Картинки для слуховой дифференциации свистящих и шипящих звуков
С-Т санки — танки
С-Ц свет — цвет
Т-Ц тапки — цапки
С-Ш миска — мишка
Ш-Ч шайка — чайка
Ч-Щ чёлка — щёлка
Щ-ТЬщёлка — тёлка
3-Ж розы — рожи
Ш-Щчаша — чаща
Ч-ТЬ печка — Петька
Картинки для слуховой дифференциации звуков Р, Л, Й
Р-Л рожки — ложки
РЬ-ЛЬ рейка — лейка
Р-Й корка — койка
ЛЬ-Й галька — гайка
Картинки для слуховой дифференциации звонких и глухих согласных звуков
П-Б почка — бочка
К-Г кости — гости
С-3 сайка — зайка
Т-Д уточка — удочка
Ф-В софа — сова
Ш-Ж Луша — лужа
Картинки для слуховой дифференциации мягких и твердых согласных звуков
П-ПЬ пальцы — пяльцы
М-МЬ мышка — мишка
Т-ТЬ тапки — тяпки
Н-НЬ банка — банька
Р-РЬ круг — крюк
Б-БЬ прибывает — прибивает
В-ВЬ вол — вел
Д-ДЬ дымка — Димка
С-СЬ осы — оси
Л – ЛЬ галка – галька
Воспитание слуховой
Дифференциации звуков
Работа над воспитанием слуховой дифференциации звуков речи обычно начинается «издалека». Сначала убедитесь в том, что Ваш ребенок хорошо различает на слух такие непохожие неречевые звуки, как гудок машины, тиканье часов, телефонный звонок, шуршание бумаги, лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, шум дождя и пр. Во всех этих случаях ребенок должен просто уметь соотнести слышимый им звук с соответствующим предметом. С этой целью, услышав за окном, например, гудок машины, лай собаки или карканье вороны, спросите ребенка о том, кто (или что) издает этот звук («КТО ЭТО?», «ЧТО ЭТО?»). При выполнении таких заданий необходимо соблюдение основного условия: ребенок не должен видеть предметы или животных, которые издают звуки. В норме большинство этих звуков различаются детьми в возрасте около года или даже несколько раньше, о чем можно догадаться по реакции детей на эти звуки.
Если 2-3-летний ребенок затрудняется в различении даже не похожих один на другой неречевых звуков, то с их слуховой дифференциации и следует начинать работу с ним. Более сложные задания в этом случае предлагать пока бессмысленно.
Далее проверьте, может ли ребенок различать однотипные звуки по силе, высоте и длительности звучания. По сравнению с предыдущей, это уже более сложная задача, поскольку она требует значительно более тонкой слуховой дифференциации. Ребенок, различающий похожие звуки по их силе и высоте, должен узнавать и знакомых ему людей по голосу.
Как для проверки, так и для проведения тренировочных упражнений можно использовать следующие игры и задания.
Близко или далеко?»
Ребенок стоит на некотором расстоянии от Вас, повернувшись к Вам спиной. Вы произносите однуили несколько фраз то громко, то тихо. Он должен определить, близко или далеко Вы от него находитесь (с тихим звучанием голоса условно связывается более далекое расстояние, с громким — более близкое). Это упражнение позволяет выяснить возможность дифференциации звуков по их силе.
Кто из медведей?»
Прочитав «в лицах» сказку «Три медведя», попросите ребенка повернуться к Вам спиной. После этого поочередно имитируйте голоса то Михаилы Иваныча, то Настасьи Петровны, то Мишутки. Ребенок должен определить, кому из медведей принадлежит голос. Упражнение позволяет проверить возможность различения звуков по высоте.
Взрослый или детеныш?»
Имитируя голоса животных, одно и то же звукоподражание (например, МЯУ) произносите в разной последовательности то более низким, то более высоким («тоненьким») голосом. Ребенок должен определить, кошке или котенку принадлежит этот голос. То же самое и с голосами всех остальных животных. Это задание, как и предыдущее, рассчитано на различение звуков по высоте.
