Точки раздражения дошкольников
♦ Самое простое событие или уже заведенный порядок может спровоцировать бунт. Кажется, что ребенок стремится управлять взрослыми и ни перед чем не остановится, чтобы сделать по-своему. Эта обостренная готовность особенно заметна у детей в возрасте трех с половиной лет. Интенсивность процесса будет ослабевать, когда ребенок станет старше. Дышите глубоко. Используйте силу восприятия, чтобы овладеть своим расстройством. Вспомните: никто не может заставить вас разозлиться без вашего на то разрешения. Затем спокойно отреагируйте на поступок своего ребенка.
♦ В эту минуту малыш можетбыть покладистым, а в следующую — невероятно требовательным. Это способно вызвать у вас полное замешательство. Испытайте силу ребенка; он может стараться доминировать над вами, бросая такие реплики: «Не смейся!» или «Не разговаривай!». Напутанный собственной силой, малыш может тут же переключиться на инфантильное поведение — начать сосать палец или чесать между ног.
о Хныканье. Когда ребенок хнычет, то это значит, что ему, как маленькому, очень нужна защита, но до того, как начнется борьба между зависимостью и независимостью. Если ваш ребенок хнычет, поиграйте с ним перед сном в следующую игру. Она называется «Когда ты был совсем маленьким». Вы рассказываете ребенку истории из его младенческой жизни. Покажите ему игры, которые он любил, и разговаривайте с ним так, как тогда. Это удовлетворит потребность, которую ребенок выражает хныканьем. Таким образом вы поможете ему преодолеть этот непростой период развития. Игра предназначена не для того, чтобы прекратить хныканье. Она помогает вам ответить на сообщение, которое несет в себе это поведение. Если хныканье раздражает вас, оно будет продолжаться: то, чему вы оказываете сопротивление, будет упорствовать.
То, чему вы оказываете сопротивление, будет упорствовать.
♦ Они могут использовать обидные слова («тупой», «дура» и т. д.). Обычно эта проблема начинается в четырехлетнем возрасте.
♦ Они склонны к преувеличениям и хвастовству. «У меня двадцать миллионов игрушек».
♦ « Они имеют тенденцию проявлять агрессивность с друзьями и братьями (сестрами). Кроме того, они любят корчить рожицы и показывать язык, даже вам. Ваша реакция на эти действия является моментом обучения. Если такое поведение расстраивает вас, ребенок учится проявлять силу, беря пример с других. Вы можете сделать выбор оставаться спокойными и сказать: «Мне не нравится, когда ты корчишь рожи. Ты хочешь, чтобы я заметила тебя. Когда ты хочешь, чтобы я заметила тебя, просто скажи: «Посмотри, папа»«. Это учит вашего ребенка тому, что сила приобретается посредством общения.
♦ Они ненавидят, когда мамы разговаривают пo телефону. Дети проказничают, чтобы помешать этому. Их стратегии включают драку и крик, всякие глупые выходки и беготню друг за другом, занятия такими делами, которые точно запрещены (прыганье на маминой кровати) и стремление все время перебить вас («Можно мне посмотреть передачу...» или «Ты включишь мне это?»). Детям не нравится, что все ваше внимание отдано другому человеку. Кроме того, ваша беседа интригует их. Они слышат, как вы восклицаете: «О'кей, здорово!», и стремятся узнать, что случилось. Они тоже хотят быть вовлеченными в это. Если же вы не хотите, чтобы вас перебивали, говорите по телефону после того, как дети легли спать.
♦ Они не делают тоге, что им велят. Маленькие дети могут сосредоточиться в данную минуту только на чем-то одном, и так они поступают во всем. С вами тоже иногда происходит подобное. Представьте, что вы смотрите на величественный солнечный закат. Вы так захвачены этим зрелищем, что почти становитесь частью того, что видите; вы растворяетесь в этом. По большей части мы, взрослые, способны распределять внимание одновременно между несколькими разными вещами; мы как бы держим в голове список наших дел. Но дошкольники не могут этого. Цвета, звуки и движения захватывают их внимание, и они растворяются в этом конкретном моменте. Вашему дошкольнику требуется помощь, чтобы уделять внимание тем делам, которые вы считаете важными. Вы должны снова и снова давать указания и тем не менее сохранять спокойствие. Чтобы это сделать, используйте силу внимания: то, на чем вы сосредоточиваетесь, то и получаете в наибольшей мере; и силу доброй воли: единственный человек, которого вы можете заставить измениться, это вы сами. Затем утвердительным тоном отдайте приказание, подойдя к ребенку. Подойдите по возможности ближе, чтобы установить с ним зрительный контакт. Затем успокаивающим тоном скажите: «А вот и ты». И продолжайте: «Пора обедать. Ты можешь подольше поиграть после обеда». И наконец предложите два позитивных варианта: «У тебя есть выбор. Ты можешь помочь мне разрезать пополам сэндвич, сидя на своем стульчике или стоя возле стола. Что ты выбираешь: сделать это сидя или стоя?»
♦ Даже когда они знают, что делают что-то не так, они все равно могут это делать. Маленькие дети будут просто повторять ваши слова, прежде чем смогут понять смысл ваших поучений. И хотя они могут произнести правильные по звучанию слова, они не всегда понимают их значение, чтобы управлять своим поведением. Малыш может смотреть прямо на вас и говорить: «Нехорошо толкать» и вслед за тем так толкнет маленького ребенка, что тот упадет. У детей младше семи лет еще нет внутренней речи и они не ведут разговоры сами с собой, в своем разуме. И только достигнув восьми или девяти лет, дети начинают использовать концепции, переданные языком, чтобы взять верх над собственными побуждениями.
Взрослые применяют внутреннюю речь, чтобы планировать, организовывать и предвидеть последствия возможных действий. Другими словами, мы, взрослые, любим подумать, прежде чем начать действовать. А маленькие дети сначала действуют, а потом начинают соображать («Я буду хорошим в следующий раз»). Кроме того, внутренняя речь позволяет взрослым быстро обработать информацию. Как вы, вероятно, заметили, большая часть того, что вы говорите детям, в одно ухо влетает, а в другое вылетает. Они просто не могут обработать сказанное нами с такой же быстротой, как мы говорим. Для того чтобы определить, развилась ли у вашего ребенка внутренняя речь, сделайте следующее: 1) Спросите дочку: «Ты слышишь, как ты разговариваешь сама с собой в своей голове?» Если она посмотрит на вас с явным удивлением, как бы говоря «Нет, а ты?», это еще не будет «нет». 2) Попросите ее пропеть одними только губами песенку, не издавая никаких звуков. Чтобы это сделать, она должна быть способна услышать эти слова в своей голове, а уж потом начать двигать губами, произнося слова.
♦ Они удивительно забавные и любят смешное... Но задают массу вопросов. Я была в туалетной комнате аэропорта. В соседней кабинке находилась мать с ребенком. Я услышала: «Мама, почему в туалете светло?», «Почему чемодан вместе с нами?», «А для чего эта маленькая коробочка?», «Почему рулон туалетной бумаги такой большой?». Мать ответила лишь на два из этого потока вопросов. Вдруг на мое сиденье упала кукла. Я бросила ее обратно, а когда женщина извинилась за этот инцидент, я сказала: «Да, с четырехлетними не так-то просто». «Как вы узнали возраст моей дочки, ведь вы даже не видели ее?» — спросила женщина. Я ответила: «Четырехлетние задают четыреста вопросов каждый день. За десять минут ваша дочь задала вам, по меньшей мере, десять». «Поистине четыреста вопросов, — вздохнула женщина. — Это просто изматывает».