Педагогика – наука о воспитании. Предмет и задачи педагогики
Педагогика – наука о воспитании. Предмет и задачи педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом
в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его
и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, по праву ставят и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.
Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.
Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. В мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины – «андрогогика» (от греч. «андрос» – мужчина и «аго» – вести)
и «антропогогика» (от греч. «антропос» – человек и «аго» – вести).
Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям
в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Развивается и наука о воспитании, главной задачей которой становится накопление, систематизация научных знаний
о воспитании человека.
Наследственность и развитие
Познать закономерности человеческого развития – это значит получить ответ
на ключевой вопрос: какими факторами обусловлено течение и результаты данного процесса? «Фактор» – веская причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин (переменных). Какими же причинами определяется развитие личности?
Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания. Следующая схема, заимствованная у Иозефа Шванцара, иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития. Базу образуют врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщающим термином «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний – среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным (равносторонний треугольник), либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого (вершина C1 или С2) негармоничным. Также возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (треугольникv А, В, С3). Данная схема должна одновременно демонстрировать,
что ни один фактор не действует самостоятельно, что результат развития зависит
от их согласованности.
врожденные + унаследованные
предрасположения
Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его с предками, а через них – со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического – наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств
и особенностей. Носители наследственности – гены (в переводе с греческого «ген» означает рождающий). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Получены факты, заставляющие переосмыслить многие устоявшиеся педагогические положения.
Наследственные программы развития человека включают детерминированную
и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком,
так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в т.ч. задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.
К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в т.ч. и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрению) могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм
и наркомания родителей.
Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазвития
и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена
в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных признаков хватает для выживания животному, но не человеку.
Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем – наследования интеллектуальных, специальных и моральных качеств.
Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств.
Что наследуют дети – готовые способности к определенному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности личности, как условия успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков – потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить
на поставленный вопрос однозначно – наследуются не способности, а только задатки.
Унаследованные человеком задатки реализуются или нет. Все зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции
в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном виде деятельности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант – зависит
от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной деятельности человека.
Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей
к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных
и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества
и уровня самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик Н.П. Дубинин считает, что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных исследований.
Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.
Педагоги-идеалисты считают доказанным факт наличия интеллектуального неравенства людей и первопричиной его признают биологическую наследственность. Задатки к познавательной деятельности, предопределяющие воспитательные
и образовательные возможности, наследуются людьми в неодинаковой мере. Из этого делается вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.
Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания,
а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Большинство зарубежных педагогических систем исходит из того, что воспитание должно следовать за развитием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспособлено
к задаткам и способностям человека.
В определении специальных задатков нет особых разногласий между представителями различных педагогических систем. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов
и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками называют музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.
Особенно важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение
о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются
в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек
не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей,
в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Душа новорожденного, говорили древние, – «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек, полностью зависит от среды
и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.
Тогда почему многие серьезные ученые придерживаются теории «врожденного зла»? И справедлива ли пословица, дошедшая до нас из глубины веков, – яблоко от яблони недалеко падает? В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).
Вопрос этот очень сложный, и к его решению нужно подходить со всей ответственностью. Тем не менее, в последнее время все более определенную, хотя и осторожную, позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты (П.К. Анохин, Н.М. Амосов).
Развитие и воспитание
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности
и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Роль воспитания оценивается по-разному и диапазон этих оценок очень широк – от утверждения его полной бессильности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды)
до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как обычно, находится между крайностями. Лозунг «воспитание может все»,
с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Воспитание – это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие
в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями
и возможностями.
Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.
Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития,
оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково, диапазон «податливости» очень широк – от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.
Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.С. Выготский (1896–1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделяет два уровня умственного развития: 1) «уровень актуального развития» и 2) «зона ближайшего развития». На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно. На втором уровне он не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Формирует личность, воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.
Требования к личности педагога
Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.
Для успешной работы педагога крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции).
