Информационно-методические материалы к семинару
Информационно-методические материалы к семинару
«Организация коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР»
(для учителей- логопедов)
Октября 2008г.
Екатеринбург
Схема обследования ребенка 3-го и 4-го года жизни
На медико-психолого-педагогической комиссии
Определение состояния моторного развития
2 года – умеет самостоятельно влезать на стул
умеет есть из ложки
умеет частично одеваться и раздеваться
3 года – бросает одной рукой мяч в цель
ритмично хлопает в ладоши и притопывает ногами
умеет частично одеваться и раздеваться
Определение состояния импрессивной речи
2 года – любит слушать сказки, песенки, стихи
понимает сюжет несложной картинки
может показать на картинках
игрушки (кукла, машинка)
посуду (ложка, тарелка)
одежду (платье, брюки)
мебель (стол, кровать)
3 года – понимает содержание короткого рассказа без иллюстраций
может показать на картинке героев знакомой сказки
может показать на картинках
игрушки (кукла, машинка, мяч)
посуду (ложка, тарелка, чашка)
одежду (платье, брюки, шапка)
мебель (стол, кровать, стул)
фрукты (яблоко, банан, груша)
овощи (огурец, помидор, морковь)
транспорт (машина, автобус, самолет)
Определение состояния экспрессивной речи
2 года – в речи фраза из двух аморфных слов (Ляля бай. Биби ту-ту.)
воспроизводит звукоподражания
корова мычит: «Му»
курочка кричит: «Ко-ко»
паровоз гудит: «Ту-ту»
называет некоторые игрушки
предметы посуды
3 года – в речи простые предложения из двух-трех слов
умеет задавать вопросы
умеет называть большой и маленький предметы
умеет называть четыре основных цвета
называет игрушки
предметы посуды
предметы мебели
части тела и лица
Определение состояния фонематического слуха
2 года – воспроизводит слоговой ряд
му-му
пи-пи
ту-ту
ко-ко
3 года – воспроизводит слоговой ряд
ко-ко-ко
га-га-га
би-би-би
дифференцирует слова, отличающиеся одной фонемой
майка-зайка
кот-кит
Определение состояние звукопроизношения
Гласные звуки А
У
О
И
Согласные звуки М Т Ф Г З Ж
МЬ ТЬ ФЬ ГЬ ЗЬ Р
П Д В Х Ц РЬ
ПЬ ДЬ ВЬ ХЬ Ч Л
Б Н К С Щ ЛЬ
БЬ НЬ КЬ СЬ Ш J
Период обследования детей (сентябрь)
Задачи периода:
1. Создание положительного микроклимата в группе.
2. Знакомство с детьми, установление с ними эмоционального контакта.
3. Обследование детей и заполнение речевых карт.
4. Распределение детей по подгруппам с учетом результатов диагностики.
5. Установление контакта с другими специалистами, совместное планирование коррекционно-педагогической деятельности.
6. Проведение бесед с родителями и сбор анамнеза.
Основные направления работы в группе для детей раннего возраста
I. Познавательное развитие
Развитие психических функций
Воспитание слухового восприятия, внимания, памяти
1. Формирование внимания к неречевым звукам.
2. Формирование умения реагировать на неречевой и речевой сигналы.
3. Воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные реакции.
4. Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, предметов, тихой и громкой речи.
5. Формирование умения различать звуковые сигналы, состоящие из 2– 3 звуков.
6. Развитие чувства темпа, ритма, сосредоточенности, выдержки.
7. Развитие слухоречевой памяти.
Воспитание зрительного восприятия, внимания, памяти
1. Развитие оптико-пространственной функции, воспитание навыка фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта.
2. Развитие зрительного внимания при обязательном тактильном контакте ребенка с изучаемым предметом.
3. Формирование умения находить сходные предметы среди других
предметов при наличии эталона.
4. Формирование умения подбирать парные картинки, составлять разрезные картинки из 2 частей (вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы).
5. Развитие зрительной памяти в играх.
Формирование элементарных математических представлений
1.Ознакомление детей с геометрическими формами (круг, квадрат, тре-
угольник).
2. Обучение подбору геометрических форм по подобию и по
называнию.
3. Формирование понятий большой, маленький.
4. Обучение подбору больших и маленьких предметов по подобию.
5. Формирование навыка дифференциации предметов по величине в
порядке увеличения или уменьшения размеров.
6. Формирование умения подбирать предмет по двум заданным
характеристикам.
II. Речевое развитие
Развитие импрессивной речи
1. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее
содержание, сосредотачиваться, настраиваться на восприятие речи и
давать ответные двигательные и звуковые реакции.
2. Расширение объема понимания обращенной речи, накопление
пассивного словаря с ориентацией на понимание целостных
словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным
действием.
