К. Н. Комлева, Н.Г. Сошникова

Специфика работы по развитию словесно-логического мышления слабослышащих детей младшего школьного возраста на уроках математики

В системе образования России ведущие позиции занимает обучение детей с проблемами в развитии. Проблема исследования мышления детей с нарушением слуха в настоящее время является актуальной, так как напрямую связана с успешностью их обучения, от результатов которого зависит их социальная адаптация. Совершенствование процесса школьного обучения на современном этапе требует улучшения психологического изучения школьников, своевременного обнаружения пробелов в развитии мышления на протяжении всех лет обучения в школе. На этой основе возможен выбор эффективных путей устранения выявленных недостатков.

Для построения педагогического процесса, решающего задачи коррекции развития детей с нарушениями слуха, необходимо детальное изучение познавательных процессов школьников. Психологическое исследование мышления учащихся с нарушенным слухом, выявление индивидуальных особенностей должно послужить основой для дифференцированного подхода в обучении этой категории детей. Поиски путей совершенствования образования детей с нарушением слуха неразрывно связаны с разработкой методов интенсификации процесса обучения, направленных на дальнейшее развитие их речи и словесно-логического мышления. Успехи в этих направлениях будут способствовать улучшению усвоения материала школьной программы, расширению возможностей для продолжения образования в средних и высших учебных заведениях, улучшению подготовки к жизни и труду в различных сферах производства и приведут к успешной интеграции лиц с нарушением слуха в обществе.

В сурдопедагогике и сурдопсихологии основу разработки проблемы коррекции нарушенного развития ребёнка со слуховой депривацией составляют общетеоретические идеи Л.С. Выготского. Опираясь на системный поход к анализу структуры дефекта, следует оценивать причинную обусловленность изменения развития у такого ребёнка с учётом первичного дефекта, который обуславливает целый ряд нарушений, различных по своему характеру, силе и значимости. Однако общим для таких детей является то, что возникшие на том или ином этапе онтогенеза нарушения оказывают влияние на процесс его дальнейшего развития.

В сурдопсихологии изучению мышления глухих и слабослышащих учащихся младшего школьного возраста посвящено немало работ (В.А. Борисова, Т.А. Власова, А.П. Розова, Т.А. Григорьева, Т.В. Розанова. И.М. Соловьёв, Л.И. Тигранова, М.И. Ушакова, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшкова). Исследованию особенностей мышления слабослышащих детей, изучению вопросов решения ими учебных задач по предметам математического цикла посвящены единичные работы (А.П. Розова, Г.А. Григорьева, Т.В. Розанова, Т.К. Стуре).

Проблемы изучения и развития словесно-логического мышления, выявление его особенностей у младших школьников с нарушенным слухом являются актуальными в современной специальной психологии, что и обусловило выбор темы нашего исследования.

Исследование проводилось на базе Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Миасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей».В исследовании принимали участие семь учащихся в возрасте семи лет, диагноз – двусторонняя сенсоневральная тугоухость III-IV степени.

Мы использовали методики обследования словесно-логического мышления Т.В. Розановой, С.Д. Забрамной, О.В. Боровик и И.Ю. Левченко. Данные методики предназначены для обследования детей в возрасте от 6 лет и старше. Исследование детей экспериментальной группы проводилось в октябре 2012 года.

Анализируя результаты выполнения заданий детьми экспериментальной группы на констатирующем этапе, мы выявили ряд особенностей:

- у детей возникли трудности при выполнении заданий методик «Простые аналогии», «Сравнение понятий»; отмечались снижение интереса, пассивность, безынициативность в ходе выполнения заданий;

- большинство детей затруднялось в сравнении понятий; они не смогли делать соответствующие выводы;

- зачастую понимали смысл проблемной ситуации, но выразить её в речи самостоятельно, в особенности в развёрнутой форме, затруднялись;

- в своих высказываниях дети описывали конкретные детали на картинке, зацикливаясь на них; большинству детей было недостаточно общей инструкции и наводящих вопросов;

- ответы детей в целом были недостаточно чёткими и, в основном, односложными.

