Полагаться на страх: какова цена этого с позиции физического и эмоционального здоровья
Путь от страха к любви будет одновременно и очаровывать, и озадачивать вас. Большинство наших родителей полагались на дисциплину, основанную на страхе. Будучи детьми, мы всегда боялись наказания. («Убери этот хлам сейчас же, или ты об этом пожалеешь!») Мы боялись потерять их любовь. («Если ты будешь вести себя подобным образом, пойдешь в свою комнату и будешь сидеть там один».) Мы боялись, что недостаточно хороши. («Я работаю как лошадь, чтобы содержать дом в порядке. Почему ты не можешь хотя бы палец о палец ударить? Все, о чем я прошу, это помощи. Это так много?») И самая страшная форма страха — это страх оказаться брошенным. («Если ты не будешь готов, когда я сосчитаю до десяти, я уйду без тебя. Раз. Два... Я не шучу!»)
Воспитанные на страхе, мы теперь тоже полагаемся на него в отношениях со своими детьми. Метод воспитания на основе страха может быть просто вопиющим — как в приведенных выше примерах, но он может принимать и более утонченные формы.
Некоторые так называемые современные методы дисциплины тоже основаны на запугивании. Один из них построен на использовании вознаграждения и наказания. («Если ты будешь вести себя хорошо, я куплю тебе леденец» или «Если ты не уберешь в своей комнате, ты не будешь участвовать в тренировках младшей лиги».) У детей возникает страх, что их лишат какого-то удовольствия или не позволят заниматься любимым делом.
Другим современным дисциплинарным методом является метод аргументации, который в действительности основан на запугивании. Родители «прощупывают» своих детей с помощью таких вопросов: «Почему ты ее ударил? Разве это хорошо?» или«А как бы ты себя чувствовал, если бы я ударила тебя?» Под этими вопросами подразумевается, что ребенок подлый или тупой, и у него может остаться страх, что он такой и есть, что он неудачник. Родители часто требуют от детей, чтобы они сами разрешали свои конфликты, не научив их, как это делать. («Поговорите друг с другом и решите проблему. Если бы я участвовала в этом, вы оба просили бы прощения».) Дети вполне обоснованно боятся, что не способны найти решение, потому что им не хватает необходимых навыков.
Дисциплина, основанная на страхе, фокусирует как ваше внимание, так и внимание вашего ребенка на том, что не было сделано или что было сделано неправильно. Тактика, также основанная на страхе, может выражаться в виде недовольства, высказанного громким голосом («Ты считаешь, что убрала в комнате?») или мягким и ласковым («Продолжай, золотце, и помни, что нужно закончить то, что начато».) Если вы постоянно обращаете внимание на то, что ваш ребенок сделал неправильно, то тем самым выдвигаете на первый план его недостатки, и в сознании малыша они принимают преувеличенные размеры. В результате дети вырастают с внутренним осознанием, что они недостаточно хороши. Каждый взрослый из числа тех, кого я знаю, так или иначе до сих пор ведет борьбу с собой, пытаясь определить собственную значимость. Некоторые из них становятся высокомерными, стараясь показать свою значимость другим. И одни люди благодаря этому достигают значительно большего, в то время как другие, наоборот, меньшего. По этой же причине многие взрослые едят и пьют сверх меры, а некоторые пытаются заставить своих детей превзойти сверстников, чтобы преодолеть собственное чувство неудачника.
Когда вы полагаетесь на дисциплину, основанную на страхе, вы приводите в действие реакцию стресса у ребенка, это блокирует его способность чему-то учиться у вас. Когда ребенок испытывает страх, высвобождаются гормоны стресса. Одно из этих химических веществ называется кортизолом. Высокий уровень кортизола может повредить клетки мозга в той области, которая называется гиппокампом и играет важную роль в запоминании и обучении. Вы хотите, чтобы ваш ребенок понимал и запоминал уроки, которые вы стараетесь ему преподать, а в ответ часто слышите: «Я не знаю» или «Я забыл». Когда вы запугиваете его, вы препятствуете работе гиппокампа и, в сущности, сами разрушаете свои стремления установить дисциплину. Исследование показало, что дисциплина, основанная на страхе, благоприятствует тому поведению, которое родители стараются изменить. Такого рода стратегия учит детей оказывать упорное сопротивление родительскому авторитету и может изменить химию их мозгового вещества. Природа подобно архитектору находит все необходимые материалы для построения человеческого мозга и обеспечения его жизнедеятельности.
Ваше взаимодействие с детьми в буквальном смысле слова формирует их мозг.
