Преподаватель и студент (практика общения)
Главная задача вузовского преподавателя - раскрытие личности учащегося - решается в ходе его общениясо студентом. Поэтому в понятие «профессиональный педагог» входит не только знание конкретного предмета, но и педагогическое мастерство,то есть умение выстроить изложение, войти в контакт со студентом, заинтересовать его, воспитать нужные качества, превратить студента из объекта обучения в субъект учения. «Ввоспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитывающая сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы... не могут заменить личности в деле воспитания. Только характером можно образовать характер» (К.Д. Ушинский).
Многое здесь зависит от личностных способностей преподавателя, его педагогической интуиции. Но даже обладая преподавательским талантом, нужно обязательно учиться педагогическому общению. Это позволит преподавателю рефлексировать, а значит - анализировать свои действия, понимать студентов, устанавливать с ними контакт, адекватно реагировать на их действия.
Хорошо известно, что отношение к преподавателю студент переносит на изучаемый предмет. При этом сложившееся реноме педагога возрастает крайне медленно, годами, хотя потерять его можно за один семестр.
Вот почему крайне важно для преподавателя его педагогическая культура, конструктивные, организаторские и коммуникативные умения. Установлено, что у профессоров и доцентов наиболее сформированы конструктивные навыки (планирование и композиция материала, постановка задач), отчасти организаторские. С коммуникативными — хуже (действуют поведенческие стереотипы). Ассистенты в меньшей мере владеют конструктивными и организаторскими умениями (скажем, не всегда могут организовать самостоятельную работу студентов); но зато более адекватно воспринимают студенческую аудиторию: сказывается меньшая возрастная дистанция.
Замечу при этом, что общение не тождественно коммуникации. Содержание коммуникации - обмен информацией; общение - шире, оно включает коммуникацию. Общение имеет ввиду связь между людьми, в результате которой осуществляется влияниеодной личности на другую (или взаимовлияние).
Классификация общения возможна по разным основаниям; различают например, непосредственное и опосредованное общение. Последнее реализуется через посторонний инструментарий (книга как опредмеченный опыт поколений, технические средства: телевидение, радио, ЭВМ и т. п.). В практическом же смысле очень важной представляется дифференциация в плане формального и неформального общения.
Формальноеобусловлено социальными функциями; вместо знания личности здесь оперируют знанием её социальной роли (продавец-покупатель, преподаватель-студент). Нормы общения вырабатываются обществом, и партнеры ждут друг от друга определённых действий, обусловленных социальной ролью; личностные характеристики на заднем плане. Можно утверждать, что здесь функция сильнее личности; и поэтому, если понимание индивидуумом его роли не соответствует её пониманию другими членами общества, возникает конфликт.
Человеку свойственно стремление к неформальномуобщению, наполненному личностным смыслом. Оно не всегда удаётся — многое зависит здесь от желания понять партнера, сконцентрироваться на нём, а также от техники общения (приёмов установления контакта, коммуникативных умений).
Профессиональной деятельности преподавателя обычно присуще сочетание формального и неформального общения.
Уровень формальности-неформальности ярко проявляется при контроле знаний студента. Так, использование письменных и машинных форм контроля означает усиление формальных аспектов; устный контроль, то есть «глаза в глаза», в беседе, приближает общение к неформальному. Оно даётся преподавателю труднее - не только по затратам времени, но и по психологическому напряжению: но зато, как правило, действеннее. Оценка письменного текста (при текущем, рубежном, итоговом контроле) без выявления его смысла в разговоре со студентом опять-таки усиливает формальные моменты; беседа (в том числе - по написанному) с выявлением понимания, движения мысли студента усиливает неформальные аспекты общения и, разумеется, приносит больше пользы.
На переход от общения формального к неформальному (и наоборот) оказывает влияние даже взаимное местоположениеобщающихся. Психологи указывают:
- размещение за столом рядом способствует (и соответствует) сотрудничеству, совместной работе;
- размещение по диагонали через угол стола располагает к достаточно непринужденной беседе;
- размещение лицом к лицу, через стол усиливает напряжённость и взаимоконтроль.
Известно, что при организации диспута — а в такой форме целесообразно проводить многие семинарские занятия по гуманитарным дисциплинам - предпочтительнее круглый (буквально!) стол (побуждает студентов к высказыванию мнений), нежели преподаватель за отдельным столом лицом к студентам (противопоставляет преподавателя студентам и гасит дискуссию).
