Формирование личности в детском коллективе
§ 1. Воспитательные функции детского коллектива.Понятие «детский коллектив». Что дает коллектив личности. Функции коллектива. Типы и структура детских коллективов. Виды (уровни) отношений в детском коллективе. Этапы развития коллектива.
§ 2. Пути и средства формирования детского коллектива.Технологические правила организации коллективной деятельности. Перспективы. Коллективные творческие дела (КТД). Принцип параллельного действия. Тон и стиль отношений.
§ 3. Личность и коллектив.Индивидуальный социальный опыт личности. Отношение личности к воздействию коллектива и к самому коллективу. Отношение взрослых к личности воспитанника. Условия эффективности воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность.
§ 1. Воспитательные функции детского коллектива
> Понятие «детский коллектив»
Основополагающим положением советской теории воспитания являлось воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив. В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реализации идей личностно-ориентированной педагогики, многие педагоги перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива или всячески пытаются завуалировать эту проблему, используя термины: общность, группа, ассоциация, кооперация и т.п. Конечно, сейчас коллективное воспитание — одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группами (как бы их ни называли). За рубежом идея совместной жизнедеятельности детей была и является актуальной, но там не используется понятие коллектива и акцент делается на социально-психологические аспекты внутригрупповых отношений. В советское время во главу угла ставили идейно-политическое воздействие коллектива на личность, его корректирующую, контролирующую функцию. Человек — существо социальное, и начиная с малых лет он должен учиться жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно ни называлось.
Воспитательная значимость коллективного, группового взаимодействия задолго до советского времени стала осознаваться как необходимость. В XVIII в. идею совместной коллективной жизни применил на практике в детских приютах И.Г. Песталоцци. Немецкий педагог В.А. Лай уделял большое внимание вопросу о школьных общинах, в которых совместная деятельность воспитанников способствовала их социализации. Указания на особый характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в групповом общении, можно найти в русской художественной и педагогической публицистике второй половины XIX в. Отечественные педагоги П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский стремились поддерживать в общении с детьми атмосферу товарищества и взаимопомощи и видели в стихийно складывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, способствующих развитию и воспитанию детей. Они использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».
Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в педагогическом опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С.Т. Шацкий. Он доказал, что организация школьного коллектива может быть эффективной, педагогически целесообразной и воспитывающей.
Значительный вклад в разработку теории и методики воспитательного коллектива внес А.С. Макаренко. Прежде всего, была принципиально по-новому осмыслена роль коллектива в воспитании детей, который в его педагогической практике превратился в субъект воспитательного воздействия, влияющий на каждого члена коллектива. По его мнению, педагог только на первых порах является полноправным организатором детского коллектива. По мере развития его воспитательных функций, создания органов самоуправления и формирования коллективистических отношений он все больше уходит на задний план. Идеи А. С. Макаренко были развиты в педагогической деятельности В.А. Сухомлинского в Павлышевской школе.
Коллектив дает личности следующее:
— удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении;
— является сферой ее жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то объединениях, вступая в разнообразное взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми);
— передает богатый эмоциональный опыт;
— передает поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека;
— создает условия через общение и взаимодействие с другими познать себя, свои достоинства и проблемы;
— предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться, избрав то, что интересно, соответствует силам и способностям.
Коллектив — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.
Есть и такое определение коллектива: группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы ценным и лично -стно значимым содержанием просоциальной деятельности.
Детский коллектив: детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого ее члена.
Можно выделить такие признаки коллектива:
— сознательный характер объединения людей;
— единство общей и личных целей членов коллектива;
— относительная устойчивость и длительность функционирования;
— четкая организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
— наличие органов координации деятельности (органов самоуправления);
— общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации (ценностно-ориентационное единство);
— интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат;
— защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта;
— сплоченность;
— коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы;
— межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.
