Тема. Понятие «образование»
Сравните различные дефиниции (определения) понятия образования, выделите в каждом случае существенные признаки, которые закрепляются за ним. Составьте классификацию разных типов понимания образования.
«Главная социальная функция образования — передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей». Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. — М., 1982. С. 101. | «Образование — это не только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове образование скрыто слово «образ», т. е. формирование самого себя». Ремезова И.И., Анишина Т.П. Проблема человека в философии образования // Философия образования для XXI века. М., 1992. С. 149. |
«Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду». Краткий педагогический словарь пропагандиста. М, 1984. С. 157. | Образование есть не что иное, как культура индивида. ... Сколько культурных ценностей, столько и видов образования». Гесс&н СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С. 35. |
Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый». Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 25. | «... Овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познавательных сил и способностей — это и есть образование, а основной путь получения его — обучение». Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М., 1957. |
«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Закон РФ «Об образовании» // Сборник законов Российской Федерации. М., 1999. С. 224. | «Образование (от русск. — создание образа) — это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей». Бондаревская Е.В.. Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д, 1999. С. 36. |
Понятие «обучение».Чаще всего под обучением понимается «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание»1. Деятельность учителя и ученика в процессе обучения разделяются весьма условно, поскольку обучение — непрерывный процесс их совместной работы.
Традиционно в обучении выделяются две составляющие — преподавание и учение. Под преподаванием понимается деятельность учителя по передаче ученикам знаний, умений и навыков, способов деятельности, жизненного опыта и т.п. Учение здесь — процесс приобретения учащимся передаваемого учителем содержания обучения. Преподавание в традиционном обучении доминирует над учением, что находит отражение в названиях частных дидактик (например, «методика преподавания истории»). Основное внимание тогда уделяется преподаванию (передаванию) учебного материала, а не деятельности учеников.
Парадигма обучения как преподавания и учения имеет длительную историю и сохраняется по сей день. Причина состоит в том, что долгое время учитель был основным источником информации, которую он сообщал ученикам, обучая их различным наукам. До сих пор используются термины «дать знания», «дать образование», а по отношению к взаимодействию учителей говорят «обменяться опытом». Понимание обучения как «передаточного» механизма некоторого содержания от учителя к ученикам предполагает формирующее воздействие педагога на ученика.
Обучение — организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества.
В то же время существуют иные понимания обучения, отрицающие возможность «передачи образования». Знания, умения и навыки — не вещественные предметы, которые можно передать. Они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности. Непередаваем также и опыт — эмпирическое познание действительности, осуществляемое тем, кому в конечном итоге и принадлежат результаты его деятельности.
Содержание образования возникает в процессе образовательной деятельности учащегося.
Процесс обучения сопровождается и характеризуется внутренними личностными изменениями ученика, его развитием. Обучение, имеющее основной целью развитие физических, познавательных, нравственных и иных способностей учащихся на основе их индивидуальных возможностей, называется развивающим обучением. Учитель в данном случае не столько передает детям знания, сколько организует их учебную деятельность по отношению к изучаемому предмету. Психолого-педагогическое обоснование развивающего обучения в нашей стране осуществлено Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Л.В. Занковым, Д.Б. Элько-ниным, В.В. Давыдовым и реализуется на практике их последователями.
Парадигма приоритета целей и ценностей ученика, первичной роли его деятельности и вторичности деятельности учителя как организатора учебного процесса нашла отражение в различных типах личностно-ориентированного обучения. Обучение в этом случае понимается как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых дисциплин. Вопросами разработки психолого-педагогических и дидактических основ личностно-ориентированного обучения занимаются современные отечественные ученые: Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.
В основе личностно-ориентированной парадигмы обучения — признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. Роль учителя заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.
В зависимости от применяемых образовательных технологий личностно-ориентированное обучение имеет разновидности: природосообразное, проблемное, эвристическое и др.