Важна и психологическая дистанция.Если она чрезмерна, возникает барьер между преподавателем и студентом, мешающий реализации целей обучения-учения. Её отсутствие ведёт к панибратским отношениям, резко снижающим эффективность воздействия (влияния) преподавателя на студента (о какой требовательности здесь может идти речь?). Преподаватель должен постоянно искать (и находить) оптимум психологической дистанции.
На степень формальности-неформальности общения оказывает влияние и форма обращенияпреподавателя к студенту. Обращение к студенту по имени обычно сдвигает общение к неформальному, хотя при искренней заинтересованности преподавателя в делах студента обращение к нему по фамилии также не препятствует. Обращение к студенту на «ты» допустимо только при доверительных отношениях; к этому прибегают, без ущерба для контактов, пожилые преподаватели; необходимым условием в таком случае является гарантия, что у студента даже мысли не появится, что преподаватель стремится таким обращением подчеркнуть разницу в служебном положении, иерархию преподавателя и студента в смысле места на социальной лестнице. Мне лично представляется, что студенту следует всегда говорить «Вы». Обращение к учащимся на «ты» со стороны работников деканата, административных служб должно быть полностью исключено.
Мы живём в век стрессов, интенсивных человеческих контактов, частота которых растёт, так что человек уже не в состоянии быстро воспринимать и усваивать громадную информацию, всегда сохраняя при этом эмоциональную полноту неформального общения. В условиях быстро меняющейся ситуации человек просто вынужден (в порядке биологической, психологической защиты) делать общение более поверхностным, фрагментарным, непродолжительным — формальным. Но и в таких ситуациях человеку свойственно естественное стремление к неформальному общению. Возникает противоречие.
Школа, отчасти вуз, нивелируют учащегося (учитель, преподаватель не в состоянии работать всё время с каждым учеником, студентом на уровне неформального общения); в итоге личность, её естественные и искренние эмоции угнетаются. Поэтому упомянутое выше противоречие не всегда разрешается так, как хотелось бы. Ведь не всякий преподаватель в силу психологических напряжений и усталости будет постоянно идти на неформальное общение со студентами; для этого нужны сложившиеся ценностные ориентации, высокий эмоциональный потенциал и большие запасы нервной энергии.
В отношении преподавателя к студентам, в его управлении коллективом студентов различают авторитарный, демократический и либеральный стили общения.Авторитарный характеризуется жёсткостью, в нём доминирует требовательность к студенту (его реальные возможности на заднем плане). Демократический предполагает участие студента в обсуждении задач, стоящих перед группой; требовательность сочетается с убеждением. При либеральном преподаватель ограничивается убеждением (должной требовательности нет), это стиль «невмешательства».
Видимо, более всего близок к оптимальному демократический стиль: здесь больше удовлетворённости процессом и результатами труда, сильнее творческое начало, выше результативность. В коллективах с таким стилем управления теснее взаимные контакты студентов, ярче радость за успехи товарищей, ответственность за общее дело, взаимный самоконтроль. В коллективах, управляемых авторитарно, чаще складываются враждебные отношения, соревновательность порой переходит в конкуренцию, отмечается нежелание работать при ослаблении контроля. При либеральном стиле руководства позволяются безразличие к делам других, а подчас - безответственное отношение к делу; в определённом плане - это самый плохой стиль.
Авторитарный преподаватель работает в расчёте на «усреднённого» студента, не считая нужным учитывать его индивидуальные особенности. Дисциплинарное воздействие на студентов здесь доминирует. Отклонение от «среднего» поведения воспринимается жёстко: активный студент - «бунтарь», неактивный - «лентяй». У такого преподавателя - априори негативные установки. Его оценки студентов крайне субъективны и полярны. Общение со студентами — сугубо формальное; беспристрастность переходит в бесстрастность. Преподаватель легко идёт на характеристику студенческой группы в целом. Заметим (в порядке объяснения, но не оправдания), что причиной авторитарных действий преподавателя может оказаться и сочетание слабого контингента студентов с желанием преподавателя дать им побольше знаний.
Преподаватель демократического стиля стремится учесть индивидуальные особенности студентов. Организующее воздействие на студентов преобладает над дисциплинарным. В оценках студентов здесь больше разнообразия (потому и объективности), в контактах — инициативы, стремления уйти от чисто формального общения к личностному. Характеризовать студенческую группу в целом такой преподаватель, как правило, отказывается, поскольку видит в каждом студенте индивидуальность. Установлению демократического стиля способствует инициирование вопросов студентов, а также внеучебное общение.
