Усвоение множественного числа имен существительных
Формы единственного и множественного числа имен существительных ребенок с нормально развивающейся речью разграничивает после 1 года 10 месяцев. Основная сложность овладения этими формами состоит в том, что они имеют несколько типов окончаний, которые дети нередко смешивают между собой. Раньше всего ребенок овладевает формами множественного числа тех существительных, которые в единственном числе имеют окончание А (Я), а во множественном — И (Ы). Например: ЧАШКА - ЧАШКИ, НЯНЯ - НЯНИ. Это самый распространенный в русском языке тип окончаний множественного числа. Такие же окончания имеют и многие имена существительные мужского рода, а именно: ВОЛК-ВОЛКИ, СТОЛ-СТОЛЫ, ШКАФ-ШКАФЫ, ШАР-ШАРЫ и пр. Другие типы окончаний множественного числа имен существительных (ДОМ-ДОМА, СТУЛ-СТУЛЬЯ и пр.) ребенок усваивает позднее и в течение некоторого времени уподобляет их окончаниям первого типа, отчего во множественном числе и появляются такие формы, как ДОМЫ (ДОМЫ) и СТУЛЫ. А после усвоения формы ДОМА ребенок по аналогии говорит и ДЕРЕВА, КРЫЛА (деревья, крылья).
Особенно трудно усваиваются детьми те формы множественного числа, при образовании которых наблюдается чередование согласных в корне слова (УХО-УШИ) или выпадение гласных (ЛОБ-ЛБЫ, ДЕНЬ-ДНИ, ПЕНЬ-ПНИ). В начале овладения этими формами ребенок обычно старается полностью сохранить основу слова, почему и появляются такие формы, как УХИ, ЛОБЫ, ДЕНИ вместо УШИ, ЛБЫ, ДНИ.
До определенного возраста такие ошибки в образовании форм множественного числа являются вполне оправданными, тем более что ребенок старается следовать уже усвоенным им в практике речи грамматическим закономерностям (раз СТОЛЫ, то значит и ДОМЫ и ЛОБЫ; ведь мы же не говорим СТЛЫ, а сохраняем гласную О и во множественном числе, так почему же вдруг надо говорит ЛБЫ а не ЛОБЫ?). То же самое и со словом УШИ. Ведь ребенок говорит УХИ вместо УШИ только по тому,.что он старается сохранить в неприкосновенности ту основу слова, которая была в единственном числе: УХО-УХИ. Следовательно, такого рода ошибки в образовании форм множественного числа существительных примерно до 4-летнего возраста можно относить к числу ошибок «умных» и считать их вполне закономерным явлением. Однако сохранение их в речи ребенка в более позднем, а тем более в школьном, возрасте должно вызывать тревогу.
При проверкеправильности образования Вашим ребенком множественного числа имен существительных обязательно попросите его назвать всеприведенные ниже картинки, предусматривающие разные типы окончаний, например: СТАКАНЫ, КЛЮЧИ, ДОМА, ДЕРЕВЬЯ, ПНИ, УШИ. Наименее вероятны ошибки в первых двух словах, поскольку, как уже было отмечено, это самый распространенный для русского языка тип окончаний.
Особый тип окончаний во множественном числе у названий детенышей животных, что также учтено при подборе картинок.
Проверка проводится примерно так. Рассматривая с ребенком первую картинку, Вы говорите: «Вот это — стакан. А это что?» (указывая на несколько стаканов). Ребенок должен ответить: «Стаканы», и т.д.
В случае выявления затруднений нужно особенно тщательно поупражнять ребенка в образовании тех форм множественного числа, которые представляют для него особую сложность. Ниже приводим слова для упражнений, сгруппированные по сходству окончаний.
Стол — столы Двор — дворы Нос — носы Гора — горы Нора — норы Банка — банки Тетрадь — тетради Вещь — вещи | Дом — дома Глаз — глаза Луг — луга Город — города Провод — провода Холод — холода | Стул — стулья Кол — колья Лист — листья Перо — перья Крыло — крылья Дерево — деревья | Носок — носки Чулок — чулки Кусок — куски Кружок — кружки Дружок — дружки |
День — дни Сон — сны Лоб — лбы | Ухо — уши | Утенок — утята Гусенок — гусята Цыпленок — цыплята Тигренок — тигрята Слоненок — слонята Мышонок — мышата Теленок — телята Жеребенок — жеребята Поросенок — поросята |
Для более прочного усвоения ребенком правильных форм множественного числа имен существительных предложите ему выполнить следующие задания.
1. Назвать много предметов вместо названного Вами одного. (Например, вслед за сказанным Вами словом СТОЛ ребенок должен сказать СТОЛЫ, вслед за словом ДОМ — ДОМА, вслед за словом ПЕНЬ — ПНИ и т.д.).
2. Закончить начатые Вами предложения. Во всех этих случаях ребенок должен будет самостоятельно образовать правильные формы множественного числа имен существительных:
Наступили теплые летние... (ДНИ)
Детям снятся приятные ... (СНЫ)
В лесу росли высокие... (ДЕРЕВЬЯ)
У орла большие и сильные... (КРЫЛЬЯ)
У павлина на хвосте очень длинные... (ПЕРЬЯ)
У куклы большие голубые... (ГЛАЗА)
По обеим сторонам реки тянулись заливные... (ЛУГА)
На нашей улице пятиэтажные кирпичные... (ДОМА)
У зайца короткий хвост и длинные... (УШИ)
У утки — утята, у курицы... (ЦЫПЛЯТА), у слона... (СЛОНЯТА) и т.д.
3. Определить, какое из двух сказанных Вами предложений правильное. Смысл этого задания заключается в том, чтобы помочь ребенку лучше почувствовать правильность или неправильность употребленных грамматических форм, что очень важно для практического овладения им правильными грамматическими стереотипами этих форм.
Вот примерные образцы таких предложений:
У людей бывают высокие и низкие ЛОБЫ
У людей бывают высокие и низкие ЛБЫ
У тигров родились маленькие ТИГРЯТА
У тигров родились маленькие ТИГРЕНКИ
У оленей маленькие ОЛЕНЯТА
У оленей маленькие ОЛЕНЕНКИ
У стола стояли СТУЛЫ
У стола стояли СТУЛЬЯ
У мальчика болели УХИ
У мальчика болели УШИ
От спиленных деревьев остались одни ПЕНИ
От спиленных деревьев остались одни ПНИ
На столбах висели электрические ПРОВОДЫ
На столбах висели электрические ПРОВОДА
Упражнения в образовании множественного числа имен существительных с разными типами окончаний проводятся до тех пор, пока ребенок не перестанет смешивать эти окончания.