Тема. 1.9 Методология педагогики и методы научно- педагогического исследования.

Тема. 1.9 Методология педагогики и методы научно- педагогического исследования.

Задачи:

1) формировать у студентов представление о методологии и методах научно-педагогического исследования;

2) способствовать развитию профессиональных и общих компетенций, саморефлексии, познавательных психических процессов;

3) способствовать формированию мировоззрения обучающихся.

Основные понятия: метод, методология, теоретические методы, эмпирические методы, наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, эксперимент, тестирование, индуктивные и дедуктивные методы, математические методы, статистические методы, методы теоретического анализа.

Технологии обучения: ИКТ, технология опорных сигналов (схем) В.Ф.Шаталова

Оборудование: опорные схемы, презентация «Методы научно-педагогического исследования».

Вид занятий: лекция

Литература:

1) Подласый И. П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2004 с. 44-69

3) Педагогика: учеб./ Под ред. Л. П. Крившенко.- М.: Проспект, 2008 с. 54-60

4) Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: Айрис-прес, 2006 с. 46

5) Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2002 с. 80-100

Тест

1. Слово «педагогика» в переводе с древнегреческого означает:

а) образование;

б) обучение;

в) воспитание;

г) детовождение.

2. Педагогика изучает:

а) развитие и функционирование психики ребенка;

б) взаимоотношения между родителями и детьми в семье;

в) закономерности, принципы, методы и формы обучения и воспитания человека;

г) механизмы передачи накопленных знаний от поколения к поколению.

3. Объектом исследований современной педагогики являются:

а) семья;

б) школа;

в) государство;

г) общество;

д) человек, развивающийся в процессе воспитательных отношений,

е) социум.

4. Какие из нижеперечисленных категорий относятся к категориям педагогики:

а) внимание;

б) воспитание;

в) воображение;

г) развитие;

д) образование;

е) мышление;

ж) обучение.

5. Какие из нижеперечисленных задач можно отнести к задачам педагогики:

а) разработка методологии и методики педагогического исследования;

б) формирование у учащихся определенного мировоззрения;

в) создание новых педагогических технологий;

г) определение и утверждение законодательных норм, определяющих поведение несовершеннолетних с целью пресечения антиобщественных явлений в подростковой среде.

6. В систему педагогических наук входят:

а) общая педагогика;

б) этика;

в) дошкольная педагогика;

г) школьная педагогика;

д) социальная педагогика;

е) возрастная педагогика;

ж) военная педагогика;

з) спортивная педагогика;

е) история.

7. Педагогика – это:

а) составляющая часть воспитания;

б) преобразование мировоззрения;

в) средство общественного прогресса;

г) элемент культуры;

д) создание новых ценностей;

е) катализатор науки.

План лекции

1. Понятие о методологии педагогики.

2. Понятие о методах педагогического исследования.

3. Классификация и общая характеристика методов педагогики.

3.1 Эмпирические (практические) методы.

3.2. Теоретические методы.

4. Практическое использование методов педагогики.

1. Понятие о методологии педагогики

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. Точность полученного знания зависит прежде всего от выбора методологии исследования.

Методологияпедагогики(слайд 3)

- от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение иlogos – слово, понятие.

- это учение о принципах построения, формах и способах научно – познавательной деятельности. (Виталий АлександровичСластенин)

- это учение о принципах построения, формах и способах научно – исследовательской деятельности. (Павел Иванович Пидкасистый)

Методология науки дает характеристику компонентов исследования: объекта и предмета, цели и задач исследования, совокупности методов исследования.

Самым важным признаком методологической культуры учителя остается умение и желание пользоваться научными педагогическими знаниями для анализа и совершения своей работы.

Методологическая грамотность – это предпосылка плодотворной работы.

Учителю важно представлять, как связаны педагогическая наука и практика, какое место занимает педагог в этой связи, какое применение могут найти методы исследования в его практической работе.

