Пути совершенствования пространственных

Представлений

Важными условиями для формирования у де­тей правильных представлений о пространстве яв­ляются четкость и дифференцированность зри­тельного восприятия, зрительных представлений, зрительного анализа и синтеза. Но поскольку все эти процессы протекают во взаимодействии, то очень трудно разграничить «по процессам» и предлагаемые здесь упражнения. Поэтому боль­шинство из них рассчитано на развитие и усовер­шенствование зрительной функции ребенка в целом. В тех же случаях, когда задание бывает ори­ентировано на преимущественное развитие какого-то определенного процесса (например, зрительного внимания), это отмечается в пояснениях к заданию.

Целенаправленную работу над усовершенство­ванием зрительной функции ребенка лучше всего начать с воспитания у него зрительного вни­мания и зрительной памяти.Но сначала надо проверить их состояние. Сделать это можно в процессе выполнения следующих заданий.

Задание 1. «Чего не стало»?

Предложите ребенку сначала посмотреть на верхнюю часть страницы, где изображено три предмета (свеча, книга и перо), а затем — на нижнюю, где один из предметов уже «исчез». После этого задайте ему вопрос: «Чего не ста­ло»? Если при этом ребенок имеет возможность видеть сразу всю страницу, то правильность или ошибочность его ответа позволит вам судить в основном о состоянии его зрительного внимания, если же верхняя часть страницы закрывается — то о состоянии зрительной памяти. В случае ус­пешного выполнения этого задания перейдите к следующим однотипным заданиям, но уже с бόльшим количеством одновременно восприни­маемых предметов. Эти задания можно предъ­являть начиная с 3 —4-летнего возраста.


   
   
Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru


Пути совершенствования пространственных - student2.ru
Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Если Ваш ребенок успешно справился со всеми этими заданиями, то состояние его зрительного внимания (или зрительной памяти) можно считать нормальным. Выполнение же только од­ного первого задания, а тем более невыполнение всех, будет свидетельствовать о серьезном отста­вании в развитии этих функций.

Задание 2. «Кто появился»?

По своей сути эта группа заданий полностью однотипна с предыдущей, разница лишь в том, что число воспринимаемых ребенком объектов здесь не уменьшается, а наоборот, постепенно уве­личивается. Для повышения интереса ребенка к выполнению заданий вместо неодушевленных предметов на этих картинках изображены живот­ные. Задания предъявляются начиная также с 3-4-летнего возраста.




Пути совершенствования пространственных - student2.ru Пути совершенствования пространственных - student2.ru
Пути совершенствования пространственных - student2.ru Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru
Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Критерии оценки состояния зрительного вни­мания и зрительной памяти ребенка те же, что и при первом задании.

Задание 3. «Что изменилось»?

В этой группе заданий количество предметов (животных), предъявляемых ребенку для зрительного восприятия, в каждом задании остается неизменным. Изменяется только порядок расположения этих предметов на нижней картинке по сравнению с верхней. Сложность заданий постепенно возрастает за счет одновременного увеличения числа предметов как на верхней, так и нанижней картинке, поэтому к следующему заданию можно переходить лишь в случае успешногоo выполнения предыдущего. Выполнение их заданий можно начать примерно с 4-летнего возраста. Предложите ребенку сначала посмотреть на верхнюю картинку, а затем — на нижнюю, после эго задайте ему такой вопрос: «Что измени­сь»? Или: «Какие животные поменялись местами»?

Пути совершенствования пространственных - student2.ru Пути совершенствования пространственных - student2.ru   Пути совершенствования пространственных - student2.ru  
  Пути совершенствования пространственных - student2.ru Пути совершенствования пространственных - student2.ru Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru  
  Пути совершенствования пространственных - student2.ru  

Если в итоге проверки выяснится, что зритель­ное внимание и зрительная память у Вашего ре­бенка развиты недостаточно, то нужно специально упражнять его в выполнении таких заданий с по­степенным увеличением при этом числа восприни­маемых предметов. Для этих упражнений можно использовать и окружающие ребенка реальные предметы (посуду, инструменты, школьные при­надлежности и пр.), а также самые разнообразные игрушки. Чем больше будет «задействовано» раз­ных предметов, тем лучше, потому что одновре­менно ребенок усвоит и названия этих предметов, обогатив тем самым свой словарный запас.