Как правило, положение личности устойчиво, определенно в коллективе с высоким уровнем развития, поэтому она свободна в своем поведении. Лидером группы является уважаемое большинство или всеми уважаемый человек с социально-ценностной ориентацией. Дело воспринимается как личностно значимое для каждого члена или для большинства, а руководитель — как наиболее опытный и умелый товарищ, которого группа наделила полномочиями. Отношение к группе открытое, товарищеское, к себе — свободное проявление Я, инициативность. Коллектив, как данность, объединен ответственной зависимостью, дружбой.
Сформированный коллектив предоставляет всесторонние возможности для проявления и развития каждой личности. Ее подавление и нивелировка происходят в плохо организованных группах, не доросших до уровня коллектива.
> Функции коллектива
Регулятивная — носитель и пропагандист определенных мировоззренческих, нравственных и социальных установок.
Организационная — основная форма организации детской жизнедеятельности.
Консолидационная (объединяющая) — форма объединения, сплочения, кооперации.
Стимулирующая — побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков.
Воспитательная — целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и формирующее взаимодействие.
В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Это во многом определяется социально-психологическим климатом коллектива. Социально-психологический климат коллектива — эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем. Способствует постоянному воспроизводству ценностных отношений каждым членом коллектива вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда воспитанники в полной мере выступают субъектами проявляемых отношений. Социально-психологический климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности. Сплоченность детского коллектива — степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также в единстве практической деятельности.
> Типы и структура детских коллективов
Коллективы по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений бывают первичными и вторичными.
Первичные коллективы — коллективы, в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный коллектив — более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных коллективов.
В него входят коллективы, разнообразные по характеру деятельности, организации, отношениям, интересам, содержанию общения, составу: первичные контактные группы, кружки, звенья, ансамбли, студии, отряды, бригады, команды. В школе это общешкольный коллектив. Смысл деятельности общешкольного коллектива заключается в активном движении и взаимодействии контактных групп как на межвозрастном, так и на межсодержательном уровнях. Макаренко при организации воспитательного коллектива заботился о правильном соотношении между первичным (контактным) и общим коллективом. В качестве первичного коллектива им был создан разновозрастной отряд, члены которого учились в разных классах, но на производстве работали вместе. В таком отряде создавались взаимоотношения, напоминающие отношения между старшими и младшими детьми в нормальной семье. На старших лежала забота о младших, ответственность за них. Младшие учились уважать старших, подражая им и усваивая полезные привычки поведения, накапливая личный опыт. Во главе отряда находился командир, который организовывал определенный участок работы и отвечал за деятельность и поведение всех членов отряда. Величина отряда, считал Макаренко, может колебаться от 10 до 15 человек, но не более. Если первичный коллектив имеет большее число членов, он слабо подчиняется командиру, и тот не в состоянии управлять всеми членами отряда. Поэтому класс, состоящий из 25—30 человек, громоздок для управления. Этот недостаток можно преодолеть, разделив его на микроколлективы.
Внутренняя структура, состоящая из актива (инициативной группы), различных подвижных микрогрупп и чередующихся ответственных за каждую микрогруппу в том или ином виде совместной деятельности, присуща каждому формирующемуся или уже созданному коллективу.
Коллективы могут классифицироваться по:
— содержанию деятельности: учебные, трудовые, научные, общественно-политические, художественно-творческие, клубные, спортивные и др.;
— заданной функции: производственные, воспитательные (детский и педагогический коллективы учебно-воспитательных учреждений);
— социально фиксированному положению: формальные (юридически фиксированный статус, социально заданная деятельность); неформальные (добровольные объединения по интересам, симпатиям и др.);
— длительности функционирования: постоянные, временные (коллектив летнего оздоровительного лагеря, бригады и т.п.), ситуативные (сводные отряды для выполнения определенной задачи, группы коллективных творческих дел).