2. Методы педагогического исследования.

При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы.

Метод - от греч. methodos – путь исследования или познания.

- это сами способы изучения педагогических явлений (воспитание, обучения, образования, ЗУН, формирование, развитие и т.д.) (Виталий АлександровичСластенин)

- это способы познания объективной реальности (Павел Иванович Пидкасистый)

- это способы получения научной информации с целью построения научной теории. (Лина ПоликарповнаКрившенко)

В педагогике широко применяются как собственно педагогические методы, так и методы, привлекаемые из других наук: психологии, социологии, физиологии, математики и др.

Задание

Требования к беседе.

- предварительная подготовка

- умение вызвать собеседника на откровенность

- нецелесообразность постановки вопросов «в лоб»

- четкость вопросов, тактичность, доверительность.

Беседа проводится по заранее намеченному плану, ответы не записываются.

Задание

Задание

Проанализируйте составленную учителем анкету для школьников. Какие вопросы в ней лишние? Предложите свой вариант.

1. В какой школе ты учишься?

2. Какой последний кинофильм ты посмотрел?

3. Что движет твоими поступками?

4. Как часто ты чистишь зубы?

5. Нравится ли тебе профессия учителя?

6. Тебе нравится история или география?

7. Сколько книг ты читаешь в месяц?

8. Сколько времени у тебя уходит на выполнение задания по физике?

9. В котором часу, по–твоему, должен начинаться первый урок?

10. Чем ты занимаешься после школы?

Составьте анкету для студентов 1 курса ПТК. Определите цель, перечень и формулировку, место проведения, примерный инструктаж.

Тестирование ) – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Тест (от англ. test – испытание, исследование) Обычно состоит из относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом.

Виды тестов

- тесты успеваемости

- тесты элементарных умений

- тесты для диагностики уровня обученности – выявление степени выраженности ЗУН

- итоговый тест – содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы.

Педагогический эксперимент

Это специально организованная проверка того или иного метода

Виды эксперимента

Естественный – в условиях обычного образовательного процесса

Лабораторный – это создание искусственных условий для проверки того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных.

В зависимости от решаемых задач лабораторный и естественный эксперимент может быть:

Констатирующий – выявляет существующие педагогические факты на данный момент времени.

Формирующий (обучающий, преобразующий) – это активное формирование чего – то.

Контрольный – позволяет выявит количественные и качественные изменения произошедшие в ходе проведения опытной работы.

Этапы эксперимента

1. теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез)

2. методический (разработка методики исследования и его плана, программы)

3. собственно эксперимент (проведение серии опытов, создание экспериментальной ситуации, наблюдение)

4. аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Опытное обучение

Масштабное внедрение

Анализ результатов деятельности учащихся (Слайд ): письменных, графических, творческих, контрольных работ, рисунков, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его достигнутом уровне ЗУН по изучаемому предмету.

Изучение школьной документации (личных дел, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников и т. п.) все это вооружает исследователя некоторыми объективными данными.

Изучение и обобщение педагогического опыта (Слайд ) Этот метод направлен на анализ состояния практики. Выделяют 2 вида передового опыта:

Педагогическое мастерство – это рациональное использование рекомендаций науки и практики.

Новаторство – это методические находки.

Задание на дом.

Составьте опорную схему по теме «Методы научно-педагогического исследования».

Итог занятия.

Тема. 1.9 Методология педагогики и методы научно- педагогического исследования.

Задачи:

1) формировать у студентов представление о методологии и методах научно-педагогического исследования;

2) способствовать развитию профессиональных и общих компетенций, саморефлексии, познавательных психических процессов;

3) способствовать формированию мировоззрения обучающихся.

Основные понятия: метод, методология, теоретические методы, эмпирические методы, наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, эксперимент, тестирование, индуктивные и дедуктивные методы, математические методы, статистические методы, методы теоретического анализа.