Важно выяснить и состояние у ребенка зрительного анализа и синтеза.Для этой цели можно использовать следующие специальные за­дания.

Задание 1.

Попросите ребенка определить, чем отличают­ся друг от друга изображенные на картинках до­мики. (Важно, чтобы ребенок заметил все имею­щиеся между ними различия).



Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Задание 2.

Попросите ребенка найти различия в сходных рисунках из любого номера журнала «Веселые картинки».

Задание 3.

Предложите ребенку найти различия в окру­жающих его предметах (две куклы, две машинки, два яблока, две чашки, два чайника и т.п.).

Ребенок среднего и тем более старшего до­школьного возраста, у которого достаточно разви­ты процессы анализа и синтеза, должен без особых затруднений справиться со всеми этими зада­ниями.

Представления о форме и величинепредметов формируются у детей в процессе их активных действий с этими предметами.

Различение предметов по величине доступно детям начиная с 2,5-3 лет. Примерно с этого воз­раста они начинают раскладывать предметы по порядку с учетом их величины, а затем методом «проб и ошибок» собирать пирамидки и состав­ные матрешки. Многие дети овладевают этим умением значительно раньше.

Что касается формирования представлений о форме предметов, то после 4-х лет дети различают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), знают их названия и могут соотно­сить фигуры одинаковой формы.

Более точные сроки определить очень слож­но, поскольку многое, как уже говорилось, зави­сит от условий жизни и воспитания ребенка, от наличия у него соответствующих игрушек и т.п. «Упражняемые» дети могут в этом отношении значительно опережать своих сверстников. В то же время в последние годы нам иногда прихо­дится иметь дело и с такими случаями сильней­шей педагогической запущенности, когда ребенок с нормальным интеллектом даже в 6-летнем воз­расте не знает и не умеет ничего(так называе­мые «дети-маугли»). Поэтому нужно не ждать, пока пространственные представления у ребенка «сформируются», а активно содействовать их развитию.

Исследование пространственных пред­ставленийу детей в домашних условиях можно провести при помощи приводимых ниже за­даний.

Для выяснения представлений ребенка о формепредметов предложите ему такие за­дания.

Задание 1. «Покажи такую же фигуру».

Ребенку предлагается к каждой из располо­женных в верхней части страницы геометрических фигур поочередно подобрать однотипные фигуры из нижней части страницы. Сначала фигуры мож­но не называть, но в дальнейшем ребенок обяза­тельно должен будет усвоить их названия. На­пример, указав на треугольник, попросите ребенка показать все похожие фигуры из нижней части страницы (то есть все треугольники, независимо от их размера). Затем то же самое проделывается с кругами и квадратами. При успешном выполне­нии первого задания можно переходить к после­дующим. Задание предлагается детям начиная с четвертого-пятого года жизни.

  Пути совершенствования пространственных - student2.ru    
Пути совершенствования пространственных - student2.ru  

Задание 2. «Покажи точно такую же фигуру»

Задание однотипно первому, но несколько ус­ложнено за счет наличия в нем не только резко различающихся, но и похожих по своей форме геометрических фигур (круг и овал, квадрат и прямоугольник, треугольник и трапеция). Зада­ние предлагается детям начиная примерно с 5-летнего возраста.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru  
Пути совершенствования пространственных - student2.ru  

Задание 3. «Помоги каждой фигурке найти свое место».

Предложите ребенку показать, какие именно фигурки из нижней части страницы могут при на­ложении совпасть с показанной Вами геомет­рической фигурой, расположенной в верхней части страницы. Путем чисто зрительного соотнесения это задание может быть выполнено детьми старше б лет. Дети старше 5 лет, наряду со зрительным соотнесением, обычно нуждаются еще и в «примеривании», а дети старше 4 лет действуют методом «проб и ошибок». По этой причине для детей бо­лее младшего возраста следует вырезать точно та­кие же фигурки из бумаги или картона, чтобы не лишать их возможности «примеривания» или «прикладывания» при выполнении задания.