> Виды (уровни) отношений в детском коллективе
Коллективное самоопределение является психическим механизмом обретения личностью свободы в коллективе, когда различные индивидуальные мнения и точки зрения не подавляются методами подражания и внушения, как в простой группе, а получают возможность относительно свободного существования, когда каждый член коллектива сознательно выбирает свою позицию. Но такие отношения складываются постепенно и имеют многоуровневую структуру.
Первый уровень (вид) образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных (личностных) отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.
Второй уровень (вид) образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские (деловые) отношения). На этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху
Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.
На самой высокой стадии развития коллектива происходит коллективистская идентификация — форма гуманных отношений, возникающая в совместной деятельности, при которой проблемы любого члена группы становятся мотивами поведения других: у нашего сотоварища возникла проблема, мы должны ему помочь (поддержать, защитить, посочувствовать и т.п.). В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности перед коллективом и коллектива перед каждым членом. Добиться гармоничного сочетания всех видов отношений в детском коллективе сложно: избирательные отношения членов коллектива друг к другу будут существовать всегда, как и избирательные отношения к различным видам деятельности, к их содержанию, средствам и методам достижения цели. Воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды, сотрудничеству и кооперации, быть толерантным.
> Этапы развития коллектива
Процесс формирования коллектива проходит несколько стадий (этапов) развития на пути превращения в субъект педагогического процесса. Задача воспитателя — понять психолого-педагогические основы происходящих изменений в коллективе и в каждом воспитаннике на каждом этапе формирования коллектива. Есть разные определения этих этапов: диффузные группы, ассоциации, кооперации, корпорации, коллективы; «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел» (А.Н. Лутошкин).
А.С. Макаренко определял стадии развития коллектива по характеру предъявляемых педагогом требований и позиции педагога.
На первой стадии педагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решительные требования. Актив (группа, поддерживающая требования и ценности воспитателя) только выявляется, уровень самостоятельности членов актива очень низкий. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще очень подвижны, нередко конфликтны. Отношения с другими коллективами складываются только в системе личностных отношений членов разных коллективов. Заканчивается первый этап формированием актива. Субъект воспитания — воспитатель.
На второй стадии, когда требования педагога поддерживаются активом, эта наиболее сознательная часть группы предъявляет требования к товарищам, требования воспитателя становятся опосредованными. Второй этап характеризуется переходом коллектива к самоуправлению. Организаторская функция учителя передается постоянным и временным органам коллектива (активу), создается реальная возможность всем его членам участвовать в управлении своей жизнью, усложняется практическая деятельность учащихся, усиливается самостоятельность в ее планировании и организации. Переживается радость творчества, достигаемых успехов, самосовершенствования. Растет авторитет актива, он становится опорой педагога. Он не только поддерживает требования воспитателя, но и вырабатывает свои. Расширяется его самостоятельность.
Педагог способствует укреплению позиций актива и расширению его состава, вовлекая всех детей в совместную деятельность, конкретизирует задачи применительно к отдельным группам учащихся и к каждому; функция его коммуникативная — организация и налаживание отношений внутри коллектива. Устанавливаются более устойчивые межличностные отношения и отношения взаимной ответственности. Развиваются деловые, мотивационные и гуманистические отношения. Формируется коллективное самосознание: «Мы — коллектив». Складываются реальные связи с другими детскими коллективами.
Субъект воспитания — актив.
На третьей стадии развития большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе, помогает педагогам корректировать развитие каждого. Требования предъявляет и коллектив в форме общественного мнения. Общественное коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общества и данной группы. Появление в детском коллективе способности к формированию общественного мнения свидетельствует о высоком уровне развития внутри-коллективных отношений и о превращении группы в коллектив.
Между отдельными группами и членами коллектива складываются мотивационные и гуманистические отношения. В процессе развития коллектива меняются отношения его членов к целям и реальности, друг к другу, вырабатываются общие ценности, традиции. В коллективе возникает благоприятный социально-психологический климат эмоционального комфорта и защищенности личности. Коллектив имеет систематические связи с другими коллективами в воспитательном учреждении и вне его. Полная самоуправляемость и самоуправление.
