Физика. Химия. Практическое обучение. Обучение языку и религии.
В IX лекции была описана методика ознакомления детей раннего школьного возраста с растительным и животным царством природы так, чтобы обучение было только образным, художественным, причем оно связывало жизнь растений и животных с самим ребенком. Минеральный мир не изучался вовсе.
Между 11 и 12 годами наступает тот возраст, когда явления внешнего мира могут быть оторваны от человека /ребенка/ и рассматриваемы извне. И с этого же возраста может быть начато изучение минералов, каменных пород. Минеральное не имеет отношения к человеку. Поэтому тот, кто преподносит детям минеральное до указанного возраста, губит внутреннюю подвижность душевной жизни детей.
То, что. сказано о минералах, относится и к физическим и химическим понятиям, а также и к так называемым объективным зависимостям в истории и географии, вообще ко всем зависимостям /закономерностям/, которые должны быть рассматриваемы независимо /отдельно/ от человек; и которые можно также начать рассматривать только с 11-12 лет. Только с этого возраста можно с ребенком рассматривать как физические, химические, астрономические, так и исторические процессы с точки зрения причин и следствий. До этого возраста преподнесение причинности связано с навязыванием мертвых понятий и чувств и приводит к засыханию душевной жизни ребенка.
Учебные планы Вальдорфской школы следует в точности указанным возрастным закономерностям.
С другой стороны, мы ставим себе также целью надлежащим образом подготовить учащегося в школе в вступлению в социальную жизнь и вообще в мир. Этого мы достигаем тем, что с 14-15-летнего возраста физическое и химическое обучение переводим на практическую подготовку. В Вальдорфской школе принято обучение прядению и ткачеству -ручному и фабричному с изучением начальных основ химической технологии этих процессов, приготовления красителей и т. п.
Многие люди терпят ущерб /страдание/ в душевном развитии только из-за того, что школа не удосужилась в соответствующем возрасте подготовить их к переходу от человеческого к окружающей жизни, которую он не может просто ассимилировать, как не может он, например, просто ассимилировать дыханием постороннее вещество в воздухе.
Как много людей ежедневно наблюдают движение железнодорожного транспорта, сами садятся в вагоны и не имеют никакого представления о том, чем и как он приводится в движение. Это значит, что человек окружен вещами, созданными человеческим духом, но сам не участвует в них. А это есть начало несоциальной жизни.
Так по принципу Вальдорфской школы включается обучение предметам жизненной практики, причем это начинается в 14-15 лет, т. е. возрасте как раз совпадающем с началом полового созревания. Это созревание ρ рассматривается ныне исключительно односторонне. В действительности же оно означает, что человек открывается /отпирается/ вообще для внешнего мира. Живя до сих пор в самом себе, он теперь открывается, располагается к пониманию вещей и других людей из окружающего мира.
Если до сих пор мы, согласно человеческой натуре данного возраста обращали взор ученика на то, что связывает его с природой, то теперь с 14-15 лет, начинаем мы энергично связывать его с тем, что создал человеческий дух в обширном окружении. Тем самым мы включаем его сознательно в социальную жизнь.
Уважаемые слушатели, если бы такой принцип был принят в школах 60-70 лет тому назад, то то, что мы называем теперь социальным движением, имело бы в современной Европе и Америке совсем другой вид, чем оно имеет теперь. Неизмеримо возросли технические и коммерческие возможности человечества за это время. Произошел огромный технический прогресс, мы перешли от национальной торговли к мировой торговле и от национального хозяйства к мировому.
Внешние социальные отношения также полностью изменились. Но обучение детей ведется так, как будто ничего этого не произошло. Мы неизменно упускали вводить детей в 14-15 лет в практическую жизнь.
Наше время требует понимание современности, с чем не считаются зачастую наши учебные заведения /гимназии/ в своих программах /имеется в виду, по-видимому, большое место, уделяемое в них древним языкам/. А ведь греки, стремясь своей системой образования служить жизни, не занимались обучением, скажем, египетскому языку.
Между тем ныне судьба мира переросла через голову человека именно потому, что в своем обучении он не был включен в социальное окружение. Вальдрофская школа именно к тому и стремится, чтобы правильно включить человека в человечество.
***
Преподавание родного языка, как и других предметов, строится в Вальдорфской школе, конечно, применительно к возрастам. Особенность же этой школы заключается в том, что с самого поступления в школу, т. е. в 6-7 лет, ребенок обучается, кроме родного языка, еще двум иностранным - французскому и английскому.
Язык глубоко вкореняется в существо человека. Родной язык вкореняется в системы дыхания, кровообращения и в строение сосудистой системы. И то, как изживается в человеке его родной язык, сказывается не только на его душе и духе, но и на теле. По разные языки по-разному проникают человека и по-разному раскрываются в нем /для примитивных языков это видно довольно наглядно, для цивилизованных это часто скрытно, но также имеет место/.