Правильное выполнение всех этих заданий бу­дет свидетельствовать о том, что у ребенка имеет­ся достаточно сформировавшееся представление о форме геометрических фигур. Понятно, что при этом обязательно учитывается его возраст. (Бес­покоясь о своевременном формировании про­странственных представлений, в то же время нель­зя не считаться и с возрастными возможностямиребенка).

С точки зрения сформированности представле­ний о форме предметов важно выяснить и умение ребенка соотносить известные ему основные гео­метрические формы с формами окружающих пред­метов. Это можно сделать при помощи задания 4.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru  
Пути совершенствования пространственных - student2.ru  

Задание 4. «Покажи предметы одинаковой формы»

Предложите ребенку на приведенных ниже картинках последовательно показать все предме­ты (столы, окна, двери, овощи, фрукты и т.п.) круглой, овальной, прямоугольной и треугольной формы. При этом форма предмета по возможно­сти называется ребенком. Все изображенные на стр. 111 — 113 предметы очень близки непосред­ственно к геометрическим фигурам, что сущест­венно облегчает выполнение задания. Предметы же, изображенные на стр. 114, напоминают эти фигуры более отдаленно, поэтому последнее за­дание сложнее предыдущих.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru


Если в ходе проверки выяснится, что имеющие­ся у ребенка представления о форме предметов оставляют желать лучшего, то вновь обратитесь к этим же самым картинкам и начните система­тические упражнения по различению формы пред­метов и усвоению соответствующих названий раз­ных форм.

В плане представлений о величинепредметов ребенок должен знать следующие «величинные» их признаки: БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЫ­СОКИЙ, НИЗКИЙ, ДЛИННЫЙ, КОРОТКИЙ, ТОЛСТЫЙ, ТОНКИЙ, ШИРОКИЙ, УЗКИЙ. Кроме того, он должен уметь правильно соотно­сить эти признаки между собой по принципу про­тивоположности (например, ТОЛСТЫЙ — ТОН­КИЙ, а не ТОЛСТЫЙ - УЗКИЙ; ВЫСО­КИЙ - НИЗКИЙ, а не ВЫСОКИЙ - МАЛЕНЬКИЙ). Для проверки имеющихся у ре­бенка представлений о величине предметов можно предложить ему следующие задания.

Задание 1. БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ

Попросите ребенка показать на приведенной ниже картинке большого, маленького и среднего медведя. Постарайтесь, чтобы ребенок запомнил эти названия. С этой целью, указывая поочередно на каждого из медведей, спрашивайте его об их величине. Например: «Какой это медведь?» (Большой). «А этот?» и т.д. То же самое проделайте и с другими картинками (рыбами, грибами и яблоками разной величины). Пока не фиксируйте внимания ребенка на четвертом (а иногда и пя­том) предмете, который потребуется нам в даль­нейшем — лучше его просто закрыть листом бу­маги.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Задание 2. ВЫСОКИЙ — НИЗКИЙ

Попросите ребенка на приведенных ниже кар­тинках показать высокий и низкий столб, высокое и низкое дерево, высокий и низкий дом, высокую и низкую гору, высокий и низкий шкаф. Убедив­шись в том, что ребенок хорошо понимает смысл этих заданий и, следовательно, различает предметы по их высоте, позаботьтесь и об усвоении им соот­ветствующих словесных обозначений. Для этого, показав, например, на высокое дерево, спросите ре­бенка о том, какое это дерево (высокое) и т.д.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru


Задание 3. ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ

Предложите ребенку на приведенной ниже картинке показать сначала длинную ленту, а за­тем — короткую. После этого покажите сами сначала одну, а затем другую ленту и попросите ребенка ответить на вопрос: «Какая это лента»? (длинная; короткая). То же самое проделайте и со всеми остальными длинными и короткими «предметами» (включая сюда и части тела живот­ных): длинное и короткое платье, длинные и ко­роткие уши, длинный и короткий хвост, длинные и короткие ноги и клювы, длинная и короткая шея. Такое многообразие сравнений необходимо для действительно полноценного и прочного усвоения ребенком этих понятий.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru


Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru


Задание 4. ТОЛСТЫЙ - ТОНКИЙ

Попросите ребенка на расположенной ниже картинке показать сначала толстую веревку, а за­тем — тонкую. После этого сами покажите поочередно каждую из веревок, попросив ребенка ответить на вопрос: «Какая это веревка»? (тол­стая; тонкая). То же самое проделайте и со всеми остальными картинками этой группы: ребенок должен сначала показать, а затем и назвать тол­стый и тонкий ствол у дерева, толстого и тонкого человека, толстую и тонкую книгу, толстое и тон­кое животное.

