Усвоение падежных окончаний имен существительных
Разграничение ребенком отдельных падежей имен существительных происходит в возрасте около 2-х лет. После этого при нормальном ходе речевого развития разные падежи между собой уже не смешиваются, однако еще долго имеют место замены падежных окончаний внутри одного падежа. Так, двухлетний ребенок уже не употребляет в своей речи, к примеру, дательный падеж вместо винительного (то есть не говорит ВИЖУ ЛОЖКЕ вместо ВИЖУ ЛОЖКУ), но еще долго продолжает заменять окончания внутри одного падежа (ЕМ ЛОЖКОМ вместо ЕМ ЛОЖКОЙ). Эти ошибки объясняются трудностью практического овладения ребенком типами склонений имен существительных. В приведенном выше примере -оба существительных правильно употреблены в творительном падеже, но окончание первого склонения (-ОЙ, ЛОЖКОЙ) заменено при этом окончанием второго склонения (-ОМ, НОЖОМ). Почему же так непросто ребенку усвоить эти окончания? Дело в том, что типы склонений имен существительных разграничены главным образом по признаку рода. Напомним, что к первому склонению отнесены все существительные женского рода, имеющие в именительном падеже окончания -А, -Я (ЛАМПА, РУБАШКА, ВЕСНА), и очень небольшое число существительных мужского рода с этими же самыми окончаниями (ЮНОША, ДЯДЯ, ВАНЯ, КОЛЯ, ПЕТЯ, ВОВА, БОРЯ, ЮРА и т.п.). Ко второму склонению отнесены все остальные существительные мужского рода и все без исключения существительные среднего рода (например: МЕЧ, НОЖ, ТЕЛЕВИЗОР, СОЛНЦЕ, ОКНО, ЗЕРКАЛО и т.п.). И, наконец, к третьему склонению отнесены все существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак (ДОЧЬ, МЫШЬ, ДВЕРЬ, ПЕЧЬ и пр.). Все эти три категории имен существительных в одном и том же (к примеру, творительном) падеже будут иметь разные окончания: ЛАМПОЙ, НОЖОМ, МЫШЬЮ. Именно это различие окончаний и представляет для ребенка наибольшую сложность.
Если попытаться вникнуть в причины этих затруднений немного поглубже, то важно учесть, что и сам род имен существительных ребенок усваивает достаточно поздно — только к трем годам. И это не случайно. Ведь что такое «род»? Если в отношении одушевленных предметов понятие мужского и женского рода имеет вполне определенный и понятный ребенку смысл (МУЖЧИНА, ВОРОН, ЕЖ - с одной стороны и ЖЕНЩИНА, ВОРОНА, ЕЖИХА -с другой), то что же такое средний род? Какие люди или животные могут быть к нему отнесены? Что же касается неодушевленных предметов, то их принадлежность к мужскому, женскому или среднему роду с точки зрения привычного, здравого смысла (которым в первую очередь и руководствуется всегда ребенок) вообще необъяснима. Действительно, почему, например, КРОВАТЬ — женского рода, а ДИВАН — мужского, или ЛАМПА — женского, а СВЕТИЛЬНИК — мужского, хотя и функциональное назначение этих предметов, и даже их внешний вид очень сходны?
Именно эта опора на чисто формальные грамматические признаки при определении рода имен существительных и представляет для ребенка наибольшую сложность. Мы останавливаемся на этом так подробно потому, что для многих детей и в школе это продолжает оставаться серьезной проблемой, препятствующей усвоению падежных окончаний имен существительных. Своевременное понимание этой проблемы родителями принесет большую пользу в деле профилактики у детей возможных школьных трудностей.
Раньше всего в речи ребенка (в возрасте от 1 года 9 месяцев до 1 года 11 месяцев) появляется именительный падеж, затем — винительный и родительный. Позднее появляются дательный и предложный падежи. Творительный падеж появляется уже после двух лет, причем раньше всего усваивается ребенком значение «орудие труда» (РЕЖУ НОЖОМ, СТУЧУ МОЛОТКОМ), поскольку именно это значение творительного падежа является наиболее конкретным, «осязаемым», — ребенок видит, что режут, действительно, ножом, стучат молотком, едят ложкой и т.п. Доступно ребенку и понимание «совместности» действия (ИДУ С БРАТОМ, ГУЛЯЮ С СОБАКОЙ), так как это тоже достаточно конкретно и наглядно. Значительно сложнее усваиваются другие значения этого падежа, не отличающиеся такой «осязаемостью», например: БЫЛ АРХИТЕКТОРОМ, РАБОТАЛ КРОВЕЛЬЩИКОМ и т.п.).
