Анализ оценки детьми положительных и отрицательных сторон использования средств интернета
№ п/п | Преимущественное использование интернет-ресурсов | Кол-во опрошенных, % |
Положительное влияние | ||
1. | позволяет найти полезную информацию | 12,2 |
2. | помогает в обучении | 12,2 |
3. | возможность общения в социальных сетях; заводить новые знакомства | 75,6 |
Отрицательное влияние | ||
4. | наносит вред здоровью | 24,4 |
5. | занимает слишком много времени, что не успеваешь сделать важные дела (не успеваешь выполнить домашнее задание, мало свободного времени) | 61,0 |
6. | не указали отрицательного влияния | 14,6 |
Показатель № 5 может свидетельствовать о склонности к интернет-зависимости значительной части опрошенных. Кроме того, больше половины респондентов (21 человек) указали, что бывают в режиме on-line 4-6 часов в сутки, а 12,5% – даже более 6 часов. Это свидетельствует о высоком увлечении детьми социальными сетями, чрезмерном провождении времени в интернете, предрасположенности к интернет-зависимости.
Необходимо так же отметить, что 75,6% опрошенных хотели бы использовать интернет в обучающих целях, а реально используют только 12,4%. Возможно, это обусловлено неумением детей использовать интернет в обучающих целях, отсутствием навыка учебной деятельности с использованием ресурсов интернета, несформировавшейся культурой использования компьютерных технологий в условиях самоорганизации учебной деятельности.
Выше сказанное говорит о проблеме нецелесообразного использования средств интернета школьниками, о необходимости формирования эффективных форм работы с интернетом как факторе организации продуктивной учебной деятельности и, одновременно, профилактики интернет-зависимости – как непродуктивной форме использования интернета.
Зависимое поведение является формой отклоняющегося поведения. В рамках данного исследования мы предлагаем профилактику интернет-зависимости на педагогическом уровне путем оптимального его использования, т.е. через формирование учебной деятельности с использованием средств интернета.
Основной целью такой коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР и проявляющими признаки интернет-зависимости, является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность в процессе использования интернет-ресурсов [2].
В данном случае, процесс работы в интернете должен проходить в учебное время под контролем учителя. Правильно продуманные формы работы, способы формирования мотивации при использовании средств интернета в учебной деятельности, основанные на «сильных сторонах» интернета (оперативность смены информации, мобильность в поиске заданных сведений, высокая информативность, бесплатность и доступность большинства образовательных ресурсов и т.д.) будут способствовать формированию самоконтроля ребенка при работе в интернете, а, следовательно, работать и на профилактику интернет-зависимости у младших школьников с ЗПР.
Подобная систематическая работа педагогов во время обучения, будет являться образцом способа деятельности в интернете; подержанная родителями и учащимися при выполнении домашнего задания она позволит формировать оптимальные формы работы учащихся с интернетом.
Таким образом, мы обозначили некоторые трудности в информатизации системы образования, предрасположенность учащихся с ЗПР к провождению времени в социальных сетях. Считаем целесообразным проведение профилактической работы интернет-зависимости в младшем школьном возрасте у детей с ЗПР по причине их психофизиологических особенностей.
Список литературы
1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. – М. : Академия, 2003. – 192 с.
2. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2001. – 220 с.
3. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. – Балашов : Николаев, 2004. – 68 с.
4. Янг, К. С. Диагноз-интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Интернет. – 2000. – №2. – С.24-29.
Психолого-педагогическое сопровождение
Детей с нарушениями речи
И.В. Алешинцева, А.А. Ковалева
Коррекция фонетической стороны речи у детей
Старшего дошкольного возраста с минимальными