Разнородность различных по толщине пар предметов поможет сформировать у ребенка бо­лее осмысленное понятие об этом параметре ве­личины.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru


Задание 5. ШИРОКИЙ - УЗКИЙ

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Предложите ребенку показать на соответст­вующих картинках сначала широкую ленту, а за­чтем узкую. То же самое и в отношении доски, по­лотенца, платья и речки. После этого, показывая сами то широкие, то узкие предметы, просите ре­бенка каждый раз называть соответствующий признак (широкий — узкий).

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Практическому овладению понятием величины предметов способствуют упражнения ребенка в собирании обычных детских пирамидок и склады­вании «матрешек», поэтому как те, так и другие обязательно должны быть среди имеющихся у не­го игрушек.

Убедившись в том, что ребенок хорошо раз­личает все основные признаки величины предме­тов, знает словесные обозначения этих признаков и правильно соотносит их между собой по прин­ципу противоположности, перейдите к специаль­ным заданиям на сравнение предметов по этим признакам. Здесь вам помогут те же самые кар­тинки (см. стр. 116—129), но нужно будет поме­нять характер задаваемых ребенку вопросов. На­пример, указав на «среднего» медведя, спросите ребенка о том, какой из остальных медведей БОЛЬШЕ него, а какой МЕНЬШЕ. Если ребенок правильно понимает это соотношение величин, о чем будет свидетельствовать правильность показа им картинок, позаботьтесь далее и об усвоении им этих «сравнительных» слов. С этой целью, указы­вая на большого медведя, вы говорите: «Вот этот медведь БОЛЬШОЙ, а этот его...» «МЕНЬ­ШЕ» — добавляет ребенок. Или наоборот: «Этот медведь МАЛЕНЬКИЙ, а этот его...» - «БОЛЬ­ШЕ». И еще один вариант: «Этот медведь СРЕДНИИ, этот его... МЕНЬШЕ, а этот ... БОЛЬШЕ». «А какие вот эти два медведя?» (показываете на двух «средних» медведей) - «ОДИНАКОВЫЕ». То же самое проделайте и с остальными группами картинок, например: «Вот это платье КОРОТКОЕ, а это его ...» - «ДЛИННЕЕ» (ни в коем случае не «длиньше», как нередко еще при­ходится слышать от детей); обращайте внимание и на правильность образования всех остальных сравнительных форм.

Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребенок не получит возможность свободно срав­нивать предметы по всем признакам их величины и не научится пользоваться соответствующими словами для обозначения этих признаков.

Как уже отмечалось на стр. 18—19, в понятие пространственных представлений, наряду с пред­ставлениями о форме и величине окружающих предметов, входит также понимание простран­ственных отношениймежду ними. А это значит, что ребенок должен иметь правильные представ­ления о расположении предметов в пространстве по отношению как к самому себе, так и друг к Другу (ВЫСОКО - НИЗКО, ДАЛЕКО -БЛИЗКО, ВПЕРЕДИ - СЗАДИ, СПРАВА -СЛЕВА) и уметь обозначить эти отношения при помощи соответствующих слов.

Правильность понимания ребенком простран­ственных отношений между предметами можно проверить при помощи следующих заданий.

Задание 1. ВЫСОКО - НИЗКО (ВВЕРХУ - ВНИЗУ), ВЫШЕ - НИЖЕ

Предложите ребенку показать на картинке, ка­кие книги в стеллаже стоят высоко (вверху, навер­ху), а какие — низко (внизу, снизу). Затем, по аналогии с предыдущими заданиями, местополо­жение книг показываете Вы, а ребенок обозначает его при помощи соответствующих слов (высо­ко — низко, вверху — внизу). Точно так же спрашиваете ребенка о том, какая книжная полка расположена на стене высоко, а какая — низко, какая птичка сидит на дереве вверху, а какая — внизу, какой самолет летит высоко, а какой — низко и т.п. После этого снова меняетесь ролями, и местоположение указанных Вами предметов на­зывает уже ребенок.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

