Преддипломная практика в дошкольных образовательных учреждениях 9 семестр – 4 недели

Во времяпрактики студентам (бакалаврам) необходимо овладеть профессиональными умениями в соответствии с квалификационными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040305 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Дошкольное образование и музыка». Основной целью преддипломной практики студентов является реализация применения профессиональных знаний студентов в практической деятельности.

Целью преддипломной практики является проведение самостоятельной научно-исследовательской работы по выбранной теме выпускной квалификационной работы.

Задачами преддипломной практики являются:

- систематизация и углубление теоретических и практических знаний

по профилю подготовки, их применение при решении конкретных

педагогических или методических задач в соответствии с темой

выпускной квалификационной работы;

- углубление и закрепление знаний, полученных в период обучения и

предшествующих практик, необходимых для написания выпускной квалификационной работы;

- овладение методологией и умениями научно-исследовательской

деятельности по проблеме выпускной квалификационной работы;

- анализ состояния педагогической теории и практики по исследуемой проблеме, оценка ее решения в современных условиях.

В результате прохождения преддипломной практики студент должен:

знать:

· направления научных исследований и основные достижения научного

· коллектива базы практики;

· основную специальную литературу по теме исследований: монографии, специализированные журналы;

· характеристику объекта и условия исследования;

· правила организации научных исследований по своей теме;

· требования к оформлению работы;

· принципы, на которых построены методики проведения исследования и

· обработки полученных результатов;

· правила формирования сводных таблиц результатов и списка литературы.

уметь:

· конспектировать научную литературу и формировать списки литературы;

· проводить исследования согласно специальным методикам;

· проводить соответствующую математическую обработку результатов и

· формировать сводные таблицы;

· составлять отчеты по итогам практики

· осуществлять воспитательно-образовательный процесс на основе федеральной и региональной политики в области прав ребенка

владеть:

· навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

· способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы)

· владеть методологией исследовательской работы.

Преддипломная практика является логическим завершением изучения психолого-педагогических и специальных дисциплин и продолжением по углублению и расширению профессионально-педагогических знаний, умений и навыков у студентов-бакалавров в процессе учебной педагогической практики на втором и третьем курсах «Ознакомительная практика» и 3-4 курсах «Педагогическая практика».

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов,

приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении Преддипломной практики:

Знать

- теоретические основы организации научно-педагогической деятельности,

- определять перспективные направления научных исследований в области дошкольного образования и воспитания,

- адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий в воспитательно - образовательный процесс дошкольного образования,

- концепции математического, речевого, физического, экологического,

художественно-эстетического развития детей предшкольного возраста;

- технологии и способы их реализации в условиях дошкольной образовательной организации;

- современные подходы организации образовательно-развивающей среды детей предшкольного возраста на занятиях, прогулке, играх;

- способы развития навыков учебной деятельности детей подготовитель-

ной к школе группы;

Уметь

- осуществлять физическое, познавательное и художественно-эстетическое развитие ребенка, видеть в нем субъекта педагогического взаимодействия; применять методические знания в организации различных видов деятельности (игровой, трудовой, художественно - эстетической и пр.);

- создавать развивающую среду для игровой, познавательной, художественно-эстетической и творческой деятельности с учетом гигиенических и педагогических требований к оснащению и оборудованию помещений и участка ДОО; активизировать самостоятельную игровую, познавательную и другие виды деятельности ребенка;

- отбирать содержание, формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании; планировать систему приемов стимулирования активности дошкольников в различных видах деятельности; проектировать развивающую среду в группе ДОУ; планировать мероприятия по взаимодействию с родителями в целях воспитания и обучения детей;

- устанавливать взаимоотношения с детьми, воспитателями, родителями,

администрацией ДОО, а также организация общения детей друг с другом; владеть педагогической техникой (умение выбирать правильный стиль и тон в обращении с детьми, управлять их вниманием, располагать к себе собеседника, образно передавать информацию);

