Особенности работы с детьми с недостатками зрения, имеющими осложненные формы развития
Вопросы и задания
1.Охарактеризуйте особенности работы с детьми, имеющими кроме нарушенного зрения дополнительные нарушения развития.
2.Сделайте анализ медико-педагогической документации с целью выявления в изучаемой вами группе детей с осложненными формами развития.
3.Составьте библиографию о работе с детьми с недостатками зрения, имеющими осложненные формы развития.
Занятие 8
Организация работы с родителями детей с нарушениями зрения
Вопросы и задания
1.Охарактеризуйте содержание и организационные формы работы воспитателя (тифлопедагога) с родителями детей, имеющих нарушения зрения.
2.Составьте библиографию о работе с родителями детей с нарушениями зрения.
3.Подготовьте информационный листок для родительского уголка.
Занятие 9
Содержание работы тифлопсихолога в детском саду для детей с нарушениями зрения. Взаимосвязь в работе тифлопсихолога, тифлопедагога, логопеда и воспитателей
Вопросы и задания
1.Охарактеризуйте обязанности тифлопсихолога в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения.
2.Как планируется работа тифлопсихолога.
3.Как осуществляется взаимосвязь в работе тифлопсихолога, тифлопедагога, логопеда, воспитателей?
4.примите участие в подготовке дидактического материала к занятию тифлопсихолога.
Занятие 10
Психологическое изучение детей с нарушениями зрения
Вопросы и задания
1.Каковы принципы психологического изучения ребенка с нарушенным зрением?
2.По медико-психолого-педагогической документации составьте первичную характеристику ребенка.
Занятие 11
Исследование познавательной деятельности ребенка с нарушенным зрением
Вопросы и задания
1.Проведите беседу с ребенком с целью выявления его представлений об окружающем мире.
2.Под руководством психолога подготовьте материал для проведения психологического обследования ребенка.
3.проведите психологическое обследование ребенка и оформите карту обследования.
4. Охарактеризуйте особенности психического и физического развития ребенка с нарушенным зрением.
5. Разработайте рекомендации по обучению и воспитанию обследованного ребенка для родителей и воспитателей.
5 ВОПРОСЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ПО КУРСУ |
Вопросы к зачету
- Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками зрения.
- Организация помощи детям с недостатками зрения.
- Основные направления работы специализированного ДОУ.
- Содержание работы тифлопедагога.
- Особенности физического развития детей с недостатками зрения.
- Задачи и методы физического воспитания. Рекомендации к работе педагога по физическому воспитанию детей с недостатками зрения.
- Особенности игровой деятельности детей с недостатками зрения. Педагогические требования к игрушкам и отбору игр.
- Дидактические игры, их роль в развитии детей с недостатками зрения, особенности применения.
- Подвижные игры детей с недостатками зрения (особенности, пути формирования).
- Творческие игры детей с недостатками зрения (особенности, пути формирования).
- Задачи, методы трудового воспитания. Рекомендации к работе педагога по трудовому воспитанию детей с недостатками зрения.
- Содержание трудового воспитания детей с недостатками зрения.
- Особенности речи и представлений об окружающем мире у детей с недостатками зрения. Задачи, организация коррекционной работы.
- Направления коррекционной работы по формированию представлений и развитию речи у детей с недостатками зрения.
- Особенности работы логопеда в специализированном ДОУ.
- Типы отношения родителей к ребёнку с недостатками зрения и его дефекту.
- Направления работы специализированного ДОУ с родителями ребёнка с недостатками зрения.
- Требования к готовности ребёнка с недостатками зрения к обучению в школе.
- Интегрированное обучение детей с недостатками зрения.
- Изменения в сенсорной организации личности в условиях слепоты и слабовидения.
- Роль сохранных органов чувств в пространственной ориентации слепых.
- Социально-психологическая адаптация лиц с глубоким нарушением зрения.
- Межличностные отношения у лиц с дефектом зрения.
- Особенности развития речи у детей с нарушением зрения.
- Принципы психолого-педагогического изучения слепых и слабовидящих детей.
- Характеристика контингента детей, изучаемого в тифлопсихологии.
- Особенности формирования представлений при дефектах зрения.
6СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ |
Основная литература
1. Ермаков, В.П., Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.: ил.
2. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд.. перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2002. –680 с.
3. Солнцева, Л.И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош – М.: ВОС, 1988. – 67 с.
4. Фильчикова, Л.И., Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие / Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 176 с.
5. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие / Л.А. Дружинина. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 159 с.
Дополнительная литература
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли – сад – начальная школа) /В.А. Бельмер, Л.П. Григорьева, В.З. Денискина и др.; под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: «ГороД», 1999. – 170 с.
- Современные подходы к обучению, воспитанию и реабилитации детей с глубокими нарушениями зрения: Материалы городской научно-практической конференции, 9 ноября 2001 г.,Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 204 с.
- Ростомашвили, Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей) /Л.Н. Ростомашвили; под ред. Л.В. Шапковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. – 66 с.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др.; под ред Л.М. Шипицыной. – СПб.: Образование, 1995. – 131с.
- Коррекционная направленность специального образования детей с глубокими нарушениями зрения. Сб. методических работ / сот. Б.К. Тупоногов, К.Г. Кравцов. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 244 с.
- Никулина, Г.В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения): Учебное пособие / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Артюкевич. – СПб.: РГПУим. А.И. Герцена, 1999. – 86 с.
7 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1.http://www.ikprao.ru Официальный сайт Института коррекционной педагогики РАО.
2.http://www.autism.ru
3.http://www.vitalhelp.org/russian/general_information.html Санкт-Петербургская Лига жизненной помощи людям с проблемами развития.
4.http://cpprk.reability.ru/ Детская личность.
5.http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития.
6.http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру.
7.http://www.osoboedetstvo.ru Особое детство.
8.http://www.invalid-detstva.ru/index.php Особый ребенок.