Особенности работы с детьми с недостатками зрения, имеющими осложненные формы развития

Вопросы и задания

1.Охарактеризуйте особенности работы с детьми, имеющими кроме нарушенного зрения дополнительные нарушения развития.

2.Сделайте анализ медико-педагогической документации с целью выявления в изучаемой вами группе детей с осложненными формами развития.

3.Составьте библиографию о работе с детьми с недостатками зрения, имеющими осложненные формы развития.

Занятие 8

Организация работы с родителями детей с нарушениями зрения

Вопросы и задания

1.Охарактеризуйте содержание и организационные формы работы воспитателя (тифлопедагога) с родителями детей, имеющих нарушения зрения.

2.Составьте библиографию о работе с родителями детей с нарушениями зрения.

3.Подготовьте информационный листок для родительского уголка.

Занятие 9

Содержание работы тифлопсихолога в детском саду для детей с нарушениями зрения. Взаимосвязь в работе тифлопсихолога, тифлопедагога, логопеда и воспитателей

Вопросы и задания

1.Охарактеризуйте обязанности тифлопсихолога в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

2.Как планируется работа тифлопсихолога.

3.Как осуществляется взаимосвязь в работе тифлопсихолога, тифлопедагога, логопеда, воспитателей?

4.примите участие в подготовке дидактического материала к занятию тифлопсихолога.

Занятие 10

Психологическое изучение детей с нарушениями зрения

Вопросы и задания

1.Каковы принципы психологического изучения ребенка с нарушенным зрением?

2.По медико-психолого-педагогической документации составьте первичную характеристику ребенка.

Занятие 11

Исследование познавательной деятельности ребенка с нарушенным зрением

Вопросы и задания

1.Проведите беседу с ребенком с целью выявления его представлений об окружающем мире.

2.Под руководством психолога подготовьте материал для проведения психологического обследования ребенка.

3.проведите психологическое обследование ребенка и оформите карту обследования.

4. Охарактеризуйте особенности психического и физического развития ребенка с нарушенным зрением.

5. Разработайте рекомендации по обучению и воспитанию обследованного ребенка для родителей и воспитателей.

5 ВОПРОСЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ПО КУРСУ

Вопросы к зачету

  1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками зрения.
  2. Организация помощи детям с недостатками зрения.
  3. Основные направления работы специализированного ДОУ.
  4. Содержание работы тифлопедагога.
  5. Особенности физического развития детей с недостатками зрения.
  6. Задачи и методы физического воспитания. Рекомендации к работе педагога по физическому воспитанию детей с недостатками зрения.
  7. Особенности игровой деятельности детей с недостатками зрения. Педагогические требования к игрушкам и отбору игр.
  8. Дидактические игры, их роль в развитии детей с недостатками зрения, особенности применения.
  9. Подвижные игры детей с недостатками зрения (особенности, пути формирования).
  10. Творческие игры детей с недостатками зрения (особенности, пути формирования).
  11. Задачи, методы трудового воспитания. Рекомендации к работе педагога по трудовому воспитанию детей с недостатками зрения.
  12. Содержание трудового воспитания детей с недостатками зрения.
  13. Особенности речи и представлений об окружающем мире у детей с недостатками зрения. Задачи, организация коррекционной работы.
  14. Направления коррекционной работы по формированию представлений и развитию речи у детей с недостатками зрения.
  15. Особенности работы логопеда в специализированном ДОУ.
  16. Типы отношения родителей к ребёнку с недостатками зрения и его дефекту.
  17. Направления работы специализированного ДОУ с родителями ребёнка с недостатками зрения.
  18. Требования к готовности ребёнка с недостатками зрения к обучению в школе.
  19. Интегрированное обучение детей с недостатками зрения.
  20. Изменения в сенсорной организации личности в условиях слепоты и слабовидения.
  21. Роль сохранных органов чувств в пространственной ориентации слепых.
  22. Социально-психологическая адаптация лиц с глубоким нарушением зрения.
  23. Межличностные отношения у лиц с дефектом зрения.
  24. Особенности развития речи у детей с нарушением зрения.
  25. Принципы психолого-педагогического изучения слепых и слабовидящих детей.
  26. Характеристика контингента детей, изучаемого в тифлопсихологии.
  27. Особенности формирования представлений при дефектах зрения.




6СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

Основная литература

1. Ермаков, В.П., Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.: ил.

2. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд.. перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2002. –680 с.

3. Солнцева, Л.И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош – М.: ВОС, 1988. – 67 с.

4. Фильчикова, Л.И., Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие / Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 176 с.

5. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие / Л.А. Дружинина. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 159 с.

Дополнительная литература

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли – сад – начальная школа) /В.А. Бельмер, Л.П. Григорьева, В.З. Денискина и др.; под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: «ГороД», 1999. – 170 с.
  2. Современные подходы к обучению, воспитанию и реабилитации детей с глубокими нарушениями зрения: Материалы городской научно-практической конференции, 9 ноября 2001 г.,Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 204 с.
  3. Ростомашвили, Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей) /Л.Н. Ростомашвили; под ред. Л.В. Шапковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. – 66 с.
  4. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др.; под ред Л.М. Шипицыной. – СПб.: Образование, 1995. – 131с.
  5. Коррекционная направленность специального образования детей с глубокими нарушениями зрения. Сб. методических работ / сот. Б.К. Тупоногов, К.Г. Кравцов. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 244 с.
  6. Никулина, Г.В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения): Учебное пособие / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Артюкевич. – СПб.: РГПУим. А.И. Герцена, 1999. – 86 с.

7 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1.http://www.ikprao.ru Официальный сайт Института коррекционной педагогики РАО.

2.http://www.autism.ru

3.http://www.vitalhelp.org/russian/general_information.html Санкт-Петербургская Лига жизненной помощи людям с проблемами развития.

4.http://cpprk.reability.ru/ Детская личность.

5.http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития.

6.http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру.

7.http://www.osoboedetstvo.ru Особое детство.

8.http://www.invalid-detstva.ru/index.php Особый ребенок.

Наши рекомендации