3.Формирование умения соотносить предметы и действия с их
словесным обозначением. Обучение детей узнаванию предметов по
их назначению (чем ты будешь есть), по их описанию (он круглый,
красный, резиновый, его можно бросать).
4. Формирование доступных обобщающих понятий (игрушки, одежда,
обувь).
5. Развитие пассивного глагольного словаря:
· обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди и животные совершают различные действия, (мальчик сидит, собака сидит, птичка сидит);
· обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (собака лежит, сидит, стоит, бежит);
· обучение ориентировке в названия действий, когда они даны без обозначения объектов (кто спит, сидит, лежит, бежит);
· обучение детей переключению с одного действия на другое по словесной инструкции, различению утвердительных и отрицательных приказаний, выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
6. Развитие понимания грамматических форм (единственное и множественное число существительных, единственное и множественное число глаголов, уменьшительные суффиксы существительных, косвенные падежи существительных мужского и женского рода).
7. Обучение пониманию простых предложений.
8. Обучение соотнесению слов один, много, ни одного с
соответствующим количеством предметов; соотнесение слов
большой, маленький с размером предлагаемых предметов.
9. Различение пространственного расположения предметов при
условии, что предметы находятся в привычных для ребенка местах.
Дифференциация простых предлогов.
10. Обучение пониманию вопросов к предметной и сюжетной
картинкам, по прочитанной сказке (со зрительной опорой).
11. Формирование умения понимать и выполнять двух- и
трехступенчатые инструкции.
II. Упражнения для языка
1. «Лопата». Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на три – пять секунд.
2. «Жало». Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на три – пять секунд.
3. «Лопата – жало». Широко открываем рот, кладем мягкий спокойный
язычок на нижнюю губу, удерживаем две – три секунды, затем, не убирая
язык в рот, приподнимаем его, вытягиваем вперед и напрягаем мышцы,
чтобы язык стал тонким. Фиксируем на две – три секунды.
4. «Маятник». Широко открываем рот, вытягиваем язык, напрягаем его,
касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ.
Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не
двигалась нижняя челюсть.
5. «Качели». Широко открываем рот, кладем на нижнюю челюсть спокойный
расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на
нижнюю, снова переводим на верхнюю.
6. «Вкусное варенье». Широко открываем рот, острым кончиком языка
проводим по верхней губе слева направо и обратно.
7. «Мостик». Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы.
Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот.
8. «Орешек». При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в
левую, то в правую щеку.
9. «Лошадка». Широко открываем рот, присасываем широкий язычок к
небу, щелкаем и роняем язычок.
10. «Считалочка». Широко открываем рот, острым кончиком языка,
касаемся каждого верхнего зуба слева направо и обратно.
11. «Длинный язычок». Широко открываем рот, максимально вытягиваем
язык вперед.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
1. «Улыбка – трубочка».
2. «Лопата».
3. «Мостик».
4. «Щеточка». Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы. Медленно двигаем язык слева направо и обратно.
5. «Мостик качается». Качаем выгнутой средней частью языка, кончик которого упирается в нижние зубы.
6. «Заборчик». Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы. Медленно сближаем и сжимаем зубы, вновь разжимаем их, проверяем, удерживается ли язычок в заданном положении.
7. «Ветерок по мостику». Разводим уголки губ, выгибаем язычок и упираем его в нижние зубы, медленно сближаем зубы, спокойно дуем на язычок: с…
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ
1. «Улыбка- трубочка».
2. «Лопата».
3. «Качели».
4. «Прятки». Широко открыть рот и закрыть широким кончиком языка верхнюю губу.
5. «Длинный язычок». Широко открываем рот и пытаемся кончиком языка достать кончик носа.
6. «Чашечка». Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы.
7. «Горячий чай». Уголки губ разведены. Держим язычок «чашечкой» за верхними зубами, медленно сближаем зубы, дуем в «чашечку», признося звук [с]. Слышится звук, подобный [ш].
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА [Л]
1. «Пожевать» широкий расслабленный язык, то убирая его вглубь рта, то высовывая обратно.
2. «Гармошка». Петь звук [ы], высунув широкий язык, прикусить широкий кончик языка, стучать кончиками пальцев по щекам, чтобы слышался звук, похожий на [л].
3. «Шарик». Упереть кончик языка в верхние резцы, стараться как бы вытолкнуть их изо рта и при этом выдувать воздух в щеки, чтобы они надулись.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА [Р]
1. «Грибок». Широко открыть рот, присосать язык к небу, растянув уздечку. Удерживать 10–15 секунд.
2. «Лошадка».
3. «Пулемет». Широко открыть рот, поставить кончик языка за верхние зубы, на альвеолы, быстро произносить: [д-д-д-д-д].