Вполне вероятно, что тактика, основанная на страхе, была заложена в вас как программа еще в детские годы. И пока вы не начнете осознавать, какие утонченные и изощренные формы может принимать страх, вы будете неосознанно учить своих детей чувствовать себя «недостаточно хорошими». Когда вы незаметно вселяете в них чувство бессилия, их отношения с вами и другими людьми неизбежно становятся беспрерывной борьбой противодействующих сил.
Цель любви состоит в том, чтобы развить здоровые взаимоотношения, которые, естественно, ведут к дружескому взаимодействию. При таком отношении дети с большей вероятностью выберут путь к улучшению своего поведения и будут более восприимчивы к обучению социальным навыкам. Конфликт возникает, когда вы начинаете воспитывать детей, не установив дружеского взаимодействия.
В этой книге я буду приводить множество примеров. Подбор слов в них сначала может показаться неуклюжим. Возможно, вы будете удивляться: «Почему она не использовала в этих примерах слова «пожалуйста», «благодарю вас» или другие общепринятые фразы?» Потом я отвечу на этот вопрос. А пока читайте с открытым разумом и открытым сердцем. Переход от страха к любви требует, чтобы мы изменили манеру разговора как между собой, так и в общении с детьми. Я предлагаю специфические языковые обороты, с которых вы могли бы начать. В конечном счете вы будете сами выбирать форму выражений. Прочтите следующие примеры и скажите, каким родителем вы предпочли бы быть.
Ситуация. Два мальчика сидят во дворе и едят пиццу. Четырехлетний Картер пришел в гости к десятилетнему Джону. Картер обожает Джона. И вдруг он плюет на пиццу Джона. Джон вскакивает и бежит в дом, чтобы пожаловаться маме.
♦ Если родитель использует страх. Мама Джона выходит и строго говорит: «Картер, не смей плевать! Разве тебе понравилось бы, если бы Джон плюнул на твою пишу? Это отвратительно! Если ты не прекратишь, тебе придется сидеть и есть в одиночестве. Я знаю, вы хорошо ладите друг с другом. Так не заставляйте меня выходить к вам снова». Джон обижается: «Я ничего плохого ему не сделал». Он плюхается на свое место за столиком, где у них организован пикник, и бросает на Картера сердитый взгляд. Но как только мать Джона уходит в дом, Картер снова плюет в тарелку Джона. Тогда Джон сталкивает Картера со скамейки, и Картер поднимает крик. Появляется мама Джона и отсылает сына в его комнату, а Картера отправляет домой.
♦ Если родители используют любовь. После того как Джон говорит: «Мама, Картер плюет в мою тарелку с пиццей», мать отвечает: «Иди и твердо скажи Картеру, что тебе не нравится, когда он плюет в твою тарелку. Я пойду с тобой». Они выходят во двор, и Джон говорит Картеру: «Мне не нравится, когда ты плюешь на мою пиццу. Прекрати». Картер сидит и молчит. Тогда мама Джона говорит Картеру: «Ты, наверно, хочешь, чтобы Джон обратил на тебя внимание и поговорил с тобой, так ведь?» Картер смущенно улыбается и кивает в знак согласия. «Ты не знал, как это сделать, и поэтому плюнул в его тарелку?» «Да», — тихо отвечает мальчик. Мама Джона продолжает: «Ты не должен так поступать. Джону это не нравится. Понимаешь? А если ты хочешь, чтобы он обратил на тебя внимание, начни разговор первым. Вы оба любите грузовики. Спроси Джона о грузовике, который он видел вчера». И мальчики начинают обсуждать машины.
Эти примеры показывают дисциплину, основанную на страхе, и дисциплину, основанную на любви. Родитель, который прибегает к запугиванию, безуспешно пытается доминировать над ситуацией и устранить конфликт. Родитель, отношения которого с ребенком построены на любви, обучает его новым навыкам, показывает, как разрешить конфликт мирным путем.
ВЫБОР ПРОТИВ СИЛЫ
Я проводила много семинаров и лекций и снова и снова задавала слушателям вопрос, который начинался словами: «Как побудить ребенка сделать то-то и то-то?» И обычно получала ответ: «Не знаю. Может быть, пробовать отшлепать его?» Аудитория смеется, и мы начинаем обсуждать, как это соблазнительно — прибегнуть к дисциплинарному методу, основанному на страхе. Такого рода дисциплина основана на убеждении, что взрослые могут заставить детей вести себя хорошо. Когда вы спрашиваете себя: «Как мне заставить ребенка сделать что-либо?» — это намек на то, что вы ищете стратегию контроля, основанную на страхе, силе или манипуляции. Запомните, если вы будете использовать эти средства в воспитании своих детей, то и они будут использовать те же навыки в своей жизни, чтобы оказывать влияние на людей, включая и вас.
