Слепых и слабовидящих дошкольников
Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования личности. В условиях зрительной недостаточности данный этап личностного развития приобретает особое значение в связи с необходимостью организации своевременной психолого-педагогической помощи данной категории детей.
Для ребенка дошкольного возраста особенно значимо чувственное познание, а значит роль зрения и зрительного восприятия в психическом развитии ребенка особенно значима.
При отсутствии или частичном поражении органа зрения ребенок может не получать или получает неполную информацию об окружающем, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее. Зачастую люди не задумываются, как много образов, понятий мы автоматически усваиваем при помощи зрительного анализатора по образцу и подражанию.
Известно, что процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения.
Примерно 90 % всей информации человек получает через зрение. Однако это не значит, что при слепоте и глубоких нарушениях зрения человек теряет такое же количество впечатлений: другие анализаторы могут отражать ту же сторону предмета и те же его качества, что и зрение. Осязание, например, как и зрение, позволяет выяснить форму, протяженность, величину, удаленность объекта.
Роль осязания в усилении компенсаторных процессов при слепоте и слабовидении теоретически обоснована в трудах М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагина, Р.Б. Каффеманаса, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой, Б.Г. Тупоногова. Л.Б. Осиповой доказана целесообразность и необходимость использования осязания дошкольниками с косоглазием и амблиопией не только как компонента их сенсорного развития, но и как важного средства преодоления последствий нарушения зрения у данной категории детей.
Зрительное восприятие при нарушенном зрении совершенствуется с помощью дополнительных незрительных стимулов: тактильные стимулы при использовании зрения в процессе обучения помогают в создании полноценного образа предмета.
Огромную роль в интеграционном процессе играет развитие тактильного восприятия, как одного из основных способов получения информации из окружающей среды. Ребенок с помощью осязания дополняет, расширяет и проверяет информацию, которую получает при помощи других перцептивных каналов (Р.Б. Каффеманс). При этом тесная интеграция развивающихся сенсорной и моторной систем оказывает влияние на перцептивные и познавательные возможности ребенка.
В связи с этим встает вопрос об оптимизации средств обучения, направленных на формирование тактильно-кинестетического анализа и синтеза признаков и свойств предметного мира у детей с нарушениями зрения, умения использовать ими осязание в деятельности.
Одним из инструментов компенсации зрительной недостаточности, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, является рукотворная тактильная книга –вариант общепринятой книги, в которой иллюстрации выполнены из различных материалов в максимальной мере отражающих реальные характеристики объектов. Она предназначена для наглядно-практического восприятия предметов.
Проблема использования тактильных книг с целью формирования адекватных представлений об окружающем у слепых и слабовидящих детей отнюдь не нова. В протяжение многих лет этот вопрос успешно решается в Финляндии, Швеции, США, России и других государствах.
Рукотворные тактильные книги имеют ряд неоспоримых достоинств.
Объекты, изображенные на таких картинках, легко узнаваемы для ребенка, потому что, кроме знаний о форме предмета, ребенок получает информацию о его фактуре. На подобной картинке можно передать не только форму изображаемого объекта, но и тактильные свойства материала, из которого состоит этот объект, например, гладкость, шероховатость, нежность и шелковистость. «Рассматривая» подобные картинки ребенок получит одновременно и тактильные, и зрительные ощущения, что очень важно при формировании полного сенсорного образа. На таких картинках без ущерба для осязательного восприятия можно изобразить довольно мелкие детали объекта, например, глаза, нос, когти, клыки животного, детали одежды и интерьера и т.п. Благодаря разной фактуре материалов, мелкие детали объекта не сливаются с основным изображением и не загромождают его.
Правильная тактильная иллюстрация призвана обеспечить ребёнка тактильными ощущениями, которые помогут ему связать слова книги с собственным тактильным опытом и предметами из повседневной жизни.
Тактильные иллюстрации, как и визуальные, могут выполнить одновременно несколько функций:
- наблюдения западных ученых (Miller 1985, Stratton Wright 1991, Norman 2003) показали, что тактильные иллюстрации повышают интерес ребёнка к самостоятельному чтению и делают прочитанное намного понятнее;
- тактильные изображения дают ребёнку возможность самостоятельно исследовать и интерпретировать то, что он обнаруживает в иллюстрации, связывая при этом свои ощущения и содержание книги;
- наличие тактильных иллюстраций привлекает интерес ребёнка к книге; во время их изучения ребёнок знакомится с напечатанным текстом и проявляет интерес к ознакомлению с ним;
- тактильную иллюстрацию, как и визуальную картинку, можно обсуждать во время обследования;
- тактильный опыт слепых и слабовидящих детей, их общение с детскими тактильными книгами, помогает выработать необходимый навык для изучения шрифта Брайля и прочтение различных рельефных изображений.
Учитывая все плюсы рукодельной книги, студенты факультета коррекционной педагогики Челябинского государственного педагогического университета не только с пониманием, но с интересом подхватили инициативу Челябинской областной библиотеки для слепых (ЧОБС) по их изготовлению. Первая тактильная рукодельная книга для слепого дошкольника была изготовлена руками студентов в конце 2004 года по инициативе к.п.н., доцента кафедры СМППиПМ, тифлопедагога Л.Б. Осиповой. Называется она «Аквариум» и открывает серию «Мой дом». Сейчас в фонде ЧОБС 48 рукодельных книг, а большая часть из них изготовлена студентами ЧГПУ.
