Тема 1. Объект, предмет, задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики.
Директор ТИ (ф) МГЭУ
_________ Бутузов А.А.
«___»___________ 2017 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
дополнительной профессиональной программы
«Преподаватель психологии»
в рамках направления 37.03.01 Психология
Тверь – 2017
Данную программу разработал Сулимина О.В., к.психол.н., доцент кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ.
Предназначена для слушателей программы профессиональной переподготовки «Преподаватель психологии» в рамках направления подготовки 37.03.01 Психология.
Разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология.
Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ. Протокол № 1 от 7.09.2017 г.
Содержание
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………................................................ | ||
Место дисциплины в структуре образовательной программы …...................... | ||
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся…………………………………………………………… | ||
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий………………………………………………………………….. | ||
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………………………………………………… | ||
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся……………………………………………………………………... | ||
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………............................................ | ||
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………………... | ||
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……………………………………………………………………..... | ||
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем……………………………………………………………………………. | ||
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине……………………………………. |
1. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Цель изучения дисциплины – формирование общепедагогических компетенций, связанных с реализацией педагогической деятельности и педагогического общения.
Основные задачи дисциплины:
В ходе изложения и изучения дисциплины предполагается решение следующих задач:
- решение задач прогнозирования, проектирования, конструирования, реализации, рефлексии учебно-воспитательного процесса;
- самообразования и самовоспитания как на этапе обучения в вузе, так и в период профессиональной деятельности;
- содействовать формированию у будущих специалистов высокой психолого-педагогической культуры.
Требования к результатам освоения дисциплины.
В соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы переподготовки «Преподаватель психологии» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенции:
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)
- способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК - 10);
В результате освоения курса «Общие основы педагогики» слушатели должны:
Знать:
- основные педагогические категории и понятия, характер связи педагогики с другими науками;
- основные тенденции и перспективы развития отечественной и зарубежной педагогики;
- изменения, происходящие на современном этапе модернизации образования;
- цели обучения и воспитания, просвещения;
- пути отбора, структурирования и предъявления содержания образования;
- требования к выбору и реализации методов, форм и средств обучения, воспитания, просвещения;
- психолого-педагогические требования к применению инновационных технологий в образовательном процессе;
- функции, виды, формы контроля, требования к содержанию контрольных заданий;
- способы и средства обеспечения развития субъектов образовательного процесса;
- методы совершенствования педагогического мастерства;
- типы, структурные компоненты, параметры образовательной среды, способы ее проектирования и экспертизы;
Уметь:
- формулировать педагогические цели и ставить педагогические задачи в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, учебным планом и программой;
- выбирать и использовать педагогические знания, методы и технологии на практике в решении педагогических проблем и задач разного типа, в том числе на компьютерной основе, адекватные целям обучения, воспитания, просвещения; оценивать инновационные модели обучения и воспитания и их развивающий эффект;
- оценивать эффективность собственной педагогической деятельности, совершенствовать профессионально-личностные качества;
- создавать и поддерживать благоприятную образовательную среду, соответствующую достижению целей обучения, воспитания, просвещения;
Владеть:
- понятийным аппаратом педагогики для научно-обоснованного построения, анализа и диагностики образовательного процесса; методами определения целей обучения и воспитания;
- приемами отбора, структурирования и предъявления содержания обучения;
- технологиями выбора методов, форм и средств обучения, воспитания и просвещения для организации процесса усвоения;
- методами оценки эффективности и коррекции учебно-воспитательного процесса;
- приемами самосовершенствования педагогической деятельности;
- технологиями создания образовательной среды, способствующей развитию и саморазвитию личности участников учебно-воспитательного процесса.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Общие основы педагогики» относится к Разделу 1. «Общепрофессиональные дисциплины» программы дополнительного образования «Преподаватель психологии» на 2017-2018 учебный год.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы слушателей.
Формой промежуточной аттестации является зачет.