И в процессе усвоения других падежей не всеми их значениями ребенок овладевает одинаково легко. В частности, из всех значений родительного падежа наибольшую сложность для него представляет так называемый родительный атрибутивный, обозначающий существенный признак предмета, как бы неотъемлемую его принадлежность (например: СОБАКА ХОЗЯИНА, ХОЗЯИН СОБАКИ). Ребенку бывает трудно понять смысловую связь между этими словами, в силу чего на картинке, изображающей мужчину с собакой, ему не всегда удастся правильно показать «собаку хозяина» и «хозяина собаки». Это так называемые сложные логико-грамматические конструкции, о которых подробнее сказано на стр. 304-309.
Для процесса усвоения ребенком падежей имен существительных характерно также то, что первое время он опускает предлоги, часто употребляя в своей речи лишь так называемые «беспредложные конструкции». Например, ребенок может сказать МИШКА КРОВАТИ, ЧАШКА СТОЛЕ, ШАПКА ШКАФУ - здесь правильно употреблены все падежные окончания, опущены только предлоги. При нормальном ходе речевого развития пропуск предлогов может наблюдаться примерно до 2-х лет 4-х месяцев, хотя сами падежные окончания при этом употребляются правильно.
Для детей с задержкой речевого развития или с какими-либо отклонениями в ходе этого развития практическое овладение падежными окончаниями имен существительных представляет значительную сложность. В устной речи этих детей долго (нередко даже и в школьном возрасте) наблюдаются случаи ошибочного употребления падежных окончаний имен существительных, что неизбежно переходит и в письмо.
Практика логопедической работы постоянно убеждает нас в том, что в школе наибольшие трудности в усвоении падежных окончаний имен существительных испытывают именно те учащиеся, у которых в дошкольном возрасте не были преодолены аграмматизмы в устной речи. Если ребенок говорит, например, НА ДЕРЕВЬЕВ вместо НА ДЕРЕВЬЯХ или У СЕСТРЕ вместо У СЕСТРЫ, то откуда же у него может взяться правильное написание? Родителям очень важно раз и навсегда понять простую вещь: письменная речь никак и ни при каких обстоятельствах не может быть «умнее» устной (если, конечно, не иметь в виду простое списывание с книги). И сколько бы ни зубрил такой ребенок падежные окончания имен существительных, постоянная практика неправильной устной речи будет его то и дело сбивать, приводя к ошибкам при письме. Важна здесь и сама продолжительность существования аграмматизмов в устной речи ребенка - чем больше и «стаж», тем с большим трудом они изживаются . устной речи, и в письменной.
Поэтому необходимо специальное наблюдение родителей за ходом овладения ребенком падежными окончаниями имен существительных — как за своевременностью, так и за правильностью.
На четвертом году жизни ребенка проверьте,как обстоят у него дела в этом отношении, в чем Вам помогут приводимые ниже картинки. Они подобраны таким образом, чтобы, не называя падежей, можно было задать ребенку все падежные вопросы. В процессе ответов на эти вопросы ребенок и обнаружит правильность или неправильность употребления им падежных окончаний в именах существительных первого, второго и третьего склонения (обратите внимание на различие окончаний этих существительных в одном и том же падеже).
Итак, задайте ребенку следующие вопросы по картинкам:
1) КТО сидит в клетках? (ЗЕБРА, ТИГР, РЫСЬ);
2) Для КОГО приготовили обед? (для ЗЕБРЫ, для ТИГРА, для РЫСИ);
3) КОМУ дают еду? (ЗЕБРЕ, ТИГРУ, РЫСИ);
4) На КОСО смотрит мальчик? (на ЗЕБРУ, на ТИГРА, на РЫСЬ);
5) КЕМ любуется девочка? (ЗЕБРОЙ, ТИГРОМ, РЫСЬЮ);
6) О КОМ вспоминали дети? (О ЗЕБРЕ, О ТИГРЕ, О РЫСИ).
Если при ответах на вопросы ребенок будет допускать ошибки в окончаниях имен существительных, нужно специально поупражнять его в выполнении однотипных заданий. Сделать это можно так. Возьмите сначала, например, книгу и ручку (имена существительные первого склонения) и задайте ребенку такие вопросы, при ответах на которые он вынужден будет «просклонять» эти существительные. Внимательно следите за правильностью падежных окончаний этих существительных и исправляйте допущенные ошибки.
Вопросы:
1) ЧТО лежит на столе? - КНИГА, РУЧКА;
2) ЧЕГО не стало? (после того, как убрали оба предмета) - КНИГИ, РУЧКИ;
3) к ЧЕМУ я протягиваю руку? - к КНИГЕ, РУЧКЕ;
4) на ЧТО я смотрю? - на КНИГУ, РУЧКУ;
5) ЧЕМ я любуюсь? - КНИГОЙ, РУЧКОЙ;
6) о ЧЕМ мы сейчас говорили? - о КНИГЕ, РУЧКЕ.
В случае неправильного употребления ребенком окончаний этих имен существительных подберите однотипные им слова (например, ЛОЖКА, ВИЛКА, ТАРЕЛКА) и продолжайте те же самые упражнения. Со временем ошибки в окончаниях обязательно исчезнут.
