Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Инженерно-педагогический факультет
Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Технические средства обучения»
«Концепция поэтапного формирования умственных действий»
Исполнитель Карпук И.В.
студентгр.30903116
Руководитель Кравченя Э.М.
проекта канд. физ.-мат.
наук, доцент
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. 4
1.1 История создания концепции. 4
1.2 Этапы концепции. 6
1.3 Технология концепции. 8
1.4 Концепция проблемного обучения. 9
1.5 Особенности концепции. 10
РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. 14
2.1 Оформление презентаций в Power Point 14
2.2 Создание Краб 2. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 24
ВВЕДЕНИЕ
Концепция (частная теория) — это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных ведущим замыслом.
Дидактическая концепция — это основополагающий замысел, идея теории обучения, указывающая способ построения системы методов и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. В этом смысле можно говорить о концепциях личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, компетентностного подхода в образовании, диалога культур и т. д.
В концепции различают четыре основные группы условий овладения новым умственным действием: наличие необходимой мотивации, правильное выполнение действия в его исходной внешней форме, планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.), полноценное воспроизведение действий в умственном плане [[1]].
В учебных заведениях, преобладают речевые занятия, и наблюдается недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Использование ТСО, и в том числе презентаций, позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения детей. Использование мультимедийного проектора и создание презентаций помогут преподавателю привнести эффект дополнительной наглядности в занятия, что способствует усвоению учащимися материала быстрее и в большем объеме
Исходя из вышеизложенного, которое охватывает весьма широкий круг методов, приемов, технологий и технических средств, я посчитала возможным за объект, рассматриваемый в своем докладе, взять электронное интерактивное устройство и произвести, в пределах своей компетенции, оценку эффективности использования данного устройства в учебном процессе.
Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет руководителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление [[2]].
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
История создания концепции
Известный психолог П. Я. Гальперин изучал возможности освоения учащимися новых содержательных понятий. Его концепция получила название поэтапного формирования умственных действий. При обычном обучении ученики вынуждены сами искать нужные существенные (ориентировочные) признаки и подбирать подходящие для этого действия, поэтому ошибки являются неизбежными. Понятия формируются не всегда верные и полные, и сам процесс формирования понятий растягивается на неопределенный срок (рисунок 1.1) [[3]].
Рисунок 1.1 – П. Я. Гальперин
П. Я. Гальперин считал, что задача учителя обучать понятиям, передавать опыт поколений, сохранившийся в понятиях. Главное ‒ он должен научить учащихся способам использования понятий. Отсюда следует, что нельзя заставлять их самостоятельно отыскивать существенные признаки вещей, закрепленные в понятиях (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Этапы концепции
Для того, чтобы понятия формировались полно и безошибочно, учитель должен давать ученику все существенные признаки объектов и обучать его пониманию, каких операций требует выявление или воспроизведение каждого признака [[4]].
Передача учащемуся образцов начинается с формулировки схемы ‒ алгоритма, который указывает, какие признаки объекта и в какой последовательности следует выделять, какие действия следует выполнять при наличии тех или иных признаков, какие результаты могут давать эти действия, под какое понятие следует подвести объект при получении того или иного результата. Многократное использование этого алгоритма применительно к различным конкретным объектам формирует у учащегося соответствующее понятие [[5]].
Этот путь П. Я. Гальперин назвал вторым типом обучения (первый тип ‒ традиционное обучение).
Им же предложен и несколько иной путь. В качестве объектов ориентировки учащемуся даются не конкретные образцы, а общие принципы и структуры изучаемого класса предметов (явлений). В этом случае учащийся сам, исходя из общих принципов, строит ориентировочную основу действия для конкретных объектов. П. Я. Гальперин назвал его третьим типом обучения. Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, которые показали, что указанные принципы действительно позволяют добиться существенного улучшения обучения понятиям. В частности, они ускоряли усвоение понятий, обеспечивали их полноту, гибкость и безошибочное применение, позволяли формулировать сложные и абстрактные понятия в значительно более раннем возрасте (рисунок 1.3) [[6]].
Рисунок 1.3 – Теория Гальперина
Этапы концепции
Концепция поэтапного формирования умственных действий ‒ учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В концепции П. Я. Гальперина выделяется шесть этапов, на которых происходят эти изменения (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 – Теории и технология
На первом этапе формируется мотивационная основа действия (складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения).