В случае либерального стиля характер общения в основном зависит от студентов (положительное здесь — в учёте поведения студентов, отрицательное — в отказе от воздействия на это поведение). Цели тут расплывчаты, преподаватель подстраивается под студентов (так «легче жить»): «Они же не маленькие!». Либеральный преподаватель даёт студентам краткие (как правило, формальные) характеристики. Он мало вмешивается во внутреннюю жизнь студенческой группы, это «не его дело»; фактически мы имеет дело с попытками полностью снять с себя ответственность за успехи или провалы студентов.
В целом можно сказать, что для преподавателя авторитарного стиля его реноме, авторитет - выше дела (имеется в виду раскрытие личности и подготовка специалиста), у демократического доминирует дело, преподаватель либерального стиля не озабочен ни своим реноме, ни делом (часто у него есть другое дело, важное для него самого).
Разумеется, рассматриваемые стили общения крайне редко встречаются в чистом виде.
Бывает, что уровень развития коллектива (группы) достаточно высок, каждый его член способен к самоуправлению. Тогда наиболее эффективен демократический стиль с элементами либерального. Но если студенческий коллектив развит слабо, то ближе к оптимуму будет демократический стиль с элементами авторитарного — по крайней мере, пока не произойдёт становления и стабилизации коллектива. Конечно, стиль общения должен изменяться в зависимости от конкретной ситуации.
Укрепление неформальных элементов общения во многом зависит от естественности и непринужденности отношений преподавателя со студентами; в свою очередь, эти качества в значительной мере определяются характером преподавателя, его психологическими особенностями (экстраверту, например, легче добиться непринужденности, чем интроверту) и, разумеется, особенностями студентов в группе и сложившимся в ней настроем.
Важной предпосылкой естественности является внутренняя целевая установка преподавателя, опирающаяся на заинтересованность в успехах студентов, стремление помочь им. Многие моменты, мешающие непринуждённому общению, воспринимаются преподавателем (студентами — тоже) как мелочи, пустяки, не стоящие внимания в сравнении с главным - движением к общей цели. Бывает и так, что преподаватель (по тем же причинам) постоянно ищет и легче находит, как обойти рифы, нарушающие органичность общения.
Естественность общения невозможна без искренности. Она необходима и при столкновении мнений преподавателя и студентов, при необходимости (к сожалению, без этого не обходится) со стороны преподавателя демарша, ведущего к санкциям по отношению к студенту.
Можно говорить об условиях, способствующих (или препятствующих) установлению естественности. Здесь и общий климат в вузе, и традиции кафедры, и влияние личности заведующего. Здесь и социально-психологические особенности, те или иные настроения в группе студентов. При этом настрой в студенческом коллективе очень часто зависит от образа действий преподавателя. Надо постараться показать студентам (не назиданиями, конечно, а самим характером, нюансами контактов в ходе учёбы), что естественными и приемлемыми считаете только вполне определённые формы и рамки взаимоотношений.
И ещё. В нравственных коллизиях преподаватель и студент должны быть «на равных». Если преподаватель ошибся в высказывании по отношению к студенту (скажем, предъявил к нему необоснованную претензию за поступок, который тот не совершал), то единственно правильным и естественным выходом будет извинение, а если претензия была высказана публично, то публичное извинение.
Известно, что иные преподаватели боятся студентов, с известной тревогой воспринимают каждый акт общения (особенно вне занятий). В подобных случаях естественного общения не получается. Отказ со стороны преподавателя от такого общения в этом случае есть, по существу, психологическая самозащита. Бывает, проходят годы, пока эта боязнь перестаёт действовать. Да и до конца ли перестаёт? Может быть, просто появляющиеся навыки помогают её маскировать?
Важную роль в процессе общения играет, как уже отмечалось выше, установка — программа поведения личности, готовность действовать определённым образом в ответ на ситуацию. Преподаватель по отношению студентов к учёбе, по определённым чертам их характера, по внешним признакам вырабатывает такого рода установки и потом нередко «позволяет себе действовать» в соответствии с ними (иногда -стереотипно, упорно не считая нужным корректировать их при изменении поведения и действий студента и даже при выявлении ошибочности мнения о нём). Установка преподавателя по отношению к студенту может быть негативной и позитивной.