Подбор тематики и содержания тактильных изданий осуществляется в соответствии с тематическим планированием ДОУ и Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV вида. В процессе коррекционной работы с использованием тактильных книг решается ряд важнейших задач по следующим разделам: ознакомление с окружающим миром, развитие зрительного восприятия, развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, развитие речи.
При изготовлении тактильных книг необходимо соблюдать общие требования к их техническому исполнению:
- безопасность – обложка, крепление, предметы, используемые в книге не должны содержать острых, колющих, режущих деталей, не использовать ядовитые, токсичные материалы;
- прочность – крепление предметов, страниц должно быть надёжным, книга должна иметь возможность подвергаться механической, санитарно-гигиенической обработке;
- тактильное издание должно быть объемным по структуре и очень комфортным для осязания.
В 2013 году в рамках реализации ЧОБС проекта «Рюкзачок открытий» (грант Министерства культуры Челябинской области) под руководством Л.Б. Осиповой нами была изготовлена тактильная книга для слепых и слабовидящих дошкольников «Времена года», способствующая формированию у детей адекватных представлений о сезонных изменениях в природе.
Следуя рекомендациям специалистов ЧОБС, при изготовлении тактильной книги мы соблюдали следующие требования:
- формат книги должен быть в пределах А4 с целью обеспечения удобства охвата рабочей зоны действия рук и возможности мысленного охвата ребёнком всей страницы;
- книга не должна быть тяжёлой;
- страницы целесообразнее изготовить мягкими, приятными на ощупь; для детей младшего школьного возраста допустимы страницы из картона толщиной не менее 3 мм;
- обложка дидактических книг для детей дошкольного возраста может быть мягкой, скрепленной кольцами или шнуровкой; для детей младшего школьного возраста лучше, если она будет выполнена на основе плотного картона, обтянутого тканью или текстурной бумагой;
- количество предметов на странице не должно быть большим, чтобы ребенок мог сконцентрировать внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали;
- каждому объекту, с которым знакомится ребёнок (букве, цифре, фигуре, предмету и др.) отводится отдельная страница; книга должна нести очень точный, выверенный эталонный образ данного предмета или живого существа;
- цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать реальным;
- необходимо учитывать, что глаз ребёнка с остаточным зрением реагирует на свет, блики, лучше всего ребёнок видит контрастные полосы – поэтому важно соблюдать четкий контраст фона и предмета по цвету и ощущению;
- изображения необходимо выполнять максимально приближенными к реальным объектам, исключив стилизацию, с целью обеспечения адекватного представления о предмете (у животных изображаются все четыре конечности, оба уха, рога, и т.д.); тактильные аппликации должны подсказывать детям, на что может быть похож реальный предмет;
- если какой-либо предмет или персонаж повторяется на нескольких страницах книги, необходимо сохранять размер этого предмета, чтобы ребенок не перепутал его с другими;
- чем старше возраст незрячего ребёнка, тем больше деталей можно использовать в изображении предмета;
- для ориентировки, определения верха и низа страницы, по ее нижнему краю пришивается выпуклая тесьма, шнурок или текстурный треугольник;
- тексты заданий и комментарий на страницах выполняются обычным
- плоскопечатным укрупнённым шрифтом и дублируются рельефным шрифтом Брайля.
- на последней странице печатаются выходные данные книги, сведения об авторах-составителях.
Отдельные предметы и персонажи книги можно пришить к странице или прикрепить с помощью шнурков, липучек, заклепок, и. т. Широко используются всевозможные карманы, кошельки, мешочки, застёжки, которые можно закрывать и открывать, что-то в них класть и вынимать. Максимально задействуются сохранные органы чувств, т.е. могут использоваться предметы, издающие звуки, запахи. Если в книге много предметов, прикрепленных шнурками, липучками, лучше, чтобы книга закрывалась на завязки, липучки, кнопки, ремешки и т.д.
Осязательное восприятие тактильных изображений формируется значительно сложнее, и помощь взрослого (педагога и родителей) здесь еще более значима. Л.Б. Осипова подчеркивает, что само наличие разнофактурной картинки не обеспечивает понимание ребенком ее содержания. Важно правильно организовать восприятие ребёнка, обращая его внимание на характерные признаки объектов. Целесообразно составить методические рекомендации по использованию конкретной рукодельной книги, которые размещаются на отдельной странице или дополнительным приложением, отдельной брошюрой.
Учитывая это, нами были оформлены рекомендации для родителей по управлению восприятием ребёнка при знакомстве с иллюстративным материалом книги «Времена года».
Кроме этого был подобран разнообразный материал для восприятия различными анализаторами, обогащению сенсорных впечатлений об объектах, изображенных на каждой странице, и способствующий конкретизации представлений детей о временах года: звуки дождя, вьюги, голоса животных, птиц, насекомых; разнообразный тактильный материал, идентичный изображению на картинках; набор геометрических фигур, идентичный форме изображенных предметов и многое другое. Всё это обогащает чувственный опыт ребёнка, стимулирует его познавательную активность.
Таким образом, тактильные книги являются незаменимым источником познания детей с нарушением зрения, способствуют активизации компенсаторных механизмов восприятия, вызывают у ребёнка интерес к познанию окружающего мира, стимулируют развитие речи, формируют положительный читательский интерес.
Использование тактильных книг в процессе обучения детей с тяжелыми нарушениями зрения поможет специалистам и родителям сформировать у них реальную картину окружающего мира.