Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
В педагогической литературе широко используются такие понятия (термины), как педагогическая диагностика, контроль педагогического процесса, проверка знаний и умений, оценка, отметка. Педагогическое диагностирование имеет целью своевременное выявление, оценивание, анализ течения учебно-воспитательного процесса и его продуктивности. Педагогическое диагностирование включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития.
Контроль — неотъемлемый элемент традиционного учебно-воспитательного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении и воспитании. Это процедура получения информации о деятельности педагогов и воспитанников, ее результатах, установления степени достижения целей обучения и воспитания, проверки уровня знаний, умений и навыков, развития мышления, сформированности определенных личностных качеств. Контроль позволяет корректировать ход учебно-воспитательного процесса, ставить конкретные задачи в дальнейшем обучении и воспитании.
Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В ходе наблюдения и проверки выявляется и измеряется тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате накапливается первичная информация, которая учитывается, а затем подвергается анализу, синтезу, сравнению. При этом проводится оценивание этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценивания словесно комментируются, а также могут быть выражены в баллах (отметках).
Педагогический контроль предполагает внешнюю обратную связь (обеспечивается педагогом) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль, самооценка учащихся).
Реализуя свои функции (диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую), педагогический контроль позволяет привести в систему учебный материал, усвоенный школьниками за определенный период; позволяет выявить успехи и недостатки в учении, определить качество усвоенного материала, его объем и степень понимания учащимися; способствует изучению педагогом учащихся; способствует расширению, углублению и закреплению знаний, умений и навыков; способствует развитию познавательных интересов; повышает ответственность учащихся и учителя за выполненную работу; приучает школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебного задания; формирует определенные нравственные и личностные качества учащихся, взаимоотношения между ними.
В педагогической практике с учетом общих требований к педагогическому контролю (рис. 41) осуществляются разные виды контроля (рис. 42).
К организационным (общим) формам контроля относятся: индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль. Конкретными (по внешнему выражению) формами контроля являются: контрольный урок, контрольное практическое занятие, опрос, коллоквиум, зачет, экзамен.
Рис. 41. Общие требования к педагогическому контролю
Рис. 42. Виды контроля
Контроль осуществляется с помощью разнообразных методов. Методы контроля (самоконтроля) в обучении — это способы выявления (диагностика) результатов учебно-познавательной деятельности учащихся и преподавания. Наиболее распространены в педагогической практике следующие методы контроля.
r Методы наблюдения позволяют установить отношения ученика к тем или иным объектам действительности, к своим учебным обязанностям, учебному труду, выявить интересы, способности ученика и т. п.
r Методы устного контроля: беседа, рассказ, контрольное чтение текста, индивидуальный или фронтальный опрос и другие.
r Методы письменного контроля: написание диктантов, изложений, классных и домашних сочинений, подготовка рефератов, докладов и другие.
r Методы графического контроля: выполнение таблиц, графиков, схем, заданий в контурных картах и другие.
r Методы практического контроля: выполнение контрольных лабораторных работ, опытов, проверка практических умений и навыков и другие.
r Методы программированного безмашинного или машинного контроля.
r Метод тестового контроля.
r Методы самоконтроля.
Важная составная часть педагогического контроля — процесс оценивания деятельности учащихся или педагогов. Под процессом оценивания учащихся понимается взаимодействие педагога или технической системы с учащимися, в результате которого появляется парциальная и (или) количественная оценка. Парциальная оценка выражается в словесной форме, вербальных или невербальных реакциях учителя, отражающих эмоциональное отношение учителя к работе ученика (согласие, одобрение, ободрение, замечание, порицание, отрицание, упрек, угроза, нотация и другое). Отметка — это результат процесса оценивания, количественный показатель (в баллах) оценки результатов учебной деятельности учащихся, который фиксируется в документах.
Основные требования к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся: всесторонность оценки успеваемости, ее значимость и дифференцированный характер; гласность и обоснованность, ясность критериев оценки знаний; сочетание оценки учителя с самооценкой и взаимооценкой. Оценка включает в себя ряд показателей работы ученика: фактическое состояние знаний, правильность, полнота, точность знаний, знание литературы, самостоятельность, инициативность и творческий подход.
Выделяют следующие функции процесса оценивания:
r диагностическая — измерение усвоения учащимися учебного материала, определение объемов усвоенного материала и глубины понимания;
r обучающая — определяется тем, насколько при контроле наблюдается прирост знаний, умений и навыков;
r развивающая — определяется тем, насколько присутствует прирост психических операций в определенных психических процессах;
r воспитывающая — определяется тем, насколько у учащихся формируются устойчивые отношения, позитивная адекватная «Я-концепция», сотрудничество, ответственность и другие личностные качества;
r стимулирующая — определяется тем, насколько ученики готовятся к каждому уроку, насколько они активны во время опроса, насколько формируется мотивация для занятий данным предметом;
r корректирующая — исправление деятельности и поведения ученика и учителя, если таковые не соответствуют требованиям педагогического процесса.
В 2002—2003 учебном году в общеобразовательных учреждениях Беларуси была введена десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Основными целями ее введения были: повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся, ее результатов; обеспечение социальной защищенности личности учащихся; реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных свойств и качеств личности; создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению; обеспечение условий для адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся.
Не менее важными в рассматриваемой группе являются методы самоконтроля, рефлексии, самооценки. Рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования участниками педагогического взаимодействия состояния своего развития, саморазвития и определения причин этого (С. С. Кашлев). Самооценка — оценка самого себя, своих достижений и недостатков. Для ученика самооценка выполняет констатирующую («что из изученного учебного материала я знаю хорошо»); мобилизационно-побудительную («многое удается, но в каком-то вопросе разобрался не до конца»); проектировочную («что должно стать содержанием дальнейшей деятельности») функции.
Для обучения самооценке необходимо разработать четкие критерии самооценки и способствовать их усвоению учащимися, определить виды работ, подлежащих оцениванию самими учащимися или только учителем, и познакомить с ними учащихся. Базовым умением в оценочной деятельности ученика должна быть его готовность к самооценке полученного результата. На начальном этапе ее формирования можно использовать прием согласования отметки, выставленной учителем, с мнением ученика. Важными методами самоконтроля выступают также умения контролировать степень усвоения материала, находить ошибки, неточности, намечать способы устранения ошибок и т. п.