Анализ оценки детьми положительных и отрицательных сторон использования средств интернета

№ п/п Преимущественное использование интернет-ресурсов Кол-во опрошенных, %
Положительное влияние
1. позволяет найти полезную информацию 12,2
2. помогает в обучении 12,2
3. возможность общения в социальных сетях; заводить новые знакомства 75,6
Отрицательное влияние
4. наносит вред здоровью 24,4
5. занимает слишком много времени, что не успеваешь сделать важные дела (не успеваешь выполнить домашнее задание, мало свободного времени) 61,0
6. не указали отрицательного влияния 14,6

Показатель № 5 может свидетельствовать о склонности к интернет-зависимости значительной части опрошенных. Кроме того, больше половины респондентов (21 человек) указали, что бывают в режиме on-line 4-6 часов в сутки, а 12,5% – даже более 6 часов. Это свидетельствует о высоком увлечении детьми социальными сетями, чрезмерном провождении времени в интернете, предрасположенности к интернет-зависимости.

Необходимо так же отметить, что 75,6% опрошенных хотели бы использовать интернет в обучающих целях, а реально используют только 12,4%. Возможно, это обусловлено неумением детей использовать интернет в обучающих целях, отсутствием навыка учебной деятельности с использованием ресурсов интернета, несформировавшейся культурой использования компьютерных технологий в условиях самоорганизации учебной деятельности.

Выше сказанное говорит о проблеме нецелесообразного использования средств интернета школьниками, о необходимости формирования эффективных форм работы с интернетом как факторе организации продуктивной учебной деятельности и, одновременно, профилактики интернет-зависимости – как непродуктивной форме использования интернета.

Зависимое поведение является формой отклоняющегося поведения. В рамках данного исследования мы предлагаем профилактику интернет-зависимости на педагогическом уровне путем оптимального его использования, т.е. через формирование учебной деятельности с использованием средств интернета.

Основной целью такой коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР и проявляющими признаки интернет-зависимости, является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность в процессе использования интернет-ресурсов [2].

В данном случае, процесс работы в интернете должен проходить в учебное время под контролем учителя. Правильно продуманные формы работы, способы формирования мотивации при использовании средств интернета в учебной деятельности, основанные на «сильных сторонах» интернета (оперативность смены информации, мобильность в поиске заданных сведений, высокая информативность, бесплатность и доступность большинства образовательных ресурсов и т.д.) будут способствовать формированию самоконтроля ребенка при работе в интернете, а, следовательно, работать и на профилактику интернет-зависимости у младших школьников с ЗПР.

Подобная систематическая работа педагогов во время обучения, будет являться образцом способа деятельности в интернете; подержанная родителями и учащимися при выполнении домашнего задания она позволит формировать оптимальные формы работы учащихся с интернетом.

Таким образом, мы обозначили некоторые трудности в информатизации системы образования, предрасположенность учащихся с ЗПР к провождению времени в социальных сетях. Считаем целесообразным проведение профилактической работы интернет-зависимости в младшем школьном возрасте у детей с ЗПР по причине их психофизиологических особенностей.

Список литературы

1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. – М. : Академия, 2003. – 192 с.

2. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2001. – 220 с.

3. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. – Балашов : Николаев, 2004. – 68 с.

4. Янг, К. С. Диагноз-интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Интернет. – 2000. – №2. – С.24-29.

Психолого-педагогическое сопровождение

Детей с нарушениями речи

И.В. Алешинцева, А.А. Ковалева

Коррекция фонетической стороны речи у детей

Старшего дошкольного возраста с минимальными

Наши рекомендации