Основные виды деятельности на уроках музыки

Восприятие (слушание) музыки в школе - слушание музыки считается одной из самых эффективных и оптимальных форм для развития способностей к активному восприятию музыки, умению вслушиваться и выделять какие-то особенности той или иной мелодии. Более того, слушание музыки знакомит детей с произведениями, которые намного сложнее, чем те, что они сами могут исполнить. Задания и вопросы делят на три основные группы:
-идейно-эмоциональное содержание;
-выразительные средства;
- определение причин.

Хоровое пение на уроках музыки- Хоровое пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся на уроках музыки в начальной школе. В условиях массового музыкального образования и воспитания хоровое пение выполняет несколько функций. Во-первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, тем самым расширяют свои представления о содержании музыки, ее связях с окружающей их жизнью, получают представления о музыкальных жанрах, их интонационно-образных особенностях, приемах развития, формообразования, соотношения музыки и слова в вокальных произведениях, осваивают некоторые черты народного фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов. Таким образом, хоровое пение расширяет музыкальный кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, позволяет усваивать закономерности музыки в процессе ее непосредственного исполнения, стимулирует развитие интереса к музыке и к музыкальным занятиям, дает возможность школьникам участвовать в коллективном музицировании. Во-вторых, хоровое пение на уроках решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определенный объем певческих умений, навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения. В-третьих, являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др. В-четвертых, содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребенка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально- нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки. Успешность вокально-хоровой работы на уроках музыки зависит во многом от разных причин. Одна из них – исходный уровень общей и музыкальной культуры детей, влияющей на первоначальном этапе обучения на развитие таких психофизических процессов, как восприятие музыки, память, навыки речевого общения, эмоциональные реакции, умения выполнять различные коллективные действия на уроке. Другая – состояние слуха и голосового аппарата ребенка, а также сформированных первичных вокольно-хоровых навыков до поступления в школу. Каждый конкретный класс, как правило, не имеет «общего знаменателя» в музыкальном вообще и в певческом в частности развитии учащихся. Это может констатировать в начале учебного года учитель музыки. Часто приходится наблюдать такие явления, как отсутствие координации между слухом и голосом у первоклассников, что влечет за собой отсутствие чистоты интониравания вокальных мелодий; ограниченный диапазон голоса ( смещенный либо вниз, либо вверх от звуков так называемой примарной зоны звучания); форсированное звучание или открытый, «белый» звук; отсутствие легкости и «полетности» звука, сип, поверхностное, «ключичное» дыхание; вялая артикуляция. Эти явления вр многом тормозят успешность развития вокально-хоровых навыков.

Обучение младших школьников игре на детских музыкальных инструментах- Одной из форм исполнительной деятельности детей на уроках музыки выступает игра на музыкальных инструментах. Ее задача — способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт младших школьников. Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются этическое восприятие и этические чувства ребенка. У детей развиваются такие качества, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память.

Учителю музыки необходимо с первых уроков приучать детей внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале.

Систематические занятия с оркестром организуют детский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному развитию музыкальности. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр.

Инструментальное музицирование тесно связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией. Приобщая детей
к музыке через музыкальное музицирование, учителю необходимо помнить, что ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция, а учитель должен помочь выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренируют мелкую мускулатуру пальцев рук. Обучая детей игре, педагог способствует развитию их музыкально-сенсорных способностей, гармонического слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения. Игра на инструментах создает условия детям, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться. Таким образом, инструментальное музицирование активизирует всех
детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Музыкально-ритмические движения как вид исполнительской деятельности на уроке музыки- Движение под музыку помогает разностороннему развитию музыкальности детей. Оно развивает эмоциональность образность восприятия музыки, чувства ритма, мелодический и гармоничный слух.

Ритмические движения приближают содержание музыкального произведения к пониманию детей, углубляют переживание и запоминание музыки. Но для того чтобы музыкально – ритмические движения выполняли свое назначение в музыкальном воспитании дети должны уметь владеть своим телом и пользоваться необходимыми средствами двигательной выразительности (уметь выполнять ритмичные движения и изменять их в зависимости от характера музыки, содержания игры). Чем свободнее дети двигаются, чем больше у них запас освоенных движений, тем легче они отвечают движением на музыку, тем больше она их волнует и радует. Если этой подготовки у детей нет, то их внимание будет направлено не на характер музыки и пляски, а на преодоление технических трудностей.

Поэтому на уроке музыки необходимо параллельно с разучиванием песен систематически и разносторонне развивать и совершенствовать двигательную деятельность детей.

В основе музыкально – ритмических движений лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.

В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.

Музыкально – ритмические движения формируют правильную осанку, прививают основы этикета грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

Целостный процесс обучения танцевальным движениям, можно условно разделить на три этапа:

Начальный этап – обучению танцевальному движению (отдельному движению)

Этап углубленного разучивания танцевального движения

Этап закрепления и совершенствования танцевального движения

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления о танцевальном движении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует танцевальное движение, а дети пытаются воссоздать и повторить за учителем танцевальное движение.

Название музыкально – ритмического движения, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.

Показ танцевального движения должен быть ярким, выразительным и понятным. В музыкально – ритмических движениях показ является наиболее существенным звеном процесса обучения, особенно для детей первого класса, где восприятие движений в большей степени связанно со зрительным анализатором.. Объяснение должно быть образным и кратким, с использованием терминологии. В дальнейшем, при изучении танцевальной композиции краткая подсказка в виде термина сразу же воссоздает образ движения у обучаемых – они легко вспоминают отдельные элементы в общей композиции. Постепенное изучение отдельных элементов танца позволят учащимся глубоко и осознанно усваивать предлагаемый материал

Освоение музыкальной грамоты на уроке музыки-

Творческие виды деятельности на уроке музыки-

Наши рекомендации