Пути совершенствования пространственных
Представлений
Важными условиями для формирования у детей правильных представлений о пространстве являются четкость и дифференцированность зрительного восприятия, зрительных представлений, зрительного анализа и синтеза. Но поскольку все эти процессы протекают во взаимодействии, то очень трудно разграничить «по процессам» и предлагаемые здесь упражнения. Поэтому большинство из них рассчитано на развитие и усовершенствование зрительной функции ребенка в целом. В тех же случаях, когда задание бывает ориентировано на преимущественное развитие какого-то определенного процесса (например, зрительного внимания), это отмечается в пояснениях к заданию.
Целенаправленную работу над усовершенствованием зрительной функции ребенка лучше всего начать с воспитания у него зрительного внимания и зрительной памяти.Но сначала надо проверить их состояние. Сделать это можно в процессе выполнения следующих заданий.
Задание 1. «Чего не стало»?
Предложите ребенку сначала посмотреть на верхнюю часть страницы, где изображено три предмета (свеча, книга и перо), а затем — на нижнюю, где один из предметов уже «исчез». После этого задайте ему вопрос: «Чего не стало»? Если при этом ребенок имеет возможность видеть сразу всю страницу, то правильность или ошибочность его ответа позволит вам судить в основном о состоянии его зрительного внимания, если же верхняя часть страницы закрывается — то о состоянии зрительной памяти. В случае успешного выполнения этого задания перейдите к следующим однотипным заданиям, но уже с бόльшим количеством одновременно воспринимаемых предметов. Эти задания можно предъявлять начиная с 3 —4-летнего возраста.
Если Ваш ребенок успешно справился со всеми этими заданиями, то состояние его зрительного внимания (или зрительной памяти) можно считать нормальным. Выполнение же только одного первого задания, а тем более невыполнение всех, будет свидетельствовать о серьезном отставании в развитии этих функций.
Задание 2. «Кто появился»?
По своей сути эта группа заданий полностью однотипна с предыдущей, разница лишь в том, что число воспринимаемых ребенком объектов здесь не уменьшается, а наоборот, постепенно увеличивается. Для повышения интереса ребенка к выполнению заданий вместо неодушевленных предметов на этих картинках изображены животные. Задания предъявляются начиная также с 3-4-летнего возраста.
Критерии оценки состояния зрительного внимания и зрительной памяти ребенка те же, что и при первом задании.
Задание 3. «Что изменилось»?
В этой группе заданий количество предметов (животных), предъявляемых ребенку для зрительного восприятия, в каждом задании остается неизменным. Изменяется только порядок расположения этих предметов на нижней картинке по сравнению с верхней. Сложность заданий постепенно возрастает за счет одновременного увеличения числа предметов как на верхней, так и нанижней картинке, поэтому к следующему заданию можно переходить лишь в случае успешногоo выполнения предыдущего. Выполнение их заданий можно начать примерно с 4-летнего возраста. Предложите ребенку сначала посмотреть на верхнюю картинку, а затем — на нижнюю, после эго задайте ему такой вопрос: «Что изменись»? Или: «Какие животные поменялись местами»?
Если в итоге проверки выяснится, что зрительное внимание и зрительная память у Вашего ребенка развиты недостаточно, то нужно специально упражнять его в выполнении таких заданий с постепенным увеличением при этом числа воспринимаемых предметов. Для этих упражнений можно использовать и окружающие ребенка реальные предметы (посуду, инструменты, школьные принадлежности и пр.), а также самые разнообразные игрушки. Чем больше будет «задействовано» разных предметов, тем лучше, потому что одновременно ребенок усвоит и названия этих предметов, обогатив тем самым свой словарный запас.
Важно выяснить и состояние у ребенка зрительного анализа и синтеза.Для этой цели можно использовать следующие специальные задания.
Задание 1.
