Предоставляйте выбор соответственно возрасту ребенка
Все дети могут получить пользу от предоставления им двух позитивных вариантов выбора, но он должен соответствовать их возрасту. Было бы глупо предлагать маленьким детям неограниченный выбор. Если вы, находясь в магазине, говорите ребенку, что он может выбрать только одну игрушку, то, возможно, будете торчать там до закрытия магазина. Кроме того, ребенок может выбрать игрушку стоимостью 70 долларов, в то время как вы планировали потратить на это не более 5 долларов.
Родители должны обдумать, какой выбор предоставить детям, потому что слишком много решений — трудная задача для малышей. Вы должны сохранять контроль над собой и над своими детьми. Предоставляя ребенку выбор, следует учитывать его возраст, темперамент и конкретную ситуацию. Ниже приведены рекомендации, которые помогут вам справиться с этой задачей.
1. Предлагайте детям в возрасте до пяти лет выбор между двумя заранее определенными занятиями или предметами. Это выглядит примерно так:
¨ Одежда. «У тебя есть выбор: ты можешь надеть либо голубую рубашку, либо красную».
¨ Пища. «У тебя есть выбор: выпить апельсинный сок или молоко».
¨ Занятие. «У тебя есть выбор: ты можешь играть с кубиками или рисовать».
¨ Подчинение. «У тебя есть выбор: собрать свою одежду либо игрушки. Что для тебя лучше?»
Но никогда не предлагайте маленькому ребенку выбор относительно распорядка дня («Ты готова лечь в постель?»); занятий взрослых («Мамочка и папочка могли бы сейчас оставить тебя и пойти за покупками?»); взаимоотношений («Ты хотел бы провести Рождество с мамой и папой?»); или ситуаций, которые ставят ребенка или других людей в опасное положение. А в следующем примере один из родителей предлагает неподходящий выбор.
Мать Таши неоднократно просила, чтобы Таша навестила ее вместе с шестилетним Гюнтером, ее внуком. Разговаривая по телефону, бабушка Таши часто отпускала замечания, которые вызывали у дочери чувство вины, например: «Я что, живу за тысячу миль, что ты так редко навещаешь меня? Полагаю, я увижу Гюнтера хотя бы до того времени, как он окончит среднюю школу». Чтобы избавиться от чувства вины, Таша решила навестить мать в субботу. Она приехала вместе с Понтером утром, чтобы он мог больше времени провести с бабушкой. Мальчик был взволнован предстоящей встречей и мыслью, что они пойдут в парк. Спустя три часа Таша спросила Понтера: «Ты уже готов ехать домой? Нам нужно заехать в магазин за продуктами».
Задав такой вопрос, Таша как бы позволила Понтеру распорядиться графиком ее дел. А что, если Понтер не был готов ехать? Был ли у него действительно выбор? Взрослые часто используют детей как своего рода заложников в ситуациях, в которых боятся сказать то, чего они хотят сами. А это создает огромные проблемы. Таша предложила Понтеру выбор — остаться с бабушкой или уехать. Она поступила так, потому что боялась сама принять решение и пойти на риск — вызвать недовольство матери. Вы должны предоставлять детям выбор с целью стимулировать их развитие, а не как компенсацию собственного недостатка зрелости.
2. Некоторые дети нуждаются в более ограниченном выборе, чтобы сосредоточиться на задаче. Мара, принявшая решение голой залезть в коробку для игрушек, нуждалась в более четко обозначенном выборе, чем другие дети ее возраста. А так как ей необходимо было более направленное руководство, ее родители легко могли попасть в ловушку, отдавая ей слишком много приказаний, таких как: «Мара, вылезай из коробки»; «Мара, послушай, что я говорю»; «Мара, отложи в сторону игрушки»; «Мара, съешь завтрак». Нуждаясь в руководстве взрослых, Мара могла упустить такой важный навык, как принятие решений, который с большей легкостью осваивали другие малыши. Вместо того чтобы постоянно отдавать Маре команды, ее родители могли сделать другой выбор — помочь девочке научиться управлять собой. Выбор дал бы ей структуру, в которой она нуждалась, в то же время позволяя ей практиковать навык принятия решений. И наконец, выбор помог бы ей развить чувство самоуважения в процессе обучения правильному поведению в пределах данной структуры.
3. Детям старше пяти лет не нужда предлагать выбор из двух заранее определенных вариантов. Обычно ребенок школьного возраста может справиться с количеством вариантов выбора, равным количеству приказаний. Скажем, вы говорите сыну вынести мусор, помыть руки, позвать брата и накрыть на стол. Если он сможет успешно выполнить все четыре задания, значит, он готов к более широкому выбору. Понаблюдайте за детьми, чтобы выяснить, сколько вариантов выбора можно им предоставить, чтобы они успешно справлялись со своими задачами. Если ваш ребенок не может разобраться в многочисленных приказаниях, продолжайте обучать его, предлагая ограниченные варианты выбора.