Субъект воспитания — коллектив.
На этом этапе развития коллектив формирует целостную, нравственную личность. Он превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива. Педагог поддерживает и стимулирует самоуправление и интерес к другим коллективам.
На четвертой стадии происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности всех членов коллектива. Положение каждой личности высокое, нет ни суперзвезд, ни изгоев. Связи с другими коллективами расширяются и совершенствуются, деятельность коллектива все больше носит просоциальный характер. Каждый воспитанник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Субъект воспитания — личность.
Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение детского коллектива, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого члена коллектива.
Развитие коллектива — это не плавный процесс перехода от одного этапа к другому, неизбежны скачки, остановки, движения вспять. Между этапами нет четких границ — возможности для перехода к последующему этапу создаются в рамках предыдущего. Каждый последующий этап не сменяет предыдущий, а как бы добавляется к нему. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Макаренко считал, что движение вперед — закон жизни детского коллектива, остановка — смерть.
Динамика формирования коллектива обобщенно может определяться по совокупности следующих признаков: общие социально значимые цели, совместная организованная деятельность, отношения ответственной зависимости, рациональное распределение социальных ролей, равенство прав и обязанностей членов коллектива, активная организаторская роль органов самоуправления, устойчивые позитивные взаимоотношения, сплоченность, взаимопонимание, коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация, уровень референтности (отношений лиц), возможность обособления личности в группе.
Показательным является в зависимости от уровня ее развития поведение группы в стрессовой ситуации (по Л.И. Уманскому). Группы низкого уровня развития обнаруживают безразличие, апатию, дезорганизуются. Взаимообщение приобретает конфликтный характер. Результативность работы резко снижается. Группы среднего уровня развития в тех же условиях характеризуются терпимостью, адаптируются. Эффективность деятельности не снижается. Группы высокого уровня развития наиболее стрессоустойчивы. На стрессовые ситуации отвечают возрастанием активности. Эффективность их деятельности не только не снижается, но даже повышается.
§ 2. Пути и средства формирования детского коллектива
Коллектив формируется воспитателем для создания оптимальной среды (воспитательного пространства) как инструмент и помощник в формировании личности воспитанников. Коллектив не самоцель педагогических усилий. Детский коллектив зарождается, крепнет и развивается только в процессе совместной целеустремленной практической просоциальной деятельности, полезной для коллектива, каждого его члена, для других людей.
Технологические правила организации коллективной деятельности:
— существование гуманистической, просоциальной, субъективно личностно значимой для каждого члена коллектива цели организуемой деятельности;
— предпочтение коллективным и групповым видам деятельности;
— активное участие каждого;
— технологическая организованность (время, место, объем действий, порядок их выполнения, оснащенность);
— сочетание традиционности и вариативности в содержании и формах;
— организация сменных отношений взаимной зависимости и взаимного подчинения в групповой деятельности;
— ориентация на успех и позитивную оценку деятельности каждого члена коллектива. «Концентрируйте свою энергию на том, чтобы добиться успеха, а не на том, чтобы избежать неудач» (Р. Рюттингер).
В процессе такой деятельности создаются и укрепляются коллективные связи, развиваются коллективные навыки и привычки, коллективистическое сознание находит свое выражение в поступках, в поведении.
В процессе формирования коллектива педагог использует разнообразные методы и средства, направленные на стимулирование деятельности всех членов коллектива и его сплачивание.
Это, прежде всего, система требований — умелое предъявление требований к ученикам в форме убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельности, воспитание ученического актива с помощью консультирования, психологической поддержки, обмена опытом, организации и контроля. Четкая и увлекательная постановка целей, раскрывающих перспективы развития и жизни детского коллектива. Макаренко называл это системой перспективных линий, организацией завтрашней радости, т.е. близкие, средние и далекие цели.