Социальная чувствительность – особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Она заключается в умении специалиста заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять.
Для того чтобы развить в себе социальную чувствительность, необходимо проявлять внимание и воображение.
Социальная чувствительность включает в себя:
а) чувствительность в наблюдении – способность видеть и запоминать поступки и высказывания людей;
б) теоретическую чувствительность – умение использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения об учениках;
в) номотетическую чувствительность – способность применять по отношению
к конкретному человеку знания об особенностях поведения представителей той группы, к которой он принадлежит;
Отсутствие социальной чувствительности – один из основных источников проблем в общении педагогов и учеников. Развитию социальной чувствительности препятствует наличие у педагога «стереотипного оценивания».
«Стереотип» в переводе с греческого означает «твердый отпечаток». Негативный эффект «стереотипного оценивания» заключается в негибкости педагога,
не желающего замечать несоответствие ученика выбранному для него «шаблону»
и сменить стереотип на другой, более подходящий для данного человека.
Хорошо, если стереотип положительный (например, учитель воспринимает ученика как потенциального отличника). Хуже, если педагог начинает односторонне истолковывать поведение ученика, которого он «записал» в группу лентяев и троечников.
Многие из нас в повседневной жизни – стихийные поклонники физиогномики. Все люди так или иначе соотносят внешность с качествами характера, проецируют, как выразился в свое время один психолог, «уши... на души». Если квадратный подбородок – значит, сильная воля; если толстый – значит, добродушный; если в очках – более умный, образованный, интеллигентный; если постоянно приоткрытый рот – глупый или наивный и т.п. Такие стереотипы могут быть как следствием опосредованных ассоциаций (где-то подспудно мы мгновенно ассоциируем, даже не осознавая: зрение испорчено ночными бдениями над книгой; удивленный человек часто действительно открывает рот, еще чаще – удивленный ребенок, отсюда вывод о наивности), так и влиянием ярких образов искусства (Пьер Безухов – толстый и добродушный, супермены-киногерои почти сплошь с квадратными подбородками). Вместе с тем опыт показывает, что подобное восприятие неверно, что среди толстых, увы, не больше добродушных, чем среди худых, а очкарик не обязательно образован и интеллигентен.
Проекции физических черт на психологические качества педагогами-практиками оказываются неточны, а потому – опасны. Мы должны помнить
о подобных стереотипах восприятия, чтобы не ошибиться в оценках, но больше – чтобы не ошиблись ученики, оценивая нас. Если у нас есть привычка держать рот открытым – закроем, если привыкли поджимать губы – отвыкнем; таких людей воспринимают часто как злых, скрытных, ханжей по натуре.
Следующее требование – развитая способность управлять собой. В управлении собой наиболее важно следующее: устойчивые жизненные позиции; уверенность в себе; поддержание физического здоровья; правильное распределение времени; преодоление трудностей.
Устойчивые жизненные позиции.
Делая выбор, определяя ценности, люди формируют свои жизненные позиции, свой, скажем так, кодекс отношений с другими людьми. Психолог Эрик Берн (если не читали, обязательно прочитайте его книгу «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры») свел эти позиции к четырем жестким типам.
1 позиция. Я в порядке – вы в порядке. Положительное отношение к себе и другим людям. Жизнь такой человек считает приятной, удовлетворен ею. Ценит добрые отношения, контакт. Уверенный в себе, отзывчивый, вызывающий доверие, спокойный.
2 позиция. Я в порядке – вы не в порядке. К себе относится положительно, других (во всяком случае большинство) считает худшими (им не хватает ума, порядочности, правдивости и т.д.). Считает, что превосходит других, и обычно это демонстрирует. Выглядит высокомерным. Раздутое самомнение, труден в общении.
3 позиция. Я не в порядке – вы в порядке. Считает, что у него есть недостатки из-за которых он уступает другим. Концентрирует внимание на своих слабостях
и неудачах (в том числе воображаемых). Смотрит на других чаще всего снизу вверх. Не уверен в себе, неинициативен, поддается стрессам.
