Методика подготовки и проведения диспута
(по Т.А: Стефановской, 1998)."
Диспут - публичный спор на определенную тему. Проведение диспута способствует не только воспитанию активности, но итворческому отношению молодежи к важнейшим событиям и явлениям нашей жизни. Свободный обмен мнениями заставляет школьников глубже, всестороннее осмыслить окружающую действительность, а также подвергнуть анализу свои взгляды и убеждения. Чаще всего они проводятся со старшеклассниками или со старшими подростками. Лучше проводить диспут в специально выбранном месте (в зале, школьном музее и т.п.); если диспут проводится в классной комнате, то ее следует оформить плакатами, правилами ведения спора ит.п. Подготовка к диспуту.
1. Выбор темы, ее утверждение. Можно провести анкетирование на темы: «Какие вопросы тебя особенно волнуют, и ты
не находишь на них ответа?», «О чем бы ты хотел поспорить, поговорить откровенно с товарищами?» и др.
2. Формулирование вопросов по выбранной теме. Рекомендуется сформулировать три-четыре вопроса, но чтобы они звучали проблематично. Например, существуют ли критерии современного человека? Быть современным - значит быть модным. Согласны ли вы с таким утверждением? и т.п.
3. Собственно подготовительный период, главной задачей которого является изучение мнения коллектива по выдвинутым вопросам, включает в себя следующие моменты: а) анкетирование по вопросам диспута; б) составление анкетных карточек, противоположных по мнению (с них-то можно и начать диспут: зачитать одну, потом - другую, попросить каждого доказать свое мнение по поводу выделенных точек зрения); в) изучение учащимися рекомендованной литературы; г) инсценирование (или «модель») будущего диспута: за несколько дней до диспута рекомендуется собрать несколько самых активных учащихся класса для выяснения их мнения по вопросам диспута. Это могут быть члены временной инициативной группы. Не навязывая своего мнения, педагог просит этих школьников подготовить более тщательно свои выступления для того, чтобы на диспуте они дали «толчок» для начала общего спора
Ход диспута.
Перед началом может быть музыкальный пролог или стихотворение. Ведущим диспута должен быть авторитетный взрослый. В структуре диспута можно выделить три части.
1. Вступительное слово ведущего. Можно также повторить еще раз правила диспута, которые за 2-3 дня были вывешены вместе с объявлением.
2. Спор - столкновение мнений, их защита. Главная задача ведущего - все время «держать» спор в «русле», при необходимости «подливать масло в огонь» или наоборот.
3. Заключительное слово ведущего. Важно обобщить выводы, которые вытекают из диспута: проанализировать коллективные находки; аргументировать необходимые положения, не задевая самолюбия тех, кто заблуждался; не навязывая своего мнения, предельно тактично сделать обобщение по теме.
После диспута состоится заключительная встреча временной инициативной группы, целью которой является коллективный анализ замысла и реализации, качества осуществления задуманного.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (к теме № 4)
Форма протокола педагогического наблюдения
за применением тренером методов формирования нравственного сознания на учебно-тренировочном занятии
Цель наблюдения: выявить методы и приемы воздействия на нравственное сознание занимающихся, применяемые тренером в процессе учебно-тренировочного занятия.
Дата проведения наблюдения_______________
Место проведения наблюдения______________
Задачи учебно-тренировочного занятия (образовательная,
воспитательная, развивающая)_______________________
Возраст занимающихся________________________
Спортивная квалификация______________________
Части занятия | Содержание | Методы и приемы воспитания, применяемые тренером | |
В коллективе | Индивидуально | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (к теме № 6) Портреты учителей физической культуры
практическое задание по теме «Управление воспитательным процессом» (по материалам Д.Я.Богдановой, И.П.Волкова, 1989;
перераб. и доп.)
Проанализируйте портреты учителей физической культуры и определите уровень их педагогического мастерства. Портреты учителей физической культуры.