Одним из важнейших моментов в развитии человека и коллектива является перспектива. В ней выражается совокупность культурных и материальных потребностей человека, уровень его развития, моральный облик. Макаренко, справедливо считал одной из важнейших педагогических особенностей перспективы то, что, будучи развернутой перед ребенком, как система цели, она увлекает его возможностью достичь желаемого результата, вызывает стремление участвовать в построении своего и коллективного будущего, создает радостное настроение и устремленность вперед. Это стремление к удовлетворению сформировавшихся потребностей, желаний, интересов является мобилизующим и направляющим деятельность в определенное социально ценное русло.
Перспектива — это такие задачи, цели, дела, которые отвечают внутренним потребностям развития личности, группы детей, коллектива в целом, соответствуют уровню развития его членов — их возрастным и индивидуальным особенностям.
Перспективы, организуемые с целью создания воспитательного коллектива и формирования личности учащихся, имеют некоторые общие характерные особенности:
— увлекательность дел, основанных как на непосредственном детском интересе, так и на радостном, рождаемом в воображении образе совместной коллективной деятельности;
— общественно полезная ценность задач, целей, конкретных дел;
— четкая организация процесса достижения перспективы.
Эти цели выбираются самими детьми при помощи коллективной «разведки» интересных дел, рассчитанных на участие каждого, их самостоятельные действия, инициативу. В результате появляется план конкретных дел.
Перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной, выдвигается близкая перспектива. Она не требует много времени и усилий для своей реализации. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т.д. Основное требование к ней заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы — это предвкушение радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят. Но если коллектив будет ставить перед собой только ближние перспективы, развитие остановится и начнется распад коллективных отношений.
Средняя перспектива — более отдаленная цель, требующая не только длительного времени, но и определенных усилий всего коллектива по ее достижению. Класс хочет на летних каникулах поехать на пароходе по Волге, но не на родительские деньги, а заработать их самостоятельно. Дальняя перспектива — перспектива на длительное время. Чем младше воспитанники, тем большее значение в их жизни имеют ближние перспективы и некоторые средние. Взросление коллектива усложняет систему перспектив его жизнедеятельности.
Задача учителя заключается в том, чтобы организовать систему перспектив, систему деятельности, движение коллектива от решения одной задачи к другой, более сложной. Одним из звеньев такой системы воспитания школьников могут стать коллективные творческие дела (КТД), включающие коллективную организаторскую деятельность, творческие игры, праздники и т.д. Эти формы организации воспитательной работы способствуют целостному, многостороннему развитию воспитанников. Подобная деятельность позволяет объединить усилия воспитанников всех возрастных групп, способствует развитию отношений товарищеского межвозрастного содружества.
Принцип параллельного действия: влияние на воспитанников через требования актива, принявшего нравственные ценности воспитателя, и общественное мнение. При этом сохраняется и воспитательное влияние педагога. Это возможно в развитом коллективе, требует педагогического мастерства, так как имеется опасность использования общественного мнения как грубой силы и давления на отдельную личность.
Традиции возникают, крепнут и сплачивают коллектив на всех стадиях его развития.
Традиции— устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, положительный опыт деятельности, желания воспитанников.
Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, коллективные ценности, украшают жизнь. Макаренко писал, что «ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой».
Формирование общественного мнения в коллективе тесно связано с созданием и укреплением традиций. Макаренко считал наличие традиций характерным признаком третьего этапа развития коллектива. Каждая из них имеет свое прошлое, большую или меньшую историю. Их создание возможно только при условии, что новые поколения воспитанников поддерживают те начинания и ценности, которые складываются на предыдущих этапах развития коллектива. В традициях проявляется доверие новых членов коллектива к тому, что сделано. Они имеют определенную, установившуюся, яркую и содержательную форму (традиционные вечера встречи выпускников, последний звонок, праздник Дня знаний первого сентября и др.). Появление новых традиций обогащает и обновляет коллективный опыт, но «изобретать их надо так, чтобы детям казалось, что они изобретают» (А.С. Макаренко). Традиции не должны быть застывшей догмой. Отражая прошлое, они вместе с тем должны быть живыми, нужными и полезными сегодня.