Если вы будете направлять поведение ребенка посредством запугивания и всяческих манипуляций, то он научится использовать те же стратегии — относительно вас.
Дисциплина на основе любви строится на убеждении, что дети сами выбирают, как им себя вести — хорошо или плохо. Основной вопрос, который вы задаете себе, когда устанавливаете дисциплину, основанную на любви, звучит так: «Как мне помочь ребенку сделать правильный выбор?»
О ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ, ТО ИПОЛУЧАЕТЕ
Если вы спросите себя, что свидетельствует о том, что ваш супруг (супруга) — ничтожество, то ваш мозг начнет искать в кладовых памяти данные, подтверждающие все случаи его (ее) недостойного поведения, и через несколько секунд выдаст вам «распечатку». А имея такое подтверждение, вы можете убедить себя в том, что вышли замуж за законченного идиота (или женились на непроходимой дуре). Однако если вы запросите у своего мозга подтверждение того, какой прекрасный и любящий человек ваша вторая половинка, он выдаст вам «распечатку», подобную хвалебной оде, где воспеваются его (ее) достоинства. Что я хочу этим сказать? Чтобы получить другие ответы, вы должны задавать другие вопросы. Как только вы начнете думать: «Как мне заставить своего ребенка...», тут же остановитесь и измените установку своего разума, сформулировав вопрос иначе: «Как я могу помочь своему ребенку сделать правильный выбор?» Изменение вопроса является чрезвычайно важным фактором. Руководство, основанное на любви, требует, чтобы, во-первых, вы дисциплинировали свой разум, используя семь сил для самоконтроля, и, во-вторых, помогли ребенку изменить поведение, используя семь основных дисциплинарных навыков.
Изменение требует мотивировки. А мотивировка может быть продиктована страхом или любовью. Выбор за вами.
Как-то я консультировала одну воспитательницу детского сада. Она вела неусыпную войну с очень активным пятилетним малышом, который не мог спокойно стоять на линейке — он все время вертелся и толкал других. Она сказала, что перепробовала все, чтобы заставить его вести себя как положено: лишала обычных маленьких поощрений, посылала записки родителям, читала нотации, урезонивала и обещала вознаграждения. Все ее стратегии были попытками заставить мальчика правильно стоять на линейке, но ни одна из них не срабатывала.
Я спросила воспитательницу, выяснила ли она у ребенка, почему он так себя ведет. Она искала руководства у всех: у его родителей, у педагога и специалиста, занимающегося проблемами поведения детей, но не у него самого. Но поскольку я знаю, что нельзя заставить другого человека сделать то, чего он не хочет, я спросила мальчика: «Что помогло бы тебе стоять спокойно на линейке?» Мальчик ответил: «Вам пришлось бы прибить гвоздями к полу мои ботинки».
Я поняла, как трудно было этому малышу стоять неподвижно на одном месте, и в прямом смысле слова начертила стратегию. Я обвела подошвы башмаков ребенка, подложив под них плотную бумагу, а затем вырезала две формы. Потом мы приклеили их к тому месту на полу, где он должен стоять каждый день во время линейки. А как только требования воспитательницы были удовлетворены, восстановилось и ее хорошее мнение о ребенке. Это поддерживало их добрые взаимоотношения и в дальнейшем.
Методы манипулирования не срабатывают, потому что основаны на неправильном убеждении. Как часто вам удавалось заставить своего только начавшего ходить малыша не вылезать из постели после того, как вы уложили его спать? Как часто вам удавалось заставить несчастного человека быть счастливым? Разве это не бесполезный и не изнурительный труд?
Если вы считаете, что можете заставить своего ребенка заниматься тем, чем он не хочет, вы станете прибегать к таким тактическим методам, за которые потом станете ненавидеть себя. Вы будете льстить, обманывать, подкупать, умолять, навязывать, угрожать, отступать и уступать. Вы можете даже прибегнуть к физическому насилию, если ваш ребенок будет игнорировать вашу волю. (В данном случае лежащее в основе ваших поступков убеждение состоит в том, что если малыш пренебрегает вашей волей, то и его воля должна быть сломлена.)