4 позиция. Я не в порядке – вы не в порядке. Ценит низко себя и других. Утратил веру в себя и возможность получить удовольствие от жизни, практически любые контакты воспринимает как сильное разочарование. Склонен к подавленности, свыкся с неудачами.
Учитель обязан выбрать первую положительную позицию Я в порядке –
вы в порядке. Только такое решение обеспечит поведение, необходимое
«по профессии»: быть внимательным к окружающим, быть открытым и искренним, уметь слушать и слышать других.
Уверенность в себе.
Определившиеся ценности, положительная позиция – это первый шаг к той внутренней уверенности, которую ученик быстро распознает, отделяя человека зрелого (пусть даже молодого).
Уверенность в себе – (по менеджментским определениям) – это качество, которое демонстрируют люди, знающие, что они чувствуют и чего хотят, действия которых, выражающие их взгляды, четки и ясны, открыто выражают свою позицию (Вудкок и Френсис).
Уверенность в себе – это черта человека с определившимися ценностями И, тем не менее, наличие твердых ценностей еще не гарантия того, что человек проявит в общении уверенность в себе.
Есть ряд факторов (они обычно взаимосвязаны), мешающих молодым педагогам обрести уверенность в себе:
1. Плохая самопрезентация: молодой человек смутно, слишком эмоционально, а потому неубедительно и внешне противоречиво выражает свои мысли.
2. Недооценка себя: сравнивая себя с опытными коллегами, молодой учитель приходит к выводу о своей некомпетентности (в предмете, в общении).
3. Недостаток практики: человек просто не пытается (или недостаточно пытается) быть уверенным. Он не следит за собой, махнул рукой на себя.
Один из самых «легких» способов стать уверенным в себе рекомендует система Станиславского. Суть его заключается в следующем: если вы хотите обрести определенные эмоции, соответствующие определенным физическим действиям, выполняйте эти действия – и нужные эмоции появятся.
Итак, превосходный сознательный путь к обретению бодрости, если ваша подлинная бодрость утрачена, заключается в том, чтобы сидеть с бодрым видом, действовать и говорить так, словно вы уже проникнуты бодростью. Если такое поведение не побудит вас испытывать бодрость, то ничто иное в данном случае вам не поможет. Поэтому, чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так; будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества».
Например, для уверенного выступления на публике нужно быть к нему по меньшей мере подготовленным (знать, о чем говорить). Кроме того, рекомендуется: сделать для начала глубокий вдох, дышать глубоко в течение полминуты до выхода к аудитории; выпрямиться, смотреть прямо в глаза слушателям и начинать говорить «так уверенно, как будто они все вам должны деньги». Не надо нервно застегивать и расстегивать пуговицы, «ломать» пальцы и вообще суетиться. Коли трудно совладать с руками, держать их за спиной, «ломать» их там, чтоб никто не видел.
Правила обретения уверенности.
– добивайтесь своего. Для этого на первых порах выдвигайте требования, которые ученики не могут не выполнять. По большому счету, вырабатывая чувство уверенности в себе, добивайтесь своего во всем. И другие, и вы сами должны видеть, что вы своего добьетесь.
– будьте проще. Не хватайтесь сразу же за несколько вопросов, не усложняйте проблему. Попытайтесь определить суть, подайте проблему так, чтоб эту суть увидели другие.
– не «роняйте» себя. Если что-либо важно для вас, добейтесь, чтобы другие знали о вашей позиции. Не бойтесь неприятия, иронии, не бойтесь остаться
в одиночестве. Важно, что вы не уронили себя в собственных глазах. Самоуважение укрепляет уверенность в себе. Вы незаметно начнете увереннее держаться. Окружающие будут вас воспринимать серьезнее, с уважением, если вы
не промолчите о своих взглядах, о том, что для вас важно.
следить, чтобы вас не «сбивали». Кстати, часто люди это делают неосознанно. Ознакомьтесь с их точкой зрения и настаивайте на своем (если, конечно, вы уверены в своей правоте). Дети вообще-то очень уважают такое поведение: и их выслушать, и на своем настоять.
