями выделяют следующие функции обучения:
− обучающую (образовательную)
− развивающую
− воспитательную
Потребностно-мотивационный компонент:
Важнейшими компонентами обучения и стимулами активной учебно-познавательной деятельности учащихся являются потребность в учении (познании), мотивы учения и познавательный интерес.
На процесс формирования у учащихся этих стимулов учения большое влияние оказывает целая совокупность педагогических факторов и приемов, психологический механизм воздействия которых состоит в том, что при их применении ученики переживают внутреннее противоречие между знанием и незнанием, между поставленной педагогом дидактической задачей и отсутствием наличных (имеющихся) знаний для ее решения. К этим методическим факторам и приемам относятся:
1) создание в процессе обучения проблемных ситуаций, для решения которых необходимо овладеть новыми знаниями.
2) надо ставить познавательные вопросы, решить которые учащиеся смогут только изучив новый материал
3) можно использовать демонстрацию наглядных пособий, использовать технические средства обучения, и … (методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, книга Харламова).
Содержательный компонент:
Готовясь к занятиям, учитель должен тщательно продумать их содержание, руководствуясь, прежде всего, учебниками и учебными программами.
1) он должен конкретизировать объём теоретических положений, которыми необходимо овладеть учащимся, выделить из них ведущие, связывающие новый материал с ранее изученным.
2) нужно четко определить систему тех умений и навыков, которые должны быть сформированы у учащихся.
3) надо определить те идеи и морально эстетические положения, овладение которыми должно способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения и нравственности.
4) При необходимости обновления материала учебника внести новые факты и сделать соответствующие теоретические уточнения.
5) Если материал учебника слишком обширный и излишне перегружен несущественными деталями, нужно попытаться структурировать его для более сжатого изложения.
Эмоционально-волевой компонент:
Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается чувство интереса к учению и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности, что одновременно стимулирует также волевую направленность этой деятельности. На придание обучению эмоционально-положительного характера оказывает влияние следующие факторы:
− достаточная сформированность потребностно-мотивационной у учащихся, стимулирующих их к учению;
− разнообразие в методике проведения учебных занятий, помогающее избежать однообразия и скуки;
− использование инновационных технологий организации учебного процесса: интерактивных, проблемных, личностно-развивающих, игровых и т.д.
− эрудиция учителя, его профессионализм
Контрольно-регулировочный компонент:
Учителю необходимо постоянно делать акценты на анализе решения поставленных им целей учебной работы и соотносить их с достигнутыми результатами. Если поставленные цели не реализуются, возникает необходимость в корректировке и регулировании методики работы учителя. Учитель должен осуществлять контроль за ходом учебного процесса и качеством усвоения учащимися изучаемого материала, и побуждать их к самоконтролю и саморегулированию. Учителю следует более рационально подходить к определению объема и степени сложности учебного материала и не допускать его перегрузки.
Оценочно-результативный компонент:
Учитель должен постоянно осуществлять оценку знаний, умений и навыков учащихся и побуждать их к самооценке результатов своей деятельности. Более того, в идеале учебная работа должна строиться так, чтобы на каждом уроке и по каждой изучаемой теме были проверены знания каждого ученика.