На втором этапе составляется схема ориентировочной основы действия (выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.
Третий этап ‒ формирование действия в материальной (материализованной) форме (субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия).
Четвертый этап ‒ «громкая социализованная речь», когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, которая выступает опорой для становящегося действия.
На пятом этапе (формирование действия во «внешней речи про себя») происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи.
На шестом этапе речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат ‒ предметное содержание действия.
На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается». Эмпирически формирование нового действия (или понятия) может проходить с пропуском ряда перечисленных выше этапов. Однако расшифровка механизмов каждого частного случая, объяснение конкретной динамики формирования действия ‒ все это становится возможным лишь благодаря знанию полной системы концепции поэтапного формирования умственных действий (рисунок 1.5) [[7]].
Рисунок 1.5 – Схема концепции
Реализация концепции поэтапного формирования умственных действий с целью получения определенных, заранее заданных результатов, названа П. Я. Гальпериным планомерно-поэтапным формированием умственных действий. В этом случае поэтапные изменения планируются и контролируются экспериментатором. Тем самым открывается возможность установления четких связей между экспериментальными учебными воздействиями, содержанием деятельности человека по усвоению нового действия и характеристиками получаемого действия. Планомерно-поэтапное формирование умственных действий становится в этом случае методом психологического исследования, разновидностью экспериментально-генетического метода. Практическое применение концепции поэтапного формирования умственных действий ставит своей задачей повысить качество формируемых действий и понятий у обучающихся индивидов при сокращении сроков их подготовки (рисунок 1.6).
Рисунок 1.6 – Этапы Гальперина
Технология концепции
В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание, чтобы не выпустить из-под контроля главное. Эти положения составляют основу теории обучения как поэтапного формирования умственных действий (рисунок 1.7) [[8]].
Согласно данной теории технология обучения строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым. Цикл усвоения состоит из ряда этапов.
Управление процессом обучения согласно данной теории происходит путем смены названных этапов и осуществления контроля со стороны учителя.
Технология поэтапного формирования умственных действий имеет как позитивные, так и негативные стороны [[9]].
Достоинствами данной технологии являются: создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе; сокращение времени формирования умений и навыков за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации [[10]].
Недостатки технологии поэтапного формирования умственных действий ‒ ограничение возможностей усвоения теоретических знаний, сложность разработки методического обеспечения, формирование у обучаемых стереотипных мыследеятельных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала[[11]].
Рисунок 1.7 – Компетентный подход
Особенности концепции
Характерна еще одна особенность. При новой организации обучения оказался сведен до минимума разрыв между хорошо и слабоуспевающими учащимися.
Итак, после ознакомления с учебным заданием ученик переходит к непосредственному выполнению самого действия.
Сторонники теории поэтапного усвоения умственных действий утверждают, что сначала такое действие должно было быть обязательно действием с материальными предметами. Этот исторический путь научения отчасти воспроизводится и в школьном обучении: ребенок учится считать, оперируя предметами: палочками, спичками, яблоками, куклами. Казалось бы, в более старшем возрасте опора на материальные предметы вовсе не обязательна. Но эксперименты И. Ф. Талызиной показали, что и в старшем возрасте новое действие успешно формируется только в материализованной форме. Однако сама эта форма меняется. Вместо предметов человек начинает пользоваться их изображениями: схемами, чертежами, описаниями, символами (рисунок 1.8).
Рисунок 1.8 – И. Ф. Талызина
Таким образом, материализованное действие является начальным этапом формирования любого умственного действия, и обучать, минуя его, нельзя. Такое требование для педагога является новым. Его не следует отождествлять с принципом наглядности в обучении. Реализация этого требования неизбежно приводит к поиску исходной материальной или материализованной формы действия и анализа его содержания (рисунок 1.9).
Это вовсе не простая задача, так как первоначальные материализованные формы действия, как правило, либо мало похожи, либо совсем не похожи на их понятийные формы. Но задача педагога этим не ограничивается. Найденные материальные или материализованные формы умственного действия должны быть подвергнуты дальнейшей обработке, предполагающей их развертывание и обобщение [[14]].