Попросите ребенка определить, чем отличаются друг от друга изображенные на картинках домики. (Важно, чтобы ребенок заметил все имеющиеся между ними различия).
Задание 2.
Попросите ребенка найти различия в сходных рисунках из любого номера журнала «Веселые картинки».
Задание 3.
Предложите ребенку найти различия в окружающих его предметах (две куклы, две машинки, два яблока, две чашки, два чайника и т.п.).
Ребенок среднего и тем более старшего дошкольного возраста, у которого достаточно развиты процессы анализа и синтеза, должен без особых затруднений справиться со всеми этими заданиями.
Представления о форме и величинепредметов формируются у детей в процессе их активных действий с этими предметами.
Различение предметов по величине доступно детям начиная с 2,5-3 лет. Примерно с этого возраста они начинают раскладывать предметы по порядку с учетом их величины, а затем методом «проб и ошибок» собирать пирамидки и составные матрешки. Многие дети овладевают этим умением значительно раньше.
Что касается формирования представлений о форме предметов, то после 4-х лет дети различают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), знают их названия и могут соотносить фигуры одинаковой формы.
Более точные сроки определить очень сложно, поскольку многое, как уже говорилось, зависит от условий жизни и воспитания ребенка, от наличия у него соответствующих игрушек и т.п. «Упражняемые» дети могут в этом отношении значительно опережать своих сверстников. В то же время в последние годы нам иногда приходится иметь дело и с такими случаями сильнейшей педагогической запущенности, когда ребенок с нормальным интеллектом даже в 6-летнем возрасте не знает и не умеет ничего(так называемые «дети-маугли»). Поэтому нужно не ждать, пока пространственные представления у ребенка «сформируются», а активно содействовать их развитию.
Исследование пространственных представленийу детей в домашних условиях можно провести при помощи приводимых ниже заданий.
Для выяснения представлений ребенка о формепредметов предложите ему такие задания.
Задание 1. «Покажи такую же фигуру».
Ребенку предлагается к каждой из расположенных в верхней части страницы геометрических фигур поочередно подобрать однотипные фигуры из нижней части страницы. Сначала фигуры можно не называть, но в дальнейшем ребенок обязательно должен будет усвоить их названия. Например, указав на треугольник, попросите ребенка показать все похожие фигуры из нижней части страницы (то есть все треугольники, независимо от их размера). Затем то же самое проделывается с кругами и квадратами. При успешном выполнении первого задания можно переходить к последующим. Задание предлагается детям начиная с четвертого-пятого года жизни.
Задание 2. «Покажи точно такую же фигуру»
Задание однотипно первому, но несколько усложнено за счет наличия в нем не только резко различающихся, но и похожих по своей форме геометрических фигур (круг и овал, квадрат и прямоугольник, треугольник и трапеция). Задание предлагается детям начиная примерно с 5-летнего возраста.
Задание 3. «Помоги каждой фигурке найти свое место».
Предложите ребенку показать, какие именно фигурки из нижней части страницы могут при наложении совпасть с показанной Вами геометрической фигурой, расположенной в верхней части страницы. Путем чисто зрительного соотнесения это задание может быть выполнено детьми старше б лет. Дети старше 5 лет, наряду со зрительным соотнесением, обычно нуждаются еще и в «примеривании», а дети старше 4 лет действуют методом «проб и ошибок». По этой причине для детей более младшего возраста следует вырезать точно такие же фигурки из бумаги или картона, чтобы не лишать их возможности «примеривания» или «прикладывания» при выполнении задания.
Правильное выполнение всех этих заданий будет свидетельствовать о том, что у ребенка имеется достаточно сформировавшееся представление о форме геометрических фигур. Понятно, что при этом обязательно учитывается его возраст. (Беспокоясь о своевременном формировании пространственных представлений, в то же время нельзя не считаться и с возрастными возможностямиребенка).
