Об одном редко используемом источнике педагогического знания
В |
опрос об источниках педагогического знания считается достаточно проработанным в методологии педагогики, но мы, тем не менее, считаем необходимым к нему вернуться — прежде всего потому, что в литературе очень редко упоминается тот очень важный и значимый пласт педагогического знания, который представлен в работах ученых-естествоиспытателей прошлого, активно занимавшихся педагогической деятельностью в высшей школе, он заслуживает серьезного внимания и будет рассмотрен в данном разделе.
В работах самих классиков естественных и математических наук, а также в воспоминаниях их последователей и учеников можно обнаружить описание их философско-мировоззренче-ских взглядов, вытекающих из них практических педагогических идей, многие из которых актуальны до сих пор. ■ Приведем пример и представим соответствующий фрагмент информации, связанный с философско-педагогическими взглядами Д.И. Менделеева.
Представляется в высшей степени поучительным то обстоятельство, что идеи Д.И. Менделеева о гуманизации образования, об организации педагогического процесса, о принципах формирования у молодых людей «миросозерцания» (термин, наиболее часто употребляемый Менделеевым), настолько созвучны сегодняшнему дню, что многие из них могли и нынче стать исключительно эффективным, в буквальном смысле слова «боевым руководством» к действию. Он написал более сорока работ по актуальным вопросам педагогики и народного образования, среди которых «Заметки по вопросу о преобразовании гимназий», «Заметки о народном просвещении в России», «О подготовке учителей и профессоров» (глава 7 в книге «Заветные мысли»), «Проект училища наставников» и др.1
•Данный фрагмент (с. 34—40) основан на материале, представленном в кн.: Кузнецова В.И. Принципы активной педагогики. М., 1999.
Д.И. Менделеев, отдавший, по его выражению, «цвет своей жизни посильному служению на пользу образования русского юношества», с твердым убеждением аргументированно доказывал необходимость введения целого ряда конкретных дидактических и методических новшеств в учебно-воспитательный процесс гимназии. Им было разработано примерное расписание уроков во всех шести классах гимназии. Менделеев считал необходимым давать учащимся гимназии сведения об устройстве крестьянского хозяйства, о земствах, о судопроизводстве и т.д.; в пределах учебного времени проводить специальные уроки по отечествоведению. Его заботила необходимость улучшения художественного образования и эстетического воспитания. Во главу всего гимназического цикла дисциплин он ставил русский язык, формирование у учащихся сознательного, прилежного отношения к своему родному слову.
Уже в самый ранний период своего творчества, в конце 50 — начале 60-х гг. XIX в., Менделеев увидел серьезную опасность для развития науки в ее антигуманных позитивистских настроениях. В призывах Конта, Милля и Спенсера «подняться выше философских спекуляций» он заметил отказ не только от философии вообще, но и от теоретической интерпретации фактов, близорукое подчинение утилитарным технократическим требованиям в ущерб подлинному союзу науки с производством. В связи с этим он повел решительную борьбу за гуманизацию науки и образования, за единение естествознания и философии, за такое философское мировоззрение натуралистов, которое привело бы к широким теоретическим обобщениям, к научным прогнозам и практически полезным результатам (для производства). Едко, с сарказмом критиковал он сторонников прикладного естествознания, очищенного от доктрин: «Годно для практики — вот все, чего хотят и чем удовлетворяются. Делается это будто и практично, но для практики вовсе не пригодно, потому что прилажено к прошлому, недостаточно для будущего, есть покорность факту, а не обладание им, орудие надобности, но не власть знания». Вся педагогическая деятельность Менделеева проникнута именно такого рода идеями борьбы против одностороннего практицизма и технократизма. Освещению в лекциях и учебниках как можно большего количества «положительных знаний» он противопоставил образование, «основанное в большей или меньшей степени на философских началах», на принципах гуманизма, образование, связанное с
Об одном редко используемом
воспитанием у студентов «духа пытливости», неуспокоенности достигнутым, желания заглянуть в будущее.
«Без определенного философского воззрения на науку можно составить прекрасное руководство НапаЪисп, — писал Менделеев, — но весьма трудно или даже почти невозможно составить такой учебник ЬепгЬисп, который бы достигал своей цели. В учебнике, по нашему мнению, чем меньше фактов служит для большего числа последовательных и верных выводов, тем лучше. Вся масса предлагаемых сведений должна связываться немногими ясными идеями; иначе не привыкнет ум учащегося к обобщениям, не будет иметь стремлений и целей, пропадет в мелочности».
И Менделеев показал пример подготовки учебника, который действительно достигал своей цели. Его «Основы химии» (1868—1871) явились своего рода революционным событием в истории педагогики, ибо положили конец безграничному разбуханию издаваемых до того учебников по химии и впервые ввели в учебную литературу принцип системности (в современном понимании этого слова), а вместе с ним и принцип уплотнения информации.
Труднейшая и, как правило, никогда до конца не выполнявшаяся задача размещения в определенном объеме учебника материала современной науки является перманентной. Она стояла и в XIX, и в XVIII, и даже в XVII столетиях. Но Менделеев нашел для ее решения свой, совершенно особый подход.
Несмотря на то, что в первой половине XIX в. химия только начинала свой путь и объем химической информации тогда был не столь велик, как в 60—70-е гг. XIX в., учебники по этой дисциплине были необыкновенно объемисты и трудны. Даже такие из них, как всемирно признанные и наиболее распространенные учебники Л.Ж. Тенара и Л. Гмелина, содержали до 1000 страниц в каждом из пяти — семи томов и, тем не менее, охватывали только часть известных к тому времени научных данных. Отсутствие необходимых принципов, на основе которых можно было бы упорядочить быстро разрастающийся материал по химии, компенсировалось увеличением объема учебников. «Руководство по теоретической химии» Л. Гмелина, изданное в двух томах в Германии в 1817—1819 гг., превратилось затем в семитомное, а позднее — в семнадцатитомное издание. С одного до семи томов вырос учебник химии Л.Ж. Тенара. Учебник химии Й. Берцелиуса, изданный в 1808 г. в одном томе, содержащем 484 страницы, к 1843—1848 гг. увеличился