Кто позвал?»
Ребёнку предлагается завязать глаза или встать к Вам спиной. После этого его поочередно называют по имени разные члены Вашей семьи (или другие дети, знакомые). Он должен узнать по голосу, кто его позвал.
Долгий или короткий?»
Имитируя попеременно то продолжительный, то короткий звук гудка (У-У-У-У-У-У-У или У-У-У), предложите ребенку каждый раз определять, долгий или короткий был гудок. Как видим, это упражнение позволяет выявить возможность различения ребенком кратких и продолжительных звучаний. Владение этим умением помимо облегчения дифференциации звуков поможет ребенку в дальнейшем и в различении ударных и безударных слогов.
Если ребенок не справляется с этими заданиями, упражняйте его в их выполнении до тех пор, пока они не станут для него вполне доступными. И только после того, как ухо ребенка научится прислушиваться к окружающим звукам и выделять наиболее характерные их признаки, можно будет приступить к гораздо более сложным упражнениям — к упражнениям в слуховой дифференциации звуков речи. Теперь Ребенок будет достаточно подготовлен к их различению, поскольку речевые звуки также отличаются друг от друга по силе или громкости звучания (звонкие — глухие), по его высоте (мягкие – твердые) и продолжительности (в частности, один из различительных признаков звуков С и Ц — разная длительность их звучания: звук Ц нельзя «продлить»; мягкие звуки также несколько продолжительнее твердых).
К воспитанию у ребенка слуховой дифференциации звуков речи (см. приведенные выше упражнения), лучше подойти «издалека». Сначала условно отождествите не различаемые им по слуху звуки (например, С-Ш, 3-Ж) с неречевыми звуками окружающей природы. Так, звук С можно отождествить со звуком вытекающей из крана воды или со свистом, Ш — с шумом леса при сильном ветре, Ж — с жужжанием жука, 3 — с писком комара.
Смысл этих отождествлений заключается в том, что Вам необходимо любыми возможными способами довести до сознания ребенка разницув звучании тех звуков, которые он не различает на слух. Ведь именно потому он и «путает» МИШКУ и МИСКУ, что самостоятельно не в состоянии уловить никакого различия между звуками С и Ш, а Ваша задача заключается в том, чтобы ему в этом помочь. Поэтому постарайтесь как можно яснее, вплоть до утрирования, подчеркнуть имеющиеся между звуками различия. Для облегчения стоящей перед Вами задачи ниже приводятся четверостишия, в которых мы специально подчеркнули основные различительные признаки сравниваемых звуков.
С-Ш
Водичка из крана бежит
Со звуком, похожим на С,
А лес на ветру шумит —
В том шуме мы слышим Ш.
З – Ж
Звук Ж — это жук жужжит,
А 3 — то комар звенит.
Глуховато жуки жужжат,
Комары же звонко звенят.
Особенности звучания этих звуков описаны на стр.61, 62.
Ш-Щ
На платье купили шёлк,
А ключик в замочке — щёлк.
Звук Ш очень плавно звучит,
А в Щ словно что-то трещит.
При чтении этого текста важно голосом подчеркнуть плавность звучания звука Ш (ШЕЛК) и наличие некоторого «взрыва» при произнесении Щ (ЩЕЛК).
Ч-Щ
Звук Ч слышен в слове «чай»,
А Щ — из слова «прощай».
«Черника» со звуком Ч,
А в «щётке» слышится Щ.
С-Ц
Звук С так похож на свист,
Он плавно, спокойно звучит,
Так с дерева падает лист,
А Ц — как цокот копыт.
Звук С — словно солнечный свет,
Он ровно светит вокруг,
А Ц — как цветенья цвет,
Звук Ц обрывается вдруг.
При чтении двух последних четверостиший постарайтесь создать у ребенка как бы осмысленный образ этих двух звуков (С — СВИСТ, Ц — ЦОКОТ). Одновременно обратите его внимание на возможность длительного, протяжного произнесения звука С (С...) и на невозможность продления звучания Ц (он действительно «обрывается вдруг»).
