С общим недоразвитием речи II уровня
Вопросы изучения грамматического строя речи представлены в работах М.М. Алексеевой, А.Г. Арушановой, Е.Н. Дроздовой, Н.С. Жуковой, Э.П. Коротковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Яшиной и др.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организованна на основе большого количества языковых правил.
Важно отметить, что ошибки детей с общим недоразвитием речи в словообразовании и словоизменении приводят к трудностям освоения родного языка, нарушению устной речи, обеднению словарного запаса, а в школьном возрасте к затруднениям в овладении письменной речью. Данный факт обуславливает актуальность исследования и необходимость выявления особенностей грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также выбора эффективных методов и приемов коррекционно-логопедического воздействия с целью их устранения.
Таким образом, нами определена цель исследования, заключающаяся в определении содержания логопедической работы по коррекции нарушений грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи второго уровня в виде комплекса игр и упражнений.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 15 г. Челябинска; в нем приняли участие шесть воспитанников среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи второго уровня.
На основе анализа методик и методических рекомендаций Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, А.В. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Ф. Ястребовой нами была составлена программа обследования грамматического строя у детей с ОНР II уровня.
1. Обследование морфологической стороны речи:
1) Исследование и навыков словоизменения:
- употребление существительных в единственном и множественном числе, например: заяц – зайцы, стул – стулья;
- употребление существительных в косвенных падежах без предлога: Что ты видел (в саду, лесу)?
2) Исследование и навыков словообразования:
образование слов с уменьшительно – ласкательным значением: лоб – лобик, дом – домик;
образование названий детенышей животных: у гуся – гусенок и т.д.
образование прилагательных от существительных: стол из дерева (какой?), труба из железа (какая?).
2. Обследование синтаксической стороны речи:
- наличие связи между падежом существительных и глаголом настоящего времени изъявительного наклонения: столы (стоят), мальчик (гуляет);
- выявление возможности использования предлогов в падежных конструкциях (в, на, под): где лежит листок? (На столе);
- согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже: флажок зеленый, мячик красный [3, 4].
По результатам обследования можно сделать вывод: не все дошкольники могут образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; у них затруднено понимание сложных предлогов. В наибольшей степени у детей страдают навыки словообразования и навыки словоизменения. У большинства детей отмечается неправильное употребление существительных во множественном числе. При обследовании употребления существительных в косвенных падежах все дети заменяют падежное окончание, используя окончания именительного падежа, то есть, называя исходную форму существительного. Кроме того, у воспитанников страдают и навыки словообразования. Дети с трудом образовывают существительные с уменьшительно-ласкательным значением, названия детенышей животных, а образовывать прилагательные от существительных вообще не могут. Употребление предложения также затруднено. Дети не могут согласовывать существительные среднего и мужского рода. Предлоги употребляют лишь простые.
На основании полученных данных можно утверждать, что нарушения грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня требуют целенаправленной логопедической коррекции.
В соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей II уровня речевого развития» (Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова), в которой представлены основные задачи по коррекции грамматического строя речи у изучаемой категории детей, нами был составлен и внедрен комплекс игр и упражнений по коррекции выявленных нарушений. При составлении игрового комплекса также использовались методические материалы Р.Е. Левиной, Л.Н. Ефименковой, В.И. Селиверстова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой [1; 2; 4].
Мы определили направления логопедической коррекции нарушений грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня:
- морфологическая сторона речи (навыки словоизменения и словообразования);
- синтаксическая сторона речи.
Комплекс игр и игровых упражнений для развития навыка словоизменения предусматривает:
- употребление существительных женского и мужского рода в единственном и множественном числе;
- употребление существительных в косвенных падежах.
Для развития навыка употребления существительных во множественном числе нами были использованы игры «Магазин», «Что у вас?», «Один – много». Данные игры предусматривают использование разнообразных предметов. Дети выполняют задания на основе предлагаемого речевого образца.
Для развития навыка употребления существительных в косвенных падежах нами была подобрана целая серия игр. Сначала использовались игры для развития навыка употребления винительного падежа, затем родительного и дательного, в конце творительного и предложного падежа с предлогами. В данных играх было применено множество методов и приемов: показ, экскурсия, образец на основе картинного материала и реальных предметов.
Развитие навыка словообразования предусматривает образование:
- уменьшительной формы существительного;
- названий детенышей;
- прилагательных от существительных.
Нужно отметить, что данный раздел вызывает у детей множество затруднений, поэтому в работу над навыками словообразования необходимо подключать воспитателей и родителей.
Работу мы начинали с того, что практически познакомили детей с образованием суффиксов на основе их собственных имен.
Все игры проводились на основе предметов и картинок по речевой инструкции.
Комплекс игр и игровых упражнения для развития синтаксиса предусматривал обучение согласованию существительного и глагола; использование предлогов в предложенных конструкциях.
Работа была направлена на согласование существительных женского рода и глагола, затем на мужской род и средний.
Затем подключались игры на согласование существительного подлежащего в роде, числе и глагола.
Далее в работу добавляли предложения с союзами.
Игры на использование предлогов в предложениях проводились в последнюю очередь.
Специально подобранные нами игры, игровые упражнения по коррекции нарушений грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи второго уровня включались в структуру индивидуальных логопедических и общеобразовательных занятий по развитию речи, которые проводились на протяжении учебного года.
С целью определения эффективности предложенного нами содержания логопедической работы нами был проведено повторное обследование грамматической стороны речи у изучаемой категории детей по той же методике, что и в ходе констатирующего этапа. Сопоставительные данные результатов обследования позволяют говорить о положительном влиянии составленного и внедренного комплекса игр и игровых упражнений.
Список литературы
1. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320с.
2. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников : (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1985. – 112с.
3. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003. – 240с.
4. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи /Автор-составитель Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 2008. – 272с.