1. Учитель физической культуры, хороший волейболист, любит этот вид спорта. Главную цель уроков физической культуры видит в том, чтобы дать учащимся подвигаться. Дисциплина на уроках нарушается, учащиеся часто предоставлены сами себе. Методикой обучения физическим упражнениям владеет слабо. При проведении уроков держится неуверенно. Посещаемость уроков низкая, зато на переменах спортзал полон учащимися, в основном мальчиками старших классов: играют вместе с учителем в волейбол.
2. Учитель физической культуры, любит предмет, хорошо владеет методикой обучения физическим упражнениям. Умеет конструировать учебно-воспитательный процесс в соответствии с учебной программой на продолжительный период времени, воспитывая подопечных и побуждая их к систематическому самовоспитанию. Увлеченно проводит уроки, работает над повышением своего профессионального уровня. Всегда подтянут, собран, подвижен. В общении с учащимися на уроках и во внеурочное время доброжелателен, доступен, часто шутит. Учащиеся занимаются с большим желанием и на уроках, и самостоятельно, стремясь быть похожими на своего педагога. Учитель с уважением относится ко всем учащимся. Умело использует положительные оценки для стимуляции деятельности и поведения учащихся на уроке.
3. Учитель физической культуры на уроках больше внимания уделяет ученикам, занимающимся в спортивных секциях в школе и в ДЮСШ. На внешкольных соревнованиях команды школы часто занимают призовые места. В состав команды включает только спортсменов. На уроках обычно мрачен, не-
многословен. К учащимся, не занимающимся спортом, относится недоброжелательно. В общении с ними бывает груб. Оценивая личность и деятельность учащихся, следует стереотипу: «лучших - хвалить, худших - порицать». Учащиеся не любят педагога, избегают общения с ним во внеурочное время, неохотно посещают уроки.
4. Учитель физической культуры считает, что успех в работе педагога может быть достигнут только строгостью по отношению к учащимся. Общение с ними ограничено деловой сферой. В общении суров, требователен, категоричен. Отношение учащихся во многом зависит от его настроения. Предмет знает хорошо. Материал преподносит разнообразно и интересно. Оценивая ученика, нередко сравнивает его с более сильным или с равным по физической подготовленности учеником. Дисциплинарные замечания делает чаще в прямой, чем в косвенной форме. Учащиеся сдержанно относятся к педагогу, считают его слишком строгим и придирчивым. Уроки посещают без особого желания.
5. Учитель фанатично предан своему делу. Предметом владеет в совершенстве. Властный, не стремится к тому, чтобы учащиеся проявляли инициативу. Оценивая деятельность и личность учащихся, умеет внушить им веру в собственные силы, в положительные сдвиги в развитии личности, в совершенствование двигательных навыков и умений. Редко использует дисциплинарные замечания, заменяя их вовлечением учащихся в разные виды деятельности. Отношение его ко всем школьникам пне зависимости от их успеваемости и поведения положительное. Учащиеся уважают учителя за преданность работе, сознают, что он хочет их сделать здоровыми и сильными, стремятся к этому сами. Уроки посещают охотно.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (к теме № 6) МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ
Методика «Пословицы»(разработана к.п.н. С.М.Петровой) (Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ «Сфера»,
2000.-С.19-22)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выявить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать из пары ту, с содержанием которой он согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
2. а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь прожить - не поле перейти.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги - дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
Si
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
в) хочу - половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди - все, а деньги - сор;
г) деньгам все повинуются,
9. а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу, как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать - жертвою стать;
г) никто мне не указ.
10. а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело - сторона.
11. а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все - соседи, а пришла беда, они дрочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет - приятели откажутся.
13. а) ученье - свет, неученье - тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
14. а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон - паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон - что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных.Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1. а, в - духовное отношение к жизни; б, г - бездуховное отношение к жизни.
2. а, в - незначимость материального благополучия в жизни; б, г - материально благополучная жизнь.