Р-Л
На Л — слабо плещутся волны,
АР — громкий грома раскат,
Те волны свободы полны,
А гром грохочет как град.
В строчках, посвященных звуку Л, все слова звучат спокойно и плавно, своим звучанием как бы напоминая плавность волн. Строчки же, посвященные звуку Р, имитируют гром, грохот, что нужно постараться подчеркнуть и голосом. Это поможет ребенку лучше уловить различие в звучании сравниваемых звуков.
Звонкие и глухие звуки
Звонкие звуки громко звучат,
В глухих же — лишь тихий шёпот.
С громкими звуками птицы кричат,
С глухими — волны слабый ропот.
Подчеркивается основной различительный признак этих звуков — разная громкость их звучания: П — произносится шепотом, Б — громким голосом; Т — шепотом, Д — громким голосом; К, Ф, С, Ш - шепотом, Г, В, 3, Ж -громким голосом.
Мягкие и твердые звуки
Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней,
А твёрдые — словно грубее и ниже,
Как будто твёрдые — злей.
Приведем конкретный пример работы над слуховой дифференциацией звуков 3 и Ж. Можно начать с игры в «Комара и жука». Объясните ребенку, что комариный писк очень высокий и тонкий, тогда как жуки издают при жужжании более низкий и более приглушенный звук. Несколько раз подряд изобразите попеременно то одно, то другое звучание и дайте ребенку возможность хорошо вслушаться в произносимые Вами звуки. После этого, закрыв лицо экраном (листом бумаги), потренируйте ребенка в различении на слух этих пока еще не речевых звуков, каждый раз задавая ему такой вопрос: «Кто это, жук или комар?»
После того как ребенок уловит различие в звучании звуков в этих значительно облегченных условиях, предложите ему различить на слух уже речевые звуки 3 и Ж, к тому же произносимые не столь длительно и без утрирования. Можно надеяться, что теперь он сумеет спокойно справиться и с этой задачей.
Сразу свяжите оба звука с соответствующими им печатными буквами 3 и Ж. Для более легкого усвоения ребенком этих букв обратите его внимание на то, что буква Ж по своему внешнему виду напоминает жука (а звук Ж напоминает его по издаваемому им звуку). Таким образом, и характер звучания звука и внешний вид соответствующей ему буквы как бы «сходятся» в одном и том же жуке (Ж-Ж-Ж - ЖУК).
В дальнейшем останется только закрепить приобретенный ребенком навык слуховой дифференциации этих звуков путем специальных упражнений (см. стр. 63 — 65).
Примерно в такой же последовательности воспитывается различение на слух и любой другой пары звуков.
Однако далеко не всегда при работе над слуховой дифференциацией звуков речи нужно проходить весь описанный выше путь. Если проведенная Вами проверка покажет, что ребенок справляется с элементарными заданиями, то можно сразу приступать к различению непосредственно речевых звуков. Во всех других случаях работу нужно начинать с той «отправной точки», где были выявлены затруднения при выполнении заданий.
Описание же самых простых упражнений (типа различения гудков, звонков и т.п.) преследует двоякую цель. Во-первых, это позволит родителям своевременно заметить неблагополучие в состоянии слуховой функции ребенка, а значит, и принять необходимые меры к ее нормализации. Во-вторых, даст возможность уже в самом раннем возрасте начать целенаправленную работу над развитием и усовершенствованием этой функции, что и будет наиболее надежной профилактикой разного рода ее нарушений, включая и трудности слуховой дифференциации звуков речи.
