Методик развивающего и эвристического обучения 161

невном, традиционно протекающем образовательном процессе по-новому применяются какие-то уже известные средства и формы обучения и воспитания, создаются новые.

Осуществление задуманного развертывается на материале конкретной, бесконечно разнообразной, таящей всяческие не­ожиданности педагогической действительности. Педагог на за­нятии далеко не всегда имеет возможность и время все взве­сить, обдумать. Ему приходится быстро принимать решения, нередко без достаточных логических оснований, руководствуясь интуицией, педагогическим чутьем. При этом, однако, интуи­ция предполагает, с одной стороны, предварительное накопле­ние опыта, осмысление большого числа фактов, с другой — последующее осмысление решений, принятых интуитивно.

То, что решение конкретных педагогических задач неред­ко происходит на основе интуиции, не означает, что учитель действует по какому-то наитию «свыше». Интуиция как не­посредственное знание порождается во взаимодействии дея­теля с объектом. Интуитивный опыт педагога — его собствен­ный, личный опыт общения с обучающимися. В этом опыте проявляются и формируются такие необходимые качества лич­ности педагога, как педагогический такт, способность дейст­вовать нешаблонно, учитывать индивидуальные особенности каждого студента.

Однако такой опыт принесет лишь ограниченную пользу са­мому педагогу и совсем мало поможет другим, если он оста­нется привязанным только к определенным ситуациям...

Представим еще один пример задания на конструирование «сценария» эвристической беседы: преподаватель предлагает трансформировать в эвристическую беседу фрагмент разде­ла 3.1 из книги В.В. Краевского и Е.В. Бережновой1. Одним из возможных вариантов такой «реконструкции» является сле­дующий:

Преподаватель: Зачем, по-вашему, необходимы знания по методологии педагогики?

Слушатель: Без методологических знании невозможно гра­мотно провести педагогическое или любое другое исследо­вание. Такую грамотность дает овладение методологической культурой, в содержание которой входит методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную дея­тельность), способность к научному обоснованию, критиче-

См.: Краевский В.В., Бережнова Е.В. Указ. соч. С. 46—48.

Методик развивающего и эвристического обучения 161 - student2.ru 162 6. Методология творчества как ориентир для разработки

скому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструи­рования.

Преподаватель: Значит, методологическая культура нужна только научному работнику?

Слушатель: Нет, это культура мышления, основанная на ме­тодологических знаниях. Такая культура нужна практике не меньше, чем науке. Мысль педагога в образовательном про­цессе направлена на решение возникающих в этом процессе проблем, и здесь нельзя обойтись без рефлексии, т.е. размыш­лений о своей деятельности.

Существует различие между методологической культурой ученого и учителя, обусловленное тем, что первый получает научные педагогические знания, «производит» их, а второй их использует.

Для учителя обладать методологической культурой означает знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций. Основными со­ставными частями методологической культуры являются: про­ектирование и конструирование учебно-воспитательного про­цесса; осознание, формулирование и творческое решение педа­гогических задач; методическая рефлексия. Эти составляющие обеспечивают высокий уровень профессиональной деятельно­сти учителя, характеризуют его как творческую личность.

Преподаватель: Постарайтесь все-таки определить, насколь­ко различаются между собой методологическая культура уче­ного и методологическая культура педагога-практика.

Слушатель: Между ученым и учителем в этом отношении нет непроходимого рубежа. Общим и для того и для другого является решение интеллектуальных задач в области педаго­гики, для чего требуются умения: видеть проблему и соотно­сить с ней фактический материал; выдвинуть предположение и мысленно представить себе последствия его реализации: «Что было бы, если бы...»; распределить решение задачи на шаги в оп­тимальной последовательности и т.п. При этом самым важ­ным признаком методологической культуры учителя остается умение и желание пользоваться научными педагогическими знаниями для анализа и совершенствования своей работы. Ме­тодологическая грамотность — это предпосылка плодотвор­ной работы. Учителю важно представлять себе, как связаны педагогическая наука и практика, какое место занимает педа-


Наши рекомендации