– помните, что ошибка не ослабляет. Любой человек ошибается. Ни в коем случае не растравляйте в себе переживания по поводу ошибки, не давайте им захватить себя, иначе возникает чувство несоответствия своему месту. Оно разрушит вас как профессионала. Пусть ошибка делает вас увереннее, а не слабее. Ведь на ошибках учатся.
И последнее. В меньшей степени, чем неуверенность, но все же достаточно часто заметно среди молодых педагогов явление обратное – самоуверенность.
Для некоторых – это маскировка неуверенности; для части – снобизм молодости, считающей, что лишь ей дано, в отличие от старого, консервативного, что-то понять и изменить; для некоторых – оборотная сторона профессионального и человеческого невежества. Отличительная черта самоуверенности – агрессивность, стремление навязать свою позицию, поставить себя над партнером. Оттого, что молодой учитель часто не определился ценностно, от внутренней неуверенности для него характерны колебания от неуверенности к самоуверенности.
Поддержание физического здоровья.
Изречение «В здоровом теле – здоровый дух» – это не просто слова.
По статистике, среди молодежи, заканчивающей среднюю школу, всего 4% абсолютно здоровых людей. Частые простуды, сколиоз, ослабленное зрение – это далеко не полный перечень наиболее распространенных и наиболее «безобидных» болезней. Почти все они – следствие пренебрежения своим здоровьем. В итоге – повышенная утомляемость, снижение работоспособности и интереса к жизни, получение более низких результатов в жизни и профессии.
Способы поддержания здоровья общеизвестны: зарядка (физические упражнения), прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание, отдых после длительных умственных нагрузок, здоровый сон. Главное – не забывать
о необходимых процедурах и соблюдать предписанный режим работы и отдыха.
Правильное распределение времени.
Люди, которым на все в жизни хватает времени – самые счастливые на земле. Но, как правило, чем более разносторонние интересы имеет человек, тем меньше
у него времени. Педагог, в силу особенностей профессии, должен четко распоряжаться временем. К примеру, он не может прервать или раньше закончить консультацию или урок только потому, что возникло какое-то срочное дело, более того, ему следует придерживаться заранее установленного графика работы, иначе
у детей может сложиться впечатление, что специалист не заинтересован в их судьбе, относится к своей работе формально.
С чего же начать при катастрофической нехватке времени? Разумеется,
с анализа того, на что оно тратится. Вероятнее всего окажется, что несколько часов в день «уходит» на дела, которые можно вовсе не выполнять или совмещать одно с другим. Например, люди совершенно нерационально тратят время на сомнения, переживания и иные ненужные эмоции или делают то, что должны делать другие. Второй шаг – планирование, которое лучше осуществлять при помощи ежедневника. Третий шаг – контроль исполнения планов.
Следующее требование– развитые навыки воздействия на других людей. Традиционно в общении, в том числе и педагогическом, выделяют четыре основных способа воздействия: заражение, подражание, внушение и убеждение.
Заражение – это особый способ воздействия, связанный с передачей эмоционального состояния от одного человека другому. Когда говорят, что человек подвержен процессу заражения, то имеют в виду, что он бессознательно, невольно поддается определенным психическим (эмоциональным) состояниям. Он теряет способность управлять своими поступками, предсказывать ситуацию, контролировать себя и окружающих. Опытные учителя и лекторы способны использовать заражение
в своих целях – в качестве сплачивающего фактора, для повышения энтузиазма аудитории, мобилизации людей на выполнение важного дела. Импульсом, способным вызвать преднамеренное заражение, могут стать аплодисменты, массовая декламация, скандирование лозунгов, намеренно вызванное ликование, личный пример
(на субботниках и т.д.), наличие общей значимой цели.
