Особенности связной речи детей с ринолалией
Интеграция детей с нарушениями речи в условиях общеобразовательной школы и их социальная адаптация определяется эффективностью преодоления в дошкольном возрасте речевых нарушений.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Являясь средством общения, связная речь реализует основную коммуникативную функцию речи, а также выполняет функцию передачи информации и приобретения знаний.
Тяжёлым нарушением речи, при котором страдает произносительная сторона речи, является ринолалия. Недостаточная сформированность произносительной стороны речи у детей с ринолалией часто приводит к нарушению развития всех языковых средств, что негативно отражается на формировании связной речи в старшем дошкольном возрасте. В дальнейшем это может повлиять на школьную адаптацию детей с ринолалией и вызвать трудности их социализации. Всестороннее изучение связной речи детей с ринолалией позволит рассмотреть влияние данного речевого расстройства на её формирование, что важно для эффективного устранения тяжёлых речевых патологий, следовательно, формированию навыков вербального общения детей.
Для изучения особенностей связной речи детей с ринолалией нами была проанализирована психолого-педагогическая, лингвистическая и специальная литература, проведена диагностика связной речи детей старшего дошкольного возраста с ринолалией.
В лингвистике, под связной речью понимают любую единицу речи, основные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое (А.В.Текучев).
Основу связной речи составляет интеллектуальная деятельность передачи или приёма сформированной и сформулированной мысли, направленной на удовлетворения коммуникативно-познавательных потребностей в ходе общения. Овладение навыками логико-смысловой организации высказывания способствует чёткому, спланированному изложению мысли, т.е. произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя). Связная речь как интерактивное взаимодействие в процессе речевой коммуникации, осуществляемое в различных видах деятельности, направленное на достижение конкретных коммуникативных целей рассматривается в работах Н.Д. Арутюновой, М.М. Бахтина, А.А. Кибрик, И.П. Сусова и др.
В нашем исследовании под связной речью мы понимаем развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания, адекватность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения её понятности для слушателя.
В исследовании мы изучали один из видов связной речи – устную монологическую речь. Монологическая речь (монолог) в психолого-педагогической литературе понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.
В работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, Д.Б. Эльконина, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной, К.Ф. Седова отмечено, что в старшем дошкольном возрасте у детей формируются основные навыки монологического высказывания.
При ринолалии этот процесс протекает своеобразно. В структуре речевой деятельности при ринолалии дефект фонетико-фонематическое недоразвитие является ведущим звеном нарушения, причём первичным является недоразвитие фонетического оформления речи, которое накладывает некоторый отпечаток на формирование лексико-грамматического строя речи. Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций, и в первую очередь – на становлении личности, качестве коммуникативной деятельности. У детей с ринолалией развивается замкнутость, застенчивость, раздражительность, что проявляется в трудностях овладения коммуникативными умениями, и в том числе устной монологической речью.
Для изучения монологической речи в дошкольной педагогике используются методики, предложенные О.С. Ушаковой, М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной, Е.И. Тихеевой, в логопедии – Т.Б. Филичевой, В.П. Глуховым, В.К. Воробьёвой и др.
С позиции психолингвистического подхода, связная речь рассматривалось В.К. Воробьёвой. Представленная диагностика предполагает изучать особенности монологической речи детей с тяжёлыми нарушениями речи как речемыслительной деятельности.
На констатирующем этапе исследования для выявления особенностей монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией мы использовали методику, предложенную В.П. Глуховым. Данная методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей. Для оценки выполнения заданий используется балльно-уровневая система.
Также мы изучили базовые компоненты устной монологической речи, показатели её описания в лингвистическом, когнитивном и коммуникативном аспектах, выделенные С.Г. Щербак. Это позволило качественно оценить коммуникативный аспект монологических высказываний детей с ринолалией.
Нами были проанализированы следующие монологические высказывания детей: рассказ из личного опыта, рассказ по сюжетной картине, рассказ по серии сюжетных картин.
Монологические высказывания детей были проанализированы по двум методикам, что позволило определить не только уровень развития монологической речи детей с ринолалией, но и определить особенности формирования её лингвистических, когнитивных и коммуникативных параметров. Представленный в таблице 1 сравнительный анализ оценивания рассказа ребёнка с ринолалией (Лера, 5,5 лет, рассказ из личного опыта) наглядно демонстрируют данное положение.
Таблица 1