3. а, в - счастливая, хорошая жизнь; б, г - трудная, сложная жизнь.
4. а, в - оптимистическое отношение к жизни; б, г - пессимистическое отношение к жизни.
5. а, в - решительное отношение к жизни; б, г - осторожное отношение к жизни.
6. а, в - самоопределение в жизни; б, г - отсутствие самоопределения в жизни.
7. а, в - стремление к достижениям в жизни; б, г - отсутствие стремления к достижениям в жизни.
8. а, в - хорошее отношение к людям; б, г - плохое отношение к людям.
9. а, в - коллективистическое отношение к людям; б, г -индивидуалистическое отношение к людям.
Ю.а, в - эгоцентрическое отношение к людям; б, г - эгоистическое отношение к людям.
11. а, в - альтруистическое отношение к людям; б, г - па
ритетное отношение к людям.
12. а, в - значимость дружбы; б, г - незначимость дружбы.
13.а, в - значимость ученья; б, г - незначимость ученья;
14.а, в - значимость труда; б, г - незначимость труда.
15.а, в - значимость соблюдения законов; б, г - незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается количество выборов отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов -сравнение количества выборов. Большее количество выборов по Ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; но ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше - степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с одержанием пословиц «а», «в» и больше - степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
Методика «Размышляем о жизненном опыте»
ЦЦуркова, Н.Е. Новое в воспитательной работе школы. - М., 1991.-
С.59-69).
Цель: выявить как нравственную воспитанность отдельных учащихся, так и нравственную направленность классного коллектива.
Ход проведения. Проведение тестирования требует обязательных, строго исполняемых условий. Оно проводится в абсолютной тишине, когда никто не высказывает своего отношения к вопросам, тем более исключается громкое произнесение ответов на вопросы. Тестирование анонимно, школьники могут указать лишь половую принадлежность, поставив в углу листа букву ю или д (юноша, девушка). Предварительно подготавли-шиотся листы бумаги, но можно предложить школьникам самим под наблюдением педагога заготовить таблицу для обсчета результатов. Важно, чтобы тональность организуемого с учащимися общения при тестировании содействовала искренности, откровенности и сосредоточенности школьника. В том случае, ■СЛИ содержание тестов не может быть представлено для каждо-ю школьника, вопросы поочередно зачитывают ровным моно-
тонным голосом, так, чтобы интонационная насыщенность не повлияла на выбор ответа. Ответы собираются немедленно после произведенного выбора.
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и знаком «+» обозначить свой выбор в пронумерованной графе.
Форма регистрирования выбораответов | |||
Вопросы | Номера ответов | ||
А | Б | В | |
2 и т.д. |
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что вы сделаете?
а) обойду, не потревожив;
б)отодвину и пройду;
в) смотря, какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или ма
лоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в сторо
не. Что вы сделаете?
а) ничего, какое мне дело?
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало
плохо. Что вы сделаете?
а) пройду мимо: я тороплюсь в школу;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду;
в) позвоню по телефону «03», остановлю прохожих.
4. Ваши пожилые знакомые переезжают на новую квар
тиру. Что вы сделаете?
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.
5. Вы, покупая клубнику, забираете последний кило
грамм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило
клубники для сына в больницу. Ваша реакция:
а) сочувствую, конечно, но останусь при своей клубнике;
б) предлагаю уступить половину;
в) не знаю, все зависит от настроения.
6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших
знакомых. Что вы сделаете?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного.
7. Вы дежурный. Убираясь в классе, находите деньги. Что
вы сделаете?
а) они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе.
8. Сдаете экзамен. На что вы рассчитываете?
а) на шпаргалки, конечно, экзамен - это лотерея;
б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
в) на свои знания.
9. Вам предстоит выбрать работу. Как вы будете это делать?
а) найду что-нибудь рядом с домом;
б) поищу высокооплачиваемую работу;
в) хочу создавать нечто ценное на земле.