- проводить диагностические обследования и анализировать физическое и познавательное развитие ребенка; на этой основе корректировать собственную педагогическую деятельность и воспитательно-образовательный процесс;

Быть готовым

- оценивать и применять современные образовательные технологии в

работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста;

- строить педагогический процесс в группе, организовывать взаимоотношения между детьми, между детьми и воспитателями на основе знаний о закономерностях становления личности и индивидуальности до-

школьника;

- планировать собственную деятельность в качестве воспитателя и исследователя; ставить цели и задачи воспитательно-образовательной работы в группе, адекватные конкретным видам деятельности;

- воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах

от партнеров по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;

- сопоставлять практическую работу в ДОО с теоретической готовностью к профессиональной деятельности; выделять и устанавливать взаимосвязи между педагогическими явлениями.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ В ДОУ

Основное содержание педагогической практики нацелено на закрепление и углубление знаний студентов об их будущей профессии, развитие полученных ранее навыков работы по специальности, а также на систематизацию и обобщение материалов, необходимых для написания выпускной квалификационной работы.

Педагогическая практика проводится в подгрупповой форме обучения в соответствии с распределением студентов по базам практики и возрастным группам. Она состоит из 3 взаимосвязанных между собой этапов: подготовительный, основной и заключительный.

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ПРАКТИКИ.

Этап Содержание деятельности
Подготовительный Установочная конференция. Ознакомление студентов с целями, задачами и содержанием программы преддипломной практики. Распределение студентов по базам практики. Организационная встреча студентов с руководством и педагогами образовательных учреждений
Основной 1-4 недели практики. Студенты работают по своему индивидуальному плану и плану воспитателя. Заполняют дневники практики. Время работы студентов в качестве воспитателя, реализуют поставленные задачи, выполняют все профессиональные функции воспитателя. Они работают посменно на своих возрастных группах, каждую неделю составляют календарный план воспитательно-образовательной работы на предстоящую неделю. План заверяют у воспитателя группы, старшего воспитателя, группового руководителя практики. Осуществляют воспитательно-образовательную работу, используя разнообразные формы и методы педагогического воздействия, учитывая при этом возраст детей, их индивидуальные особенности. Студент-практикант организует общие мероприятия для детей, осуществляет руководство деятельностью детей по интересам, проводят работу с родителями: участвуют в проведении родительского собрания; оформляют наглядную агитацию; проводят беседы, индивидуальные консультации и т.д. А также выполняют индивидуальные задания и собирают материал для ВКР. В каждой ДОО группа студентов-практикантов самостоятельно разрабатывает сценарий общего мероприятия для детей и проводит общее мероприятие. В течение всего периода практики студент-практикант ведёт дневник, в котором анализирует воспитательно-образовательную работу, осуществляемую воспитателями, другими студентами и самостоятельно
Заключительный Подведение итогов практики на базе ДОО. На итоговом педагогическом совещании обсуждается деятельность каждого студента. Проверяется выполнение индивидуального задания. Выставляются предварительные оценки по практике. Оформление отчётной документации.

Содержание преддипломной практики носит бинарный характер. Это значит, что практика включает бакалавров в те виды деятельности, в процессе которых у них формируются различные стороны научно-педагогических умений: находить наиболее рациональные конструктивные, технологические, организационные и педагогические решения, хорошо ориентироваться в отборе научной информации, ставить и решать принципиально новые вопросы.

Подготовка будущего профессионала педагога на педагогической практике включает подготовку в следующих основных направлениях:

-педагога-воспитателя, владеющего современными воспитательно-образовательными технологиями, умениями определять и выбирать методы, формы и средства воспитания и обучения; создавать творческую атмосферу в воспитательно-образовательном процессе ДОО;

- педагога-исследователя, работающего в области педагогической науки и способного отслеживать и анализировать современные научные достижения и внедрять их в практику деятельности ДОО.

Эта деятельность охватывает:

- в направлении воспитательно-образовательной деятельности:

организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития;

- организация различных видов деятельности и общения детей;

- организация занятий по основным общеобразовательным программам

дошкольного образования;

- взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения;

- методическое обеспечение образовательного процесса.