Развернуть действие — значит показать все его операции в их взаимной связи. Так, объясняя сложение, учитель вначале формирует из предметов отдельные слагаемые, затем соединяет их в общую группу и затем пересчитывает ее с начала до конца [[15]].
Обобщить действие — значит выделить из многих свойств объекта именно те, которые необходимы и достаточны для выполнения действия, было показано, что обобщение идет успешнее всего, когда оно проводится с самого начали обучения и на резко разнородном материале, пока ребенок еще не привык связывать действие с какими-нибудь несущественными свойствами предметов. Более позднее обобщение всегда ведет к переучиванию, поскольку оно (обобщение) оказывается «перегруженным» несущественными свойствами объекта. И этот вывод для педагогов является новым. В результате развертывания и обобщения действия его содержание становится ясно учащемуся. Но вслед за этим в формировании действия наступает обратный процесс — некоторые операции сокращаются, а действие в целом как бы свертывается. Сокращение операций происходит при формировании любых действий, но протекать оно может по-разному: либо стихийно, либо сознательно. Исследования сотрудников П. Я. Гальперина показали, какое большое значение имеет сознательная отработка самых простых, начальных сокращений. Учащиеся, на простых примерах усвоившие общий принцип сокращения действия, переносили этот принцип на более сложные действия, а в случае необходимости легко восстанавливали сокращенные операции [[16]].
Рисунок 1.9 – Психические процессы
Что происходит в сознании ребенка после того, как он достаточно освоил материальное или материализованное действие?
Большинство исследователей полагали, что вслед, за этим наступает перенос действия в план представлений. Сторонники теории поэтапного усвоения умственных действий считают, что это не так. Они утверждают, что перенос производится вначале в план громкой речи. Больше того, подчеркивается, что если в отдельных случаях и совершается перенос действия в план представлений, то процесс формирования навыка от этого только страдает. Навык становится неустойчивым, неуверенным, совершается с массой ошибок, сопровождается постоянным стремлением вернуться к действию с предметами. Он изучал формирование арифметических навыков у первоклассников в последней четверти, когда по программе I класса заканчивалось изучение четырех арифметических действий в пределе двух десятков (рисунок 1.10).
Исследователь пытался выяснить, может ли ученик вести вычисления на всех трех уровнях материальном (для этого использовался счет на палочках), громкоречевом и в уме. С этой целью были выделены четыре группы испытуемых: отличники, хорошо и посредственно успевающие и неуспевающие. Отличники успешно справлялись с арифметическими действиями на всех трех уровнях. Посредственно и плохо успевающие ученики довольно часто ошибались, выполняя действия в уме. Когда же экспериментатор просил вернуться к вычислению вслух (громкоречевому этапу), выяснялось, что на этом уровне ученик справиться с действием не мог [[17]].
Рисунок 1.10 – Формирование умственных действий
Оформление презентаций в Power Point
Как и при работе с любой другой программой, рекомендуется сразу же присвоить имя презентации, а затем во время работы часто выполнять ее сохранение.
1. Нажмите кнопку Microsoft Office , укажите команду Сохранение документа, а затем выполните одно из следующих действий.
- Для презентации, которая может быть открыта только в Office PowerPoint 2007, выберите Презентация PowerPoint.
- Для презентации, которая может быть открыта либо в Office PowerPoint 2007, либо в более ранних версиях PowerPoint, выберите значение Презентация PowerPoint 97-2003.
Если выбран этот вариант, новые функции Office PowerPoint 2007 становятся недоступными.
2. В списке Папка диалогового окна Сохранение документа выберите папку или другое место, в котором нужно сохранить презентацию.
3. В поле Имя файла введите имя презентации или примите имя файла, предлагаемое по умолчанию, и нажмите кнопку Сохранить.
При запуске программа, PowerPoint 2007, открывается в так называемом обычным режимом, который позволяет создавать слайды и работать с ними.
Рисунок 2.1 – Обычный режим окна PowerPoint 2007
1 - В этой области Слайда можно работать непосредственно с отдельными частями слайда.