Вернемся к описанию конкретных упражнений. После того как ребенок научится различать на слух изолированно звучащие звуки (например, упомянутые выше 3 и Ж), необходимо поупражнять его в различении этих звуков в словах. С этой целью предложите ему такие задания:
1. Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен звук 3. После такой договоренности с ребенком Вы последовательно произносите примерно следующий ряд слов: ЗВОНОК, ЛАМПА, ЛУНА, КОЗА, ЗАБОР, РОЗА, РУКА, ЗУБЫ, РЫБА, ГЛАЗА и т.п. На первых порах звук 3 можно произносить несколько подчеркнуто, более длительно. Как видим, в приведенных здесь словах нет звуков, акустически близких к звуку 3, в том числе и смешиваемого с ним звука Ж. Все это значительно облегчает выполнение задания.
2. Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен звук Ж. Ребенку предъявляются примерно такие слова: ЖУРАВЛЬ, ЖАБА, МОЛОКО, ЛУЖА, КАРТИНА, КНИГА, ЖАКЕТ, ЖИРАФ, ТАРЕЛКА и т.п. Как и в предыдущем случае, здесь полностью отсутствуют звуки, близкие к звуку Ж.
3. Поднять вверх руку с буквой 3 (или Ж), если в слове будет слышен звук 3 (или Ж). Произносится последовательно примерно такой ряд слов с некоторым выделением звуков 3 и Ж: ЛЫЖИ, ЗАЙКА, ЗАМОК, ЖИЛЕТ, ЖАРА, ЖУК, ЗАКАТ, ПОЖАР, ГРОЗА, ЖАВОРОНОК, ЗМЕЯ, ЗОЛОТО и т.д. Ребенок должен «реагировать» только на звук 3 или только на звук Ж. Это задание значительно сложнее предыдущих, поскольку в нем одновременно представлены оба «трудных» звука.
4. Поднять вверх руку с буквой 3 или Ж, когда в слове будет слышен звук 3 или Ж. В отличие от предыдущего задания, здесь ребенок должен реагировать сразу на оба звука. Упражнение можно усложнить за счет включения в него таких слов, которые содержат сразу оба звука (типа ЖЕЛЕЗО, ЖИЗНЬ, ЗАЖИГАЛКА, ЗАЖАРИТЬ, ЗАЖИМ, ЖАЛЮЗИ и др.). В этих случаях одновременно поднимаются обе буквы. Задание может предлагаться детям старшего дошкольного возраста.
5. Правильно показать картинки на стр. 44 (РОЗЫ-РОЖИ). Это задание является самым сложным, поскольку оно исключает возможность использования ребенком какого-либо «обходного» пути и может быть выполнено только при условии действительного различения им звуков 3 и Ж на слух. Но при предъявлении этого задания должны быть строго соблюдены все указанные на стр. 38 — 40 условия, так как иначе оно просто теряет смысл.
Эти картинки используются на заключительном этапе работы над слуховой дифференциацией любой пары звуков.
Если ребенок научился справляться со всеми этими заданиями, включая последнее, то это говорит об овладении им слуховой дифференциацией не различаемых ранее звуков. При наличии у него звуковых замен и в устной речи нужно позаботиться об их устранении. Дети 3 — 5-летнего возраста, научившись различать звуки на слух, чащевсего самостоятельно овладевают нужной артикуляцией на основе простого подражания правильной речи окружающих. Нужно только в течение некоторого времени стараться ясно и отчетливо произносить в присутствии ребенка как можно больше слов с этими звуками. Если же с усвоением правильной артикуляции звука возникнут трудности, то необходимо обратиться за помощью к логопеду.
Развитие фонематических
Представлений
И начальных форм
Фонематического анализа
Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо также, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представлениео каждом звуке, то есть мог мысленнопредставить себе звучание любого звука. Это важно потому, что во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мысленных представлений о звуках — ведь в это время он не имеет возможности воспринимать эти звуки на слух (если не считать проговаривания самим ребенком записываемых им слов, но об этом речь впереди).
Для того чтобы выяснить, имеются ли у ребенка устойчивые представления о звуках речи или фонемах (так называемые фонематические представления), можно воспользоваться следующими заданиями.
Задание 1.