3. Объем дисциплины с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид учебной работы | Всего часов | Аудиторная работа |
Аудиторные занятия (контактная работа), в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинарские занятия (СЗ) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа (всего): Другие виды самостоятельной работы: подготовка рефератов по темам курса, презентаций, докладов для выступления на научных конференциях и т.д. | ||
Вид промежуточной аттестации – зачет (в том числе консультации) | ||
Общая трудоемкость, час. / | ||
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости
Тематический план очной формы обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Контактная нагрузка | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Объект, предмет, задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики. | ОК-7 ПК-10 | ||||||
Образование как общечеловеческая ценность. Образовательная система России | ОК-7 ПК-10 | ||||||
Педагогический процесс и его функции | 2* | ОК-7 ПК-10 | |||||
Методы и формы организации учебной деятельности | 2* | ОК-7 ПК-10 | |||||
Воспитание в педагогическом процессе | ОК-7 ПК-10 | ||||||
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности | 4* | ОК-7 ПК-10 | |||||
Зачет, в том числе консультации | |||||||
Итого |
* в том числе в интерактивной форме
Тема 2. Образование как общечеловеческая ценность. Образовательная система России.
Образовательная система России. Научное представление о сущности и содержании образования и воспитания. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Зависимость целей и задач образования и воспитания от конкретно-исторических условий общественного развития. Цели и идеалы образования и воспитания, их развитие в современных условиях. Проблема идеала образования и воспитания в современном российском обществе. Образование и воспитание как педагогическая задача и как процесс. Единство образования и самообразования, воспитания и самовоспитания. Исторические аспекты становления образовательной системы России. Образовательная система России. Характеристика основных компонентов образовательной системы: дошкольное воспитание; общее среднее образование и воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовка научных и научно-педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовка кадров. Цели, содержание, структура непрерывного образования.
Основные факторы развития системы образования. Управление образовательными системами. Особенности системы образования и тенденции ее развития в развитых странах.
ОК-7
Код компетенции | Уровень освоения компетенции | Содержание | Этапы |
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) | пороговый | Понимает необходимость самоорганизации и самообразования. | |
продвинутый | Способен развивать свой общекультурный и профессиональный уровень самостоятельно; способен логически верно и аргументированно вести диалог, видеть перспективу своего интеллектуального и профессионального развития. | ||
высокий | Способен к самоорганизации и самообразованию |
ПК-10
Код компетенции | Уровень освоения компетенции | Содержание | Этапы |
ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно- воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий | пороговый | – знает о соотношении научной психологии и психологии как учебного предмета; – знает основные принципы построения содержания учебного предмета по психологии; – знает основные теории обучения, методы преподавания психологии, формы реализации учебных занятий; - знает технологию построению учебных занятий по психологии. | |
продвинутый | – способен синтезировать знания из области педагогики и педагогической психологии для понимания процесса преподавания психологии; – способен анализировать сложность процесса преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины. - способен определять цели и задачи преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины; – способен применять основные принципов реализации учебного процесса по психологии; – способен опереться на определенную теорию обучения, выбрать адекватные методы преподавания психологии и формы реализации учебных занятий; - способен построить план учебного занятия по психологии, реализовать его и оценить его эффективность | ||
высокий | – владеть навыками преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины и использованием активных и интерактивных технологий; – владеть современными технологиями и методами преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины. |
Директор ТИ (ф) МГЭУ
_________ Бутузов А.А.
«___»___________ 2017 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»
дополнительной профессиональной программы
«Преподаватель психологии»
в рамках направления 37.03.01 Психология
Тверь – 2017
Данную программу разработал Сулимина О.В., к.психол.н., доцент кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ.
Предназначена для слушателей программы профессиональной переподготовки «Преподаватель психологии» в рамках направления подготовки 37.03.01 Психология.
Разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология.
Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ. Протокол № 1 от 7.09.2017 г.
Содержание
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………................................................ | ||
Место дисциплины в структуре образовательной программы …...................... | ||
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся…………………………………………………………… | ||
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий………………………………………………………………….. | ||
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………………………………………………… | ||
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся……………………………………………………………………... | ||
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………............................................ | ||
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………………... | ||
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……………………………………………………………………..... | ||
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем……………………………………………………………………………. | ||
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине……………………………………. |
1. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Цель изучения дисциплины – формирование общепедагогических компетенций, связанных с реализацией педагогической деятельности и педагогического общения.
Основные задачи дисциплины:
В ходе изложения и изучения дисциплины предполагается решение следующих задач:
- решение задач прогнозирования, проектирования, конструирования, реализации, рефлексии учебно-воспитательного процесса;
- самообразования и самовоспитания как на этапе обучения в вузе, так и в период профессиональной деятельности;
- содействовать формированию у будущих специалистов высокой психолого-педагогической культуры.
Требования к результатам освоения дисциплины.
В соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы переподготовки «Преподаватель психологии» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенции:
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)
- способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК - 10);
В результате освоения курса «Общие основы педагогики» слушатели должны:
Знать:
- основные педагогические категории и понятия, характер связи педагогики с другими науками;
- основные тенденции и перспективы развития отечественной и зарубежной педагогики;
- изменения, происходящие на современном этапе модернизации образования;
- цели обучения и воспитания, просвещения;
- пути отбора, структурирования и предъявления содержания образования;
- требования к выбору и реализации методов, форм и средств обучения, воспитания, просвещения;
- психолого-педагогические требования к применению инновационных технологий в образовательном процессе;
- функции, виды, формы контроля, требования к содержанию контрольных заданий;
- способы и средства обеспечения развития субъектов образовательного процесса;
- методы совершенствования педагогического мастерства;
- типы, структурные компоненты, параметры образовательной среды, способы ее проектирования и экспертизы;
Уметь:
- формулировать педагогические цели и ставить педагогические задачи в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, учебным планом и программой;
- выбирать и использовать педагогические знания, методы и технологии на практике в решении педагогических проблем и задач разного типа, в том числе на компьютерной основе, адекватные целям обучения, воспитания, просвещения; оценивать инновационные модели обучения и воспитания и их развивающий эффект;
- оценивать эффективность собственной педагогической деятельности, совершенствовать профессионально-личностные качества;
- создавать и поддерживать благоприятную образовательную среду, соответствующую достижению целей обучения, воспитания, просвещения;
Владеть:
- понятийным аппаратом педагогики для научно-обоснованного построения, анализа и диагностики образовательного процесса; методами определения целей обучения и воспитания;
- приемами отбора, структурирования и предъявления содержания обучения;
- технологиями выбора методов, форм и средств обучения, воспитания и просвещения для организации процесса усвоения;
- методами оценки эффективности и коррекции учебно-воспитательного процесса;
- приемами самосовершенствования педагогической деятельности;
- технологиями создания образовательной среды, способствующей развитию и саморазвитию личности участников учебно-воспитательного процесса.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Общие основы педагогики» относится к Разделу 1. «Общепрофессиональные дисциплины» программы дополнительного образования «Преподаватель психологии» на 2017-2018 учебный год.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы слушателей.
Формой промежуточной аттестации является зачет.
3. Объем дисциплины с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид учебной работы | Всего часов | Аудиторная работа |
Аудиторные занятия (контактная работа), в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинарские занятия (СЗ) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа (всего): Другие виды самостоятельной работы: подготовка рефератов по темам курса, презентаций, докладов для выступления на научных конференциях и т.д. | ||
Вид промежуточной аттестации – зачет (в том числе консультации) | ||
Общая трудоемкость, час. / | ||
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости
Тематический план очной формы обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Контактная нагрузка | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Объект, предмет, задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики. | ОК-7 ПК-10 | ||||||
Образование как общечеловеческая ценность. Образовательная система России | ОК-7 ПК-10 | ||||||
Педагогический процесс и его функции | 2* | ОК-7 ПК-10 | |||||
Методы и формы организации учебной деятельности | 2* | ОК-7 ПК-10 | |||||
Воспитание в педагогическом процессе | ОК-7 ПК-10 | ||||||
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности | 4* | ОК-7 ПК-10 | |||||
Зачет, в том числе консультации | |||||||
Итого |
* в том числе в интерактивной форме
Тема 1. Объект, предмет, задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики.
Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики на современном этапе общественного развития. Основные функции педагогики: образовательная, воспитательная, развивающая, психологической подготовки. Связь педагогики с другими науками. Основные отрасли педагогической науки. Методы исследования в области педагогики, их характеристика. История развития педагогического знания.
Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача и др. Основные направления и перспективы развития педагогики..
Тема 2. Образование как общечеловеческая ценность. Образовательная система России.
Образовательная система России. Научное представление о сущности и содержании образования и воспитания. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Зависимость целей и задач образования и воспитания от конкретно-исторических условий общественного развития. Цели и идеалы образования и воспитания, их развитие в современных условиях. Проблема идеала образования и воспитания в современном российском обществе. Образование и воспитание как педагогическая задача и как процесс. Единство образования и самообразования, воспитания и самовоспитания. Исторические аспекты становления образовательной системы России. Образовательная система России. Характеристика основных компонентов образовательной системы: дошкольное воспитание; общее среднее образование и воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовка научных и научно-педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовка кадров. Цели, содержание, структура непрерывного образования.
Основные факторы развития системы образования. Управление образовательными системами. Особенности системы образования и тенденции ее развития в развитых странах.