2 - Пунктирные линии показывают (Поля с пунктирными границами, являющиеся частью макетов большинства слайдов. Эти поля содержат заголовки и основной текст либо такие объекты, как диаграммы, таблицы и рисунки.) , в которые можно ввести текст или вставить изображения, диаграммы и другие объекты (Объект. Таблица, диаграмма, рисунок, формула или данные другого типа. Объекты, созданные в одном приложении (например, электронные таблицы), а затем связанные или внедренные в другом приложении, являются объектами OLE.) .
3 - Вкладка Слайды содержит эскизы (Эскиз. Миниатюрное представление рисунка.) всех полноразмерных слайдов, отображаемых в области Слайд. После добавления других слайдов для появления нужного слайда в области Слайд можно щелкнуть соответствующий эскиз на вкладке Слайды. Можно также перетаскивать эскизы, чтобы изменить порядок слайдов в презентации. Кроме того, вкладка Слайды позволяет добавлять и удалять слайды.
4 - Область Заметки (Область заметок. Область в обычном режиме для ввода заметок к слайду, распечатываемых в режиме страниц заметок или отображаемых на экране при сохранении презентации в формате веб-страницы.) позволяет ввести заметки о текущем слайде. Можно раздать заметки аудитории или обращаться к ним во время показа презентации в режиме докладчика. (рисунок 2.2) [[18]].
С этого момента можно нажимать сочетание клавиш CTRL+S или щелкать кнопку Сохранить в верхней части экрана, чтобы в любой момент быстро сохранить презентацию.
Рисунок 2.2 – Создать слайд
Слайд, который автоматически появляется в презентации, содержит два местозаполнителя, один из которых отформатирован для заголовка, а второй - для подзаголовка. Порядок прототипов на слайде называется макетом (Макет. Оформление элементов, таких как заголовки, подзаголовки, списки, рисунки, таблицы, диаграммы, автофигуры и видеофрагменты на слайде.) . В Office PowerPoint 2007 также предусмотрены другие типы местозаполнителей, например местозаполнители для изображений и рисунков SmartArt.
Чтобы одновременно с добавлением слайда в презентацию выбрать макет нового слайда, можно выполнить следующие действия:
1. На вкладке Слайды щелкните непосредственно под единственным содержащимся на этой вкладке слайдом.
2. В группе Слайды вкладки Главная щелкните стрелку рядом с кнопкой Создать слайд. (рисунок 2.3)
Появится коллекция, в которой отображаются эскизы различных доступных макетов слайдов.
Рисунок 2.3 – Коллекция макетов слайдов
1. - Имя определяет содержимое, для которого спроектирован каждый из макетов.
2. - Местозаполнители с цветными значками могут содержать текст, но в них также можно щелкнуть эти значки, чтобы автоматически вставить объекты, включая рисунки SmartArt и клип (Клип. Готовое изображение, часто представляющее точечный рисунок или комбинацию фигур.) .
3. - Щелкните нужный макет для нового слайда. (смотрите рисунок 15)
Новый слайд появляется и на вкладке Слайды, где он выделяется как текущий, и в области Слайд. Повторите эту процедуру для каждого добавляемого слайда.
презентация power point слайд
Совет. Если нужно, чтобы для нового слайда использовался тот же макет, что и для предыдущего слайда, просто нажмите кнопку Создать слайд, вместо того чтобы щелкать стрелку рядом с ней.
Создание Краб 2
Краб 2 дает возможность легко создавать и применять тесты по любым академическим дисциплинам, предметам школьной программы, тесты для определения профессиональной компетенции, аттестации персонала, психологические тесты.
Основные возможности Краб 2
Создание тестов. Работа с тестовыми заданиями
Составить тесты для любых целей, самых разных типов и видов помогут следующие функции программы:
Многообразие типов вопросов. Программа позволяет использовать в тестах 5 типов вопросов:
Одиночный выбор. Один вариант ответа из нескольких предложенных.
Множественный выбор. Один или несколько вариантов ответа из нескольких предложенных.
Открытый вопрос. Пользователь должен ввести ответ с клавиатуры. Создатель теста может использовать мощный язык шаблонов, позволяющий правильно оценить ответ пользователя.
Для создания тестов в программе имеется удобный редактор тестов. Имя файла редактора тестов: Краб 2.