Предложите ребенку из всех помещенных ниже картинок молчапоказать только те, в названиях которых имеется звук Ш. Сами Вы эти картинки также не называете. Правильное выполнение этого задания возможно только в том случае, если ребенок способен достаточно отчетливо представить себе звучание звука Ш, поскольку в данный момент он не слышит этого звука. Иными словами, он имеет возможность опереться здесь только на сохранившийся у него слуховой образзвука. Возможно, в оживлении этого образа ему поможет воспоминание о шуме листьев на дереве, а также все другие Ваши пояснения об особенностях звучания этого звука.
Задание 2.
Оно однотипно с предыдущим, но значительно сложнее его, поскольку в названиях картинок имеются звуки, близкие к звуку Ш (Ж, Ч, Щ, С, 3, Ц), которых в предыдущем задании не было.
Задание 3.
Предложите ребенку вспомнить и назвать 4-5 слов со звуком Ш (или любым другим проверяемым звуком).
Задание 4.
Попросите ребенка вспомнить и назвать: как можно больше имен со звуком Ш (САША, ШУРА, ЛУША, МАША, ДАША, ГОША, МИША, ГРИША, ЛЕША); как можно больше предметов одежды со звуком Ш (ШУБА, ШАРФ, ШАПКА, ШЛЯПА, РУБАШКА, ШОРТЫ); все находящиеся в комнате предметы, в названиях которых есть этот звук (ШКАФ, ВЕШАЛКА, КАРАНДАШ, ШКАТУЛКА, ИГРУШКИ, ШВЕЙНАЯ МАШИНА, КАТУШКА, ПОДУШКА) и т.п.
Задание 5.
Указав ребенку на расположенную ниже картинку, на которой нарисованы РОЖКИ и ЛОЖКИ, но не называя этих предметов, попросите его молча показать те из них, название которых начинается со звука Р. Успешно справиться с этим заданием ребенок сможет лишь в том случае, если у него имеется устойчивое представление о звуках Р и Л, которое даст ему возможность не путать эти звуки между собой и не показать по этой причине рожки вместо ложек. Подобным же образом для проверки фонематических представлений могут быть использованы и все остальные картинки, предназначенные для проверки слуховой дифференциации звуков (см. стр. 42 — 53).
Если б-летний ребенок при выполнении этих заданий испытывает затруднения, то это говорит о неустойчивости его фонематических представлений и о необходимости специальной работы по их развитию. В этом случае обратитесь к тем же самым заданиям и картинкам и используйте их в самых различных вариантах до тех пор, пока ребенок не будет свободно справляться со всеми упражнениями. Предварительно повторите и предыдущие упражнения, рассчитанные на воспитание слуховой дифференциации звуков (возможно, там не все удалось окончательно доработать, и Вы преждевременно перешли к следующему этапу).
Описанные выше упражнения обеспечат ребенку возможность четкого различения на слух всех речевых звуков. Это означает, что в каждом конкретном случае он будет точно знать, какой именно звук (3, Ж или какой-то иной) ему нужно перешифровать в буквенный знак. Теперь ребенку останется только усвоить эти буквенные знаки (что тоже непросто) и прочно «закрепить» их за соответствующими звуками. В итоге всего этого ребенок овладеет так называемыми звуко-буквенными обозначениями. Благодаря этому у него в руках окажется нечто вроде ключа, который позволит ему проникнуть в тайну письменной речи.
Но мы говорили пока только о различении и последующем буквенном обозначении отдельно взятых звуков. Для записи же целых слов, включающих в свой состав сразу несколько или даже много звуков, необходимо четко разобраться в звуковой структуре слова. В каждом случае нужно точно знать, из каких именно звуков состоит любое записываемое слово и в каком порядке эти звуки следуют друг за другом, о чем мы уже говорили на стр. 13—14. Все это и входит в понятие звукового анализа.
Навыком звукового анализа слов ребенок должен овладеть до начала его обучения грамоте или на самых начальных этапах такого обучения. В школе для этой цели специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совершенно не подготовленным к сложному процессу звукового анализа слов, то он неизбежно встретится на том пути с большими трудностями. Отсюда и возникает необходимость развития у него еще в дошкольном возрасте хотя бы самых простых форм такого анализа.
