Н.В. Козарева, Н.Г. Сошникова

Организация работы с участниками образовательного процесса в рамках интегрированного образования

Основной принцип инклюзивного образования: лица, имеющие ограниченные возможности здоровья (далее – ОВЗ), должны иметь доступ к обучению в обычном образовательном учреждении, которое должно создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных на детей с целью удовлетворения их потребностей.

Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.

В статье 5 пункта 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" говорится о необходимости создания условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

Многолетний опыт исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей дошкольного возраста в ИКП РАО убедительно доказывает, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение) и снимает необходимость общего специального образования.

Система коррекционно-педагогической работы с детьми призвана оказывать медико-психолого-педагогическую поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья, их родителям и специалистам. Её функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной медико-психолого-педагогической диагностики развития ребёнка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаёт условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребёнка. Ребёнок с ОВЗ, начавший обучаться в первые годы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимального возможного для него уровня общего развития и, соответственно, более раннего выбора интегрированного обучения.

С 2005 года МБДОУ детский сад № 263 г. Челябинска функционирует в рамках интегрированного образования. В настоящее время он включает 5 интегрированных групп: в трех группах обучаются и воспитываются нормально слышащие и слабослышащие дети (в том числе и дети после кохлеарной имплантации (далее – КИ)), в двух группах нормально развивающиеся слышащие дети и дети с ЗПР. В дошкольное учреждение осуществляется приём детей с 2-х лет.

При оформлении и приеме детей в детский сад с родителями заключается договор, в том числе, на сопровождение детей специалистами. С детьми с ОВЗ работают специалисты: дефектолог, психолог, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры, с детьми после КИ дополнительно занимается логопед. Организована работа психолого-медико-педагогического консилиума для детей с ОВЗ: после обследования специалистами каждого ребёнка составляется персонифицированная карта развития ребёнка, индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут с целью реализации индивидуальных особенностей развития; в рамках взаимодействия всех специалистов оформляются «Журналы взаимодействия». Все результаты обследования ребёнка фиксируются в протоколах индивидуального изучения ребёнка (ПМПк). Учителя-дефектологи еженедельно составляют и предлагают воспитателям в соответствии с тематическим планированием направления и содержание работы с каждым ребёнком.

При работе с детьми используются фронтальные и индивидуальные формы коррекционной работы.

Мы стремимся организовать работу таким образом, чтобы решить следующие задачи:

- адаптация к условиям детского сада;

- обучение ребёнка умению строить отношения со сверстниками, умению эффективно обучаться и развиваться;

- создание благоприятных условий для социального развития каждого ребёнка с включением его в деятельность с нормально развивающимися сверстниками: игра, труд, продуктивная деятельность, совместные прогулки, экскурсии, развлечения, праздники.

Особенности развития детей учитываются при организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды, что также способствует успешной социализации детей.

Родители нормального развивающихся детей и детей с ОВЗ являются участниками образовательного процесса. Сотрудничеству родителей и педагогов способствуют специально организованные в нашем дошкольном учреждении формы работы, целью которых является формирование толерантного сознания:

- индивидуальная беседа при заключении договора;

- оформление информационных стендов;

- «Семейная гостиная»- цикл бесед, об особенностях развития детей с ОВЗ, об эффективности интегрированного обучения и воспитания детей (проводит психолог);

- участие в совместных праздниках, изготовление атрибутов и костюмов;

- групповые и общие собрания, где решаются, в том числе, проблемы, возникающие при воспитании и обучении любой категории детей;

- посещение открытых и просмотр видео-занятий;

- участие в конкурсах разного уровня.

С детьми с ОВЗ работают не только дефектологи, но и воспитатели, при этом некоторые из них не имели опыта работы с данными детьми. Поэтому в нашем учреждении возникла необходимость обучения персонала – воспитателей и помощников воспитателей – с целью формирования у них толерантного сознания.

Реализации данной задачи способствовали следующие формы работы:

- консультации об особенностях психического развития детей, об особенностях общения и взаимодействия с ними, о грамотном осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям с ОВЗ;

- обучающие семинары;

- индивидуальная работа дефектологов, психолога с педагогами;

- тренинги;

- мастер-классы дефектологов;

- открытые мероприятия воспитателей с последующим обсуждением;

- организация творческой группы для помощи педагогам при «вхождении» в процесс интегрированного образования,

- разработка проекта образовательной программы по развитию слухового восприятия у детей после КИ;

- курсовое обучение.

Тесное сотрудничество детский сад осуществляет с МБУЗ ДГП № 10 (отделение реабилитации слуха), с МБС(К)ОУ школа-интернат № 12 II вида г. Челябинска. Представители школы проводят мониторинг психофизического и речевого развития детей, осуществляют проверку слухового восприятия и динамику его развития в процессе ношения индивидуального слухового аппарата. Длительное время специалисты нашего дошкольного учреждения отслеживают динамику обучения своих выпускников в школе. Совместно с педагогами школы педагогический состав МБДОУ участвует в семинарах, конференциях различного уровня.

Таким образом, в своей деятельности администрация и педагогический коллектив МБДОУ № 263 стремятся к достижению следующих результатов:

- создание единой образовательной и воспитательной среды для детей, имеющих разные возможности в развитии;

- обеспечение эффективности процесса адаптации, социализации, развития детей;

- охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;

- формирование толерантного сознания у всех участников образовательного процесса.

Наши рекомендации