Основы понятия специальной педагогики: коррекция, компенсация, реабилитация, адаптация, интеграция, инклюзия
Научные основы специальной педагогики.
Специальная педагогика-это отросль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонения от нормального психологического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. Задачи специальной педагогики:
1. Выявление общих и спецефических закономерностей психологического развития ребенка с ОВЗ сравнение с нормально развивающимся.
2.изучение особенностей развития ридельных видов познавательной деятельности детей с ОВЗ;
3. Изучение закономерностей развития личности человека с ОВЗ;
4.разработка диагностических теории и способ коррекции различных типов гарушения;
5. Изучение проблем интеграции и интегрированного обучения;6.психологоческое обоснование путей и методов педагогического воздействия на психологические развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.
Отросли специальной педагогики:
а) олигрофренопсихология- узучает умственноотсталых детей.
Б)тифлопсихология- изучает круг лиц с нарушением зрения.
В) сурдопсихология- психология диц с нарушением слуха.
Г) логопсихология – психология лиц с нарушениями речи.
Д) патопсихолгия-психология распада психической деятельности.
Основы понятия специальной педагогики: коррекция, компенсация, реабилитация, адаптация, интеграция, инклюзия.
Корекция - система психолого педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабления недостатка психо- физического развития и поведения у детей.
Компенсация - сложный, многоуровневый процесс, включающий восстановления или замещения утраченных ( нарушений функций) за счет работы с охранных анализов.
Реабилитация - применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки человека до наивысшего уровня его функциональных способностей.
Адаптация - формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения.
Инклюзия (включение) – процесс увелечения степени участия всех граждан социума, и впервую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Предпологает разработку и применений таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и обществеой жизни. Термин инклюзия имеет отличие от терминов интеграция и сеграция. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата. Инклюзия-процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Инвалидеость-это не обделенность судьбой,это скорее такой образ жиззни при сложившихся обстоятельствах, которые может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, еслиинвалидность рассматривается в рамках социальной концепции. Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так «всем здесь рады» . Или может стано невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривается только в рамках биологичсекой концепции, когда «инвалид-человек который полностью или частично лишен трудоспособности вследствии какой-либоаномалии, ранения, увечья, болезни». Плюсы: создание условий для учебы детей с особыми оьбразовательными потребноостями; Создание гибкой адаптивной среды соответствующей потребностям всех детей учащихся; обучение в общей школе с прдоставлением необходимой психолого-поддержкой профильными специалистами; подготова учеников, родителей и преподователей к принятию детей с ОВЗ и создания комфортного климата для всех детей. Способствующая достижению максимального уровня развития. А так же социальной реабилитации реьбенка и его интеграфии в обществе; формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков милосердия, толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимовыручки. Минусов не должно быть так как инклюзинное способствунт улудшению качеств жизни детей, особенно у детей социально уизвимых групп и оздоровления общества в целом.
Интеграция-(с лат. Соединение, востановление). Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательное учреждение. Где они получают возможнность совместного обучения нормально развивающимися сверстниками. Главным условием интеграции в России является проведение в соответствие потребностей детей с психологическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе не предспасобленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образвания.
Плюсы: созранение «детско-родительского» отношения и полноценное участие ребенка в повседневной жизни семьи; обретение опыта общения со взрослыми и сверстниками; Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми аврабатывается привычка к общению со слышищами, что в дольнейшем поможет продвигаться и лучше адаптироваться в обществе.
Минус: Плохо говорящий ребенок, не всегда понимае мысл слова, что может стать причиной насмешек; сложности усвоения социальных норм и их не знания; по мере осознания себя не похожести с другими детьми дети замыкаются в себе или если есть еще такие же дети с анологичными проблемами объединяются в группу; неслышащий ребенок привыкший к повышенному вниманию к себе дома, в массовой школе где он один из мнгих, чувствуют дискомфорт и стресс; дети с тяжелой потерей слух редко находят дружей среди слышаших, часто развивается чувство неполноценности;незнания особеннстей детей с ОВЗ вызывает у педагогов нежелание с ними работать.