Среди европейских языков имеется один, который целиком исходит из элемента чувства, хотя с течением времени воспринял очень сильно характер интеллектуализирования этого элемента. Но чисто интеллектуальный, а также волевой элементы этот язык сообщает человеку в меньшей степени, так что эти элементы человеческого существа нужно развивать у него путем изучения других языков.
Этот же язык особым образом развивается из элемента пластической фантазии и как бы рисует вещи в своем звукообразовании //. Изучая его, ребёнок приобщается пластически-формирующей силе природы.
В цивилизованной Европе имеется и другой язык, который направлен преимущественно на волевой элемент, что прямо слышится в его интонациях, и в образованиях гласных и согласных звуков. Человек, говорящий на этом языке, как будто мог бы отражать, отбрасывать (zuruckchlagen) морские волны. Таков волевой элемент в этом языке.
Есть и другие языки, в развитии которых сказались элементы чувств и музыкальной фантазии человека. Каждый язык имеет свое особое отношение к человеку.
Теперь я должен был бы назвать те конкретные языки, которые я только что охарактеризовал. Но я остерегусь делать это в теперешнее время, когда объективность не всегда выносят. На этих характеристик следует сделать только тот вывод, что то, что человеческая природа получает от речевого гения одного языка, уравновешивается другим языком.
Это обстоятельство и побудило Вальдорфскую школу начинать с младшего возраста обучение сразу трем языкам, притом в большом количестве.
Хорошо начинать так рано обучение иностранным языкам потому, что до того момента, между 9-ю и 10-ю годами, о котором было сказано раньше, ребенок привносит еще нечто от первого семилетия - до смены зубов. Он является еще подражательным существом. Родной язык он изучает тогда, исключительно подражая слышимой речи без особого участия интеллекта. И вместе с внешними звуками речи ребенок слышит внутренно-душевно-музыкальный элемент языка. И первый язык, который ребенок усваивает, он усваивает, так сказать, как более тонкую привычку, это глубоко внедряется во все существо человека.
Со смены же зубов, с начала школьного возраста, мы при обучении языку обращаемся уже больше к душевному ребенка и все меньше в его телесности. Но все же до 9-го, 10-го года ребенок приносит с собой в школу еще достаточно много исполненной фантазии подражательной способности, так что обучение языку можно еще направлять до этого возраста на восприятие его всем человеком, а не только душевно-духовными силами.
С высшей степени важно не упускать обучения иностранными языками в 1-й, 2-й, 3-й школьные годы. Разумеется, это обучение должно быть приспособлено к возрастам.
В нынешнее время люди попали в мыслительный хаос по отношению к оценке всяческой действительности; они воображают, что, став материалистами, они глубже проникают в практическую действительность. Но на самом деле они приходят не к жизненной практике, а к опасному теоретизированию. Это целиком относится и к области педагогики и дидактики.
Так, люди заметили, что обучение латыни и греческому языку в прежнее время строилось на базе грамматики и правил и что это делало преподавание внешним, механическим. Тогда бросились в другую крайность -стали совсем отбрасывать грамматический элемент. Но это опять-таки бессмысленно, ибо при этом мы опираемся только на сознание, а не на самосознание человека. А между 9-м и 10-м годом человек приходит от сознания к самосознанию и отделяет себя от мира.
И как раз в этот момент можно - конечно по-немногу - переходить к грамматическим и синтаксическим правилам; ибо в это время ребенок начинает размышлять не только о мире, но и о себе. А в отношении языка это означает переход от простой инстинктивной речи к разумной речи по. правилам. Совсем же отказываться от грамматики - это нелепость, которая отнюдь не приводит к внутреннему укреплению человека. Такая же нелепость, как грамматическое обучение до указанного возрастного момента.
То же относится и к родному языку. Если в ребенке внедряют грамматические и синтаксические правила до упомянутого возраста, то окончательно портят его душевную жизнь. До этого времени он должен говорить, только пользуясь инстинктом и привычкой на базе подражания. Положение меняется только начиная с этого момента, т. е. с наступлением самосознания как было указано выше по отношению к иностранным языкам.
Так именно поставлено обучение языкам в Вальдорфской школе. Она учит педагога читать - но не какие-либо книги или педагогические системы, а живого человека, этот самый удивительный в мире документ. Отсюда черпает он тот энтузиазм, которым он оживляет школьный класс.
***
Общечеловеческий характер обучения и воспитания в Вальдорфской школе выражается в частности и в том, что в ней не культивируется определенное философское или религиозное одностороннее направление. И хотя школа возникла из антропософии и учителя ее - антропософы, но она никак не является и антропософской. Человек как таковой, независимо от мировоззрения, является объектом школы.