При выборе какого-либо задания из списка его содержимое отображается в окне. Введите или измените текст вопроса, вариантов, выберите, если необходимо, рисунок к заданию... Для сохранения изменений в задании нажмите кнопку "Сохранить задание". Эта кнопка активна только тогда, когда были произведены изменения в выбранном задании. При переходе к другому заданию, если текущее не сохранено, программа предложить его сохранить.
Можно изменять порядок заданий (используя перетаскивание или меню), добавлять и удалять задания, дублировать, копировать в буфер обмена и вставлять, изменять тип... Для этого используются либо кнопки панели инструментов, либо меню "Задание".
При редактировании текстов вопроса и вариантов ответа в задании можно выполнять операции копирования, вырезания, вставки.
Вы можете форматировать текст вопроса и вариантов задания. Простейшие операции доступны либо через комбинации клавиш, либо через контекстное меню, но так же в программе имеется небольшой текстовый редактор типа WordPad.
Так же вы можете редактировать и форматировать текст в своем любимом текстовом редакторе (например, Word) и вставлять в программу.
При сохранении теста, если используемые в нем используются изображения программа сохраняет их в один файл с тестом. При этом, если вы несколько раз используете один и тот же рисунок, то размеры файла не увеличиваются.
Оценивание теста задается в процентах. Т.е. необходимо указать сколько процентов баллов из общего количества надо набрать для получения определенной оценки. Отказ от абсолютного задания уровня к процентному связан с удобством изменения теста - если вы добавили/удалили задание или изменили вес какого либо задания, то не требуется изменять уровень оценки (что можно было бы забыть).
Для каждого уровня можно задать альтернативное название оценки, тогда вместо отметки будет показано это название. Удобно применять для создания двубальной системы оценки (зачет/незачет).Вы можете указать желаемую систему оценки и затем задать количество верных ответов для получения каждой оценки сами.
Ограничение количества заданий (сколько заданий задать из теста). В этом случае будет выбрано определенное кол-во заданий из всех случайным образом. Выбор происходит каждый раз при начале теста.
Пытаться отсылать результаты - если программа тестирования настроена для отправки результатов учителю, то в зависимости от этого параметра задания будут или не будут отправлены.
Педагогическое тестирование – широко используемый метод контроля знаний и оценки результатов обучения. Применяется с самыми разными целями: для определения уровня знаний, для обучения, для мотивации на обучение. Компьютерная форма тестирования наиболее эффективная, удобная при массовых проверках, при самоподготовке обучаемого. Именно при компьютерном тестировании легко одновременно с проверкой проводить коррекцию знаний. По каждому неверному ответу программа отсылает учащегося к блоку нужной ему информации. Для педагогического контроля полезна дополнительная информация, которую можно получить при компьютерном тестировании, например, подробный отчет по каждому тестируемому – какие вопросы получил учащийся, сколько времени ушло на отдельный ответ, как ответил…
Очень важны в процессе тестирования как качественные тестовые задания и учебный материал, так и профессиональные программные продукты.
Варианты реакций на ответ пользователя:
Отсутствие реакции – пользователю предлагается ответить на следующий вопрос.
Сообщение о том, что пользователь ответил правильно или неправильно.
Вес вопроса и вариантов ответа. Каждый вопрос и вариант ответа может иметь свой "вес". Это позволяет начислять пользователю больше баллов за правильные ответы на сложные вопросы и меньше баллов – за ответы на легкие вопросы.
Обеспечение объективности тестирования
Для получения объективных результатов рекомендуем воспользоваться следующими функциями:
Настройка процесса тестирования. Администратор может:
Запретить выходить из программы до окончания тестирования.
Отключить доступ к рабочему столу и панели задач.
Закрыть программу после прохождения одного теста.
Случайные вопросы. Вопросы в тесте можно перемешивать. Кроме того, создатель теста может определить, сколько вопросов из каждой темы получит пользователь. Допустим, тема состоит из 300 вопросов. Если выбрать случайным образом только 30 вопросов, то тестируемые получат совершенно разные наборы вопросов из одного и того же теста. Варианты ответов к каждому вопросу можно также перемешать. Таким образом, при достаточно большом количестве вопросов тестируемый не может бездумно воспользоваться предварительным знанием теста, с заранее известной последовательностью вопросов и ответов. Примечание: описываемая функция задается выбором "Экзаменационный режим" в настройках, см документацию к программе.