Результаты проведенного обследования показали, что специальная целенаправленная работа с детьми экспериментальной группы по развитию словесно-логического мышления необходима, и осуществлять ее мы планировали в процессе проведения уроков математики.

Формирующий эксперимент по развитию словесно-логического мышления слабослышащих детей младшего школьного возраста проводился в течение 4 месяцев, при этом соблюдались следующие условия:

- учёт индивидуальных особенностей каждого учащегося, основанный на изучении уровня сформированности словесно-логического мышления;

- формирование у младших школьников положительной мотивации при изучении математики;

- включение на уроках математики и в процесс всей учебной деятельности комплекса упражнений, направленных на формирование словесно-логического мышления.

Эффективность обучения слабослышащих детей младшего школьного возраста на уроках математики во многом зависит от внешней организации и внутренней направленности учебного процесса.

Формирование словесной речи является необходимым условием при изучении слабослышащими детьми математики, так как благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они приобретают возможность усвоения системы математических знаний. Успехи, достигнутые в овладении словесной речью и в усвоении математических знаний, содействуют развитию словесно-логического мышления слабослышащих детей. У них развиваются сложные формы анализа и синтеза предметов и явлений, возникают многообразные приемы сравнений, категориальные обобщения. Совершенствование мыслительной деятельности оказывает влияние на формирование у слабослышащих детей системы математических понятий и на усвоение ими основ курса математики.

С учетом вышесказанного мы выделили следующие пути повышения уровня математической подготовки слабослышащих детей, сочетающие в себе принципы как общего, так и специального образования:

- упорядоченное сочетание использования достаточного уровня наглядности и различных форм речи (устной, письменной, жестовой);

- развитие активной математической речи и логического мышления учащихся;

- формирование навыков учебной деятельности.

В нашем исследовании мы использовали следующие методические приемы работы (по В.А. Мельниковой) по включению слабослышащих детей в деятельность:

- снижение темпа (темп адаптируется к способностям ребенка) изучения программного материала, подача информации небольшими порциями;

- организация обучения на основе потенциальных возможностей «особого ребенка»;

- использование второстепенных средств обучения;

- использование приемов дополнительных объяснений;

- адаптация программного материала под потенциальные возможности «особого ученика»;

- использование метода аттракции (поддержка, одобрение, поощрение и т.д.) вместо порицания, наказания, акцентирования внимания на недостатках;

- включение «особого» ученика в коллективную, групповую деятельность, работу в парах;

- предпочтение индуктивному пути познания знаний (от частного к общему), нежели дедуктивного (от общего к частному);

- оказание помощи при ответах (при необходимости использование кратких конспектов, ответов, источников информации);

- предъявление правильных ответов в заданиях для самоконтроля;

- структурирование изучаемого материала с использованием сигнальных опор;

- соблюдение охранительного режима: переключение видов деятельности, физкультминутки, расположение материала с учетом психофизических особенностей учащихся, их работоспособности, утомляемости;

- уменьшение дозировки домашнего задания по сравнению с обычными учениками класса;

- использование компьютерных технологий.

В процессе проведения учебных занятий по математике со слабослышащими детьми мы старались соблюдать следующие условия, позволяющие снизить нагрузки на ребенка:

- представление информации с использованием наглядности и активизации мыслительной деятельности (постановка различного рода вопросов);

- представление материала малыми дозами;

- комплексное использование устной, дактильной, жестовой речи;

- немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;

- неоднократное повторение.

После проведения коррекционной работы в экспериментальной группе была проведена повторная диагностика по определению уровня развития словесно-логического мышления (февраль 2013 года). Результаты показаны на рисунках.

Сравнительные результаты констатирующего и итогового эксперимента показали, что в результате проведенной коррекционной работы мы добились положительной динамики в развитии словесно-логического мышления слабослышащих младших школьников, составляющих экспериментальную группу.