Мы не задаемся целью изложить здесь всю строгую, стройную и до самых мелких деталей разработанную в дефектологии систему работы по воспитанию у детей способности к фонематическому анализу слов, дающую положительный результат даже, казалось бы, в самых безнадежных случаях. Приведем лишь несколько самых простых упражнений, позволяющих подготовить дошкольника к этому сложному виду учебной деятельности.
1. Попросите ребенка определить, в каком месте слова (начало, середина, конец) слышится звук С в следующих словах: СУМКА, САНКИ, НОС, КАСКА, ОВЕС, БУСЫ, ВЕСЫ, КОСЫНКА, САРАЙ, СОЛОМА, ЛЕС, СЛОН, СЫР, РИС и т.д. Но до предъявления этого задания Вы должны быть твердо уверены в том, что ребенок хорошо понимает значение слов НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ. Для уточнения этого вопроса попросите его, например, показать, где начало страницы (строчки, целой книги, нарисованной на картинке очереди и пр.), где ее середина и конец. Встречаются случаи, когда этого не знают даже дети младшего школьного возраста — именно по этой причине они и не могут ответить на упомянутый вопрос. Выполнение этого задания должно быть доступно 5-6-летним детям. Оно подготавливает ребенка к предстоящему ему в дальнейшем более точному определению места каждого звука в слове.
2. Произнесите сочетание из двух гласных звуков (А-У...) при условии достаточно длительного звучания каждого из них. Можно предварительно сказать ребенку о том, что когда кто-то заблудится в лесу, то кричит «АУ!» Дайте послушать это сочетание еще раз и затем спросите ребенка, какой звук он слышит сначала, а какой — потом. Если он справится с этой задачей, то это и будет самый первый его опыт анализа звукового состава слова. Затем поменяйте звуки местами (имитация плача грудного ребенка) и повторите свой вопрос. В случае затруднений на первых порах можно предложить ребенку самому произнести эти звуки (эффект проговаривания) или внимательно посмотреть на положение Ваших губ при произнесении одного и другого звуков (подключение зрительного анализатора). В дальнейшем старайтесь опираться только на слуховое
восприятие и постепенно уменьшать продолжительность звучания обоих звуков.
3. Произнесите сочетание, состоящее из гласного и согласного звуков (типа АХ, ОХ, УХ, УС), то есть так называемый обратный слог. В обратном слоге по сравнению с прямым (типа ХА) звуки произносятся менее слитно, и поэтому их значительно легче расчленить. Спросите ребенка, какой звук он слышит первым, а какой — после него.
4. Если ребенок успешно справится с предыдущими заданиями, то попытайтесь предъявить ему для анализа и прямые слоги (типа ХА, СА, ША), повторив при этом тот же самый вопрос. Каждый из звуков при их произнесении подчеркивается голосом.
5. В дальнейшем можно упражнять ребенка в выделении первого и последнего звуков из состава слова, поскольку эти задания, так же как и предыдущие, относятся к числу более простых и могут быть доступны детям старшего дошкольного возраста. В ходе этих упражнений можно спросить ребенка о том, какой первый и какой последний звук в словах АИСТ, ВОЛК, СОСНА и т.п. При этом выделяемый из слова звук также произносится несколько подчеркнуто.
Если ребенок в дошкольном возрасте овладеет хотя бы этими «подступами» к полному звуковому анализу слов, то в процессе обучения грамоте он уже не встретится с теми непреодолимыми трудностями, которые в конечном итоге не позволят ему полноценно овладеть письмом. Но такие трудности неизбежно будут подстерегать тех детей, ухо которых к началу школьного обучения окажется нетренированным в отношении дифференцированного восприятия звуков речи. Именно о такой «тренировке», то есть о развитии у ребенка достаточно тонкой и дифференцированной работы слухового анализатора, мы и вели здесь речь.
Глава 3
Формирование