10. Какой из трех предложенных видов путешествия вы
ныберете?
а) по нашей стране;
б) по экзотическим странам;
в) по одной из ведущих развитых стран.
11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия
труда разобраны. Что вы предпримете?
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) уйду немедленно домой, если отмечать присутствую
щих не будут;
в) присоединюсь к кому-нибудь, поработаю вместе с ним.
12. Некий волшебник предлагает устроить вам обеспеченную
жизнь без необходимости работать. Что вы ответите этому волшебнику?
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил такую жизнь;
в) откажусь решительно.
13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не
хочется. Как Вы поступите?
а) забываю о нем, вспомню, когда потребуют отчет;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не выполнить.
14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но мало
известном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
а) да, непременно расскажу товарищам и свожу их в музей;
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, каждый знает, что ему надо.
15. Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для кол
лектива работу. Вы знаете, что способны ее сделать. Ваши действия?
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать
работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы со
глашаться.
16. Вы с товарищами в солнечный теплый день собрались
ехать на дачу. Вдруг вам звонят и просят отложить поездку ради
общего важного дела. Что вы сделаете?
а) еду на дачу согласно плану;
б) не еду, остаюсь, конечно;
в) жду, что скажет мой товарищ.
17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов
вас устроит?
а) бездомный щенок;
б) взрослый пес с известными вам повадками;
в) дорогой щенок редкой породы.
18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот
говорят: «Есть важное дело. Надо». Как вы реагируете?
а) напоминаю о праве на отдых;
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
19. С вами разговаривают в оскорбительном тоне. Как вы
к этому отнесетесь?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения;
в) разрываю связь с собеседником.
20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом
музыкальном инструменте). Однако ваши родители непременно
вас хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
а) играю,конечно;
б) разумеется, не играю;
в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
21. Вы пригласили гостей. Как вы их примете?
а) сам приготовлю все блюда;
б) закуплю полуфабрикаты;
в) приглашу гостей только на кофе.
22. Вдруг вы узнаете, что школу закрыли по каким-то
причинам. Как вы встречаете такое сообщение?
а) бесконечно рад, гуляю и наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, строю планы самообразования;
в) буду ожидать новых сообщений.
23. Когда хвалят кого-то из ваших товарищей, что вы
•п п< твуете?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) я, как все, аплодирую.
24. Вам подарили дорогую авторучку. На улице к вам под
чини i два парня и требуют отдать им подарок. Что вы делаете?
а) отдаю - жизнь дороже;
б) постараюсь убежать от них, говорю, что у меня ничего нет;
в) не отдаю подарок.
25. Когда наступает Новый год, о чем вы чаще всего думаете?
а) о новогодних подарках;
б) о каникулах и свободе;
в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
26. Какова роль музыки в вашей жизни?
а) она мне нужна для танцев;
б) она доставляет мне духовное наслаждение;
в) она мне просто не нужна.
27. Когда вы уезжаете надолго из дома, как вы себя чув
ств вдали?
а) снятся родные места;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не знаю, надолго не уезжал.
28. При просмотре информационных телепрограмм пор-
i и и и ли ваше настроение?
а) нет, если мои дела идут хорошо;
б) да, и довольно часто в настоящее время;
в) не замечал.
29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село.
Что вы сделаете?
а) отберу интересные и принесу;
б) у меня нет ненужных мне книг;
в) если все принесут, то и я тоже.
30. Можете ли вы назвать 5 дорогих вам мест на земле, 5
значимых для вас общественно-исторических событий, 5 значи
мых для вас имен великих людей?
а) да, безусловно, могу;
б) нет, на свете так много интересного;
в) не задумывался, надо бы посчитать.
31. Когда вы слышите о подвиге человека, что чаще всего
приходит вам в голову?
а) у него был, конечно, свой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) не перестаю удивляться поступку этого человека.