С точки зрения сформированности представлений о форме предметов важно выяснить и умение ребенка соотносить известные ему основные геометрические формы с формами окружающих предметов. Это можно сделать при помощи задания 4.
Задание 4. «Покажи предметы одинаковой формы»
Предложите ребенку на приведенных ниже картинках последовательно показать все предметы (столы, окна, двери, овощи, фрукты и т.п.) круглой, овальной, прямоугольной и треугольной формы. При этом форма предмета по возможности называется ребенком. Все изображенные на стр. 111 — 113 предметы очень близки непосредственно к геометрическим фигурам, что существенно облегчает выполнение задания. Предметы же, изображенные на стр. 114, напоминают эти фигуры более отдаленно, поэтому последнее задание сложнее предыдущих.
Если в ходе проверки выяснится, что имеющиеся у ребенка представления о форме предметов оставляют желать лучшего, то вновь обратитесь к этим же самым картинкам и начните систематические упражнения по различению формы предметов и усвоению соответствующих названий разных форм.
В плане представлений о величинепредметов ребенок должен знать следующие «величинные» их признаки: БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЫСОКИЙ, НИЗКИЙ, ДЛИННЫЙ, КОРОТКИЙ, ТОЛСТЫЙ, ТОНКИЙ, ШИРОКИЙ, УЗКИЙ. Кроме того, он должен уметь правильно соотносить эти признаки между собой по принципу противоположности (например, ТОЛСТЫЙ — ТОНКИЙ, а не ТОЛСТЫЙ - УЗКИЙ; ВЫСОКИЙ - НИЗКИЙ, а не ВЫСОКИЙ - МАЛЕНЬКИЙ). Для проверки имеющихся у ребенка представлений о величине предметов можно предложить ему следующие задания.
Задание 1. БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ
Попросите ребенка показать на приведенной ниже картинке большого, маленького и среднего медведя. Постарайтесь, чтобы ребенок запомнил эти названия. С этой целью, указывая поочередно на каждого из медведей, спрашивайте его об их величине. Например: «Какой это медведь?» (Большой). «А этот?» и т.д. То же самое проделайте и с другими картинками (рыбами, грибами и яблоками разной величины). Пока не фиксируйте внимания ребенка на четвертом (а иногда и пятом) предмете, который потребуется нам в дальнейшем — лучше его просто закрыть листом бумаги.
Задание 2. ВЫСОКИЙ — НИЗКИЙ
Попросите ребенка на приведенных ниже картинках показать высокий и низкий столб, высокое и низкое дерево, высокий и низкий дом, высокую и низкую гору, высокий и низкий шкаф. Убедившись в том, что ребенок хорошо понимает смысл этих заданий и, следовательно, различает предметы по их высоте, позаботьтесь и об усвоении им соответствующих словесных обозначений. Для этого, показав, например, на высокое дерево, спросите ребенка о том, какое это дерево (высокое) и т.д.
Задание 3. ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ
Предложите ребенку на приведенной ниже картинке показать сначала длинную ленту, а затем — короткую. После этого покажите сами сначала одну, а затем другую ленту и попросите ребенка ответить на вопрос: «Какая это лента»? (длинная; короткая). То же самое проделайте и со всеми остальными длинными и короткими «предметами» (включая сюда и части тела животных): длинное и короткое платье, длинные и короткие уши, длинный и короткий хвост, длинные и короткие ноги и клювы, длинная и короткая шея. Такое многообразие сравнений необходимо для действительно полноценного и прочного усвоения ребенком этих понятий.
Задание 4. ТОЛСТЫЙ - ТОНКИЙ
Попросите ребенка на расположенной ниже картинке показать сначала толстую веревку, а затем — тонкую. После этого сами покажите поочередно каждую из веревок, попросив ребенка ответить на вопрос: «Какая это веревка»? (толстая; тонкая). То же самое проделайте и со всеми остальными картинками этой группы: ребенок должен сначала показать, а затем и назвать толстый и тонкий ствол у дерева, толстого и тонкого человека, толстую и тонкую книгу, толстое и тонкое животное.
