С различными формами заикания
Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От её состояния зависит, в конечном счете, уровень реализации личности. Вне речи невозможно полноценное овладение ни одним видом психической деятельности, включая высшие формы мышления, памяти и поведения в социуме [4,15].
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Речь человека, богатая различными интонационными характеристиками, считается выразительной. Наряду с её содержательной стороной, большое значение для восприятия её слушателем имеет просодическая сторона речи. Просодия является наивысшим уровнем развития языка. А.З. Андоронова-Арутюнян, Л.И. Белякова, Г.В. Волкова, Е.А. Дьякова, А.Ю. Панасюк и др. в своих работах по логопедии и специальной педагогике рассматривали просодику как важный фактор речевого развития человека. Просодика речи является компонентом внутреннего программирования речевого высказывания. Она включает мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащие на уровне предложения, для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций [9,19].
В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, к началу обучения в школе [8,23].
По статистике распространённость заикания колеблется в пределах 0,47-9,98 % от общего числа населения, из них 2-4 % – дети. Так, в 2009-2010 учебном году на учёте в ПМПк МСКОУ СОШ №21 состояли 4 заикающихся ребёнка, т.е. 1,7% от количества обучающихся в начальной школе. В сравнении с прошлым учебным годом количество детей с данным речевым расстройством увеличилось [1,18].
Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. Гиляровского. В современной общей и специальной педагогике этим вопросом занимались А.З. Андронова-Арутюнян, Г.В. Волков, Г.Н. Иванова-Лукянова, Н.Н. Трауготт, С.Н. Цейтлин, Н.В. Черемисина и др.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений – оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося ребёнка [7,44].
Заикание представляет собой одну из острых и сложных проблем логопедии, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Изучение просодической стороны речи в рамках заикания даёт возможность выявить основные причины, механизмы, факторы возникновения данного нарушения. Эти знания помогут правильно организовать логопедическую работу с заикающимися детьми [2,55].
Просодия (от греческого, prosodia – ударение, припев) понимается как членение речи и соединение расчленённых частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения [6,23]. Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследования различных областей научного знания, таких как лингвистика, музыковедение, педагогика, психология, логопедия. Актуальность данных исследований обусловлена тем, что просодические характеристики, обеспечивающие интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передаёт не только информацию, но и своё эмоциональное состояние.
При заикании нарушаются все компоненты просодической стороны речи, и так как это не частный изолированный дефект речи, а сложное речевое расстройство, тесно связанное со всей личностью человека, с состоянием нервно-психической сферы, с нарушением социальных взаимодействий с окружающим миром, то для его преодоления необходим комплексный подход, включающий ряд медико-психолого-педагогических мер [5,22].
Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности развития выразительности их речи, что выражается в изменении всех интонационных характеристик. Интонация включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность или силу звучания голоса, мелодику, паузы, логическое ударение, темп и ритм речи. Основными симптомами заикания являются судороги мышц в процессе речи или при попытке начать речь.
В настоящее время от логопеда требуется не только знание практических приёмов коррекции речи при заикании, но и понимание целостной клинической и психолого-педагогической картины этого сложного патологического состояния, а также знаний клинических проявлений невротических и неврозоподобных состояний. Только при этом условии могут быть правильно интерпретированы психофизиологические, психологические и психолого-педагогические данные о заикающихся, что и определяет направление реабилитационных, а также профилактических мероприятий.
Список литературы
1. Белякова, Л. И. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова // Вопросы психологии. – 1993. – № 3. – С. 94-135.
2. Белякова, Л. И. Сравнительный речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – С. 156-169.
3. Белякова, Л. И. Заикание : Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.
4. Вильсон, Д. К. Нарушения голоса у детей / Д. К. Вильсон. – М. : Просвещение, 1990. – 25 с.
5. Логопедия : Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской . – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 159 с.
6. Селиверстов, В. И. Заикание у детей : Пособие для логопедов / В. И. Селиверстов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 67 с.
7. Лагузен, X. Способ излечения заикания / X. Лагузен. – М. : Просвещение, 1990. – 126 с.
8. Фрешельс, Э. Заикание. Ассоциативная афазия / Э. Фрешельс. – М. : Просвещение, 1987. – 59 с.
9. Горелик, Я. М. Родителям о заикании / Я. М. Горелик. – М. : ИРИА Маренго Интернейшнл принт, 2002. – 81 с.
А.А. Лузянина, С.Г. Щербак