Личностно-ориентированный смысл образования может быть заложен в любом типе обучения. Например, программированное или дистанционное обучение могут иметь в своей основе личностную ориентацию, а могут и не иметь ее. Личностная ориентация — один из критериальных признаков обучения любого типа или вида. Если человек (ученик, учитель), его природные, личностные и индивидуальные особенности учитываются при проектировании, осуществлении и диагностике образовательного процесса и способны оказывать влияние на него, то говорят о гуманистическом личностно-ориентированном обучении.
Дискуссия.Сторонники обучения как передачи знаний иногда тоже называют свой подход личностно-ориентированным, поскольку адаптируют предназначенный для усвоения учебный материал в соответствии с особенностями разных групп учеников, например, разделяют материал на уровни сложности. Обоснуйте или опровергните эти аргументы.
Таким образом, содержание понятия «обучение» зависит от того, какая педагогическая парадигма лежит в основе образования. Формирующее обучение «передаточного» типа отличается от развивающего или природосообразного тем, что имеет в своей основе формулу «с предметом к детям», тогда как личностно-ориентированное обучение строится по принципу «с детьми к предмету».
Изучение и освоение.Казалось бы, гуманистическая ориентация на развитие учащихся должна преобладать в обществе, которое выдвигает человека в качестве первичной ценности. Почему же процесс обучения все еще понимается как вооружение ученика знаниями и формирование у него соответствующих умений и навыков? Объясняется это многими причинами, например, тем, что данные параметры легко поддаются проверке с помощью общедоступных средств — тестов, контрольных работ, проверочных заданий. С их помощью легко и быстро проверяется уровень усвоения учениками «переданного» им материала. Чтобы оценить результативность обучения индивидуально для каждого ученика, с учетом его начального уровня развития, степени сформированности его способностей, знаний и навыков, требуется специальная система диагностики и контроля, которая пока непривычна для массовой школы. Например, в такую систему входят индивидуальные программы обучения, журналы личных достижений, портфолио ученика.
Рассмотрим дидактические понятия, характеризующие личностный характер обучения.
Адекватной характеристикой личностно-ориентированного обучения является деятельность. Деятельность в педагогическом смысле более широкое понятие, чем знания, умения и навыки (ЗУНы), поскольку предполагает мотивацию, оценку и другие параметры обучения, отражающие его субъективно-личностный характер. Нас же, как раз и интересует деятельность потому, что она приводит к образовательным изменениям и личностным приращениям ученика по отношению к самому себе и к изучаемым дисциплинам.
Для характеристики образовательной деятельности ученика применяются следующие понятия:
— изучение, означающее «постичь учением, усвоить в процессе обучения»;
— усвоение, трактуемое как «основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта»;
— познание, т. е. «процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания».
Понятия «изучение» и «усвоение» относятся, как правило, к внешним, независимым от ученика объектам — знаниям или информации, и не предполагают его деятельности по созданию собственного образовательного продукта. Если вести речь о продуктивном обучении, то ему более соответствуют понятия «познание», «исследование», «создание», «сочинение», «составление», «разработка» и т.п.
Другой существенной характеристикой личностно-ориентированного обучения является его продуктивность, т. е. создание учеником в изучаемых предметах конкретных образовательных продуктов — естественно-научной версии, математической задачи, сочинения, поделки, картины и т.п.
Продуктивная направленность обучения не означает, что оно лишено нетворческих видов деятельности. Изучая реальную действительность, ученик одновременно с созданием образовательного продукта выполняет и репродуктивную деятельность, например, разучивает конкретные способы познания, знакомится с имеющимися культурными достижениями, т. е. изучает их.
Одновременное создание собственного образовательного продукта и усвоение уже созданных человечеством достижений выражается понятием «освоение». В образовании это понятие имеет смысл активного созидательного проникновения ученика в образовательную область или учебный предмет. Освоению подлежит как сама действительность, так и знания о ней. Поэтому термин «освоение» наиболее полно отражает процесс личностно-ориентированного обучения и соответствующей образовательной деятельности.