Развитие коллектива и его нормальное функционирование возможно при бодром, жизнерадостном тоне и стиле отношений в нем, атмосфере доверия и требовательности, умении критиковать и правильно воспринимать критику, командовать и подчиняться. Макаренко называл такие условия правильного тона и стиля в коллективе:
— бодрость, радость, красота',
— гордость за свой коллектив и чувство собственного достоинства;
— дружеское единение членов коллектива;
— активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному деловому действию;
— привычка к торможению и сдержанности в словах, движениях, эмоциях;
— высокая сознательная дисциплина, несводимая только к торможению, проявляющаяся в движении вперед, в стремлении к чему-то новому, в преодолении трудностей.
Деятельность детских коллективов в отличие от взрослых должна быть пронизана элементами игры, красочности и романтики, характеризоваться целеустремленностью, активностью и инициативой воспитанников.
В практике педагогического управления детским коллективом необходимо соблюдать определенные технологические правила.
1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией воспитанников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить.
2. Коллектив — динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, переходит к демократическому стилю руководства, самоуправлению общественным мнением и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
3. Высокой эффективности коллективного воспитания педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей и других воспитателей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.
4. Приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у них формируются.
5. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его выработать необходимую линию общественного поведения.
§ 3. Личность и коллектив
В предыдущих параграфах также шла речь о личности и ее взаимоотношениях с коллективом. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений.
Каждый член коллектива приходит в него со своим индивидуальном социальным опытом, который может отставать или опережать тот уровень норм и ценностей, которые сформированы в данном коллективе. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом — неблагоприятном положении.
Личностные качества члена коллектива являются существенным фактором, определяющим его положение в коллективе. Его психологические особенности: сдержанность, эмоциональность, воля, общительность, оптимизм или им противоположные — или располагают к человеку, или вызывают настороженность, неприятие или отторжение. Не последнее место в определении положения личности в коллективе занимают ее нравственные качества: честность, справедливость, доброта, принципиальность и другие; на какой-то период времени определяющим фактором положения личности в коллективе, особенно в Детском, становятся такие внешние характеристики, как физическая сила, ловкость, красота, «престижные» знакомства, обладание значимыми в глазах детского сообщества вещами (например, компьютерная система с выходом в Интернет).
К воздействию коллектива сам человек относится по-разному: подчиняется коллективу — принимает его ценности и следует им, принимает на словах, принимает под давлением, бунтует. Гармонизация отношений: полное единство общественных и личностных стремлений и ценностей, добровольный конформизм. Личность подчиняет коллектив: нонконформизм, неформальное лидерство.
Отношение к самому коллективу может быть активно-положительным, пассивно-положительным, активно-отрицательным, пассивно-отрицательным.
Немалую роль в определении положения личности в детском коллективе играет отношение взрослых к личности воспитанника. Оно может быть адекватным, с завышенной оценкой, с заниженной оценкой, негативное, безразличное. По мере взросления детей мнение о них взрослых становится менее значимым, но оно никогда не утрачивает полностью своего значения. Даже во взрослых коллективах избирательное отношение руководителя к членам коллектива влияет на их статус. При этом надо учитывать сложность этого влияния: учительские любимчики редко пользуются симпатией у одноклассников. Воспитанник, к которому педагог подчеркнуто выказывает свою неприязнь, может оказаться неформальным лидером.
Неадекватность выполняемых учениками ролей их реальным возможностям может стать одной из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. В этом случае воспитанники фактически выпадают из системы коллективных отношений. Поэтому в разработке индивидуальных поручений следует идти от возможностей и интересов самих детей, а только потом от потребностей коллектива. Тогда положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.