После завершения теста оценки запишутся в журнал в столбец текущей даты, если этот столбец существует и в нем уже хранится хотя бы одна оценка. Если столбца с такой датой нет, то добавится новый столбец с текущими датой и временем. В поле Комментарий ячейки даты добавится имя файла выполненного теста.
Запуск теста на удаленных компьютерах. Диалоговое окно Запуск теста (пункт меню Тест → Провести...) предназначено для запуска и выполнения теста на удаленных компьютерах. Для этого необходимо указать имя файла теста, определить список компьютеров, на которых будет выполняться тест. При установленном параметре Оценки в журнал необходимо указать имя файла журнала.
Для создания списка компьютеров выбрать пункт меню Компьютеры → Создать группу, указать имя создаваемой группы компьютеров (любое название на усмотрение преподавателя). Затем с помощью меню Компьютеры→ Добавить компьютер добавить в список сетевое имя удаленного компьютера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концепция поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я.Гальпериным и развиваемая Н.Ф.Талызиной, в основном касается структуры процесса усвоения знаний. Успешность усвоения в соответствии с этой теорией определяется созданием и уяснением учеником ориентировочной основы действий, тщательным ознакомлением с самой процедурой выполнения действий. Авторы концепции в условиях эксперимента установили, что возможности управления процессом научения значительно повышаются, если учащиеся последовательно проводятся через пять взаимосвязанных этапов: предварительное ознакомление с действием, с условиями его выполнения; формирование действия в материальном (или материализованном с помощью моделей) виде с развертыванием всех входящих в него операций; формирование действия во внешнем плане как внешнеречевого; формирование действия по внутренней речи; переход действия в глубокие свернутые процессы мышления. Этот механизм перехода действий из внешнего плана во внутренний называется интериоризацией. Эта теория дает хорошие результаты, если при обучении действительно есть возможность начинать с материальных или материализованных действий. Она с лучшей стороны зарекомендовала себя в подготовке спортсменов, операторов, музыкантов, водителей и специалистов других профессий, ее применение в школе ограничено тем, что обучение не всегда начинается с предметного восприятия.
Применение ТСО в процессе обучения позволяет сделать этот процесс более увлекательным и наглядным. К тому же это устройство позволяет педагогу объединить в одном «лице» обычную доску и экран, наподобие телевизора, для отображения различной информации. Необычная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты и так далее.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Инженерно-педагогический факультет
Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Технические средства обучения»
«Концепция поэтапного формирования умственных действий»
Исполнитель Карпук И.В.
студентгр.30903116
Руководитель Кравченя Э.М.
проекта канд. физ.-мат.
наук, доцент
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. 4
1.1 История создания концепции. 4
1.2 Этапы концепции. 6
1.3 Технология концепции. 8
1.4 Концепция проблемного обучения. 9
1.5 Особенности концепции. 10
РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. 14
2.1 Оформление презентаций в Power Point 14
2.2 Создание Краб 2. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 24
ВВЕДЕНИЕ
Концепция (частная теория) — это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных ведущим замыслом.
Дидактическая концепция — это основополагающий замысел, идея теории обучения, указывающая способ построения системы методов и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. В этом смысле можно говорить о концепциях личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, компетентностного подхода в образовании, диалога культур и т. д.
В концепции различают четыре основные группы условий овладения новым умственным действием: наличие необходимой мотивации, правильное выполнение действия в его исходной внешней форме, планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.), полноценное воспроизведение действий в умственном плане [[1]].
В учебных заведениях, преобладают речевые занятия, и наблюдается недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Использование ТСО, и в том числе презентаций, позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения детей. Использование мультимедийного проектора и создание презентаций помогут преподавателю привнести эффект дополнительной наглядности в занятия, что способствует усвоению учащимися материала быстрее и в большем объеме
Исходя из вышеизложенного, которое охватывает весьма широкий круг методов, приемов, технологий и технических средств, я посчитала возможным за объект, рассматриваемый в своем докладе, взять электронное интерактивное устройство и произвести, в пределах своей компетенции, оценку эффективности использования данного устройства в учебном процессе.
Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет руководителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление [[2]].