Далее возьмите для упражнений имена существительные второго склонения, например: НОЖ, СТАКАН, ТЕРМОС, ЗЕРКАЛО, МЫЛО и др. Положите все эти предметы на стол и задайте ребенку соответствующие вопросы. Проследите за правильностью окончаний:
1) ЧТО лежит на столе? - НОЖ, СТАКАН, ТЕРМОС, ЗЕРКАЛО, МЫЛО;
2) ЧЕГО не стало? - НОЖА, СТАКАНА, ТЕРМОСА, ЗЕРКАЛА, МЫЛА;
3) к ЧЕМУ я протягиваю руку? - к НОЖУ, СТАКАНУ, ТЕРМОСУ, ЗЕРКАЛУ, МЫЛУ;
4) на ЧТО я смотрю? - на НОЖ, СТАКАН, ТЕРМОС, ЗЕРКАЛО, МЫЛО;
5) ЧЕМ я любуюсь? - НОЖОМ, СТАКАНОМ, ТЕРМОСОМ, ЗЕРКАЛОМ, МЫЛОМ;
6) о ЧЕМ мы говорим? - о НОЖЕ, СТАКАНЕ, ТЕРМОСЕ, ЗЕРКАЛЕ, МЫЛЕ.
Во время этих упражнений Вы поочередно показываете на каждый из предметов и ребенок так же поочередно (в соответствии с Вашим показом) называет их.
И, наконец, перейдите к именам существительным третьего склонения. Для этой цели можно положить на стол следующие предметы: ТЕТРАДЬ, БРОШЬ, ТУШЬ, МЫШЬ (игрушку). Предложите ребенку те же самые вопросы и внимательно проследите за правильностью окончаний имен существительных:
1) ЧТО лежит на столе? — ТЕТРАДЬ, БРОШЬ, ТУШЬ, МЫШЬ;
2) ЧЕГО не стало? - ТЕТРАДИ, БРОШИ, ТУШИ, МЫШИ;
3) к ЧЕМУ я протягиваю руку? — к ТЕТРАДИ, БРОШИ, ТУШИ, МЫШИ;
4) на ЧТО я смотрю? — на ТЕТРАДЬ, БРОШЬ, ТУШЬ, МЫШЬ;
5) ЧЕМ я любуюсь? - ТЕТРАДЬЮ, БРОШЬЮ, ТУШЬЮ, МЫШЬЮ;
6) о ЧЕМ мы говорим? — о ТЕТРАДИ, БРОШИ, ТУШИ, МЫШИ.
После того, как ребенок научится правильно употреблять падежные окончания в каждом из; трех типов склонений в отдельности, вернитесь Щ самому первому заданию с ЗЕБРОЙ, ТИГРОМ И РЫСЬЮ. Здесь соединены окончания сразу всех трех типов склонений, что представит для ребенка значительно большую сложность. Так, на вопрос творительного падежа ему было гораздо легче ответить, что он любуется, например, ТЕТРАДЬЮ, БРОШЬЮ, ТУШЬЮ, МЫШЬЮ (одинаковые окончания во всех именах существительных), чем ЗЕБРОЙ, ТИГРОМ, РЫСЬЮ (разные окончания). Предложите ребенку одновременно «просклонять» все три существительных. С этой целью после постановки падежного вопроса поочередно указывайте на каждого из трех животных и внимательно следите за правильностью употребления ребенком падежных окончаний имен существительных. Например, указывая на зебру, Вы спрашиваете: «Кем любуется эта девочка?» (ЗЕБРОЙ), «А еще кем?» (указываете на тигра) и т.д.
Для более прочного закрепления полученного навыка предложите ребенку из трех сказанных Вами предложений выбрать правильное:
Мальчик смотрит В ОКНЕ
Мальчик смотрит В ОКНОМ
Мальчик смотрит В ОКНО
Мы долго любовались красивым ОЗЕРЕ
Мы долго любовались красивым ОЗЕРОМ
Мы долго любовались красивым ОЗЕРО
Туристы шли самой короткой ДОРОГИ
Туристы шли самой короткой ДОРОГУ
Туристы шли самой короткой ДОРОГОЙ
На тарелке лежал большой кусок АРБУЗУ
На тарелке лежал большой кусок АРБУЗА
На тарелке лежал большой кусок АРБУЗОМ
Мы вспоминали о теплом ЛЕТУ
Мы вспоминали о теплом ЛЕТОМ
Мы вспоминали о теплом ЛЕТЕ.
Все эти упражнения должны помочь ребенку в практике его собственной речи овладеть навыком правильного употребления окончаний имен существительных во всех трех типах склонений. И если ребенок не будет допускать в этом отношении ошибок в своей устной речи, то это явится наилучшей гарантией отсутствия их на письме.