Разнородность различных по толщине пар предметов поможет сформировать у ребенка более осмысленное понятие об этом параметре величины.
Задание 5. ШИРОКИЙ - УЗКИЙ
Предложите ребенку показать на соответствующих картинках сначала широкую ленту, а зачтем узкую. То же самое и в отношении доски, полотенца, платья и речки. После этого, показывая сами то широкие, то узкие предметы, просите ребенка каждый раз называть соответствующий признак (широкий — узкий).
Практическому овладению понятием величины предметов способствуют упражнения ребенка в собирании обычных детских пирамидок и складывании «матрешек», поэтому как те, так и другие обязательно должны быть среди имеющихся у него игрушек.
Убедившись в том, что ребенок хорошо различает все основные признаки величины предметов, знает словесные обозначения этих признаков и правильно соотносит их между собой по принципу противоположности, перейдите к специальным заданиям на сравнение предметов по этим признакам. Здесь вам помогут те же самые картинки (см. стр. 116—129), но нужно будет поменять характер задаваемых ребенку вопросов. Например, указав на «среднего» медведя, спросите ребенка о том, какой из остальных медведей БОЛЬШЕ него, а какой МЕНЬШЕ. Если ребенок правильно понимает это соотношение величин, о чем будет свидетельствовать правильность показа им картинок, позаботьтесь далее и об усвоении им этих «сравнительных» слов. С этой целью, указывая на большого медведя, вы говорите: «Вот этот медведь БОЛЬШОЙ, а этот его...» «МЕНЬШЕ» — добавляет ребенок. Или наоборот: «Этот медведь МАЛЕНЬКИЙ, а этот его...» - «БОЛЬШЕ». И еще один вариант: «Этот медведь СРЕДНИИ, этот его... МЕНЬШЕ, а этот ... БОЛЬШЕ». «А какие вот эти два медведя?» (показываете на двух «средних» медведей) - «ОДИНАКОВЫЕ». То же самое проделайте и с остальными группами картинок, например: «Вот это платье КОРОТКОЕ, а это его ...» - «ДЛИННЕЕ» (ни в коем случае не «длиньше», как нередко еще приходится слышать от детей); обращайте внимание и на правильность образования всех остальных сравнительных форм.
Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребенок не получит возможность свободно сравнивать предметы по всем признакам их величины и не научится пользоваться соответствующими словами для обозначения этих признаков.
Как уже отмечалось на стр. 18—19, в понятие пространственных представлений, наряду с представлениями о форме и величине окружающих предметов, входит также понимание пространственных отношениймежду ними. А это значит, что ребенок должен иметь правильные представления о расположении предметов в пространстве по отношению как к самому себе, так и друг к Другу (ВЫСОКО - НИЗКО, ДАЛЕКО -БЛИЗКО, ВПЕРЕДИ - СЗАДИ, СПРАВА -СЛЕВА) и уметь обозначить эти отношения при помощи соответствующих слов.
Правильность понимания ребенком пространственных отношений между предметами можно проверить при помощи следующих заданий.
Задание 1. ВЫСОКО - НИЗКО (ВВЕРХУ - ВНИЗУ), ВЫШЕ - НИЖЕ
Предложите ребенку показать на картинке, какие книги в стеллаже стоят высоко (вверху, наверху), а какие — низко (внизу, снизу). Затем, по аналогии с предыдущими заданиями, местоположение книг показываете Вы, а ребенок обозначает его при помощи соответствующих слов (высоко — низко, вверху — внизу). Точно так же спрашиваете ребенка о том, какая книжная полка расположена на стене высоко, а какая — низко, какая птичка сидит на дереве вверху, а какая — внизу, какой самолет летит высоко, а какой — низко и т.п. После этого снова меняетесь ролями, и местоположение указанных Вами предметов называет уже ребенок.
