Когда маленькие дети превращают угрожающую ситуацию в игру, используйте навык утверждения
Представьте, что кто-то напирает на вас сбоку на автостраде. Вы можете прийти в ярость, но в основе вашей ярости лежит страх, что может произойти несчастный случай. Когда мы гневаемся на людей, которых любим, мы также полны страха. Мы боимся, что если это неправильное поведение будет продолжаться, мы не будем знать, как реагировать, или боимся вызвать этим еще большие проблемы. Корни гнева в страхе.
Когда вы впадаете в гнев, ваш ребенок чувствует ваш страх, и это, в свою очередь, пугает его. Но напуганный ребенок может превратить пугающую его ситуацию в игру. Помните двухлетнюю Джессику, которая упала в колодец в Техасе? Спасатели копали землю в течение двух дней, чтобы достать ее. А когда они добрались до девочки, то испытали шок — она пела. Малышка превратила свое ужасное положение в игру, чтобы справиться со страхом. Да вы к сами видели маленьких детей, которые так поступают. Большинство детей смотрят мультики, в которых в течение часа происходит около 25 насильственных действий. Насилие в мультфильмах пугает маленьких детей. И как же они реагируют на это? Они просят купить им игрушки, которых видят в телевизионных шоу. Как только они у них появляются, дети чувствуют себя способными справиться с ужасными ситуациями, увиденными ими в кино и мультфильмах.
Агрессивный голос звучит гневно. Если кто-то из родителей злится, дети чувствуют, что он тоже чего-то боится. С другой стороны, если вы говорите пассивным голосом, вы даете своим детям главенство над собой. Это состояние также несет в себе страх. Дети понимают, что недостаточно подготовлены, чтобы управлять взрослыми. Когда маленькие дети слышат агрессивный или пассивный голос, они чувствуют испуг и превращают это в игру, чтобы восстановить чувство контроля.
Карен хотела, чтобы ее двухлетняя дочка Кристина поскорее забралась на сиденье автомобиля — они опаздывали к врачу. Она сказала: «Кристина, залезай на свое сиденье. Вот сюда, солнышко; это твое место... Давай живее». Кристина немного помедлила, как это обычно делают только что научившиеся ходить малыши, когда стараются усвоить информацию. А Карен начала нервничать, считая, что дочь упрямится. Эта нервозность быстро переросла в гнев, и мать взорвалась: «Не испытывай мое терпение! А ну залезай немедленно и садись на свое сиденье!»
Кристина почувствовала страх матери и в ответ на это бросилась бежать, озираясь на Карен через плечо и смеясь, как если бы они играли в салки. Карен побежала следом за малышкой, выкрикивая угрозы. Наконец она поймала Кристину, дала ей шлепка и посадила на заднее сиденье автомобиля.
Подобные проблемы возникают, когда родители используют агрессивный или пассивный тон, посылая детей постарше в комнату «одуматься». Ребенок может отказаться идти, может пойти надув губы или пойти и начать играть, раз уж он оказался там. Повторяю, дети превращают путающую их ситуацию в игру, чтобы овладеть этой ситуацией. Родителю, конечно же, такие действия кажутся проявлением упрямства.
Чтобы избежать подобных проблем, используйте утвердительный тон и не позволяйте страху проникнуть в ваши отношения с детьми.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРИКАЗАНИЯ В УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ, ЧТОБЫ ДАТЬ
ПОНЯТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ
Приказания в форме утверждений говорят вашим детям, чего вы от них ждете, когда не можете предложить выбор. Если вы говорите ребенку, что нужно встать с постели, одеться и умыться, то обычно ожидаете, что все это будет сделано. Вы не предлагаете ему выбора, повиноваться или нет. Вы ожидаете повиновения и, чтобы добиться этого, должны отдавать приказания утвердительным тоном. Но вы можете предложить ребенку выбор относительно того, как выполнить ту или иную задачу. Ребенок может принять самостоятельное решение, с какой стороны кровати слезть, какую одежду надеть и помыться в ванне или под душем. Но ребенку не предоставляется такого выбора: выполнить это задание или нет. Секрет умения отдавать приказания в форме утверждений состоит в том, чтобы говорить детям, что нужно делать, и давать им понятную информацию о том, как это сделать.
УПРАЖНЕНИЕ. Четырехлетняя Мэгги вместо того, чтобы одеваться, скручивает свои тренировочные штанишки в веревку. Какое из следующих утверждений могло бы дать ребенку понятную информацию?
1. «Мамочка опоздает на работу, если мы не оденемся быстро».
2. «Ты что, хочешь, чтобы я забрала твою одежду?»
3. «В чем дело? Почему ты не одеваешься?»
4. «Ты хочешь идти на улицу? Тогда поторопись, и мы пойдем».
5. «Мэгги, надень штанишки. Я помогу тебе».
Пятое предложение дает Мэгги информацию, которую она может понять и использовать. Утверждения 1—4 лишь приводят девочку в замешательство и усиливают раздражение матери. Так что давайте своим детям понятную им информацию.