В дальнейшем, вернувшись к первой картинке, пе­реходите к сравнениюотносительного расположе­ния предметов по высоте. С этой целью, указав ре­бенку на книги, расположенные вверху и внизу, спросите его о том, какие из них находятся ВЫШЕ (НИЖЕ). Аналогичные вопросы задаются и по дру­гим картинкам: Какая книжная полка расположена выше? Какая птичка сидит на дереве ниже? Какой самолет летит выше? и т.п. В дальнейшем, как и во всех предыдущих случаях, путем варьирования во­просов стимулируйте ребенка к самостоятельному употреблению в речи этих слов. Например: «Этот самолет летит высоко, а этот еще ... (выше)»; «эта птичка сидит низко, а эта еще... (ниже)».

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Задание 2. ДАЛЕКО - БЛИЗКО, ДАЛЬШЕ - БЛИЖЕ

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Внимательно рассмотрите две приведенные ни­же картинки с точки зрения удаленности располо­женных на них объектов как по отношению к вос­принимающему их ребенку, так и по отношению друг к другу. Потом попросите ребенка показать, что расположено ДАЛЕКО от него (БЛИЗКО к нему) на первой картинке, а также что расположе­но ДАЛЬШЕ от него или БЛИЖЕ к нему. Спро­сите его, что расположено ближе к горам: высокий или низкий дом, а также деревья или дорога (то есть по отношению уже не к самому ребенку, а к другому объекту). Затем поменяйте характер за­дания, чтобы поставить ребенка перед необходимо­стью самому выразить словами пространственные отношения между предметами. С этой целью Вы начинаете фразу, побуждая ребенка вставить в нее соответствующие слова. Например: «Горы нахо­дятся ... (далеко), а речка... (близко)». Или: «Высокий дом находится к нам... (ближе), а низ­кий от нас... (дальше)». Аналогичным образом поступаете и со второй картинкой.

Задание 3. ВПЕРЕДИ — СЗАДИ

Попросите ребенка показать, какие из предме­тов на приведенной ниже картинке расположены впереди мальчика, а какие — сзади. Затем попро­сите его назвать местоположение этих предметов (впереди или сзади). Аналогично используйте и вторую картинку, обратив попутно внимание на величину грибов (Какой гриб впереди ежика? А какие грибы сзади от него?)

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Задание 4. СПРАВА — СЛЕВА

А) Для выяснения степени ориентированности ребенка в левой и правой сторонах пространства нужно прежде всего выяснить, дифференцирует ли он в этом отношении части своего собственного тела. С этой целью попросите его поднять правую руку, затем — левую, показать свою правую и ле­вую ногу, ухо, глаз и т.д. Если ребенок затрудня­ется в выполнении этой просьбы, то все дальней­шие разговоры с ним о правой и левой сторонах пространства на данном этапе будут бесполезны. В этом случае нужно будет сначала научить его ориентироваться в его собственном теле и только затем переходить к выполнению следующих зада­ний. Это задание можно предъявлять начиная примерно с 4-летнего возраста.

Б) Попросите ребенка показать или назвать те предметы в комнате, которые в данный момент нахо­дятся СПРАВА от него, а затем — СЛЕВА от него. В случае затруднений в выполнении задания объяс­ните, что справа от него располагаются те предметы, которые находятся ближе к его правой руке, а сле­ва — которые ближе к левой. Повторите эти же са­мые вопросы после поворота ребенка на 180, а затем на 90 градусов. В результате этого он должен по­нять, что левая и правая стороны пространства не яв­ляются чем-то неизменным по отношению к нему, а зависят от его собственного положения в этом пространстве, в силу чего один и тот же предмет может называться то справа, то слева от него.

Затем спросите ребенка, с какой стороны от не­го находятся, например, дверь, окно, шкаф (справа, слева), что поможет ему лучше запомнить эти сло­ва и научиться употреблять их в собственной речи. Лишь в случае успешного выполнения этого задания можно переходить к следующему, более сложному.

