Развитие пространственных представлений у детей в норме
Формирование у ребенка зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) занимает довольно продолжительное время. Важную роль в этом сложном процессе играет не только непосредственно зрительное восприятие предметов, но и самостоятельные действия ребенка с этими предметами (их ощупывание, перекладывание с места на место, манипулирование ими и пр.), которые позволяют ему получить представление о форме и величине окружающих его небольших предметов и научиться по разным признакам отличать их друг от друга.
В формировании представлений об удаленности предметов большую роль играют перемещения в пространстве самого ребенка. Не напрасно говорят, что мы познаем пространство «мерой собственных шагов». Ведь маленький ребенок, еще не умеющий ходить, часто пытается дотянуться до очень удаленных от него предметов — вплоть до виднеющейся на небе звезды. Поэтому не нужно без необходимости ограничивать двигательную активность ребенка и его стремление подойти к предметам, прикоснуться к ним, попробовать действовать с ними и пр. Важно знать и то, что у детей с резко сниженным зрением формирование зрительно-пространственных представлений задерживается. В таких случаях необходима своевременная коррекция зрения при помощи очков или специальных упражнений для глаз.
Одновременно с развитием ориентировки в окружающем пространстве у ребенка развивается и способность ориентироваться в своем собственном теле. Он постепенно усваивает взаиморасположение отдельных частей тела по отношению друг к другу, а также начинает различать правую и левую его стороны. После разграничения правой и левой руки ребенок постепенно переносит это понимание «правого» и «левого» и на окружающее пространство. Со временем он усваивает, что при определенном положении его тела одни предметы оказываются справа от него, другие — слева, словами, он начинает понимать пространственное расположение предметов по отношению к самому себе. Несколько позднее понимание «правого» и «левого» переносится и на взаиморасположение предметов по отношению друг к другу, например: СТУЛ СТОИТ СПРАВА ОТ СТОЛА; КНИГА ЛЕЖИТ СЛЕВА ОТ ТЕТРАДИ.
Доминирование (преобладание) правой или левой руки у большинства детей устанавливается к 3-5 годам, во всяком случае — не позднее 6-летнего возраста. Однако у некоторых из них этот процесс задерживается, и даже уже в период начавшегося школьного обучения им бывает трудно решить, какой рукой им удобнее писать.
Отставание в выделении ведущей руки может привести к трудностям в усвоении чтения и письма. Так, ребенок, не учитывающий левую и правую стороны пространства, не будет понимать, с какой стороны следует «приписывать» элементы в буквах и как вообще нужно ориентировать некоторые буквы в пространстве (например, С, Э и др.). Нередко в этих случаях ребенку бывает даже трудно определить, в каком направлении нужно заполнять строку, и поэтому она может заполняться им не слева направо, а наоборот, справа налево. Те же самые сложности возникают и при написании цифр: некоторые из них ребенок пишет «зеркально» (например, 1, 3, 4, 6, 9 и др.). При этом характерным является направление движения его руки— не сверху вниз, а снизу вверх. (Мы не останавливаемся здесь на вопросах левшества и связанной с ним проблеме переучивания с левой руки на правую — целесообразность такого переучивания в каждом конкретном случае должнарешаться после консультации у соответствующих специалистов).
Формирование у ребенка пространственных представлений происходит в тесной связи с развитием у него речи и мышления. Усвоение словесных обозначений (то есть названий) различных пространственных признаков, таких, как «БОЛЬШОЙ», «МАЛЕНЬКИЙ», «КРУГЛЫЙ», «КВАДРАТНЫЙ» и др., помогает ему обобщить эти признаки и абстрагировать, отделить их от конкретных предметов. Так у ребенка возникают независимые от конкретных предметов представления об их возможной форме и величине, а также о расположении их относительно друг друга. (Мы сознательно не указываем здесь «возрастных рамок», поскольку в разных случаях они могут быть очень различными в зависимости от условий жизни и воспитания детей. Некоторые возрастные критерии, касающиеся конкретных упражнений, приведены ниже).
Об умении ребенка абстрагировать понятие формы и величины предметов непосредственно от самих предметов свидетельствует возможность выполнения им таких, например, заданий: ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛЫМ? (ребенок перечисляет соответствующие предметы — мяч, шар, яблоко, арбуз...). - А ЧТО ОВАЛЬНЫМ? (лимон, картофель, кабачок...). - А ПРЯМОУГОЛЬНЫМ? стол, дверь, окно...). То же самое и в отношении обобщенного понятия величины предметов: ЧТО БЫВАЕТ БОЛЬШИМ? (слон, медведь тигр...). — А ПОМЕНЬШЕ? (слоненок, медвежонок, тигренок). - А СОВСЕМ МАЛЕНЬКИМ? (комары, мошки).
Таким образом, «оречевление» пространственных признаков поднимает восприятие ребенком пространства на новый, качественно более высокий уровень — у него образуются именно представленияо пространстве. Уровень же сформированности пространственных представлений является очень важным показателем степени готовности ребенка к школьному обучению и, в частности, готовности к усвоению им зрительных образов букв. Поэтому очень важно еще в дошкольном возрасте, во-первых, обнаружить возможное отставание в формировании у ребенка зрительно-пространственных представлений и, во-вторых, постараться своевременно его преодолеть. Ниже и пойдет речь о способах выявления и преодоления такого отставания.