В результате прохождения педагогической практики студент должен:

приобрести практический опыт и научиться:

• организации педагогического процесса в группах (I и II младших, средней, старшей, подготовительной групп), оценивать его соответствие установленным педагогическим правилам, выявлять его воспитательно-образовательную эффективность;

• анализировать деятельность воспитателя и собственную, направленную

на развитие ребенка;

• организации и проведения режимных моментов, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепления здоровья;

• участия в создании предметно-развивающей среды;

• осуществления личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;

• планирования содержания работы с детьми, отбора методов и средств

воспитательно-образовательной работы, осуществляя их оптимальное сочетание;

• осуществления руководства игровой и других видов деятельности детей;

• разработки и изготовления дидактического материала;

• проведения диагностики развития ребенка;

• определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности

дошкольника при составлении конспектов НОД, занятий и др. форм организации образовательного процесса;

• организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по раз-

личным разделам программы;

• обсуждения занятий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики;

• оформления документации;

• определения цели и задачи работы с семьей по результатам наблюдений

за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания, взаимодействия с администрацией ДОО и другими сотрудниками,

• управления поведением и активностью детей, установления правильных

взаимоотношений с ними;

- в направлении исследовательской деятельности для сбора материала к ВКР:

Исследовательская работа в период практики предполагает индивидуальный характер заданий. Возможны варианты и групповых заданий, если работа достаточно объемна и требует привлечения знаний из разных областей наук в качестве применения метода проектов. Это может быть наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи (в виде проекта), требующего интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемы», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Индивидуальные задания научно-исследовательского плана предлагаются научными руководителями, руководителями научно - исследовательской практики с учетом уровня психолого-педагогической, методической подготовленности бакалавров, их интересов.

Задания исследовательского характера для группового решения научной проблемы могут быть предложены специалистами органов дошкольного образования в рамках утвержденных программ исследования с участием кафедр вуза и дошкольной образовательной организации, либо самими студентами, интересующимися проблемами дошкольного образования.

Выполнение исследовательских заданий и сбора материала к ВКР проводится под руководством преподавателей кафедры начального и дошкольного образования, которые назначаются руководителем педагогической практики совместно с заведующим кафедрой на период практики и выполнения данного исследования

Для оформления на практику в образовательную организацию студент должен иметь при себе:

- медицинскую книжку

- программу практики (одну на группу);

- индивидуальное задание;

Содержание деятельности студента на педагогической практике.

1. Подготовка и проведение всех режимных моментов (прием детей, зарядка, завтрак, игры, прогулка, обед, сон, закаливание, полдник, ужин и т.д.).

2. Подготовка и проведение занятий, воспитательных мероприятий и развлечений.

3. Выполнение индивидуального задания и сбор материала к ВКР (сбор фактического материала. Студенту необходимо подготовить характеристику объекта и условий проведения исследований. При освоении методик необходимо разобраться, на чем они основаны, кто их автор, а также тщательно их законспектировать. Данные наблюдений и экспериментов обязательно необходимо занести в рабочие дневники с указанием темы, исполнителя, сроков проведения исследований. Обязательно составляется список условных обозначений, которые применяются в записях. Записи должны вестись четко, аккуратно, с указанием дат, единиц измерения. Рабочие дневники проверяются и заверяются научными руководителями. По результатам математической обработки данных составляются сводные таблицы. Метод математической обработки определяется с научным руководителем.

4. Аналитический этап:

- обобщение результатов практики

- отчет о практике, в котором отражаются выполнение индивидуальной работы по сбору материала к ВКР и личностно- профессиональные изменения, произошедшие в студенте за время преддипломной практики (личностно-профессиональный рост студента, расширение жизненного опыта, повышение мотивации учебной деятельности, формирование представления о будущей профессии и т.п.), оценка собственных возможностей как профессионала.

4. Примерные варианты индивидуальных заданий

Наши рекомендации