К. Н. Комлева, Н.Г. Сошникова - student2.ru К. Н. Комлева, Н.Г. Сошникова - student2.ru

Таким образом, проведенное нами исследование доказало, что процесс развития словесно-логического мышления слабослышащих детей младшего школьного возраста будет протекать эффективнее при соблюдении следующих условий: учёт индивидуальных особенностей каждого учащегося, основанный на изучении уровня сформированности словесно-логического мышления; формирование у младших школьников положительной мотивации при изучении математики; включение в процесс учебной деятельности комплекса упражнений, направленных на формирование словесно-логического мышления; выполнение на уроках математики комплекса специальных упражнений и заданий по развитию словесно-логического мышления.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 110-183.

2. Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками / Под ред. И. М. Гилевич, К. Г. Коровина. – М. : Просвещение, 1986. – 34 с.

3. Тигранова, Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей / Л. И. Тигранова. – М. : Просвещение, 1978. – 305 с.

В.Н. Лысюк, Л.А. Дружинина

Индивидуальная коррекционная работа на уроках физической культуры с детьми с нарушениями зрения в седьмом классе общеобразовательной школы

Изучая состояние двигательных возможностей детей с нарушениями зрения, Л.С. Сековец наблюдает значительные отклонения от нормы состояния двигательного аппарта. На фоне его нарушений возникает большое количество вторичных отклонений в двигательных актах. Отставания наблюдаются в двигательной активности, а, следовательно, в развитии двигательных способностей, таких как сила, выносливость, координация движения, ловкость и гибкость.

Исследование особенностей развития физических способностей детей с нарушениями зрения на уроках физкультуры в общеобразовательной школе проводилось на базе 7в класса МБОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа №5» г. Лянтор. Для этого использовали экспресс-тест состояния физической подготовленности школьников 1-11 классов, который базируется на Общероссийской системе мониторинга физического развития, физической подготовленности детей и комплексной программы по физической культуре под редакцией В.И. Ляха.

При определении уровня физической подготовленности мы ориентировались на следующие показатели:

- степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;

- умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;

- развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;

- общая двигательная активность.

Экспресс-оценку состояния физической подготовленности мы проводили 2 раза в год (сентябрь-октябрь, апрель-май) по единым тестовым упражнениям с участием всех учащихся в классе, допущенных к урокам физической культуры.

Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.

При проведении тестирования следует соблюдать определённые правила. Перед тестированием проводят стандартную разминку всех групп мышц в соответствии со спецификой тестов. Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.

При проведении тестов необходимо обеспечить должный уровень мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они смогли показать свои оптимальные результаты. Учащихся информируют о целях проведения контрольных испытаний, им подробно объясняют и демонстрируют правильное выполнение тестов. Во время тестирования важно учитывать индивидуальные возможности учащихся.

Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования.

Для проведения тестирования необходим стандартный набор спортивного оборудования:

- прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;

- гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;

- беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.

Тесты позволяют определить уровень развития двигательных способностей, таких как скорость, быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость, а также уровень сформированности двигательных умений и навыков.

Изучив в классном журнале «Лист здоровья», заполняемый медицинским работником школы и предназначенный для учителя физической культуры, мы выяснили, что в классе 23 ребенка, 19 из которых по состоянию здоровья отнесены к основной физкультурной группе, 4 ребенка с диагнозом миопия средней степени тяжести – к подготовительной. Распределение детей с нарушениями зрения по группам здоровья представлено в таблице 1.

Таблица 1

«Лист здоровья» детей с нарушениями зрения

ФИ уч-ся Диагноз Группа здоровья
Альбина А. миопия средней тяжести плоскостопие подготовительная
Юлия Б. миопия средней тяжести нарушение осанки подготовительная
Динар К. миопия средней тяжести нарушение осанки подготовительная
Дмитрий М. миопия средней тяжести подготовительная

Результаты выполнения заданий и показатели уровня развития двигательных способностей учащихся 7 класса представлены в таблицах 2,3.

Таблица 2

Наши рекомендации