В случае негативной установки (по отношению к слабому студенту) ему даётся меньше времени на ответ («всё равно не ответит»); при неверной направленности ответа вопрос не повторяется и не уточняется («всё равно не поймёт»); не даётся и какой-нибудь ориентировки. Преподаватель чаще ругает студента за неправильный ответ, чем хвалит за правильный; слабому студенту уделяется значит меньше внимания на занятиях.
В случае позитивной установки (по отношению к сильному студенту) возможна положительная оценка не совсем верного его ответа; на занятиях в группе сильным студентам уделяется непропорционально много внимания.
В обоих случаях отношение преподавателя к студенту - избирательно, значит, не вполне объективно. По этой (хотя и не только) причине слабые студенты реже (по исследованиям — примерно вчетверо) обращаются к преподавателю, чем сильные. Избирательное поведение, особенно, если преподаватель не маскирует его (а бывает, и не считает нужным маскировать), расслаивает коллектив студентов и нередко воспринимается ими как несправедливое. Это - «прокол» в профессиональной деятельности педагога. Подчеркнём, что избирательное поведение преподавателя зачастую тонко чувствуется студентами и в тех случаях, когда преподаватель всячески старается его замаскировать.
Разумеется, у преподавателя (как у всякого человека) могут возникнуть симпатии и антипатии к студентам (осознанные — как результат учёбы и поведения студента, или неосознанные). И если эти пристрастия имеют чёткие обоснования в деятельности студента, то они воспринимаются в группе как должное - у студентов не возникает сомнений в объективности преподавателя. Пример: привлечение наиболее способных и активных студентов к научной работе, замена им типовых заданий на более сложные, нетривиальные; обратный пример: отказ продолжать беседу на стадии контроля знаний со студентом, воспользовавшимся шпаргалкой.
В общем, полное отсутствие дифференциации в отношениях преподавателя со студентами (бесстрастность) - плохо (тогда общение -формальное), но ещё хуже несправедливые негативные и нереалистичные позитивные установки.
При достаточно длительном контакте со студентом у преподавателя возникают и действуют стереотипы. Они помогают (есть навыки!) быстрее интерпретировать учебную ситуацию (иначе в ходе каждой возникшей ситуации пришлось бы проводить обстоятельный анализ - где преподавателю взять на это время и эмоции?!). Но именно из-за стереотипов преподаватель нередко выделяет в студенте какую-либо несущественную сторону; в результате сложившаяся в его представлении модель личности оказывается неадекватной реальности, а студент воспринимается искаженно. Это опасно, так как преподаватель не только создаёт для себя определённое мнение о студенте, но невольно действует так, что оно подтверждается. И не случайно студенты с невысокими экзаменационными оценками, полученными на младших курсах, нередко скрепляют первые страницы зачётной книжки: пусть экзаменатор туда не смотрит, а то поставит очередную «тройку» (отличники никогда этого не делают: пусть экзаменатор видит сплошной строй «пятёрок»).
В ходе установления и поддержания контакта со студентом необходима способность по некоторым внешним проявлениям (мимика, речь и др.) правильно судить о студентах, их отношениях между собой, об их готовности к ответу. Здесь преподавателю необходимо «читать» по лицу, глазам, позе, тем более - по характеру речи, переходя таким способом от внешних проявлений к моделированию внутреннего состояния студента, его характера. Очень важно при этом не зациклиться на этих внешних проявлениях; ошибочны, например, стереотипы: «Умные те, кто всё делают аккуратно» (совсем не обязательно!) или «Если студент знает, то ему незачем волноваться на экзамене» (ещё как волнуется!)
Существенную информацию о характере и состоянии человека несут его речь (интонация, тембр, темп, необычные её отклонения); мимика (страх, радость, удивление, гнев и др.); вегетативные реакции (побледнение, покраснение, смена ритма дыхания, изменения в походке). Здесь у разных лиц много общего, хотя одна и та же реакция может выражаться достаточно широким спектром внешних проявлений, а одно и то же проявление может отвечать различным переживаниям.
Психологи установили, что в умении анализировать состояние студента женщины-преподаватели наблюдательнее мужчин, но они больше внимания обращают на частности; гуманитарии более наблюдательны, нежели преподаватели точных (естественных, инженерных) наук.
Что касается молодых преподавателей, то они нередко точнее судят о студентах и их взаимоотношениях, чем преподаватели с большим опытом работы (опыт создаёт стереотипы, да и временная дистанция играет свою роль).
