Профилактики интернет-зависимости
В данной статье мы рассмотрим отношение школьников к интернет-ресурсам, понятие интернет-зависимости. Охарактеризуем способы деятельности педагога по формированию учебной деятельности с использованием интернета у детей младшего школьного возраста с ЗПР как фактор профилактики интернет-зависимости.
Информатизация системы образования предполагает активное использование компьютерных технологий в процессе обучения. Несмотря на большой образовательный потенциал интернет-сервисов, данные последних исследований [1; 4] свидетельствуют, что в большей степени дети и подростки интернет используют для проведения досуга. При возможностях положительного влияния на качество жизни интернет-технологий наблюдаются определенные трудности в оптимизации средств интернета, а иногда и обратный – отрицательный эффект. Так по данным Кимберли С. Янг [4] 80% участвующих в исследовании испытуемых проявляли признаки зависимости от интернета.
Под интернет-зависимостью следует понимать "навязчивое (компульсивное) желание выйти в интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из интернета, находясь on-line" [4]. Будучи очень распространенным явлением среди детей и подростков, с одной стороны, и оказывающим значительное влияние на их общепсихическое развитие, с другой стороны, интернет-зависимость привлекает пристальное внимание психологов и педагогов.
Психологические последствия этого явления – социальная изоляция (частичный или полный отказ от общения с другими людьми, замена реальных друзей виртуальными, ослабление эмоциональных реакций, существенное сужение сферы интересов и т.п.) [1]. Поэтому одной из основных задач учителя, педагога-психолога, дефектолога, родителей является профилактика интернет-зависимости.
Наиболее благоприятным для такой работы, на наш взгляд, является младший школьный возраст. В младшем школьном возрасте процесс формирования учебной деятельности только начинается. Современный социум предъявляет серьезные требования к активному использованию компьютерных технологий в различных сферах общественной жизнедеятельности. Информатизация системы образования предполагает использование компьютера в обучении. Особое внимание следует обратить на детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
В ракурсе всего вышесказанного, грамотно организованная работа педагога, обучающего ребенка с ЗПР, с интернет-ресурсами может быть использована и как фактор формирования учебной деятельности, и как средство профилактики интернет-зависимости.
Для таких детей характерна слабость произвольной регуляции деятельности, недостаточная ее целенаправленность, несформированность функции самоконтроля. Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, что в свою очередь, определяет трудности всей учебной деятельности [3].
Так, например, обилие информации в интернете не позволяет им сосредоточиться. Постоянно всплывающие картинки с рекламой отвлекают, и ученик посещает сайт с сомнительной информацией. В такие моменты и психологическая безопасность ребенка при работе в интернете оказывается под угрозой. Возможность ухода в виртуальную реальность, создание мнимого образа в социальных сетях позволяет укрепить неадекватную самооценку и создать ощущение самореализации, завести виртуальных знакомых, что в свою очередь может спровоцировать зависимое поведение. Эти факты говорят о необходимости формирования самоконтроля при работе в интернете у учеников младшего школьного возраста с ЗПР. Такая деятельность педагога одновременно будет способствовать профилактике интенрнет-зависимости у обозначенного контингента детей.
Для выявления отношения к интернет-ресурсам школьников было организовано собственное психолого-педагогическое исследование и составлена анкета. Целью анкетирования являлось выявление эффективности использования школьниками интернета и оценка детьми положительных и отрицательных сторон использования средств интернета.
В исследовании приняли участие младшие школьники (возраст 10-11 лет) количеством 41 человек, имеющие диагноз ЗПР. Все 100% опрошенных используют интернет для общения в социальных сетях, отмечая, при этом, его неоднозначное влияние на собственную жизнь. Более дифференцированный анализ использования ресурсов интернета представлен в таблице 1.
Таблица 1