Религиозное же обучение передано священникам по соответствующим исповеданиям: католических детей - католическим священникам, евангелических - их пасторам.
Имеется, однако, в этой школе много детей, так называемых диссидентов, не желающих обучения ни тому, ни другому из этих двух исповеданий. К тому же первоначальный состав учащихся Вальдорфской школы был из пролетарских детей /в дальнейшем - из всех классов/ и это были вначале именно дети без религиозного исповедания и подготовки вовсе. Для них мы ввели так называемое свободное религиозное обучение.
Оно отнюдь не предназначено для того, чтобы внести теоретическую антропософию в Вальдорфскую школу. Это было бы фальшиво. Антропософия существует до сего дня только для взрослых, и внесение ее в школу противоречит всем педагогическим и дидактическим принципам Вальдорфской школы.
Свободное же религиозное воспитание, связанное далее с соответствующим культом, строго согласуется с возрастами учащихся. Без всяких мер с нашей стороны и несмотря на наше строгое правило допускать к свободному религиозному воспитанию детей только по пожеланию их родителей, это воспитание посещается большинством детей. А так как наше религиозное воспитание насквозь христианское, то в общем вся школа погружена в христианскую атмосферу. Праздники - Рождество, Пасха ощущается у нас детьми иначе внутренно, чем в обычной обстановке.
В религиозном воспитании может быть нанесен ребенку большой вред, если что-либо преподнести ему преждевременно. Поэтому наше свободное религиозное воспитание устроено так, что ребенок вначале приводится к восприятию всеобще-божественного в мире.
Как было указано раньше, в первые годы обучения /7-9/ ребенку преподносится у нас все окружение в живом виде, в виде говорящих растений, облаков, ручьев. Это позволяет привести обучение ко все-оживляющему всеобщему началу Бога-Отца. Само обучение другим предметам подводит ребенка к представлению того, что все имеет свое происхождение от божественного.
Сказочное, фантастическое представление природы мы связываем с извечным чувством благодарности, к которому подводим ребенка. Благодарность подам за все то, что они для нас делают, благодарность природе за то, что она нам дает, - они направляют религиозные чувства на правильный путь. Всеобще воспитание благодарности - бесконечно важно и значительно. Чувство благодарности за хорошую погоду, благоприятствующую какому-либо делу, чувство благодарности ко вселенной, к космосу при соответствующих переживаниях - такие чувства могут углубить все наше религиозное мироощущение.
К этой благодарности нужна еще любовь ко всему, к каждому цветку, дереву, солнечному лучу, дождю - это также углубляет религиозное мироощущение.
Если мы развили у ребенка до 10 лет благодарность и любовь, то мы можем уже правильным образом развить у него то, что мы называем чувством долга, обязанности. Если слишком рано развивать чувство долга путем приказаний, то это не ведет к внутренной религиозности. Только после развития у ребенка благодарности и любви, мы можем развить у него моральное и религиозное чувство.
Большой опасности мы подвергаем ребенка, если до 9-10 лет не приобщи его ко всеобщему божественному началу Отца, не покажем ему как это божественное живет во всей природе, а также в человеческом развитии, в сердце другого человека и во всяком действии, которое другой человек делает для ребенка. Все это - на базе чувств любви и благодарности и через саморазумеющийся авторитет учителя. Только после этого можно с 9-10 лет начать подготовку ребенка к воспитанию Мистерии Голгофы.
Ознакомление же с мистерией Голгофы, с божественной сущностью и личностью Христа Иисуса до итого возраста и без этой подготовки следует безусловно избегать. Ознакомление с Новым заветом в 7-8 лет приводит к тому, что религиозное превращается для ребенка в слова, в трезвые, засохшие понятия, и в таком виде это проносится им через жизнь.
Все указанное учитывается свободным религиозным обучением, построенным за чисто человеческом элементе и введенном в Вальдорфской школе для детей, родители которых этого пожелали и которых становится все больше по сравнению с остальными. По воскресеньям для них проводится культовое служение соответственно возрасту. Проводятся такие богослужения похожие на мессы /даропринашение/. Правда, трудно в настоящее время строить религиозное воспитание на чисто человеческом принципе развития. Ибо религиозность у людей слишком окрашена их исповеданием, специально-общинным элементом. Нашим же свободным религиозным обучением мы несомненно начинаем служить будущему, если мы только правильно понимаем будущие задачи человечества.
Учитель же должен достигнуть того, чтобы всякое обучение было для него нравственным, религиозным делом, а в процессе преподавания он видел своего рода богослужение.
Человек, всесторонне обученный, полноценный, нуждается все же для того, чтобы занять в мире соответствующее ему по его врожденным свойствам место, еще в одной вещи: в религиозном углублении. Назначено принципа Вальдорфской школы - дать человеку и то и другое.
12 Лекция