В дальнейшем, вернувшись к первой картинке, переходите к сравнениюотносительного расположения предметов по высоте. С этой целью, указав ребенку на книги, расположенные вверху и внизу, спросите его о том, какие из них находятся ВЫШЕ (НИЖЕ). Аналогичные вопросы задаются и по другим картинкам: Какая книжная полка расположена выше? Какая птичка сидит на дереве ниже? Какой самолет летит выше? и т.п. В дальнейшем, как и во всех предыдущих случаях, путем варьирования вопросов стимулируйте ребенка к самостоятельному употреблению в речи этих слов. Например: «Этот самолет летит высоко, а этот еще ... (выше)»; «эта птичка сидит низко, а эта еще... (ниже)».
Задание 2. ДАЛЕКО - БЛИЗКО, ДАЛЬШЕ - БЛИЖЕ
Внимательно рассмотрите две приведенные ниже картинки с точки зрения удаленности расположенных на них объектов как по отношению к воспринимающему их ребенку, так и по отношению друг к другу. Потом попросите ребенка показать, что расположено ДАЛЕКО от него (БЛИЗКО к нему) на первой картинке, а также что расположено ДАЛЬШЕ от него или БЛИЖЕ к нему. Спросите его, что расположено ближе к горам: высокий или низкий дом, а также деревья или дорога (то есть по отношению уже не к самому ребенку, а к другому объекту). Затем поменяйте характер задания, чтобы поставить ребенка перед необходимостью самому выразить словами пространственные отношения между предметами. С этой целью Вы начинаете фразу, побуждая ребенка вставить в нее соответствующие слова. Например: «Горы находятся ... (далеко), а речка... (близко)». Или: «Высокий дом находится к нам... (ближе), а низкий от нас... (дальше)». Аналогичным образом поступаете и со второй картинкой.
Задание 3. ВПЕРЕДИ — СЗАДИ
Попросите ребенка показать, какие из предметов на приведенной ниже картинке расположены впереди мальчика, а какие — сзади. Затем попросите его назвать местоположение этих предметов (впереди или сзади). Аналогично используйте и вторую картинку, обратив попутно внимание на величину грибов (Какой гриб впереди ежика? А какие грибы сзади от него?)
Задание 4. СПРАВА — СЛЕВА
А) Для выяснения степени ориентированности ребенка в левой и правой сторонах пространства нужно прежде всего выяснить, дифференцирует ли он в этом отношении части своего собственного тела. С этой целью попросите его поднять правую руку, затем — левую, показать свою правую и левую ногу, ухо, глаз и т.д. Если ребенок затрудняется в выполнении этой просьбы, то все дальнейшие разговоры с ним о правой и левой сторонах пространства на данном этапе будут бесполезны. В этом случае нужно будет сначала научить его ориентироваться в его собственном теле и только затем переходить к выполнению следующих заданий. Это задание можно предъявлять начиная примерно с 4-летнего возраста.
Б) Попросите ребенка показать или назвать те предметы в комнате, которые в данный момент находятся СПРАВА от него, а затем — СЛЕВА от него. В случае затруднений в выполнении задания объясните, что справа от него располагаются те предметы, которые находятся ближе к его правой руке, а слева — которые ближе к левой. Повторите эти же самые вопросы после поворота ребенка на 180, а затем на 90 градусов. В результате этого он должен понять, что левая и правая стороны пространства не являются чем-то неизменным по отношению к нему, а зависят от его собственного положения в этом пространстве, в силу чего один и тот же предмет может называться то справа, то слева от него.
Затем спросите ребенка, с какой стороны от него находятся, например, дверь, окно, шкаф (справа, слева), что поможет ему лучше запомнить эти слова и научиться употреблять их в собственной речи. Лишь в случае успешного выполнения этого задания можно переходить к следующему, более сложному.
