Признаки задержки речевого развития у детей 2-3 лет

(по В.Г.Арсентьевой, Н. В. Гончар, С. В. Девяткиной)

Возраст ребенка Признаки ЗРР
2 года Использует несколько отдельных слов; не пытается повторять слова
2,5 – 3 года Не умеет составлять фразы из двух слов: ребенка часто неправильно понимают

Существуют разные взгляды исследователей на «задержку речевого развития».

По мнению Ю.А. Разенковой задержанное психическое и речевое развитие включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития. Задержку темпов психического и речевого развития она характеризует отставанием от нормального развития только по срокам формирования психических процессов и речи, что обусловлено замедлением темпа созревания мозговых структур и их функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной системе (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова).

Н.С. Жукова считает ЗРР отставанием в развитии, которое отличается от нормального только по своим темпам, переход от одной стадии речевого развития к другой чаще происходит как и при нормальном речевом развитии, скачкообразно. Поэтому с каждым годом такой ребенок все больше и больше догоняет своих здоровых сверстников и, как уже указывалось, при раннем начале логопедических занятий к началу школьного возраста может полностью восстановиться.

При задержке развития речи затрудняется общение ребенка со сверстниками и окружающими людьми, при этом нарушаются познавательные процессы, способность выражать эмоций.

О.Е. Громова относит это речевое нарушение к дизонтогенезу. Из категории детей с задержкой речевого развития она выделила часть детей, речевое развитие которых характеризуется как «группа риска по общему недоразвитию».

В современной логопедии О.Е. Громова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева различают разные группы детей с задержкой речевого развития.

У первой группы детей задержка речевого развития успешно компенсируется без постороннего вмешательства и может рассматриваться как временное обратимое состояние. Комплексное медико-педагогическое обследование таких детей не выявляет у них грубой анализаторной недостаточности. Речь таких детей относительно сформирована, но в отличие от речи нормально развивающихся детей она характеризуется нарушением звукопроизношения, неправильным подбором слов, нарушением связи слов (согласование, управление).

У другой группы детей сходные отклонения речевого онтогенеза проявляются мозаично в языковых и когнитивных процессах, которые в дошкольном возрасте могут провоцировать расстройства речи различной степени выраженности. Речевое развитие этих детей позволяет их отнести к «группе риска по «общему недоразвитию речи» (Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова). Основными признаками речевых дизонтогений является выраженная дифицитарность экспрессивного словаря ребенка и позднее появление фразы.

Задержка речевого развития может повлиять на общее психическое формирование и развитие межличностных отношений ребенка. К тому же затруднения в становлении общения ребенка с окружающими людьми, препятствует правильному формированию познавательных процессов, негативно влияет на формирование и выражение эмоций.

При этом при задержке темпов речевого развития, обусловленной снижением мотивации общения, вследствие снижения социальных контактов, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживается тенденция к быстрой и полной коррекции.

Учитывая выше сказанное для более полного определения характера задержки речевого развития необходимо комплексное обследование невропатологом, логопедом и психологом.

В современных методиках устранения задержки речевого развития в раннем возрасте предусматривается формирование когнитивных предпосылок, обуславливающих появление слов и фраз (Е.А. Стребелева), словарного запаса (О.Е. Громова), коммуникативной деятельности (Н.Н. Матвеева), установления партнерства семьи и специалистов в реабилитации ребенка раннего возраста с различными отклонениями психического развития (Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; Е.И. Морозова и др.), коррекционо-предупредительная логопедическая работа (Е.В. Шереметьева).

Поэтому на современном этапе наиболее эффективной оказывается ранняя логопедическая помощь детям с задержкой речевого развития, позволяющая устранить данное нарушение или минимизировать последствия патологии развития.

Список литературы

1. Громова, О. Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи / Громова О. Е. // Логопед. – 2007. – №3. – С.26-32.

2. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.

3. Шереметьева, Е. В. Логопедия. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста./ Е. В. Шереметьева. – М. : «Логопедия: от теории к практике», 2012. – 168 с.

4. Разенкова Ю. А. Варианты заключения логопеда (2-3-й год жизни) / Ю. А. Разенкова //Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2003 – № 6. – Вып. 4.

Наши рекомендации