В) Попросите ребенка показать на располо­женной ниже картинке тот предмет, который нахо­дится справа от книги, а затем — слева от нее. В случае успешного выполнения задания стимули­руйте ребенка к самостоятельным ответам на во­просы. Например: «Где лежит тетрадь?» (справа от книги). «Где лежит пенал?» (слева от книги). Сложность этого задания заключается в том, что ребенок определяет расположение предметов уже не по отношению к самому себе, а по отношению их друг к другу.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Г) Встаньте напротив ребенка и предложите ему сначала показать его правую руку, а затем — Вашу. После этого попросите его показать пра­вую и левую руку (ногу, ухо и т.д.) у человека, изображенного на картинке. Это задание являет­ся самым сложным в данной серии и нередко оно посильно лишь для детей младшего школьного возраста.

У детей, затрудняющихся в различении левой и правой стороны пространства, при обучении грамо­те часто с трудом формируются зрительные обра­зы букв (имеется склонность к их «зеркальному» изображению).

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Задание 5. ИТОГОВОЕ, ОБОБЩАЮЩЕЕ

Предложите ребенку на помещенной ниже картинке показать следующее: геометрическую фигуру, расположенную в центре; фигуры, рас­положенные в левом верхнем углу и в левом нижнем углу; фигуры, расположенные в правом верхнем углу и в правом нижнем углу; фигуры, расположенные справа от квадрата, от круга и т.д.; фигуры, расположенные выше круга, тре­угольника и пр.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

При успешном выполнении этих заданий по­просите ребенка ответить на возможно большее количество вопросов, касающихся расположения фигур относительно страницы 145 (в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и пр.) и отно­сительно друг друга (справа от квадрата, выше треугольника и т.п.).

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Все приведенные выше задания рассчитаны не только на выявление степени сформированности у ребенка пространственных представлений, зри­тельного анализа и синтеза, состояния зрительно­го внимания и памяти, но одновременно и на их развитие и усовершенствование. Поэтому если ре­бенок не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, нужно сразу позаботиться о вырав­нивании «западающих звеньев». Суть занятий с ним будет сводиться к некоторым дополнитель­ным пояснениям (смотря по ситуации) и к доста­точному количеству упражнений в определении формы и величины предметов, их пространственного расположения по отношению к нему и друг к другу. Именно с такой целью в этом разделе и подобран целый ряд однотипных заданий и доста­точно большой иллюстративный материал.

Предупреждение трудностей

В усвоении

Зрительных образов букв

Сформированность зрительно-пространствен­ных представлений ребенка очень важна для уз­навания им сходных по начертанию букв.

Дети дошкольного возраста в большинстве случаев уже знают печатные буквы, однако эти знания часто бывают недостаточно устойчивыми. Так, даже уже умеющий читать дошкольник не­редко останавливается в процессе чтения и припо­минает или спрашивает у взрослых название той! или иной буквы. Неустойчивое представление о буквах у некоторых детей сохраняется и в школь­ном возрасте.

Прежде чем перейти к проверке устойчивости знания ребенком букв и его умения от­личать друг от друга сходные по начертанию буквы, следует проверить состояние у него спо­собности узнавать изображенные на картинках предметы, в том числе и в усложненных услови­ях. Эта проверка позволит одновременно вы­явить и состояние зрительного анализа и син­теза.

Маленькому ребенку легче всего узнать любой предмет в его натуральном виде, то есть в харак­терном для этого предмета реальном объеме, цвете и т.п. К узнаванию же любого предмета, животно­го, растения на картинке, где они представлены в плоскостном, а нередко еще и черно-белом изобра­жении, ребенок подходит постепенно. (Сравните узнавание маленьким ребенком реальной живой собаки и той же самой собаки, изображенной на небольшой картинке).

Для того чтобы можно было выявить даже сравнительно небольшие нарушения в узнавании предметов, используются специальные приемы, за­трудняющие это узнавание. Одним из таких прие­мов является, например, постепенное уменьшение числа информативных признаков о предмете. Так, сначала ребенку предлагается узнать изображен­ные на картинках реальные предметы, затем — контурные рисунки предметов и, наконец, пунк­тирные их изображения и изображения предметов с недостающими деталями. К другим приемам ус­ложнения узнавания относится так называемое зашумление» изображений, то есть их штриховка, перечеркивание, наложение друг на друга и пр. В этом последнем случае ребенку бывает довольно сложно вычленить один или несколько предметов из какого-то общего «хаоса». Особую сложность представляют те задания, при которых использу­ются сразу обе указанные группы приемов, за­трудняющих узнавание изображений. Такие зада­ния рассчитаны, например, на узнавание наложен­ных друг на друга пунктирных изображений, заштрихованных контурных изображений, за­штрихованных изображений предметов с недос­тающими деталями и т.п.