Установлению доброжелательных отношений содействует эмпатия (сопереживание). Речь идёт о человеческом участии, взаимопонимании, способности не только рационально знать, понимать и учитывать действующие на партнёра обстоятельства, но и сочувствовать ему, разделять его радости и огорчения, быть обеспокоенным его проблемами. Эмпатия воспитывается окружением, обстановкой, семьёй; без неё нет искренности. По большому счёту, человеку без эмпатии работать в качестве преподавателя нельзя.
В подтверждение роли эмпатии: по нашим наблюдениям, студенты больше всего ценят в лекторе: 1) заинтересованность в успехах студентов; 2) педагогическое мастерство; 3) эрудицию, знание предмета.
Бывает ли, что преподаватель испытывает радость, торжество от того, что он «поймал» студента со шпаргалкой, что смог «засыпать» его на экзамене? Я лично не встречал таких преподавателей, хотя студенты настаивают, что это, в общем-то, не редкость. Блестящий педагог профессор Н.И. Гальперин как-то сказал, что такого рода преподаватели «не представляют социального интереса, только клинический».
Преподавателю повседневно и постоянно требуется вступать в контакт со студентом (студентами). Его удел в этом плане - непрерывная адаптация и переадаптация к отдельным студентам, студенческим коллективам, изменяющейся учебной обстановке.
Очень действенным фактором общения (способом контакта) является юмор. Надо только всегда помнить, что юмор - чрезвычайно мощное и острое оружие; им легко ранить, и потому использовать его нужно крайне осмотрительно.
Шутка, ирония, направленная преподавателем на самого себя, несомненно, улучшает контакт со студентами. При возникновении ситуации, когда преподаватель попадает в смешное положение, наилучший выход — посмеяться вместе со студентами, наихудший — проявить недовольство, тем более гнев. Юмор, ирония, остроумное высказывание по отношению к нейтральному объекту также дают положительный эффект.
Если преподаватель иронически высказывается одновременно по отношению к коллективу студентов и самому себе, это, как правило, не вызывает отрицательной реакции студентов: им предлагают посмеяться над какими-то моментами совместной деятельности. Ирония только по отношению к коллективу студентов допустима при условиях, если она направлена на оценку деятельности студентов, но не их личностных качеств или же, если между преподавателем и студентами установились достаточно доверительные отношения, и студенты убеждены в том, что преподаватель заинтересован в их успехах.
Помню, как на лекции по политэкономии доцент задал нам какой-то вопрос (он, кстати, вёл нашу студенческую группу, и отношения были вполне доверительные). Я «рискнул» и ответил. Он похвалил меня «Правильно! Ещё до Вас это сформулировал К. Маркс!». Похвала вызвала общий смех студентов, смеялся и я: мне совсем не было обидно за эту «подначку».
И, конечно же, преподаватель должен адекватно воспринимать остроумное высказывание студента, демонстрируя своё чувство юмора - это делает контакт менее формальным.
Студенты хорошо воспринимают и прочно запоминают информацию, поданную в афористическом плане («смысловые гвозди»). Можно долго втолковывать студенту необходимость разработки безотходных технологий и использования получающихся примесей, а можно — ясно и коротко: «Нет такого понятия "примесь": примесь — это вещество не на месте!» Ещё сильнее врезаются в память тезисы, поданные в парадоксальной форме. Можно «уговаривать» студента, что экологические аспекты технологии - дело технолога, так как именно он, а не экологи, владеет методами охраны природы; а можно так: «Охрана окружающей среды - слишком серьёзное дело, чтобы доверять его специалистам по охране окружающей среды».
Весьма эффективным приёмом является объяснение от противного, а в отдельных случаях — даже подталкивание студентов к ошибочному решению задачи с последующим выявлением и анализом ошибки. Полезно предлагать вниманию студентов задачи переопределённые (с излишними данными, чтобы они сами отобрали нужные для решения) и недоопределённые (чтобы они запросили и нашли недостающие сведения).
Преподаватель обязан быть весьма терпеливым в объяснении и на различных стадиях контроля, при ожидании ответа студента: ведь встречаются не только студенты с быстрой реакцией на вопрос, но и «медлители», и они совсем не хуже. Требование немедленного ответа (в частности, на экзамене) - ошибка.