Подражание – один из механизмов освоения ребенком различных форм поведения, действий, норм отношений в обществе, особенностей национальной культуры, профессии. Когда ребенок кому-то или чему-то подражает,
то он перенимает внешние черты (поведения, состояния) и воспроизводит
их в своем поведении. С возрастом происходит изменение смысла подражания –
от поверхностного копирования к подражанию тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Роль педагога в формировании образцов для подражания в подростковом возрасте очень велика. Для школьников этого возраста характерно объединение в группы с особой субкультурой. Без умелого влияния извне со стороны взрослых такие группы бывают склонны
к отклоняющемуся от норм поведению.
Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Особенностью внушения является то, что человек не оценивает поступающие к нему сведения или факты, не сравнивает с другой информацией, а воспринимает их «на веру». Таким образом, некритическое восприятие информации адресатом – основная отличительная черта внушения.
Оно часто применяется на уроке и вне его. Объяснение нового материала
в традиционной форме, опрос и выставление оценок, лекция, познавательная беседа, выступление на собрании – вот примеры использования метода внушения.
Применять внушение по отношению к детям очень просто, поскольку, во-первых, дети легче подвержены ему, чем взрослые, а во-вторых, вера в авторитет учителя способствует вере детей в слова, которые говорят педагоги. Зачастую «эффект доверия» бывает тем аргументом, который заставляет учеников поверить словам учителя. К сожалению, взрослые забывают об этом эффекте и сами способствуют развенчанию своего авторитета, произнося слова и не подкрепляя
их делом, сами себе противореча.
Основным отличием метода убеждения от остальных методов воздействия
в общении является наличие логики. Именно при помощи логики и риторики при убеждении происходит отбор, упорядочение фактов и выводов с целью достижения определенной задачи. При использовании этого метода следует строго придерживаться темы разговора. Важно следить за тем, чтобы все доказательства: факты, цифры, примеры – были уместны, верны и служили основанием
для убедительных выводов. Еще одно условие – педагогу следует относиться к детям как к равным собеседникам, признавать за ними такие же права в аргументации
и возражении, принимать их доказательства, избегая стереотипов оценки.
Из всех нравственных качеств существеннее всего для учителя – любовь
к детям.Кто-то мудрый сказал: «Легко любить все человечество, значительно труднее – конкретного человека». Некоторые педагоги скептически относятся
к данному требованию, считая, что заставить себя любить другого человека невозможно. Вместе с тем любовь как высшее духовное напряжение человека основана на сознании максимальной ценности другого, бескорыстном
и самозабвенном желании ему добра и счастья. Любовь к детям – не только чувство, но и характеристика такого уровня педагогического сознания учителя, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами
и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, желание помочь ребенку в его развитии.
Называя качества, которые ученики более всего ценят в учителе, ученики, прежде всего, включают в данный список следующие: отзывчивость, доброжелательность, человечность, уважение к их личности и только потом – знание предмета
и умение объяснять учебный материал. Не менее значимы для них и такие качества педагога, как терпение, уравновешенность, выдержка, которые являются важной составляющей и условием проявления истинной любви к детям. Без любви учителя
к своим ученикам не рождаются ответная любовь и доверие.
Любовь к детям обуславливает:
Педагогический оптимизм учителя – вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее и опираться на это лучшее в воспитании, а также вера
в собственные возможности и успех своего дела.
Профессиональную совесть учителя – это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед учениками, пробуждающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с ценностями и нормами педагогической этики.
Профессиональную самоотверженность учителя – готовность в служении детям и своему призванию пренебречь эгоистическими интересами
и потребностями, не считаясь со временем, а иногда и здоровьем, отдавать свои силы тому делу, которое он считает самым важным и главным в своей жизни.
Педагогическую справедливость – это качество учителя, проявляющееся
в объективном отношении к каждому ученику, в признании права каждого
на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на «любимых» и «нелюбимых».
Профессиональную честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя
в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая
им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки не только ведет к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества
к учителю в целом.
Педагогика – наука о воспитании. Предмет и задачи педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом
в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его
и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, по праву ставят и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.
Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не тольк