Обучение и развитие.Под развитием ученика понимается процесс внутренних изменений его физических, психологических, духовных сил, обеспечивающих его самореализацию. Нервная система, психика, личностные качества ученика изменяются количественно и качественно на протяжении его жизни и определенным образом связаны с обучением.
Развитие — процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающий реализацию его жизненного потенциала и назначения.
Среди ученых — психологов и педагогов — выделяются три точки зрения на связь развития и обучения:
1) обучение и развитие — два независимых друг от друга процесса (3. Фрейд, Ж. Пиаже);
2) обучение тождественно развитию (У. Джеймс, Э. Трондайк);
3) обучение может следовать за развитием или опережать его (Л.С. Выготский).
В последнее время в отечественной школе утвердилось понятие «развивающее обучение», основанное на идее Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, опираясь не только на созревшие функции ребенка, но и на те, которые еще только созревают.
Для объяснения своей модели Л.С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития» — уже достигнутый ребенком уровень развития, при котором он может полностью самостоятельно, без помощи взрослого решать интеллектуальные задачи, и «зона ближайшего развития» — уровень развития, обнаруживающийся не в самостоятельном, а в совместном со взрослым решении интеллектуальных задач определенной сложности. Согласно данной модели, то, что сегодня ребенок делает в сотрудничестве с учителем, завтра он сможет делать самостоятельно.
Данная модель послужила ядром для создания концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Одним из недостатков данного подхода является недооценка роли творчества ученика в обучении. Ученик, которому не предоставляется возможность решения возникающей задачи без помощи учителя, не вырабатывает в себе необходимых творческих качеств.
Умение ученика делать самостоятельный шаг в зоне своего ближайшего развития без помощи учителя является свидетельством перехода от развивающего обучения к саморазвивающему, эвристическому. Роль учителя в этом случае заключается уже не в совместном с учеником решении трудных для него задач, а в вооружении его инструментарием для самостоятельного их решения.
Обучение и воспитание.Воспитание чаще всего понимается как процесс и результат взаимодействия воспитателя с воспитанником с целью его личностного развития, усвоения социальных норм и культурных ценностей, подготовки к самореализации в том обществе, в котором он живет.
Связь обучения с воспитанием не менее очевидна, чем связь обучения с развитием. Многие педагоги, начиная с Гербарта, говорят о воспитывающем обучении, результатом которого является социализация ученика, формирование таких его личностных качеств, которые соответствуют определенным общественным потребностям.
Воспитание — процесс взаимодействия человека с окружающей средой (в том числе и с воспитателем), обеспечивающий усвоение им определенных норм и способов поведения в обществе.
Не всякая система обучения ставит воспитывающие задачи в качестве основных. Этот признак характерен, прежде всего, для гуманистических образовательных систем, таких, как школа Амонашвили, педагогика сотрудничества, Вальдорфская педагогика; а также для дидактических систем, имеющих в своей основе науки и виды деятельности социально-общественного характера: экологию, историю, философию.
Различные учебные предметы, как правило, играют ведущую роль в воспитании определенных личностных качеств ученика, математика — аккуратности, логичности, последовательности и систематичности, естествознание — наблюдательности и познавательное™, живопись — образности и художественности.
В то же время закрепление за отдельными учебными предметами определенных воспитательных задач не является жестким. Так, математика может воспитывать не только систематичность или алгоритмизацию в действиях ученика, но и нести гуманитарную функцию, выполнять культурологические задачи, воспитывать в учениках чувство прекрасного.
Обучение и творчество.Обучение и развитие человека взаимосвязаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других), кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.