Технологии обучения: ИКТ, технология опорных сигналов (схем) В.Ф.Шаталова

Оборудование: опорные схемы, презентация «Методы научно-педагогического исследования».

Вид занятий: лекция

Литература:

1) Подласый И. П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2004 с. 44-69

3) Педагогика: учеб./ Под ред. Л. П. Крившенко.- М.: Проспект, 2008 с. 54-60

4) Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: Айрис-прес, 2006 с. 46

5) Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2002 с. 80-100

Тест

1. Слово «педагогика» в переводе с древнегреческого означает:

а) образование;

б) обучение;

в) воспитание;

г) детовождение.

2. Педагогика изучает:

а) развитие и функционирование психики ребенка;

б) взаимоотношения между родителями и детьми в семье;

в) закономерности, принципы, методы и формы обучения и воспитания человека;

г) механизмы передачи накопленных знаний от поколения к поколению.

3. Объектом исследований современной педагогики являются:

а) семья;

б) школа;

в) государство;

г) общество;

д) человек, развивающийся в процессе воспитательных отношений,

е) социум.

4. Какие из нижеперечисленных категорий относятся к категориям педагогики:

а) внимание;

б) воспитание;

в) воображение;

г) развитие;

д) образование;

е) мышление;

ж) обучение.

5. Какие из нижеперечисленных задач можно отнести к задачам педагогики:

а) разработка методологии и методики педагогического исследования;

б) формирование у учащихся определенного мировоззрения;

в) создание новых педагогических технологий;

г) определение и утверждение законодательных норм, определяющих поведение несовершеннолетних с целью пресечения антиобщественных явлений в подростковой среде.

6. В систему педагогических наук входят:

а) общая педагогика;

б) этика;

в) дошкольная педагогика;

г) школьная педагогика;

д) социальная педагогика;

е) возрастная педагогика;

ж) военная педагогика;

з) спортивная педагогика;

е) история.

7. Педагогика – это:

а) составляющая часть воспитания;

б) преобразование мировоззрения;

в) средство общественного прогресса;

г) элемент культуры;

д) создание новых ценностей;

е) катализатор науки.

План лекции

1. Понятие о методологии педагогики.

2. Понятие о методах педагогического исследования.

3. Классификация и общая характеристика методов педагогики.

3.1 Эмпирические (практические) методы.

3.2. Теоретические методы.

4. Практическое использование методов педагогики.

1. Понятие о методологии педагогики

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. Точность полученного знания зависит прежде всего от выбора методологии исследования.

Методологияпедагогики(слайд 3)

- от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение иlogos – слово, понятие.

- это учение о принципах построения, формах и способах научно – познавательной деятельности. (Виталий АлександровичСластенин)

- это учение о принципах построения, формах и способах научно – исследовательской деятельности. (Павел Иванович Пидкасистый)

Методология науки дает характеристику компонентов исследования: объекта и предмета, цели и задач исследования, совокупности методов исследования.

Самым важным признаком методологической культуры учителя остается умение и желание пользоваться научными педагогическими знаниями для анализа и совершения своей работы.

Методологическая грамотность – это предпосылка плодотворной работы.

Учителю важно представлять, как связаны педагогическая наука и практика, какое место занимает педагог в этой связи, какое применение могут найти методы исследования в его практической работе.

2. Методы педагогического исследования.

При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы.

Метод - от греч. methodos – путь исследования или познания.

- это сами способы изучения педагогических явлений (воспитание, обучения, образования, ЗУН, формирование, развитие и т.д.) (Виталий АлександровичСластенин)

- это способы познания объективной реальности (Павел Иванович Пидкасистый)

- это способы получения научной информации с целью построения научной теории. (Лина ПоликарповнаКрившенко)

В педагогике широко применяются как собственно педагогические методы, так и методы, привлекаемые из других наук: психологии, социологии, физиологии, математики и др.

Наши рекомендации