Ваша же задача как родителя заключается в том, чтобы укреплять, а не разрушать волю ребенка. Эта воля играет жизненно важную роль и гарантирует его защищенность и реализацию его потенциала в будущем. Она может побудить его писать прекрасные повести, стать мастером спорта, изобрести какую-нибудь новую компьютерную программу или заняться политикой. Его воля может дать ему силы, чтобы сделать правильный выбор: есть здоровую пищу, построить крепкие личные взаимоотношения и мыслить позитивно. Это может побудить его отказаться от наркотиков и курения, порвать со сверстниками, которые толкают в бездну. Нужно, чтобы его воля контролировала его побуждения, когда он поддается гневу, и тогда он не причинит вреда другим и себе.
Воля вашего ребенка будет служить ему, только если она останется сильной и цельной, но не тогда, когда она слабая и надорванная.
В следующей таблице приведены убеждения, лежащие в основе дисциплины, основанной на страхе, и ценности, которым мы учим детей, когда сами следуем им.
Запомните: так как оба процесса — учить и учиться — происходят одновременно, то, когда мы используем стратегии, основанные на страхе, мы укрепляем эти ценности и в себе.
Убеждения | Ценность, которая учит наших детей и укрепляется в нас самих |
♦ Можно заставить других измениться. Если нам не удается заставить других измениться, то это равноценно признанию, что мы неудачники. | Когда другие не делают того, чего вы от них хотите, вы должны попытаться подчинить их своей воле. Сила дает вам право. |
♦ Когда мы добиваемся успеха, заставляя других вести себя хорошо, мы обретаем над ними власть. | Сила исходит от людей, которые занимают лидирующее положение. |
♦ Когда нам не удается заставить кого-то подчиниться, то это его вина. И это дает вам право обвинять его и других. | Если кто-то делает все не так, как вы хотите, то он (она) плохой или ленивый человек и заслуживает наказания. |
♦ Если бы другие люди изменились (делали то, что мы говорим), мы были бы счастливыми и спокойными. | Обвинение других в ваших неудачах может быть оправдано. Другие люди ответственны за ваше поведение. |
♦ Дети должны чувствовать себя плохо, чтобы научиться вести себя лучше в будущем. | Месть — ответ на жизненные невзгоды. |
♦ Конфликт — это нечто плохое, разрушительное и его необходимо устранить. | Если вы хороший человек, то в вашей жизни никогда не будет конфликтов. |
♦ Страх — самый лучший стимул к учению. | Страх более могущественная сила, чем любовь, а принуждение сильнее, чем дружеское взаимодействие. |
Это те ценности, которым вы хотите научить своих детей? Или, точнее, не на этих ли ценностях вы хотите построить свою жизнь? Не они ли вносят свой вклад в то, что в мире процветает насилие? Убеждение, которое приводит в действие дисциплину, основанную на страхе, состоит в том, что если бы вы могли взять под контроль этот мир (всех людей, всякого рода институты и события), то смогли бы избежать недоразумений и конфликтов. В реальности же контроль над другими создает еще большие конфликты, но даже если этого и не происходит, это очень трудная работа. Есть лучший путь.
ДИСЦИПЛИНА ОСНОВАННАЯ НА ЛЮБВИ, И ЦЕННОСТИ, КОТОРЫМ ОНА УЧИТ
В следующей таблице приведены убеждения другого рода, на которые опирается дисциплина, основанная на любви, а также ценности, которым учит детей руководство на основе любви и которые укрепляются в нас самих.
Убеждения | Ценность, которая учит наших детей и укрепляется в нас самих |
♦ Изменить себя возможно, и это наш выбор как родителей: решить — измениться или нет. | Вы сами себе босс. Вы можетестать тем человеком, каким хотите быть. |
♦ Выбирая контроль над собой, а не над другими, мы почувствуем себя сильными. | Сила приходит изнутри. |
♦ Если все идет не так, как нам хочется, мы будем искать решение. | Вы ответственны за свои чувства, мысли и действия. Ваш выбор оказывает воздействие на других людей. |
♦ Для того чтобы дети хорошо себя вели, их нужно обучать. | Вы должны учить других, как им следует обращаться с вами. Вы не можете ожидать от них, что они узнают об этом каким-то магическим путем. |
♦ Конфликт — важная часть жизни, и ока дает нам благоприятную возможность научиться тому, что было упущено, или избавиться от какого-нибудь ограничивающего убеждения. | Конфликт является частью жизни, а ошибки предоставляют нам благоприятные возможности чему-то научиться. |
♦ Любовь — наилучшая побудительная сила для обучения и роста. | Любовь более могущественная сила, чем страх, а дружеское взаимодействие лучше, чем принуждение. |
Учить — значит показывать с помощью примера.