Но творчество возможно только в условиях свободы, по крайней мере, свободы выбора. Творческого результата можно ожидать только тогда, когда ученик обеспечен правом выбора смысла и целей своего образования, образовательной траектории, темы конкретной творческой работы, формы ее выполнения и защиты, когда поощряется собственный взгляд ученика на проблему. Свобода в образовании нужна ученику ради его развития и творчества.
Обучение как продуктивный процесс предполагает наличие у учеников творческих способностей. Под творческими способностями понимаются комплексные возможности ученика в совершении деятельностей и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов.
Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью. Креативность — это интегративная способность, вбирающая в себя системы взаимосвязанных способностей-элементов. Например, креативными способностями являются воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность.
Креативность — не единственная способность, обеспечивающая образовательную деятельность. Поскольку в результате творчества у ученика непременно происходит познание, то вместе с креативной деятельностью осуществляется и когнитивная. Для того чтобы креативные и когнитивные процессы выражались в общеобразовательных результатах ученика, необходима организационная деятельность, осуществляемая на базе его соответствующих способностей. К оргдеятельностным способностям ученика относятся целеполагание, целеустремленность, нормотворчество, самоопределение, рефлексия и др.
Таким образом, творческое обучение опирается, по крайней мере, натри интегративные способности ученика: креативную, когнитивную и оргдеятельностную. В совокупности они обеспечивают создание учеником образовательной продукции.
Обучение, ориентированное на продуктивную творческую деятельность учащихся, называется эвристическим. Согласно эвристическому типу обучения ученик участвует в создании не только образовательной продукции по изучаемым учебным курсам, но и в планировании и осуществлении индивидуальной траектории образования.
Свобода и заданность в обучении.Соотношение между свободой и заданностью в обучении в разных моделях обучения проявляется по-разному. Обучение, ориентированное на внешний заказ (социальный, государственный, родительский), требует от учителя формирующих действий по отношению к ученику. Обучение же, ориентированное на выявление и реализацию внутренней сущности ученика, предполагает создание учителем такой среды, которая была бы наиболее благоприятна для развития способностей ребенка. Такое образование невозможно «дать», его можно лишь обеспечить тем или иным способом.
Обучение, ориентированное на создание гармоничной естественной среды, обеспечивает самореализацию личностного потенциала ребенка и побуждает его к поиску собственных результатов в образовательных областях. Такая модель обучения опирается на активную антропологическую позицию: ученик — не просто «семя» неизвестного для педагога растения, но семя, способное обеспечивать и корректировать свой рост.
В соответствии с законами диалектики свобода немыслима без заданности. Свобода самовыражения ученика предполагает заданность методологии его деятельности. Свобода ученика в образовании означает самостоятельность его деятельности. Школьник получает качественный творческий продукт тогда, когда с помощью учителя овладевает основами творческой деятельности. Поэтому мало свободу детям дать, надо научить их действовать. Именно эту задачу и реализует дидактика личностно-ориентированного обучения.
Блок самоопределения Тема. Знания и развитие
Сравните высказывания в первых двух столбцах таблицы и предложите свои суждения в третьем столбце.