4. «Балалайка». Широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы на альвеолы, быстро произносить: [д-д-д-д-д]. Ввести под язык соску, болтать ею, добиваясь вибрации кончика языка.
МАССАЖ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ
1. Поглаживание от центра подбородка к мочкам ушей.
2. Пощипывание от центра подбородка к мочкам ушей.
3. Постукивание кончиками пальцев от центра подбородка к мочкам ушей (пальчиковый душ).
МАССАЖ ГУБ
1. Поглаживание верхней губы от уголков рта к середине.
2. Пощипывание верхней губы от уголков рта к середине.
3. Поколачивание верхней губы от углов рта к середине.
4. Поглаживание нижней губы от уголков рта к середине.
5. Пощипывание нижней губы от уголков рта к середине.
6. Поколачивание нижней губы от уголков рта к середине.
7. Поглаживание над верхней губой от середины к углам рта.
8. Пощипывание над верхней губой от середины к углам рта.
9. Поколачивание над верхней губой от середины к углам рта.
10. Точечный массаж углов рта круговыми движениями вперед.
11. Поглаживание носогубной складки.
12. Пощипывание носогубной складки.
13. Поколачивание носогубной складки.
МАССАЖ ЯЗЫКА
1. Взять язык пальцами и покачать из стороны в сторону.
2. Похлопать язык указательным пальцем.
3. Пощипать края языка от корня к кончику.
4. Похлопать по краю языка от корня к кончику.
5. Погладить по средней линии языка от кончика вглубь.
6. «Спираль» по центру языка от кончика вглубь.
7. «Елочка» от центра языка.
Дыхательная гимнастика
Упражнение 1
Диафрагмальное дыхание лежа
Ребенок ложится на спину на ковер; левую руку кладет на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед показывает ребенку на себе, как нужно дышать диафрагмой, приложив руку ребенка к своему животу.
По команде логопеда ребенок вдыхает, выпячивая живот, и
выдыхает, втягивая живот. Если упражнение у ребенка не получается, полезно производить усиливающееся к концу выдоха легкое надавливание рукой на живот.
Упражнение 2
Диафрагмальное дыхание стоя
Для правильной постановки тела ребенок дышит вначале, прислоняясь затылком, спиной и пятками к стене. Методика проведения такая же, как в упражнении 1.
Упражнение 3
Ребенок стоит, положив одну руку на живот, а другую на грудь. Делает вдох, выпятив живот, а на выдохе считает от одного до пяти, постепенно втягивая живот.
Упражнение 4
Ребенок стоит, положив одну руку на грудь, а другую на живот, делает вдох на три счета, задерживает дыхание, а на выдохе считает до пяти. Руками контролирует, как производятся вдох и выдох.
Упражнение 5
Ребенок стоит, положив одну руку на грудь, а другую на живот, делает вдох на три счета, задерживает дыхание, а на выдохе считает до пяти и обратно. Руками контролирует, как производятся вдох и выдох. Считает спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, чтобы в легких все время был запас воздуха.
Упражнение 6
Ребенок стоит, положив одну руку на грудь, а другую на живот, делает вдох на три счета, задерживает дыхание, а на выдохе считает до пяти и обратно, добирает воздух и считает до пяти, снова добирает воздух и считает от пяти до одного. Руками контролирует, как производятся вдох и выдох. Считает спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, чтобы в легких все время был запас воздуха.
Упражнение 7
Ребенок стоит, положив одну руку на грудь, а другую на живот, делает вдох на три счета, задерживает дыхание, а на выдохе произносит предложение типа: Аня ела апельсины. Оля увидела аиста. Инна играет с игрушками. Руками контролирует, как производятся вдох и выдох. Говорит спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, чтобы в легких все время был запас воздуха.
Упражнение 8
Ребенок стоит, положив одну руку на грудь, а другую на живот, делает вдох на три счета, задерживает дыхание, а на выдохе произносит двустишье, добрав воздух после первой строки:
Это Васька, рыжий кот,
Он у бабушки живет.
Упражнение 9
Ребенок стоит, положив одну руку на грудь, а другую на живот, делает вдох на три счета, задерживает дыхание, а на выдохе произносит четверостишье, добрая воздух после каждой строки:
Для маленького Пашки
Наташа шьет штанишки.
В штанишках два кармашка,
А на кармашках мышки.
Упражнение 10
Ребенок стоит, положив одну руку на грудь, а другую на живот, делает вдох на три счета, задерживает дыхание, а выдохе рассказывает стихотворение, добрая воздух после каждой строки.
Информационно-методические материалы к семинару
«Организация коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР»
(для учителей- логопедов)
Октября 2008г.
Екатеринбург