Профессиональный педагог всегда должен быть немножко актёром, и лучше всего, если он играет самого себя. Помню, выполняя курсовой проект по курсу процессов и аппаратов химической технологии, я пошёл на конструктивный вариант, противоречащий ГОСТу. Это вызвало возражение консультанта, и он посоветовал мне обратиться к заведующему кафедрой. Профессор, авторитет которого был для нас непререкаем, одобрил мои действия. А на мой вопрос: «А как же с ГОСТами?» — он ответил: «Эти ГОСТы делались по моим чертежам; я теперь так не делаю». Допускаю, что он немножко «сыграл», подчеркнув свою монументальность в инженерном деле. Но какое впечатление это произвело на меня и на моих товарищей, когда я рассказал им об этом разговоре!
Что делать, если преподаватель не знает, как ответить на вопрос студента? Эта коллизия не должна принимать драматического оттенка, так как выход чрезвычайно прост: надо ответить — «Я не знаю ответа на Ваш вопрос, я подумаю, проконсультируюсь у коллег, просмотрю литературу». И надо порадоваться за студента, что у того возник столь трудный вопрос. Между прочим, «заковыристые» вопросы страшат чаще всего молодых преподавателей (для них такие вопросы могут быть частыми, а это вызывает известный дискомфорт), а также некоторых пожилых («заслуженных»), обременённых стереотипами, утративших подвижность мысли и опасающихся утратить ещё и авторитет.
В процессе учёбы необходимо создание и поддержание эмоционального настроя. Ныне с падением престижа инженерных и ряда других профессий резко понизилась мотивация учебной деятельности студента, его эмоциональный настрой на учебу. Чтобы в этих условиях добиться успеха, необходимо усилить эмоциональную отдачу преподавателя, сообразуясь со своего рода «Законом сохранения эмоций». Известный психолог В. Леви писал: «Нужно не подгонять на вершину знаний, не затаскивать на неё, а увлекать, поскольку увлечённые поднимаются сами». Преподаватель должен постоянно искать мотивирующие формы занятий и способы подачи знания.
Разумеется, нам небезразличен характер мотивов; интерес к познанию важнее интереса к оценке, долговременная мотивация (подготовка к работе после вуза) предпочтительнее сиюминутной (подготовка к завтрашнему коллоквиуму). Вот почему, скажем, организацию в институте предметных олимпиад на психологических (интерес к знаниям) и моральных (победа в олимпиаде, грамота и т. п.) мотивах я бы поставил гораздо выше, чем на меркантильном интересе (снятие какого-либо планового задания, автоматическое получение зачёта или «экзамен-автомат»).
Преподаватель должен стремиться интенсифицировать производственное общение студентов, их учебное взаимодействие: оно (в общежитии и дома, в библиотеке, в лаборатории, на расчётных упражнениях и семинарах, даже на лекции) значительно продолжительнее и часто действеннее, чем взаимодействие студента с преподавателем.
Нередко ставят в пример преподавателя, которому удаётся в контакте со студентами избегать конфликтов. Это правильно, когда речь идёт о конфликте чисто личностного характера; но применительно к учебно-производственным конфликтам (и не только преподавателя со студентом, но и между студентами) — неверно. Бесконфликтность в этом плане — часто признак безразличия, отсутствия требовательности к студентам и к своей работе; если хотите, это «конфликт наоборот», чаще всего присущий преподавателям либерального стиля.
Мы начинали с констатации того, что у преподавателя две профессии: предметника и педагога. Пробелы в любой из них приводят к снижению эффективности обучения-учения. Отсюда необходимость постоянного анализа того, что делается и сделано не только в предметном, но и в психологическом плане. Преподаватель постоянно вынужден решать ситуационные кроссворды, он то и дело должен (избирательно - к каждому студенту, мало того - к изменяющейся ситуации) адаптироваться в процессе обучения. Залог успеха здесь - в стремлении искать ответы на возникающие вопросы; в накоплении навыков, позволяющих быстро ориентироваться в типовой («штатной») обстановке; в приобретении опыта, способствующего успешному выходу из нетривиальных ситуаций.
У преподавателей две профессии, и успех приходит только к тем, кто владеет обеими. И вообще, проблема высшего образования (вопрос о его финансировании оставим за пределами статьи) - это не только и, вероятно, не столько проблема студентов (их способностей, подготовленности, мотивации), сколько преподавательского корпуса. Мы должны постоянно помнить об этом (Айнштейн В. // Высшее образование в России. - 1998. - № 2. - С. 51-57).
СЕМИНАР 8