Обучение — это преподавание и учение | Обучение — это учение и преподавание. | Обучение — это ... |
«Чтобы обучать Петра математике, нужно хорошо знать математику». | «Чтобы обучать Петра математике, нужно знать математику и Петра». | «Чтобы обучать Петра математике,...» |
Каков учитель, таковы и ученики. У «сильного» учителя всегда «сильные» ученики. | Если есть ученик, для него .найдется и учитель. Источник познания — в ученике, учитель лишь помогает ему реализовать себя. | Роль ученика в обучении ... Роль учителя в обучении ... |
Строгое следование научно-обоснованному подходу к изложению, закреплению и применению на практике учебного материала гарантирует его полноценное усвоение учениками. | Учение через исследование неэкономично по времени и неэффективно по результатам, поскольку ученики не могут гарантированно получать качественных результатов. В таком обучении отсутствует фундаментальность и систематичность. | Чтобы обучение было эффективным, ... |
Основой творческой деятельности ученика являются прочно усвоенные им базовые знания. Научившись применять их на практике, ученик способен пойти дальше в своем творчестве и при необходимости создавать новое, опираясь на имеющийся у него багаж. | Прочно усвоенные знания являются помехой творчеству ученика, поскольку формируют стереотипы в его мышлении и последующей деятельности. Незнание общепринятых сведений помогает ученику создавать действительно новое. Творчество ученика необходимо уже до приобретения знаний. | Соотношение знаний и творчества в обучении может быть следующим: |
Главный планируемый результат обучения в школе — вооружение ученика базовыми знаниями для его последующей жизни и профессиональной деятельности. Задача школы — дать ученикам качественное образование, основанное на фундаментальных знаниях. | Задача школы — развить способности ученика и научить его действовать в окружающем мире. Вместо «суммы знаний» ученик овладевает совокупностью способов деятельности. При необходимости он всегда сумеет найти недостающие знания или воссоздать для решения возникающей проблемы. | Основная задача школьного обучения состоит в ... |
РЕЗЮМЕ
В дидактике используются философские категории, общенаучные, методологические, педагогические, психологические, физиологические и иные понятия.
Дидактика как научная теория описывается системой понятий методологического уровня: смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержание, технологии, формы и методы, средства обучения, система контроля и оценки результатов обучения и др.
Фундаментальными дидактическими понятиями являются понятия «образование» и «обучение», которые раскрываются с помощью взаимосвязанных понятий: преподавание, учение, изучение, освоение и др.
Понятие «образование» характеризует различные стороны реальности. Оно может относиться к отдельному человеку или классу учеников, всей школе, обществу, государству. Образование отражает как процесс, так и результат обучения. Под образованием понимается также система образовательных структур — учебных заведений, различных форм и типов образования.
Среди различных пониманий образования выделяются два противоположных: образование — как процесс воздействия на ученика («дать образование») и образование как процесс образовывания ученика при организующей роли учителя («быть в образовании»).
Понятие «обучение» раскрывается в зависимости от выбранного смысла образования. В формирующей педагогике обучение представляет собой два основных вида деятельности — преподавание и учение: учитель передает ученикам знания, умения и навыки, а ученики их усваивают. В личностно-ориентированной педагогике обучение — это совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов.
Роль учителя личностной ориентации — организация образовательной среды, в которой ученик образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Сформулируйте чувства и ощущения, которые возникли у вас в результате изучения данной темы. Назовите свои главные
результаты.
2. Какие противоречия в понятийной структуре дидактики вами обнаружены?
3. Приведите два-три варианта трактовок понятия «образование», сравните их между собой и найдите общие признаки разных дефиниций.
4. Дайте определение понятию «образование», которое выходило бы за рамки педагогики и охватывало процессы, изучаемые в других науках, например, в истории (образование государства), географии (образование гор).
5. Первоклассник придумал математическую задачу на изученные действия сложения и вычитания. При составлении условия задачи он использовал уже известный ему принцип: «было ..., прилетело (улетело)..., сколько всего стало?» Ученик заменил людей или зверей на птиц и получил новое условие задачи. Оцените область, уровень и специфику творчества ученика. Присутствует ли в данном образовательном продукте ученика математическое творчество?
6. Сформулируйте вопросы, предложения и пожелания себе на дальнейший период изучения курса дидактики.
Дидактический практикум Тема 2. Дидактические понятия
1. Любые объекты, в том числе и дидактические, можно перевести в язык знаков, символов, образов. Такой перевод позволяет лучше понять и изучить сам объект. Изобразите в виде знака, образа или рисунка символ образования. Прокомментируйте полученный символ и его специфические особенности.
2. Используя лист бумаги, нитки и скотч, изготовьте материальную модель образования. Предложите объяснение данной модели. Представьте свою работу для коллективного обсуждения во время семинара. Ответьте на вопросы коллег о вашей модели.
