С задержкой речевого развития
В последние десятилетия в педагогике большое внимание уделяется детям раннего возраста, имеющим в анамнезе факторы риска по возникновению различных форм патологии (Н.М. Аксарина, Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.).
В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для развития психических процессов и личности.
Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы.
Дети раннего возраста, состояние речи которых трактуется и логопедами и неврологами учреждений здравоохранения как задержка речевого развития, представляют собой неоднородную группу по уровню языкового и когнитивного развития.
В медицинском справочнике МКБ-10 в блоке «отсутствие ожидаемого нормального физиологического развития (R62)» рассматривается «задержка навыков, соответствующих этапу физиологического развития», которая определяется как «задержка способности: говорить, ходить задержка речевого развития».
В современной логопедии речевые отклонения раннего возраста традиционно обозначаются как «задержка речевого развития» и понимают как синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально – волевых), замедленного темпа реализации свойств организма (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева).
По мнению отечественных исследователей, таких как, О.Е. Громова, М.И. Лисина, задержка речи – понятие условное. Оно употребляется для обозначения атипичного развития речи, при котором отставание этой функции во всех ее структурных компонентах (в фонетике, лексике, грамматике), независимо от степени, носит временный характер и сравнительно легко ликвидируется при применении специально разработанной методики.
Задержка речевого развития ставится детям до 3-х лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас слов. Дети с задержкой психоречевого развития говорят короткими предложениями, употребляют мало прилагательных, редко задают вопросы.
На неоднозначность определения задержки речевого развития указывают причины возникновения этого состояния, описанные многими авторами (Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Обухова, В.Г. Петрова, О.Н. Усанова, С.Г. Шевченко и др.).
1. Неправильное речевое воспитание ребёнка приводит к отсутствию востребованности у него речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывают все его желания, не требуя от него словесного объяснения, то у ребёнка не формирутся потребности выражать свои требования и эмоции словами.
2. Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (что чаще всего обусловлено генетическими особенностями). Нарушения часто имеют обратимый нейродинамический характер.
3. Заболевания и поражения головного мозга:
- повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) – очень распространенное и коварное заболевание, часто затаившись на некоторое время, вдруг обостряется и вызывает у ребенка новые проявления болезни, в том числе ЗРР;
- родовая травма: чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.);
- перинатальная патология ЦНС –в эту группу объединяют повреждения головного мозга, вызванные различными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов.
4. Для развития речи ребенка недостаточно, чтобы все отделы центральной нервной системы, принимающие участие в речевой функции, были бы сохранны, важно, чтобы они активно функционировали. Поэтому неблагоприятные воздействия, нарушающие эту активность, будут приводить к задержке речи.
5. Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного. Если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов.
6. Некоторые авторы связывают ЗРР с левшеством. Вследствие так называемого декстра-стресса происходит задержка – как в действиях, так и в их озвучивании. При этом немаловажным является и то, были ли в роду левши, как начал ребенок развивать левую руку, правую, обе; переучивался ли на правую; в настоящее время преобладает правая, левая или обе руки развиты одинаково (Е.А. Стребелева).
7. Двуязычие в семье.
В педиатрической литературе были выделены Н.П. Шабаловым, В.Г. Арсентьевым, Н.В.Гончаром, С.В. Девяткиной следующие признаки задержки речевого развития у ребенка 2-3 лет:
- ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой, отсутствует повторение слов. К 2,5 годам не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения: не умеет составлять фразы из двух слов (например, "дай молока"), невнятно произносит слова;
- к 3-м годам не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение); не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем, не играет и не взаимодействует с другими детьми [1];
- наиболее значимые признаки ЗРР ребенка третьего года жизни отражены в таблице 1.
Таблица 1