Д.с. осипова, н.г. сошникова

Развитие представлений об окружающем мире у глухих детей младшего школьного возраста посредством

Информационных технологий

Известный отечественный физиолог И.П. Павлов считал, что представления являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность. Представление – процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

На основании имеющихся в психолого-педагогической литературе сведений можно определить представления об окружающем мире как совокупность общих знаний о различных аспектах окружающей ребенка предметной, природной и социальной действительности, основанных на запечатленных в сознании образах восприятия и воображения, подвергшихся осмыслению и определенным образом структурированных. Адекватные представления об окружающем определяют возможность полноценной ориентировки в действительности, ее понимания и взаимодействия с ней [4].

Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми [1].

В младшем школьном возрасте у детей систематизируются все представления об окружающем мире; формируются элементарные знания о природе, человеке, обществе и их взаимодействиях.

Формирующаяся на основе полноценного слухового восприятия речь является важнейшим средством общения и познания окружающего мира. Восприятие звуков окружающего мира, речи и музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами, служит важнейшим средством развития психики ребенка [3].

Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Это – особый вид дизонтогенеза – дефицитарное развитие.

Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий.

Зрительное восприятие для глухого школьника – это главный источник представлений об окружающем мире и овладения речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей (Л.В. Занков, И.М.Соловьев, Ж.И. Шиф, К.И. Вересотская), а в ряде случаев развиты лучше [2].

Дети с нарушениями слуха, как правило, имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и явлениях. Они не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением. Представления о мире нередко оказываются фрагментарными и ограниченными конкретными привычными ситуациями, что рождает искажение и однозначность в понимании происходящего. Картина мира может быть недостаточно упорядоченной во времени, пространстве, укладе жизни людей, что препятствует освоению представлений о закономерном развитии событий, взаимосвязи человека с целостным и изменчивым миром.

Ограниченное, а иногда и искаженное представление данной категории детей об окружающем мире требует проведения специальных уроков, восполняющих пробелы в их развитии, уточняющих сведения, расширяющих понятия и представления.

Продуктивность внимания у глухих школьников в большой степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Чем они выразительнее, тем легче дети выделяют информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. Кроме того, необходимо помочь ребенку разобраться в имеющихся у него знаниях об окружающем мире, систематизировать их, установить элементарные причинно-следственные зависимости. Успешность изучения природы, особенно в начальных классах, в значительной мере зависит от оснащённости учебного процесса средствами наглядности и правильного их подбора с учётом темы и задач каждого урока. В современный период развития общества обеспечить наглядность на уроках позволяют новые информационные технологии. Они призваны стать не только дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, поэтому на сегодняшний день данная тема исследования имеет большую актуальность.

Использование педагогом информационных технологий на уроках окружающего мира позволяет повысить интерес и мотивацию учащихся к изучаемому предмету, обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной естественнонаучной информации, продемонстрировать природные процессы и явления, недоступные в данный момент, сформировать у детей конкретные теоретические понятия, демонстрировать фотографии, схемы, иллюстрации. Всё это положительно влияет на эффективность коррекционно-образовательного процесса.

В настоящее время разработан ряд специализированных программно-методических комплексов для использования в качестве новых средств, применяемых в формировании представлений об окружающем мире у детей с недостатками слуха. Это специализированные компьютерные программы, разработанные в ИКП РАО (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская): «Мир за твоим окном», «В городском дворе», «Лента времени», «Звучащий мир».

В рамках констатирующего эксперимента нами было проведено определение уровня развития представлений об окружающем мире у глухих детей младшего школьного возраста. Данное исследование проводилось на базе МБСКОУ школы-интерната №10 I-II видов г. Челябинска. В эксперименте приняли участие 6 детей в возрасте 10-11лет, имеющих диагноз «двухсторонняя глухота».

Нами изучался уровень развития представлений о себе, о ближайшем окружении, о временах года. Для исследования мы использовали методики Е.А. Стребелевой, предназначенные для детей старшего дошкольного возраста. Так как речевое и психическое развитие глухих детей в среднем отстает на 3 года от уровня нормального развития, то мы сочли возможным использовать данные методики, адаптировав задания, речевые инструкции и вопросы для предъявления данной категории детей. Задания были скорректированы в соответствии с требованиями программы специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида по разделу «Окружающий мир» для детей, обучающихся в 3-ем классе.

На первом этапе констатирующего эксперимента проводилась методика «Представления об окружающем». Ребёнку задавался ряд вопросов, направленных на выявление уровня ориентировки в окружающем мире, запаса знаний о себе и своей семье.

В ходе обследования по данной методике было выявлено, что наибольшие затруднения у детей вызвали вопросы о домашнем адресе, о профессиях людей, о достопримечательностях, а наиболее лёгкими для детей стали вопросы о своём имени и о своей семье.

На втором этапе было проведено обследование по методике «Времена года», в результате чего было выявлено, что у всех детей возникали трудности с определением последовательности времен года, с называнием месяцев. У учащихся недостаточно сформированы знания о характерных признаках каждого времени года.

Обобщая характер ответов учащихся при обследовании с помощью двух методик, мы сделали вывод, что большинство учащихся экспериментальной группы имеют низкий уровень развития представлений об окружающем мире (66,7%), остальная часть – средний уровень (33,3%), ни один из учеников не владеет данными представлениями на высоком уровне. Знания об окружающем мире у учеников очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. Для повышения уровня развития представлений об окружающем мире мы рекомендовали проведение уроков окружающего мира с использованием информационных технологий, которые позволяют расширять знания учащихся и развивать интерес детей к познанию окружающей действительности, сделав процесс познания увлекательным.

Мы определили содержание коррекционной работы по развитию представлений об окружающем мире у глухих детей с помощью информационных технологий.

Коррекционная работа будет заключаться в целенаправленном использовании на уроках окружающего мира специализированных программ: «Лента времени», «Мир за твоим окном», «В городском дворе», а также созданных нами презентаций. Мультимедийная презентация – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые способны долго удерживать внимание ребенка, что особо важно для глухих и слабослышащих учеников. В дальнейшем нами была разработана система уроков по ознакомлению с окружающим миром, включающая в себя использование мультимедийных презентаций.

Формирующий эксперимент проводился с сентября 2012 года по апрель 2013 года. Уроки по ознакомлению с окружающим миром проводились с учётом календарно-тематического планирования 2 раза в неделю. Информационные технологии включались в разные части урока: в процессе повторения изученного материала, получения новых знаний, проверки полученных знаний. Данную работу проводили с учётом санитарно-гигиенических требований, не позволяющих, использовать компьютер для работы с младшими школьниками более 20 минут.

По окончании формирующего эксперимента при повторном исследовании детей экспериментальной группы было выявлено заметное повышение уровня развития представлений об окружавшем мире, у учащихся повысился интерес к изучению природы, дети стали лучше разбираться в сезонных изменениях и явлениях природы, обогатился природоведческий словарь. У пяти учащихся (83,3%) уровень развития представлений об окружающем мире возрос до среднего, а один учащийся (16,7%) после проведения экспериментальной работы продемонстрировал высокий уровень.

Таким образом, экспериментальная работа показала, что дозированное и грамотное использование педагогом информационных технологий при работе с глухими детьми младшего школьного возраста, при условии учета психофизических особенностей детей данной категории способствует повышению у них уровня развития представлений об окружающем мире.

Список литературы

1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2007. – 224 с.

2. Гилевич, И.М., Коровина, К. Г. Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками / И.М. Гилевич, К. Г. Коровина. – М. : Педагогика, 1986. – 157 с.

3. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. – (Коррекционная педагогика).

4. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.

Наши рекомендации