3. Предложите определение понятия «образование». Запишите это определение и обсудите его на семинаре. Сопоставьте свое определение с дефинициями, предложенными другими студентами.
4. Аналогичным образом сконструируйте символ, модель и дефиницию дидактических понятий «обучение», «учение», «изучение», «преподавание», «освоение».
ЛИТЕРАТУРА
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань, 2000.
Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Педагогика. 1997. №4.
Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
Куписевич. Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. М., 1986.
Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. Вып. 1 /Ред.-сост. Н.Б. Крылова. М., 1995.
Новые ценности образования. М., 2006. Вып. 1-2(25-26). С.194—211.
Подласый И.П. Педагогика. М., 2006.
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004.
Сери/сое 5.5. Личностно-ориентированное образование//Педагогика. — 1994.—
№5.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М., 2005.
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М., 2000.
§ 3. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ
Национальная идея в образовании.Основой образования в российской школе являются, прежде всего, те глубинные национальные идеи отечественной истории и культуры, которые играют объединяющую, вдохновляющую и воспитывающую роль в обществе. Они служат основанием для конструирования отечественной педагогики и дидактики.
Идею российского национального образования обосновал основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824— 1870), который считал, что главные цели образования и воспитания определяются народным характером. Философское осмысление своеобразия российского характера позволяет отыскивать основы соответствующего ему образования.
Идея — от греч. idea: то, что видно, образ. Термин, обозначающий смысл, значение, сущность.
Образование, построенное на отечественных идеях и традициях, всегда будет отвечать задачам национального развития. Задачи, организационные формы или содержание такого образования могут быть различны, но получаемый в итоге результат образования человека определяется базовыми философскими смыслами, на которых строится учебный процесс.
Если принять, что смыслом и целью образования является развивающийся человек, то с точки зрения национальной идеи образование человека есть такое его состояние и результат, когда он свои чувства, ум, тело и волю ориентирует на самореализацию и саморазвитие, поддерживаемый желанием добывать новые знания, верить в лучшее, делать добро, исполняя свое предназначение перед собой, своей семьей, отчизной. Созидание человека культуры — в этом смысл национального образования. Развитие внутреннего потенциала каждого человека — цель народного образования. Высший идеал образованности народа и каждого его представителя — духовное состояние нации, самоосознание величия многонационального российского общества, являющееся условием экономического, материального и культурного процветания всего народа.
Дискуссия.Каким образом можно использовать в отечественном обучении лучшие образцы зарубежной педагогической мысли, чтобы результаты отечественного образования сохраняли свое национальное своеобразие?
Философские предпосылки российского образования содержатся, прежде всего, в работах отечественных мыслителей. Характерными чертами русской философии, по мнению Н.О. Лосского, являются космологизм, софиология, соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм)1.
Перечисленные черты присущи комплексу учений о взаимодействии человека и мира, созданных плеядой русских ученых мирового уровня, среди которых: Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.А. Бердяев, Д.Л. Андреев, Н.А. Умов и др.
В ряде исследований совокупность идей, учений и работ этих мыслителей называют русским космизмом, поскольку данная философия опирается на фундаментальный принцип: человек подобен Вселенной, т. е. микромир подобен макромиру. Предназначение человека — вселиться в свой дом — Вселенную. Это возможно, поскольку глобальные процессы в определенной степени тождественны локальным, перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации природы и общества сходны и сопряжены со вселенскими изменениями.
Рассмотрим те элементы учений отечественных философов, которые имеют дидактическую значимость.
Образ человека.С позиций антропоцентризма первичным источником всех изменений, в том числе и глобальных, является сам человек, взятый в совокупности своих потенций, проявлений и деятельностей. По отношению к образованию деятельность ученика тождественна деятельности учителя и школы в целом, школа — обществу, общество — миру, мир — Вселенной. Таким образом, изменения отдельного человека соответствуют изменениям всей Вселенной. Отсюда и соответствующая миссия обучения — обеспечивать изменение и развитие людей, сообразное общечеловеческим задачам и процессам.
Образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.
Человек, включенный в образовательную систему с целями, относящимися к его вселению в окружающий мир, по особому складывает свою мировоззренческую ориентацию и реализует личностный потенциал. Индивидуальная траектория его образования представляет систему отношений с природой, культурой, космосом, с самим собой. Для самоопределения и движения в окружающем мире он овладевает набором способов деятельности, в том числе и рефлексивных, необходимых ему для обеспечения, оценки и корректировки происходящего образования.
Основные черты человека облагороженного образа, которого должна готовить будущая Школа, изложены русским философом и поэтом Д. Л. Андреевым (1906-1959) в его книге «Роза мира»1:
Умственный облик характеризуется интеллектуальной независимостью, свободным и счастливым чувством преклонения перед явлениями Глубокого и явлениями Великого.
Эстетический облик проявится в развитом вкусе, знании и понимании искусств прошлого, потребности художественных впечатлений и собственного творчества, в чувстве восхищения перед явлениями Прекрасного.
Нравственный облик нового человека характеризуется деятельной добротой к окружающим, чувством единства общечеловеческого, чувством единства космического, чувством благоговения перед явлениями Высокого.
Религиозный облик характеризуется внутренней работой над раскрытием органов духовного воспринимания, ощущением жизни как мистерии, знанием религиозных форм прошлого и настоящего, умением соверовать всем религиям, т. е. понимать опыт и учение каждой из них как отражение одного из рядов духовной реальности, потребность собственного участия в религиозной жизни и творчестве.
Телесный облик характеризуется дружбой со светлыми стихиалиями, стройным телосложением, пластичными движениями, открытым светящимся лицом.
Особое внимание в педагогике Д.Л. Андреева уделяется развитию внутренних задатков натуры учеников. «Вообще, заботливо пестуется и всячески поощряется творческое начало: взращиваются малейшие ростки музыкального, словесного, сценического, архитектурного, живописного, философского, религиозного творчества»2.
Основным типом общеобразовательной школы Д.Л. Андреев считает колледж-интернат, расположенный за городом. Обучение в нем занимает 12—13 лет по 7 месяцев в году. Среди учебных дисциплин — всеобщая история религий, политическая история, история искусств и наук, т. е. ориентация на «включение» ученика в культурно-исторические процессы.
Смысл образования.Одна из доминирующих идей русских философов — Вселенский масштаб предназначенности человека. С педагогической точки зрения вселиться своим внутренним миром во внешний можно через собственную деятельность, создавая творения, подобные тем, которые окружают тебя. Например, постичь глубины природы и тайны мироздания позволяют самостоятельные размышления, исследования, трактаты; проникнуть в устное народное творчество и познать его основы помогает сочинение сказок, считалок, загадок; войти в мир настоящей математики можно через собственные математические открытия простых чисел и форм.
Смысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, ценность. Целостное содержание высказывания, несводимое к значениям его частей, но само определяющее эти значения.
Смысловыми образовательными идеями отечественных философов являются следующие:
— Образование — не столько «заказ» социума, сколько миссия человека во Вселенной. Человек равновелик миру, следовательно, его предназначение — вселение в свой мир. Вселение происходит через собственную продуктивную деятельность образовывающегося человека. Продукты его деятельности адекватны содержанию соответствующих сфер познаваемой действительности.
— Связь человека с миром определяется на уровне их общих сфер: биосферы — сферы живого (В.И. Вернадский), ноосферы — сферы разума, пневматосферы — сферы духа (П.А. Флоренский). В связи с развитием современных средств телекоммуникаций и Интернет-ресурсов можно говорить об инфосфере — сфере информации.