В) Попросите ребенка показать на расположенной ниже картинке тот предмет, который находится справа от книги, а затем — слева от нее. В случае успешного выполнения задания стимулируйте ребенка к самостоятельным ответам на вопросы. Например: «Где лежит тетрадь?» (справа от книги). «Где лежит пенал?» (слева от книги). Сложность этого задания заключается в том, что ребенок определяет расположение предметов уже не по отношению к самому себе, а по отношению их друг к другу.
Г) Встаньте напротив ребенка и предложите ему сначала показать его правую руку, а затем — Вашу. После этого попросите его показать правую и левую руку (ногу, ухо и т.д.) у человека, изображенного на картинке. Это задание является самым сложным в данной серии и нередко оно посильно лишь для детей младшего школьного возраста.
У детей, затрудняющихся в различении левой и правой стороны пространства, при обучении грамоте часто с трудом формируются зрительные образы букв (имеется склонность к их «зеркальному» изображению).
Задание 5. ИТОГОВОЕ, ОБОБЩАЮЩЕЕ
Предложите ребенку на помещенной ниже картинке показать следующее: геометрическую фигуру, расположенную в центре; фигуры, расположенные в левом верхнем углу и в левом нижнем углу; фигуры, расположенные в правом верхнем углу и в правом нижнем углу; фигуры, расположенные справа от квадрата, от круга и т.д.; фигуры, расположенные выше круга, треугольника и пр.
При успешном выполнении этих заданий попросите ребенка ответить на возможно большее количество вопросов, касающихся расположения фигур относительно страницы 145 (в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и пр.) и относительно друг друга (справа от квадрата, выше треугольника и т.п.).
Все приведенные выше задания рассчитаны не только на выявление степени сформированности у ребенка пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, состояния зрительного внимания и памяти, но одновременно и на их развитие и усовершенствование. Поэтому если ребенок не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, нужно сразу позаботиться о выравнивании «западающих звеньев». Суть занятий с ним будет сводиться к некоторым дополнительным пояснениям (смотря по ситуации) и к достаточному количеству упражнений в определении формы и величины предметов, их пространственного расположения по отношению к нему и друг к другу. Именно с такой целью в этом разделе и подобран целый ряд однотипных заданий и достаточно большой иллюстративный материал.
Предупреждение трудностей
В усвоении
Зрительных образов букв
Сформированность зрительно-пространственных представлений ребенка очень важна для узнавания им сходных по начертанию букв.
Дети дошкольного возраста в большинстве случаев уже знают печатные буквы, однако эти знания часто бывают недостаточно устойчивыми. Так, даже уже умеющий читать дошкольник нередко останавливается в процессе чтения и припоминает или спрашивает у взрослых название той! или иной буквы. Неустойчивое представление о буквах у некоторых детей сохраняется и в школьном возрасте.
Прежде чем перейти к проверке устойчивости знания ребенком букв и его умения отличать друг от друга сходные по начертанию буквы, следует проверить состояние у него способности узнавать изображенные на картинках предметы, в том числе и в усложненных условиях. Эта проверка позволит одновременно выявить и состояние зрительного анализа и синтеза.
Маленькому ребенку легче всего узнать любой предмет в его натуральном виде, то есть в характерном для этого предмета реальном объеме, цвете и т.п. К узнаванию же любого предмета, животного, растения на картинке, где они представлены в плоскостном, а нередко еще и черно-белом изображении, ребенок подходит постепенно. (Сравните узнавание маленьким ребенком реальной живой собаки и той же самой собаки, изображенной на небольшой картинке).