4. По мере того как ребенок становится старше, он может принимать участие в обсуждении правил, режима и повседневного графика своих занятий. Однако очень важно понять, что все эти решения в конечном счете принимают взрослые.
Дети во взвинченном или подавленном состоянии лучше реагируют на утвердительные приказания, чем на варианты выбора. Вспомните моменты, когда вы сами находились в подавленном состоянии. Вам не хотелось принимать никаких решений — даже выбор между пончиком и булочкой с маком мог бы показаться слишком трудным. Когда дети чувствуют себя подавленными, выбор кажется им еще одной проблемой, которую они, по их разумению, не могут решить. В такие моменты четкие, утвердительные приказания несут в себе что-то успокаивающее. Если вы просыпаетесь, испытывая депрессию, разве вам хотелось бы услышать вопрос: «Что ты хочешь на завтрак?» лучше услышать «Вот несколько оладушек. Съешь их, и, может, ты почувствуешь себя лучше». Когда ваш малыш утратил над собой контроль, строгая дисциплина не поможет; сократите число вариантов выбора и возьмите все на себя, пока он не успокоится.
А вот другая история, закончившаяся успешно. Четырехлетний сынишка Кэрол играл в доме у друга. Когда мать пришла за ним, она с опаской выбирала момент, когда ей можно будет сказать мальчику, что пора уходить. Они уже неоднократно прошли через это испытание — сопротивление ребенка, связанное с необходимостью закончить игру. Поэтому Кэрол решила попробовать новый подход. Она заранее продумала, что скажет сыну. И вот она начала с того, что сказала утвердительным тоном, что пора идти домой. Затем, прежде чем мальчик начал выражать недовольство, она сказала спокойно, но твердо: «У тебя есть выбор: выйти через парадную дверь или через заднюю». И ее сынишка немедленно отреагировал: «А можно я позвоню в колокольчик, если выберу парадную дверь?» Кэрол сказала «да», и они оба ушли домой в прекрасном настроении.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДВУХ ПОЗИТИВНЫХ ВАРИАНТОВ ВЫБОРА
Для того чтобы регулярно создавать два позитивных варианта выбора, вам необходимы две вещи:
1. Вы должны мыслить в позитивных выражениях относительно того, что вы хотите от вашего ребенка. Вспомните силу внимания: то, на чем вы сосредоточиваетесь, вы получаете в наибольшей мере.
2. Вы должны предоставить ребенку реальный выбор. Используйте силу доброй воли, признавая, что люди сами выбирают, как себя вести. Предлагайте два позитивных варианта, чтобы любой из них был приемлемым для вас.
Следующие шаги помогут вам выработать два позитивных варианта:
Шаг 1. Сделайте глубокий вдох. Примите сознательное решение относительно того, что вы хотите, чтобы сделал ваш ребенок.
Шаг 2. Сиганите ребенку твердым голосом: «У тебя есть выбор!» Ваша позитивная установка облегчит ситуацию, особенно если малыш чем-то недоволен.
Шаг 3. Предложите ребенку на выбор дан. варианта, на которых вы остановились, чтобы достичь своей цели.
Скажите: «Ты можешь либо ________ , либо_____________ ».
Шаг 4. Завершите этот процесс, испросив ребенка принять решение. Вы могли бы спросить: «Что ты выбираешь?» Если ребенок колеблется, вы можете повторить варианты, выражаясь как можно более простым языком: «Штанишки или рубашка?» Если ребенок скажет: «Еще поиграть», снова назовите оба варианта выбора, спокойно, но решительно: «Так штанишки или рубашка?»
Шаг 5. Отметьте про себя выбор ребенка. Если ребенок выбирает штанишки, тогда прокомментируйте его решение ободряющим тоном: «Ты выбрала штанишки!» Обязательно сделайте это замечание. Это важно, потому что оно помогает ребенку осознать свой выбор. Осознание собственного решения укрепляет лобные доли головного мозга малыша. Опять-таки, лобные доли имеют обыкновение брать верх над эмоциональными вспышками и важны для самоконтроля. Запомните: большинство людей делают выбор неосознанно, и в итоге их жизнью управляют эмоции. Если вы воспитываете ребенка так, чтобы он осознанно делал свой выбор, он не только будет чувствовать, что его меньше контролируют взрослые, но и будет гораздо больше контролировать себя как с физической, гак и с психологической точки зрения.
Детям постарше вы могли бы сказать: «Мне кажется, у тебя есть два варианта выбора. Можешь сделать выбор: либо (тот), либо (этот). Какой был бы лучшим для тебя?»