Дизартрическими расстройствами
В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи и, в частности, проблема минимальных дизартрических расстройств, коррекция которых имеет важное медико-педагогическое и социальное значение. Увеличивается количество детей, у которых речевое расстройство связано с органическим поражением центральной нервной системы.
При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается нечеткое произношение многих звуков. Существенно страдает просодический компонент. Следовательно, состояние фонетической стороны речи у детей изучаемой категории детей характеризуется неразборчивостью, невнятностью, монотонностью и недостаточной выразительностью (О.А. Токарева, Р.И. Мартынова, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская).
В исследованиях Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой отмечается, что при минимальных дизартрических расстройствах нарушения звукопроизношения и просодики являются стойкими и с трудом поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации.
Таким образом, вопросы коррекции нарушений фонетической стороны речи у детей изучаемой категории приобрели на сегодняшний день достаточную актуальность.
Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась на базе МБДОУ детский сад №24 «Солнышко» г. Снежинска и включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В исследовании принимали участие 7 детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Нами была проанализирована медико-психолого-педагогическая документация с целью исследования анамнестических данных и психолого-педагогических особенностей изучаемой категории дошкольников.
У детей экспериментальной группы анамнез отягощен неврологической патологией, соматическими заболеваниями, перенесенными на первом году жизни. Кроме того, специфика повреждающих факторов проявлялась и в психолого-педагогических особенностях детей. У детей имеются признаки расторможенности (гиперактивность, неусидчивость) или заторможенности (малая активность, медлительность).
По заключению узких специалистов зрение и слух всех исследуемых детей соответствовали норме, интеллект детей соответствовал возрасту.
При изучении характера речевого развития отмечено, что во всех случаях время появления лепета 7-8 мес., первых слов – 1г.1м.-1г.2м., появление фразовой речи – в 2 года.
Изучение анамнестических данных детей свидетельствует о задержке локомоторных функций (моторной неловкости при ходьбе, повышенной истощаемости при выполнении отдельных движений, неумение прыгать, переступать по ступенькам лестницы, схватывать и удерживать мяч).
Отмечается позднее появление пальцевого захвата мелких предметов, длительное сохранение тенденции захватывать мелкие предметы всей кистью. В анамнезе отмечаются трудности при овладении навыками самообслуживания, нелюбовь к рисованию, многие дети не умеют держать правильно карандаш.
Нарушения статики проявляются в значительной трудности сохранения равновесия, в треморе конечностей. При удержании позы дети часто покачиваются, пытаясь удержать равновесие, опускают приподнятую ногу, касаясь ею пола, поднимались на носки. Лучше удерживают равновесие, стоя на правой ноге. Испытывая трудности сохранения равновесия (преимущественно стоя на левой ноге), пытаются удерживаться руками за спинку рядом стоящего стула.
Следовательно, исследуемая группа детей имеет отягощенный анамнез и психолого-педагогические особенности.
Констатирующий этап проводился в соответствии с методиками, предложенными Е.Ф. Архиповой, Г.В. Чиркиной [2; 4]. Обследование состояло из заданий, направленных на оценку:
- состояния и подвижности артикуляционного аппарата;
- состояния просодики;
- состояния звукопроизношения.
Далее представим результаты обследования фонетической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
1. В результате обследования выяснилось, что все дети обследуемой группы в разной степени выраженности имеют нарушения в строении артикуляционного аппарата, а состояние артикуляционной моторики характеризуется вялостью, скованностью движений речевого аппарата, невозможностью удержания заданного положения языка и губ. Также при выполнении произвольных двигательных актов у детей наблюдались тремор и синкинезии.
2. По результатам обследования просодики у детей было отмечено следующее: голос был тихий или чрезмерно громкий, иногда назализованный; у части детей отмечался вдох с придыханием, с поднятием плеч, в основном отмечалось верхнегрудное дыхание.
3. При обследовании звукопроизношения мы выяснили, что у всех детей нарушено произношение трех групп звуков (свистящих, шипящих и сонорных), отсутствуют такие звуки, как [л] и [р]. В речи детей отмечались расхождения между умением произносить звуки изолированно и в речевом потоке. Изолированно звуки произносились чище, правильнее, в речевом потоке – неясно, нечетко, так как не дифференцировались.
В целом исследование показало, что у старших дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами фонетическая сторона речи сформирована недостаточно.
Таким образом, на основании анализа полученных экспериментальных данных, можно сделать следующий вывод: нарушения фонетической стороны речи у старших дошкольников с минимальными дизартрическими рас-стройствами требуют целенаправленной логопедической коррекции.
С учетом результатов констатирующего эксперимента и анализа методик и методических рекомендаций Е.С. Алмазовой, Г.Г. Голубевой, Т.Б. Фили-чевой, Г.В. Чиркиной нами был составлен комплекс упражнений по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [1, 3].
При составлении данного комплекса мы систематизировали упражнения по направлениям: преодоление артикуляционных расстройств и нарушений звукопроизношения, нормализация просодики (нормализация функции дыхания, преодоление нарушений голоса). Упражнения были реализованы в свободной деятельности детей, включались в режимные моменты, в физкультминутки на занятиях логопеда, использовались на прогулке.
Итогом проведённой коррекционной работы стал контрольный эксперимент, анализ результатов которого представим далее.
Результаты обследования состояния артикуляционной моторики показали, что все дети правильно, в полном объеме, в достаточно хорошем темпе выполняют все элементы артикуляционной гимнастики. Артикуляционная моторика развита достаточно у 80% детей, у 30% детей затруднено поднимание языка вверх.
Результаты обследования состояния просодики показали, что речь детей стала более выразительной и эмоционально окрашенной. Дети отраженно воспроизводят фразы с различными интонациями и стихотворные строки в соответствии с интонацией логопеда, но только после неоднократного демонстрирования образца. При самостоятельном воспроизведении интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале фраз, дети допускают незначительное количество ошибок, самостоятельно исправляются их по ходу работы. Отдельные звуки и звукоподражания, произнесенные с разной силой голоса, дети воспринимают и произносят правильно. Сформирована темпо-ритмическая сторона речи.
Результаты обследования состояния звукопроизношения показали, что у детей нарушены следующие звуки: [л] – губное – 40%; [л’] – отсутствует – 50%; [л] губное – 40%; [р] – отсутствует – 40%, горловое – 50%; [р’] – замена [j] – 70%; [ж] замена на [з] – 20%.
В результате проведенной коррекционной работы у детей были поставлены свистящие звуки, а шипящие – находятся на этапе автоматизации и дифференциации.
Таким образом, в ходе проведённого нами экспериментального исследования у детей изучаемой категории была отмечена положительная динамика в состоянии всех компонентов фонетической стороны речи, что свидетельствует об эффективности проведенной логопедической работы.
Список литературы
Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 192с.
Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ: Астрель; Владимир : ВКТ, 2008. – 319с.
Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : Методическое пособие / Г. Г. Голубева. – СПб. : Издательство РГПУ им. А.И.Герцена : Союз, 2000. – 105с.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003. – 240с.