Когда человек развивается, его поведение переходит от организованного к хаотическому, затем опять к организованному, но на более высоком уровне. Этот процесс циклический, а не линейный.
Далее мы обсудим четыре этапа детского развития: младенчество, период, когда ребенок только начинает ходить, дошкольный период, школьные годы. Кроме того, я опишу «точки раздражения», типичные для каждого этапа. Это поможет вам увидеть контекст, в котором развивается поведение детей.
Младенчество: первый год жизни
Первые-признаки поведения, которое огорчает родителей, выражаются в плаче. Чтобы гарантировать собственное выживание, младенец рождается, будучи «запрограммирован» подавать сигнал, чтобы о нем позаботились. Задача родителя — принять этот сигнал и отреагировать на него. Когда родители реагируют должным образом на плач ребенка, они закладывают первые камни фундамента под осознание ребенком своей ответственности. Как ни грустно, родители часто неверно истолковывают плач ребенка. Некоторые приписывают этому негативный мотив: «Она сейчас плачет, потому что знает, что я слабовольная», или «Он капризничает, когда я говорю по телефону, потому что хочет, чтобы все внимание было только ему». Но обе стороны бывают счастливее, если родитель приписывает ребенку позитивное намерение: «Она пытается мне что-то сказать». Родитель чувствует себя лучше и относительно ребенка, и относительно себя самого и предлагает заботу, которую требует малыш.
Младенцы неспособны «плести интриги». В первые три месяца жизни у них нет сознательного намеренного поведения. Они могут лишь неосознанно реагировать на свои внутренние чувства (например, боль или голод) и внешние ощущения (на вещи, которые они видят, на то, что слышат, ощущают на вкус и запах). В возрасте между тремя и десятью месяцами младенцы начинают общаться с помощью внутренних чувств. Как родитель вы можете поощрять этот процесс развития, научившись расшифровывать сигналы своего малыша. Когда вы отвечаете на них, он узнает, что его действия и чувства, которые он посылает, в результате преобразуются в реакцию, идущую из внешнего мира. Этот опыт устанавливает образец, являющийся основой для знакомства с причиной и следствием. Позднее в жизни этот образец поможет вашему малышу связать правила с последствиями или установить связь между ударом и болью.
Вот основные задачи, связанные с развитием ребенка: посылка сигналов, получение питания и уход, связь со взрослым, осознание, что мир будет реагировать на него (нее), и развитие чувства доверия. Иными словами, ребенок будет капризничать, плакать, корчиться, издавать звуки, подражать, смотреть и реагировать на лица, особенно на ваш взгляд.
Точки раздражения младенцев
♦ Нестыковка при общении. Младенец посылает сигналы родителю посредством крика, смеха и нервного возбуждения. Если первые сигналы младенца не услышаны или неправильно истолкованы, он начинает подавать их более интенсивно. Нервное возбуждение и плач могут быть «точками раздражения» для родителя, который устал, подавлен или не способен понять сигналы ребенка и успокоить его.
♦ Изучение выражения лица. В возрасте 8—9 месяцев младенцы начинают усиленно изучать лица родителей. Они могут тянуть за волосы, щипать, засовывать свои пальчики вам в нос и хватать вас за уши или за бороду. Чтобы начать обучать младенца,
вы можете сказать: «Ой!» (давая ему понять, что это действие вызывает боль) и «Мне не нравится, когда ты меня щипаешь». Затем, приписывая малышу позитивное намерение, вы можете научить его новому образцу поведения. Вы могли бы сказать: «Ты хотел(ла) прикоснуться к маме. Потрогай меня так (возьмите ручку ребенка и покажите, как это нужно делать)». Если малыш продолжает причинять вам боль, положите его в кроватку.
♦ Малыш кусает или щипает вас. Где-то к годику ваш малыш может кусать вас или щипать. Он исследует свои действия — кусается и смотрит, как вы реагируете. Дайте понять малышу, что, когда он кусается, вам больно; посадите его в кроватку. Когда вы снова возьмете его, дайте ему понять, что вы принимаете объятия, но не кусание. Если он продолжает кусаться, отодвиньте его от себя и утвердительным тоном скажите: «Посмотри на мое лицо (выражение боли). Когда ты кусаешься, мне больно. Ты можешь прикасаться ко мне легонько». После чего возьмите ручку ребенка и покажите, что вы имеете в виду. Используйте силу внимания и навык утверждения.