Приводимые ниже картинки расположены в порядке нарастающей сложности узнавания. Дети среднего и старшего дошкольного возраста с нор­мальным уровнем развития интеллекта и зритель­но-пространственных представлений должны справиться со всеми предложенными заданиями, то есть они должны узнать все изображенные на картинках предметы. В то же время многие зада­ния (в особенности по первой картинке) могут быть доступны и детям более раннего возраста.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru Пути совершенствования пространственных - student2.ru
Пути совершенствования пространственных - student2.ru Пути совершенствования пространственных - student2.ru
Пути совершенствования пространственных - student2.ru Пути совершенствования пространственных - student2.ru
Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru


Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Пути совершенствования пространственных - student2.ru


Если в результате проверки обнаружится недо­развитие у Вашего ребенка способности к узнава­нию предметов, то используйте эти же самые кар­тинки для его формирования и усовершенствова­ния. Но провести эту работу нужно обязательно до начала обучения ребенка грамоте, поскольку узна­вание букв — задача гораздо более сложная, чем узнавание предметов. Если же ребенок уже посеща­ет школу и у него наблюдаются трудности в усвое­нии начертаний букв, то и в этом случае коррекционную работу с ним лучше начать с узнавания пред­метов в усложненных условиях.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru По аналогии с проверкой способности к узнаванию предметов проверьте и возможность узнавания букв Вашим ребенком в том случае, ес­ли он уже знает буквы. Такая проверка необходи­ма и для учащихся младших классов, испытываю­щих затруднения при овладении чтением и пись­мом. С этой целью предложите ребенку следующие задания.

Задание 1. Узнать сходные по начертанию буквы (только из числа уже известных Вашему ребенку печатных букв).

П Н И Г К К У Х Ж  
В Б Р Ь Ъ З Д Л А М
       

Задание 2. Узнать буквы, написанные пунктиром.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Задание 3. Узнать недописанные буквы.

Задание 4. Узнать буквы, наложенные друг на друга.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Б, Т, Г, Р, Ф  
В, Р, Ь, Ъ, Ф
Ж, Х, Т, Г, У, К
Ш, Ц, Щ, Н, И, П, Г, Е

Задание 5. Узнать все совмещённые буквы.

 
  Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Задание 6. Узнать заштрихованные буквы.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Задание 7. Узнать стилизованные буквы.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Если ребенок, относительно хорошо знающий буквы, испытывает трудности при узнавании этих букв в усложненных условиях, то это свидетельст­вует о недостаточной устойчивости его зритель­ных представлений о буквах (то есть о неус­тойчивости зрительных образов букв). А это значит, что в процессе обучения грамоте у него могут появиться смешение сходных по начерта­нию букв, недописывание элементов букв и т.п. По этой причине надо уже в дошкольном возрасте постараться предупредить возможные специ­фические нарушения письма.

Поупражняйте ребенка в узнавании букв в ус­ложненных условиях, используя для этого те же самые рисунки. Дополнительно используйте при­водимое ниже задание на реконструирование букв, то есть как бы на «переделку» одной буквы в дру­гую, что позволит ребенку лучше усвоить особенности «строения» каждой буквы и ее основные от­личительные признаки.

Пути совершенствования пространственных - student2.ru

Этот вид упражнений должен сопровождаться примерно такими вопросами: «Что нужно сделать для того, чтобы из буквы Щ получить Ш? А как можно переделать букву Г в Т или в П?». Еще лучше, ориентируясь на приведенный рисунок, вы­резать из картона отдельные элементы печатных букв и упражнять ребенка в складывании разных букв из этих элементов и в переделке одной буквы в другую (упражнения в конструировании и ре­конструировании букв). Можно вылепи

Наши рекомендации