Кабинет здорового ребёнка
Отчёт по производственной практике ПМ 01.
Работа функционального подразделения поликлиники.
Кабинет здорового ребёнка.
Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка - КЗР) является методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей. Он организуется в составе поликлиники (отделения) в соответствии с Положением о кабинете профилактической работы с детьми приказа Минздрава СССР от 19 января 1983 года N 60 . Кабинет здорового ребёнка может являться составной частью функционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольного возраста.
Основными задачами кабинета здорового ребенка являются:
- пропаганда здорового образа жизни в семье;
- обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание - закаливание, массаж, гимнастика; гигиенический уход и т. д.);
- санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка, а также подготовке к поступлению в дошкольные учреждения;
- контроль за нервно - психическим развитием детей.
Функциональные обязанности медицинской сестры КЗР:
1)прием детей 1-го года жизни не менее 5 раз в год; 2-го года жизни не менее 4 раз в год; 3-го года - не менее 1 раз в полугодие и по показаниям чаще; 3-6 лет - 1 раз в год;
2) в соответствии с назначениями врача:
- консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья
ребенка (организация режима дня, питания, физического воспитания, привитие гигиенических навыков, профилактика пограничных состояний);
- обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом, проведение массажа детям группы риска ;
- проведение контрольных кормлений, расчетов питания;
- выполнение назначений врача по профилактике рахита у детей, выдача витамина "Д" на дом или в кабинете, постановка пробы Сулковича;
- проведение диагностики нервно - психического развития, выявление особенностей поведения детей 2 и 3-го года жизни ;
3) обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания ;
4) обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек и гигиене полости рта;
5) обеспечение родителей методическими материалами - памятки, брошюры;
6) консультация участковых медицинских сестер по вопросам воспитания и развития детей; обучение их методикам диагностики нервно - психического развития, организации физического воспитания, технике проведения комплексов массажа и гимнастики, закаливающих процедур;
7) оказание помощи участковым врачам - педиатрам в проведении занятий для беременных, школ молодых матерей, отцов, организуемых в КЗР, непосредственное участие в этих занятиях;
8) участие в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения в соответствии с назначениями участкового педиатра и врачей - специалистов;
9) осуществление постоянной связи с участковой педиатрической службой: информирование участковых врачей - педиатров и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми;
10) ведение в истории развития ребенка вкладыша - карты посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка ;
11) оформление в холле и в кабинете здорового ребенка стендов, выставок по организации условий жизни, развития и воспитания детей;
12) осуществление связи с отделением медицинской профилактики, краевым центром медицинской профилактики с целью изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка, противоалкогольной пропаганды, здорового образа жизни семьи.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КЗР.
1. Основной минимум теоретических знаний:
- основные данные медико - генетического, социального и биологического анамнеза и их значение для развития ребенка; значение обследования семьи на наследственную патологию;
- режим и питание беременной;
- режим и питание кормящей матери;
- профилактика токсикосептических заболеваний у новорожденных и мастита у матерей;
- анатомо - физиологические особенности новорожденных;
- патологические состояния новорожденных и детей первых месяцев жизни;
- особенности физического и нервно - психического развития детей первых трех лет жизни;
- воспитание детей раннего возраста (режим, организация режимных моментов: сна, кормления, бодрствования, специальных занятий);
- вскармливание детей первого года жизни: естественное, смешанное, искусственное. Организация питания детей старше года;
- гигиеническое воспитания детей;
- профилактика пограничных состояний (рахит, анемия, расстройства питания, экссудативный диатез);
- календарь прививок у детей раннего возраста. Противопоказания и показания к прививкам;
- оказание экстренной помощи детям.
2. Владение техникой выполнения гигиенических,
профилактических и лечебных манипуляций:
- сцеживание грудного молока и массаж грудных желез;
- контрольное кормление;
- правильное пеленание ребенка;
- гигиенический туалет ребенка раннего возраста;
- купание ребенка: гигиенические и лечебные ванны (соленые, солено - хвойные, с дубовой корой и пр.);
- обработка и уход за кожей ребенка, туалет пупочной области;
- проведение антропометрии, измерение температуры тела;
- определение частоты пульса и дыхания;
- постановка газоотводной трубки, очистительной клизмы;
- закаливающие процедуры (обливание стоп, обтирание, общее обливание, воздушные и солнечные ванны);
- диагностика нервно - психического развития и поведения детей первых трех лет жизни;
- массаж и гимнастика детей раннего возраста (комплексы гимнастики для детей каждой возрастной группы);
- приготовление соков, смесей, блюд прикорма, возрастные примерные меню.
МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КЗР
1. Учетная форма N 112/у, вкладыш - карта посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка.
2. Учетная форма N 039/у. 3. Учетная форма N 038/у.
Повышение квалификации медицинской сестры КЗР проводится в установленном порядке на специальных курсах или на базах передового опыта по этому разделу работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОРУДОВАНИЮ КЗР И ХОЛЛА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СО ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ
В кабинете предусмотрено следующее оформление и
наличие методических материалов по воспитанию детей раннего
возраста :
1. Стол пеленальный.
2. Весы медицинские, ростомер.
3. Стол для проведения массажа.
4. Детский стол и стул для оформления игрового уголка.
5. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери.
6. Стенд "Гигиеническая ванна".
7. Кукла с набором одежды для новорожденного.
8. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни.
9. Стенд по режимам для детей первых трех лет жизни.
10. Шкаф по организации вскармливания и питания детей первого года жизни.
11. Стенд по организации питания детей 2-3 года жизни.
12. Стенд по массажу и гимнастике.
13. Стенд по закаливанию.
14. Два стенда с выставкой одежды детей 1, 2, 3 годов жизни.
15. Стенд - показатели нервно - психического развития 2- 3 года жизни.
16. Шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни.
17. Игрушки для диагностики нервно -психического развития детей первых трех лет жизни.
18. Стенд по гигиене полости рта.
19. Стенд по устранению вредных привычек.
В оформлении холла при отделении должны быть стенды по вопросам правильного воспитания ребенка. Шесть стендов в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев, с 3 до 6 месяцев, с 6 до 9 месяцев, с 9 до 12 месяцев, от 1 года до 2 лет; от 2-х до 3-х лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно – психического развития; стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; стенд о значении проведения профилактических прививок.