Методик развивающего и эвристического обучения 161
невном, традиционно протекающем образовательном процессе по-новому применяются какие-то уже известные средства и формы обучения и воспитания, создаются новые.
Осуществление задуманного развертывается на материале конкретной, бесконечно разнообразной, таящей всяческие неожиданности педагогической действительности. Педагог на занятии далеко не всегда имеет возможность и время все взвесить, обдумать. Ему приходится быстро принимать решения, нередко без достаточных логических оснований, руководствуясь интуицией, педагогическим чутьем. При этом, однако, интуиция предполагает, с одной стороны, предварительное накопление опыта, осмысление большого числа фактов, с другой — последующее осмысление решений, принятых интуитивно.
То, что решение конкретных педагогических задач нередко происходит на основе интуиции, не означает, что учитель действует по какому-то наитию «свыше». Интуиция как непосредственное знание порождается во взаимодействии деятеля с объектом. Интуитивный опыт педагога — его собственный, личный опыт общения с обучающимися. В этом опыте проявляются и формируются такие необходимые качества личности педагога, как педагогический такт, способность действовать нешаблонно, учитывать индивидуальные особенности каждого студента.
Однако такой опыт принесет лишь ограниченную пользу самому педагогу и совсем мало поможет другим, если он останется привязанным только к определенным ситуациям...
Представим еще один пример задания на конструирование «сценария» эвристической беседы: преподаватель предлагает трансформировать в эвристическую беседу фрагмент раздела 3.1 из книги В.В. Краевского и Е.В. Бережновой1. Одним из возможных вариантов такой «реконструкции» является следующий:
Преподаватель: Зачем, по-вашему, необходимы знания по методологии педагогики?
Слушатель: Без методологических знании невозможно грамотно провести педагогическое или любое другое исследование. Такую грамотность дает овладение методологической культурой, в содержание которой входит методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критиче-
См.: Краевский В.В., Бережнова Е.В. Указ. соч. С. 46—48.
162 6. Методология творчества как ориентир для разработки
скому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.
Преподаватель: Значит, методологическая культура нужна только научному работнику?
Слушатель: Нет, это культура мышления, основанная на методологических знаниях. Такая культура нужна практике не меньше, чем науке. Мысль педагога в образовательном процессе направлена на решение возникающих в этом процессе проблем, и здесь нельзя обойтись без рефлексии, т.е. размышлений о своей деятельности.
Существует различие между методологической культурой ученого и учителя, обусловленное тем, что первый получает научные педагогические знания, «производит» их, а второй их использует.
Для учителя обладать методологической культурой означает знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций. Основными составными частями методологической культуры являются: проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методическая рефлексия. Эти составляющие обеспечивают высокий уровень профессиональной деятельности учителя, характеризуют его как творческую личность.
Преподаватель: Постарайтесь все-таки определить, насколько различаются между собой методологическая культура ученого и методологическая культура педагога-практика.
Слушатель: Между ученым и учителем в этом отношении нет непроходимого рубежа. Общим и для того и для другого является решение интеллектуальных задач в области педагогики, для чего требуются умения: видеть проблему и соотносить с ней фактический материал; выдвинуть предположение и мысленно представить себе последствия его реализации: «Что было бы, если бы...»; распределить решение задачи на шаги в оптимальной последовательности и т.п. При этом самым важным признаком методологической культуры учителя остается умение и желание пользоваться научными педагогическими знаниями для анализа и совершенствования своей работы. Методологическая грамотность — это предпосылка плодотворной работы. Учителю важно представлять себе, как связаны педагогическая наука и практика, какое место занимает педа-