Дидактика. Становление и развитие
Педагогика, как наука, имеет социально-исторический характер, что выражается в обновлении состава категорий, появлении новых проблем, новых подходов к решению старых по мере развития социальных явлений, открытий в педагогической теории и практике. Разделом педагогики является дидактика.
Дидактика - это теория обучения и образования, которая разрабатывает теоретические основы процесса обучения и исследует общие закономерности познавательной деятельности человека.
Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале 19 века немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить. [4]
Основными категориями дидактики являются:
1. Преподавание
2. Учение
3. Обучение
4. Образование
5. Знания
6. Умения
В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения.
Основным предметов исследования дидактики является сущность процесса обучения как двух взаимосвязанных видов деятельности – педагогической деятельности учителя и учебнопознавательной деятельности учащихся.
Выделяют две функции дидактики:
1. Теоретическую (диагностическую и прогностическую)
2. Практическую (инструментальную). Если первая связана с описание процесса обучения, его закономерностями, сущностью и т.п., то вторая функция - с конструирование проекта педагогической деятельности, которым будут руководствоваться педагог-практик в соответствии с целями образования. Обе функции неразрывно связанны между собой.
Дидактика отражает наиболее общие закономерности учебного процесса, осуществляемого в различных учебных заведениях при преподавании самых разных учебных дисциплин. Каждая учебная дисциплина имеет свою специфику, определяемую целью ее изучения, свои характерные особенности, закономерности, требует своих особых методов и организованных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактики, или частные методики преподавания отдельных учебных предметов. [1]
Процесс обучения порождается мотивацией. Обычно обучение характеризуется так: обучение - передача человеку конкретных знаний, умений и навыков. Обучение – процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия: подсказывает литературу, контролирует деятельность; направляет ее в нужное русло. [2]
Дидактика как общая теория образования и обучения разрабатывает теоретические и методические основы обучения, связанные с целями, содержанием, принципами, методами, организационными формами, средствами и результативностью обучения.[1]
Дидактика связана со многими науками, так как процесс обучения исследуют психология, анатомия и физиология, школьная гигиена, методики отдельных учебных предметов, а также соответствующие учебным дисциплинам науки.
Все проблемы, решаемые дидактикой, носят исторический и классовый характер. Основными проблемами современной дидактики являются:
1. Выбор целевого назначения образования, связанного с вариативностью обучения в школе. Здесь дидактика определяет цели и задачи обучения и образования.
2. Отбор материала для изучения в школе, т.е. проблема содержания образования. Здесь дидактика исследует педагогические основы содержания школьного образования.
3. Выявление сущности процесса обучения, связанной с исследование закономерностей познавательной деятельности, влияющих на организацию, управление и технологию обучения.
4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. «Под оптимизацией учебно-воспитательного процесса в современной школе понимается выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наилучшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учителей и учащихся» (Ю.К. Бабанский).
5. Создание проблемных ситуаций и применение на уроках методов и приемов проблемного обучения и условия их наиболее эффективного применения.
6. Усиление межпредметных и внутрипредметных связей, дающих возможность актуализировать опорные знания, учебные и практические навыки и умения.
7. Разработка системы общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения.
8. Исследования и разработка организационных форм учебно-воспитательного процесса, их классификация, структура и методика.
9. Изучение закономерностей познавательной деятельности учащихся и пути повышения развивающих функций этой деятельности (целенаправленность учения, мотивация, актуализация опорных знаний, познавательная активность, самостоятельность, творчество, личностная заинтересованность, оценочная деятельность, связь обучения с жизнью и т.д.).
Основные категории дидактики.
Теория обучения оперирует свойственными ей понятиями. Наиболее употребительными терминами являются: обучения, образование, учение, принципы, содержание, методы обучения, формы организации обучения и др.[3]
Образование – это процесс и результат обучения, связанный с усвоением учащимся знаний, умений и навыков, формированием мировоззрения, нравственных качеств личности, развитием их творческих сил и способностей.
Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание, и развитие учащихся. Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения. Преподавание – процесс деятельности преподавателя в ходе обучения. Учение – процесс деятельности ученика в учебном процессе.
Принципы обучения – важнейшие дидактические требования, которые обеспечивают эффективное функционирование учебного процесса.
Содержание образование = система знаний, умений и навыков, которые являются основой для развития и формирования личности человека.
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, воспитанию и развитию в процессе обучения.
Формы организации обучения - это особенности объединения учащихся для занятий с учителем, в процессе которых совершается учебно-познавательная деятельность.
Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у обучаемого способности к деятельности. Педагог должен формировать не только навыки и умения, но и мировоззрение своих учащихся, глобальное мышление, толерантность, гражданственность, экологическое мышление.[2]
Если педагогу не удается возбудить активность учащегося в овладении знаниями, если он не стимулирует обучение, то о дидактике говорить нельзя.
Список литературы:
1. Логвинов И.И. Дидактика: история и современные проблемы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 110 с.
2. Федотов Б.В. Общая и профессиональная педагогика. – Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2011. – 215 с.
3. Пешкова В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие, Ч.II. Общие основы педагогики. – М.,Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 121 с.
4. Каптерев П.Ф. Исторический очерк развития дидактики. – М.: Директ – Медиа, 2012. – 102 с.