Для того чтобы можно было выявить даже сравнительно небольшие нарушения в узнавании предметов, используются специальные приемы, затрудняющие это узнавание. Одним из таких приемов является, например, постепенное уменьшение числа информативных признаков о предмете. Так, сначала ребенку предлагается узнать изображенные на картинках реальные предметы, затем — контурные рисунки предметов и, наконец, пунктирные их изображения и изображения предметов с недостающими деталями. К другим приемам усложнения узнавания относится так называемое зашумление» изображений, то есть их штриховка, перечеркивание, наложение друг на друга и пр. В этом последнем случае ребенку бывает довольно сложно вычленить один или несколько предметов из какого-то общего «хаоса». Особую сложность представляют те задания, при которых используются сразу обе указанные группы приемов, затрудняющих узнавание изображений. Такие задания рассчитаны, например, на узнавание наложенных друг на друга пунктирных изображений, заштрихованных контурных изображений, заштрихованных изображений предметов с недостающими деталями и т.п.
Приводимые ниже картинки расположены в порядке нарастающей сложности узнавания. Дети среднего и старшего дошкольного возраста с нормальным уровнем развития интеллекта и зрительно-пространственных представлений должны справиться со всеми предложенными заданиями, то есть они должны узнать все изображенные на картинках предметы. В то же время многие задания (в особенности по первой картинке) могут быть доступны и детям более раннего возраста.
Если в результате проверки обнаружится недоразвитие у Вашего ребенка способности к узнаванию предметов, то используйте эти же самые картинки для его формирования и усовершенствования. Но провести эту работу нужно обязательно до начала обучения ребенка грамоте, поскольку узнавание букв — задача гораздо более сложная, чем узнавание предметов. Если же ребенок уже посещает школу и у него наблюдаются трудности в усвоении начертаний букв, то и в этом случае коррекционную работу с ним лучше начать с узнавания предметов в усложненных условиях.
По аналогии с проверкой способности к узнаванию предметов проверьте и возможность узнавания букв Вашим ребенком в том случае, если он уже знает буквы. Такая проверка необходима и для учащихся младших классов, испытывающих затруднения при овладении чтением и письмом. С этой целью предложите ребенку следующие задания.
Задание 1. Узнать сходные по начертанию буквы (только из числа уже известных Вашему ребенку печатных букв).
П Н И | Г К | К У Х Ж | |
В Б Р Ь Ъ З | Д Л А М | ||
Задание 2. Узнать буквы, написанные пунктиром.
Задание 3. Узнать недописанные буквы.
Задание 4. Узнать буквы, наложенные друг на друга.
Б, Т, Г, Р, Ф |
В, Р, Ь, Ъ, Ф |
Ж, Х, Т, Г, У, К |
Ш, Ц, Щ, Н, И, П, Г, Е |
Задание 5. Узнать все совмещённые буквы.
Задание 6. Узнать заштрихованные буквы.
Задание 7. Узнать стилизованные буквы.
Если ребенок, относительно хорошо знающий буквы, испытывает трудности при узнавании этих букв в усложненных условиях, то это свидетельствует о недостаточной устойчивости его зрительных представлений о буквах (то есть о неустойчивости зрительных образов букв). А это значит, что в процессе обучения грамоте у него могут появиться смешение сходных по начертанию букв, недописывание элементов букв и т.п. По этой причине надо уже в дошкольном возрасте постараться предупредить возможные специфические нарушения письма.
Поупражняйте ребенка в узнавании букв в усложненных условиях, используя для этого те же самые рисунки. Дополнительно используйте приводимое ниже задание на реконструирование букв, то есть как бы на «переделку» одной буквы в другую, что позволит ребенку лучше усвоить особенности «строения» каждой буквы и ее основные отличительные признаки.
Этот вид упражнений должен сопровождаться примерно такими вопросами: «Что нужно сделать для того, чтобы из буквы Щ получить Ш? А как можно переделать букву Г в Т или в П?». Еще лучше, ориентируясь на приведенный рисунок, вырезать из картона отдельные элементы печатных букв и упражнять ребенка в складывании разных букв из этих элементов и в переделке одной буквы в другую (упражнения в конструировании и реконструировании букв). Можно вылепи